Научная статья на тему '2010. 04. 022. Сидоров Е. В. Речевая коммуникация: фундаментальные необходимости. - М. : Изд-во РГСУ, 2009. - 154 с'

2010. 04. 022. Сидоров Е. В. Речевая коммуникация: фундаментальные необходимости. - М. : Изд-во РГСУ, 2009. - 154 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
375
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОВОРЯЩИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 04. 022. Сидоров Е. В. Речевая коммуникация: фундаментальные необходимости. - М. : Изд-во РГСУ, 2009. - 154 с»

Монография завершается приложением, представленным в виде разнообразных таблиц, например: «Фрейм создания оценки», «Характеризация восприятия оценки» и т.д.

М.В. Томская

2010.04.022. СИДОРОВ ЕВ. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НЕОБХОДИМОСТИ. - М.: Изд-во РГСУ, 2009. -154 с.

Евгений Владимирович Сидоров - доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии социальных наук, заведующий кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Российского государственного социального университета, специалист в области лингвистики, французского языка и перевода.

Монография Е.В. Сидорова «Речевая коммуникация: Фундаментальные необходимости» подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» и посвящена осмыслению речевой коммуникации как необходимого процесса.

Реферируемая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Необходимость изучения речевой коммуникации обусловлена рядом факторов. Один из них заключается в том, что «современное состояние лингвистической теории речевой коммуникации характеризуется наличием застойных явлений, связанных с доминирующим положением в указанной области знаний концепций механистической ориентации, лишенных антропологического содержания. Лингвистическая наука речевой коммуникации имеет возможность продвинуться вперед в понимании сущности коммуникативного процесса за счет продуктивного использования в научной интерпретации сущности речевой коммуникации категории живой человеческой деятельности в рамках деятельностного, системно-интерактивного подхода.

Решение данной научной проблемы обладает первостепенной важностью для науки, поскольку способствует переходу теории речевой коммуникации от эгоцентрически-информационной к новой, более содержательной, координационно-деятельностной парадигме взглядов более высокого интеллектуального уровня» (с. 5).

В настоящее время известно более трех десятков моделей коммуникации. Такое многообразие представлений о речевой деятельности вызвано объективной сложностью и многоаспектностью данного явления. Вместе с тем это также является результатом того, что исследователи коммуникации остаются приверженцами част-нонаучных теоретических моделей: лингвистических, психологических, литературоведческих, семиотических и других. Е.В. Сидоров исходит из того, что акт речевой коммуникации - «социальное взаимодействие людей, осуществляющих деятельность» (с. 8).

Глава первая «Модели коммуникативного акта» включает в себя 15 параграфов, в каждом из которых описывается особая модель коммуникативного акта. Так, в этой главе представлены коммуникативные модели Ф. де Соссюра, Р. Якобсона, Л. Блумфилда, модель коммуникации Ю.М. Лотмана, Г. Лассуэлла, Шеннона-Уивера, М. де Флера, Осгуда-Шрамма, двухканальная модель В.П. Морозова, модель двуступенчатой коммуникации, модель Э.П. Шубина, модели Н.Г. Комлева и Р.Г. Пиотровского, модель Оксфордской школы, модель речевой коммуникации по К. Менгу, а также деятельностная модель речевой коммуникации.

Глава вторая «Внутренняя объективная необходимость речевой коммуникации и необходимый состав компонентов в системе акта речевой коммуникации» представлена шестью параграфами: «Коммуникативная необходимость», «Особенная коммуникативная потребность в координации деятельностей коммуникантов», «Необходимый состав акта речевой коммуникации: деятельности коммуникантов», «Коммуникативная необходимость и необходимый состав акта речевой коммуникации. Интерактивная детерминация речевой коммуникации», «Необходимый состав акта речевой коммуникации и интерактивный статус факторов речевой коммуникации», а также «Необходимый состав акта речевой коммуникации: интерактивная и деятельностная реальность коммуникативных детерминант». Е.В. Сидоров отмечает, что в изученных им теориях и моделях речевой коммуникации вопрос о внутренней объективной необходимости речевой коммуникации не формулируется, что свидетельствует о низком уровне научной рефлексии, присущем данным теориям и моделям. Однако в коммуникативной реальности действует «внутренняя необходимость, но она остается непознанной. Она не осознается как таковая рефлексивно, но интуитивно

фиксируется в виде представлений о том, "что происходит" в речевой коммуникации» (с. 50). «При рассмотрении различных концепций и моделей речевой коммуникации, для свойственного им уровня осознания "того, что происходит" в речевой коммуникации, характерно представление, что речевая коммуникации состоит в передаче информации» (там же). Необходимость же в речевой коммуникации возникает тогда, когда деятельности, осуществляемые людьми, соприкасаются между собой, и для их успешного осуществления требуется их согласовать, координировать, т.е. «объективная необходимость речевой коммуникации состоит в знаковом управлении деятельностью партнера по коммуникации в рамках координации деятельностей говорящего и реципиента» (с. 51). В системе акта речевой коммуникации текст может рассматриваться не только как часть деятельности, но и как относительно самостоятельное целое. «Наряду с коммуникативными деятельностями текст можно считать полноценной подсистемой речевой коммуникации. Как таковая подсистема текст с необходимостью осознается в необходимой связи с деятельностью» (с. 52). Предметом специфической речевой потребности для говорящего являются действия (внешние или внутренние), к которым побуждается читающий или слушающий с помощью высказывания, реальное с достоверностью фиксируемое говорящим или только с известной долей вероятности предполагаемое им (особенно в случае совершения реципиентом только внутренних действий) совершение этих действий знаменует удовлетворение специфической речевой потребности в коммуникации; а для слушающего (читающего) это психические (внутренние) действия освоения (постижения) действий партнера, замещенных высказыванием; совершение этих действий, сопровождаемое переживанием постижения смысла говоримого в одних случаях, а также проникновением в мотивы, ценности, установки говорящего в других случаях, знаменует удовлетворение специфической речевой потребности в коммуникации. Содержание мотива коммуникативной деятельности в коммуникации Е.В. Сидоров предлагает трактовать как «собственно начало психической активности, направленной на получение искомой знаковой координации деятельностей: для говорящего - на производство высказывания, с тем чтобы побудить этим высказыванием реципиента - адресата к совершению внешних или внутренних действий, удовлетворяющих

потребность деятельности, обслуживаемой деятельностью речевой; для слушающего (читающего) - психическое освоение действий говорящего, замещенных высказыванием, необходимое для удовлетворения потребности деятельности, обслуживаемой деятельностью речевой» (с. 65). В отдельном событии речевой коммуникации исследователь предлагает выделить три основных компонента: 1) коммуникативную деятельность говорящего - первичную коммуникативную деятельность; 2) текст (речевое произведение); 3) коммуникативную деятельность реципиента - вторичную коммуникативную деятельность.

В третьей главе «Внутренний механизм функционирования речевой коммуникации» рассматриваются следующие вопросы: «Функционирование речевой коммуникации», «Системное отношение интеракции», «Базовый механизм речевой коммуникации», «Структура интерактивной динамики: координационные кольца», «Базовый механизм и эпифеномены речевой коммуникации».

Каждая языковая личность обладает определенным набором значимых для коммуникации знаний, представлений и пространств. С когнитивной точки зрения речевая коммуникация характеризуется как взаимная знаковая координация когнитивных баз, т. е. индивидуальных когнитивных пространств как частей общего знания, а также частей когнитивной базы, которой обладает отдельная личность, принимающая участие в речевой коммуникации. Поскольку в речевой коммуникации говорящий пользуется своим индивидуальным когнитивным пространством, построение текста, производимого говорящим, есть соответствующим образом организованная знаковая проекция этого пространства. Проекция индивидуального когнитивного пространства говорящего в тексте постоянно регулируется образом индивидуального когнитивного пространства адресата, т.е. речевая коммуникация в когнитивном аспекте представляет собой знаковую координацию когнитивных баз и когнитивных пространств коммуникантов. Все это позволяет говорить о том, что функционирование речевой коммуникации состоит в движении, в которое включается и в котором осуществляется целостная система акта речевой коммуникации. В этом движении участвуют все три подсистемы речевой коммуникации: коммуникативная деятельность говорящего, текст (высказывание), коммуникативная деятельность реципиента. «Речевая коммуника-

ция не есть только область знакового представления пресуппозиций говорящего; она также не есть только область реализации пре-суппозиционного потенциала реципиента, что имеет место в случае полного развертывания системы коммуникации, но она есть знаковая координация пресуппозиций говорящего и пресуппозиций реципиента настолько, насколько последние представлены в образе пресуппозиций адресата, формируемом говорящим в пространстве действия базового механизма речевой коммуникации, состоящего в знаковой координации деятельностей коммуникантов.

В речевой коммуникации говорящий реализует свойства и ресурсы своей культуры - ценности и идеалы, оценки, цели, стереотипы, образцы действий, в связи с чем построение текста есть проекция свойств и ресурсов его культуры на знаковый материал текста. Но в силу необходимой обязательности соотнесения коммуникативной деятельности говорящего с фактором адресата, вызванного действием базового механизма речевой коммуникации, состоящего в знаковой координации деятельностей коммуникантов, проекция свойств и ресурсов культуры говорящего в знаковом материале текста регулируется со стороны образа свойств и ресурсов культуры адресата как потенциального реципиента» (с. 144). «С точки зрения представленности в ней (речевой коммуникации. -Реф.) культуры, речевая коммуникация не есть только область знакового представления культуры говорящего; она также не есть только область реализации культурного потенциала реципиента, но она есть знаковая координация культуры говорящего и культуры реципиента настолько, насколько последняя представлена в образе культуры адресата, формируемом говорящим в пространстве действия базового механизма речевой коммуникации, состоящего в знаковой координации деятельностей коммуникантов» (с. 145).

В заключение приводятся выводы. Системно-деятельностный анализ реальности речевой коммуникации позволяет сделать существенные выводы о важнейших свойствах, с необходимостью присущих данной реальности. В реальности речевой коммуникации действуют фундаментальные необходимости, существенным образом характеризующие суверенную природу данной реальности. Основные результаты описания этих фундаментальных необходи-мостей Е.В. Сидоров сводит к следующему.

1. Выявлены и описаны признаки недостаточности недея-тельностных концепций речевой коммуникации, имеющих хождение в настоящее время: механицизм, информационность, редукционизм, досистемный тип рефлексии.

2. Установлена природа внутренней объективной необходимости речевой коммуникации: она состоит в знаковой координации деятельностей участников коммуникации средствами языка.

3. Сформулированы содержательные и взаимосвязанные дефиниции деятельности, речевой деятельности, коммуникативной деятельности, значимые и продуктивные для теории речевой коммуникации.

4. Обоснован необходимый системный состав отдельного акта речевой коммуникации: коммуникативная деятельность говорящего, текст (высказывание), коммуникативная деятельность реципиента, на системном фоне некоммуникативных деятельностей субъектов коммуникации, условий общения и референтной ситуации.

5. Представлена характеристика базового механизма речевой коммуникации как механизма знаковой координации коммуникативных деятельностей участников и схема его функционирования в виде переходящих друг в друга координационных колец.

6. Выявлен характер обусловленности целого ряда факторов речевой коммуникации действием базового механизма речевой коммуникации, состоящего в знаковой координации деятельностей коммуникантов.

Список литературы (с. 149-153) включает в себя работы на русском и английском языках.

М.Б. Раренко

ПРИКЛАДНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

2010.04.023. СОВРЕМЕННЫЕ ИЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ. 1. ПОТАПОВА Р.К. Лингвистика и информационно-коммуникативные технологии применительно к речеведению // Концептуальный спектр изысканий в современном речеведении / Отв. ред. Потапова Р.К. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2009. - С. 9-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.