Научная статья на тему '2009. 02. 001. Яковлев В. А. Ххii Всемирный философский конгресс (cеул, Корея, июль 30 - август 5, 2008). (заметки участника)'

2009. 02. 001. Яковлев В. А. Ххii Всемирный философский конгресс (cеул, Корея, июль 30 - август 5, 2008). (заметки участника) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГАЦЦИ Э. / МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 001. Яковлев В. А. Ххii Всемирный философский конгресс (cеул, Корея, июль 30 - август 5, 2008). (заметки участника)»

ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

2009.02.001. ЯКОВЛЕВ В А. ХХ11 ВСЕМИРНЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС (СЕУЛ, КОРЕЯ, ИЮЛЬ 30 - АВГУСТ 5, 2008). (Заметки участника).

Это - первый Всемирный философский конгресс, который состоялся в Азии. Наиболее представительными были делегации из Кореи (800 человек), США (176 человек), России (163 человек).

Конгресс проходил под девизом «Переосмысливая философию сегодня» в Сеульском национальном университете в хорошо обустроенных и технически оборудованных корпусах. При регистрации участникам вручались программа Конгресса и тезисы предполагаемых выступлений. По дисконтным картам проводилась продажа философской литературы известных западных и азиатских издательств. На пленарных сессиях шел синхронный перевод на английский, французский, русский, китайский и японский языки. Секционные заседания и различные симпозиумы проводились практически только на английском.

В церемонии открытия Конгресса приняли участие и выступили: премьер-министр Южной Кореи, президент Всемирного философского конгресса, президент корейского организационного комитета, президент Академии наук Кореи, ректор Сеульского национального университета и др.

Были организованы представления фольклорных коллективов, торжественные приемы в университете и мэрии Сеула. Проводились разноплановые многочисленные экскурсии по достопримечательным местам Сеула и его окрестностям. От мест компактного проживания участников Конгресса ходили спецавтобусы (шатлы). Питание было организовано в традициях как восточной, так и западной кулинарии.

К недостаткам организации можно отнести почти полное отсутствие копировальной техники, что существенно затрудняло рас-

пространение текстов выступлений. Нередко докладчики на пленарных сессиях выходили за рамки регламента, что практически сводило на нет возможность публичного обсуждения их докладов. Возможно, проявлялись излишняя заорганизованность и раздробленность в работе сходных по проблематике секций, что приводило к необходимости «перебежек» участников в разные аудитории, создавая ненужные шумовые помехи.

В ходе Конгресса проведены четыре пленарные сессии, на каждой из которых выступили по три основных докладчика (4050 мин. на выступление). Основная часть работы протекала, согласно программе, на секционных заседаниях (54 секции), где на выступление отводилось 12-15 мин., на вопросы-ответы - 5 мин. и на общие дискуссии перед перерывами - 20 мин. Кроме того, проводились многочисленные симпозиумы, «круглые столы», специальные сессии с приглашенными докладчиками, собрания региональных философских обществ.

Основная тематика пленарных сессий базировалась на анализе актуальных социокультурных (политических, религиозных, эстетических, этических, этнических) и других проблем, встающих перед современным обществом в условиях нарастающих локальных войн, углубляющегося экологического кризиса, проблем этнической и культурной идентичности, глобализации, экономического неравенства, новейших технологий, специфики образовательного процесса и др. Так, на первой пленарной сессии докладчики из США, Камеруна, Китая особое внимание уделили необходимости переосмысления ключевых понятий политической и моральной философии - демократии, справедливости и глобальной ответственности. Вторая пленарная сессия была посвящена переосмыслению метафизических принципов бытия современного человека. Докладчики из Японии, Кот-д'Ивуара, Франции подчеркнули опасность для современного человека непрерывно возрастающих темпов жизненных циклов, расширяющихся возможностей манипулирования сознанием человека с помощью СМИ, подмены подлинного искусства поп-артом и рекламой. В ходе работы третьей пленарной сессии в докладах представителей США, Италии, Франции было предложено переосмыслить историю философии, которая до сих пор рассматривается в основном как история только западной философии. Сейчас необходим компаративистский кри-

тический диалог с другими течениями философской мысли. Речь шла о сближении и переосмыслении традиций классической западной философии (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Хайдеггер, Сартр и др.), индийской и китайской философии (буддизм, конфуцианство, даосизм). Не был упомянут ни один русский философ (как и на предыдущем конгрессе в Стамбуле). Хотя на секционных заседаниях делались доклады по философским учениям мыслителей не только России, но и Египта, Турции, Ирана, Азербайджана, Грузии и др., но, как правило, представителями самих этих стран.

Вероятно, наиболее интересной в теоретическом плане стала заключительная пленарная сессия «Переосмысливая эпистемологию, философию науки и техники: Знание и культура». С ярким докладом выступил известный философ науки Э. Агацци, выдвинувший концепцию современной технонауки, при анализе которой, наряду с традиционными эпистемологическими критериями, необходимо учитывать сложный комплекс социокультурных факторов, включая и личную моральную ответственность ученого за результаты его профессиональной деятельности. Идеи Э. Агацци поддержал французский философ Б. Сэн-Сернен. Развивая традиции отечественной школы философии науки (Г. Башляр, А. Койре), он показал, что знание в аксиологическом плане носит амбивалентный характер, т.е. может использоваться как во благо, так и во зло человеческой цивилизации. Третий докладчик Ж. Ким (Корея/США) не согласился со своими коллегами, считая, что в целом развитие науки, несомненно, способствует социальному прогрессу во всех его сферах. Кроме того, в сложном комплексе современных наук докладчик особенно выделил физику, которая, по его мнению, является единственной наукой, где открываются фундаментальные законы бытия. Другие специальные науки в лучшем случае оперируют лишь статистическими закономерностями и должны быть в конечном счете редуцированы к физике. На что Э. Агацци контраргу-ментировал в том плане, что физика до сих пор имеет дело лишь с простейшими системами, тогда как реальный мир, включая и общество, состоит из суперсложных систем, законы которых принципиально отличны от законов физики.

Интересной была и содержательно проведенная российскими академиками (В. Стёпин, В. Лекторский, А. Гусейнов) специальная сессия «Философия как проектирование человеческой реальности».

В представленных докладах и развернувшейся дискуссии (сессия велась на английском языке) были поставлены вопросы совместного поиска наукой и философией новых миров (новых пластов бытия), социальной значимости био- и нанотехнологий в меняющемся облике культуры и самого человека. Для решения этих проблем необходимо генерирование новых культурных универсалий, выявление эпистемической и этической специфики постнеклассической рациональности. Особенно подчеркивалась опасность проектирования будущего на базе наукообразных теорий, которые с точки зрения философско-методологического анализа носят явно утопический, а нередко и реакционный, характер. При этом необходимо учитывать, что классические утопии Мора, Бэкона, Кампанеллы и др., задававшие идеалы развития общества, во многих своих аспектах были воплощены в реальность именно благодаря развитию науки.

Работа Конгресса в целом имела широкий резонанс в СМИ. Несомненно, мировая философия получила новый мощный импульс для дальнейшего развития и расширения сферы своего влияния на все стороны социума.

В.А. Яковлев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.