2009.01.026. СТАНКОВ Н.Н. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЧЕХОСЛОВАКИИ, 1918-1924 / Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград, 2007. - 471 с. - Имен. указ.: с. 457-469.
Ключевые слова: Веймарская республика, Чехословакия, 1918-1924 гг., дипломатические отношения.
В реферируемой книге рассматривается становление и развитие чехословацко-германских дипломатических отношений в 19181924 гг., прослеживается взаимодействие важнейших внутриполитических и международных факторов, влиявших на этот процесс. Как отмечает автор, Германия намеривалась использовать ЧСР в своей дипломатической игре с Западом. Для Чехословакии установление дипломатических отношений с Германией могло стать первым шагом к прорыву дипломатической изоляции, мостом к развитию контактов с западными державами. Президенты ЧСР Т.Г. Масарик и Э. Бенеш постоянно подчеркивали, что отношения с Германией являются для их страны «жизненно важной» проблемой (с. 4).
Монография, написанная на основе архивных материалов Российской Федерации, Чешской Республики и ФРГ, состоит из четырех глав. Первая глава посвящена чехословацко-германским отношениям накануне и в период Парижской мирной конференции 1918 г. 28 октября 1918 г. в Праге Национальный комитет провозгласил образование Чехословацкой республики. В составе новой республики оказались представители нескольких национальностей, в том числе и немцы. По мере развития чешского национально-освободительного движения немецкие политики из Чехии и Моравии старались не допустить включения в состав Чехословакии пограничных территорий, где преобладало немецкое население. Права на автономию добивались богемские немцы, малая родина которых оказалась в составе Чехословакии. 29 октября немецко-богемские депутаты австрийского парламента приняли решение о создании в северо-западной части Чехии самостоятельной провинции Немецкая Богемия и о ее присоединении к Австрии. Кроме того, они возлагали надежды на объединение Австрии и Германии. Но в Берлине к их просьбам относились осторожно. К тому же внутриполитические проблемы в Германии и военное поражение
на фронте в конце октября 1918 г. сделали невозможным осуществление планов богемских немцев. Сфера взаимоотношений Чехословакии и Германии в конце 1918 г. была весьма узкой, отмечает автор. В декабре 1918 г. чехословацкие войска заняли пограничные области Германии, что, впрочем, не вызвало беспокойства Берлина. В преддверии Парижской мирной конференции «ценой невмешательства в немецко-богемский вопрос германская дипломатия стремилась склонить Прагу к сотрудничеству и использовать ее в качестве моста для налаживания отношений со странами Антанты и США, надеясь не допустить осуществления антигерманских проектов, прорвать дипломатическую изоляцию и создать более благоприятные условия при подписании мирного договора» (с. 47).
На Парижской мирной конференции было два делегата от Чехословакии - К. Крамарж и Э. Бенеш. Они стремились добиться включения в состав ЧСР пограничных областей Чехии, Моравии и Силезии, населенных преимущественно немцами. В результате переговоров Чехословакии удалось достичь максимального удовлетворения своих требований и получить вышеуказанные австрийские провинции. Что касается проблемы богемских немцев, то ее, по словам Э. Бенеша, «в том виде, как она была представлена Веной и так называемым правительством Немецкой Богемии, никто из участников конференции всерьез не принял» (с. 91).
Во второй главе анализируются международные отношения в Центральной Европе в июле 1919 - декабре 1921 г. Летом 1919 г. к власти в ЧСР пришло правительство «красно-зеленой коалиции», и немецкая политика страны изменилась. Если раньше чешские политики не скрывали неприязни ко всему немецкому, то новый глава правительства В. Тусар «проявлял терпимость и готовность к компромиссам с немцами» (с. 93). Его подозревали в симпатиях к немецким социал-демократам, и отчасти поэтому его инициатива по урегулированию немецко-богемского вопроса была сведена на нет. В марте 1920 г. произошло обострение глучинского вопроса. Берлин не смог добиться включения Глучинского района в зону верхнесилезского плебисцита и вынужден был передать его Чехословакии. Туда еще в феврале были введены чехословацкие войска, а в марте положение еще более обострилось, протесты местных жителей приняли всеобщий характер.
Вместе с тем Берлин не желал конфликтов с Прагой, поэтому им предпринимались усилия по урегулированию всех спорных вопросов с Чехословакией. Ради этого Германия отказалась от включения Глучинского района в зону проведения плебисцита. Кроме того, 29 июня 1920 г. Веймарская республика и ЧСР подписали всеобъемлющее экономическое соглашение. Тем не менее чешско-немецкие отношения оставались напряженными в течение всего 1920 года. Чехословацкие и немецкие социал-демократы, «выдвинувшиеся в результате демократических выборов в 1919 и 1920 гг. на передний план в политической системе ЧСР, оказались неспособными преодолеть груз прошлого и проложить путь к межнациональному примирению и сотрудничеству» (с. 122).
Осенью 1920 г. президент ЧСР Т. Масарик назначил внепарламентское правительство, которое возглавил чиновник Я. Черны. В период его работы участились столкновения чехов с немцами в приграничных городах. Но подобные столкновения не отвечали интересам ни Праги, ни Берлина. В сентябре 1921 г. в ЧСР к власти пришло правительство Э. Бенеша, которое попыталось утаить информацию о межнациональных столкновениях. Однако она просочилась в германскую печать, и это отрицательно сказалось на репутации нового правительства.
Одновременно ЧСР пыталась упрочить собственную безопасность путем создания союзов с соседними государствами. 14 августа 1920 г. Чехословакия, Югославия и Румыния создали военно-политический блок регионального характера - Малую Антанту. Кроме того, ЧСР сблизилась с Польшей, что было невыгодно Германии в связи с предстоящим плебисцитом в Верхней Силезии. Как отмечает автор, «одной из главных целей германской дипломатии было не допустить сотрудничества ЧСР с Польшей» (с. 161).
Третья глава посвящена отношениям Праги и Берлина в условиях трансформации Версальской системы в 1922 году. В период подготовки Генуэзской конференции в конце 1921 г. Чехословакия относилась к идее об ее созыве очень сдержанно и отклонила предложение провести ее в Праге. Отчасти это объяснялось тем, что Бенеш считал «большой ошибкой ускорять признание советского правительства де-юре путем созыва международной конференции...» (с. 211). Кроме того, он полагал, что в числе главных принципов будущей конференции следует в форме резолюции отразить
вопрос о ненападении, что «могло бы быть первым шагом к подготовке европейского договора о гарантиях, который включал бы Германию» (с. 215).
16 апреля 1922 г. германская и советская делегации подписали в Рапалло договор, предусматривавший восстановление дипломатических и консульских отношений, развитие экономического сотрудничества и торговли. Его заключение вызвало возмущение всех участников Генуэзской конференции, включая Чехословакию. Крайне критически отнеслись к нему чехословацкие национальные демократы. Так, депутат А. Гайн утверждал, что «политика Германии создает серьезную угрозу для Чехословакии, и требовал от правительства Бенеша немедленного принятия мер по укреплению безопасности и обороноспособности страны» (с. 246).
В четвертой главе рассматривается положение Чехословакии в период Рурского кризиса. В конце 1922 г. главной проблемой международных отношений стал вопрос о германских репарациях. Для того чтобы заставить Берлин в полной мере выплачивать репарации, Франция и Бельгия оккупировали в 1923 г. Рурскую область. В Чехословакии пристально следили за этими событиями. В официальных заявлениях было сказано, что ЧСР намерена «в отношении Германии строжайшим образом сохранять нейтралитет и воздерживаться от всякого вмешательства» (с. 313).
На взаимоотношения ЧСР и Веймарской республики во время канцлерства Г. Штреземана в 1923-1924 гг. оказали влияние многие факторы: признание СССР рядом европейских стран, смягчение германской политики Франции и урегулирование репарационного вопроса. Прага постоянно подчеркивала свою заинтересованность в отрыве СССР от Германии и нормализации международных отношений в Европе. В это время крупной внешнеполитической победой Германии стало принятие плана Дауэса, позволившего ей вернуться на международную арену в качестве равноправного субъекта отношений. Среди задач ЧСР «на первый план выдвигалась проблема обеспечения безопасности страны» (с. 455).
О. В. Бабенко