Научная статья на тему '2009.01.026. ГРАР Ф. ИНДИЯ, ЕВРОПА, США: ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА. GRARE F. INDE, EUROPE, ÉTATS-UNIS: QUELS PARTENARIATS STRATéGIQUES? // FUTURIBLES. - P., 2008. - N 338. - Р. 31-43'

2009.01.026. ГРАР Ф. ИНДИЯ, ЕВРОПА, США: ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА. GRARE F. INDE, EUROPE, ÉTATS-UNIS: QUELS PARTENARIATS STRATéGIQUES? // FUTURIBLES. - P., 2008. - N 338. - Р. 31-43 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009.01.026. ГРАР Ф. ИНДИЯ, ЕВРОПА, США: ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА. GRARE F. INDE, EUROPE, ÉTATS-UNIS: QUELS PARTENARIATS STRATéGIQUES? // FUTURIBLES. - P., 2008. - N 338. - Р. 31-43»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2009.01.026. ГРАР Ф. ИНДИЯ, ЕВРОПА, США: ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА.

GRARE F. Inde, Europe, États-Unis: quels partenariats stratégiques? // Futuribles. - P., 2008. - N 338. - Р. 31-43.

Автор (исследователь Фонда Карнеги) анализирует укрепление двусторонних связей Индии с ЕС и США.

Установление стратегического партнерства - это всегда попытка государства решить проблемы, справиться с которыми в одиночку ему не под силу. Стратегическое партнерство не является понятием международного права. Поэтому если его существование и подчеркивает тесные связи между государствами, партнерство не носит характера союза с четкими правами и обязанностями.

В стратегическом отношении Индия традиционно делит мир на три концентрических круга: 1) непосредственные соседи, в отношении которых она пытается навязать свою гегемонию, а также присвоить себе право вето на действия других держав; 2) более широкий круг соседей в Азии и на побережье Индийского океана, где Индия стремится сдерживать их влияние; 3) международная арена, где Индия добивается признания статуса великой державы и центрального партнера в обеспечении мира и безопасности.

В этом контексте особую роль для Индии играют Пакистан и Китай. Пакистан отрицает гегемонию Индии и помогает ее сепаратистским группам; Китай (с которым в 1962 г. уже было неудачное столкновение) - соперник и потенциальный противник.

Отношения Индии с СССР преследовали две главные цели: сдерживание Китая, который с 1971 г. поддерживали США, и сокращение американского влияния в регионе. Распад традиционного союзника оставил Индию одну лицом к лицу с поднимающимся Китаем, тогда как Пакистан стал еще активнее помогать сепаратистам в Кашмире. Вот почему Индия стремится интегрироваться в новую международную систему, сохраняя при этом «стратегическую автономию» (с. 34). Важное средство достижения этого - наличие у Индии ядерного оружия. Вместе с тем в Индии понимают, что получить статус великой державы невозможно без углубления перестройки экономики.

Соглашение о стратегическом партнерстве с ЕС Индия подписала 8 ноября 2004 г. в Гааге. В 2005 г. стороны уточнили это соглашение с помощью «плана совместных действий», который предусматривает укрепление механизмов консультаций, политический диалог и сотрудничество, развитие торговых и культурных связей. Стратегическому партнерству Индии с США положило начало совместное заявление премьер-министра Манмохана Сингха и президента Дж. Буша 18 июля 2005 г. в Вашингтоне. Оно охватывает те же сферы: торговлю, инвестиции, энергетику, сотрудничество в области науки, технологии и здравоохранения.

Потребность в углублении экономического сотрудничества свидетельствует одновременно о нуждах индийской экономики и асимметрии отношений в этой области (ЕС является крупнейшим торговым партнером Индии). Индия представляет собой огромный потенциальный рынок, но остается пока «торговым карликом», несмотря на удвоение обмена товарами и услугами с внешним миром за последние десять лет (с. 35).

Потребность в сотрудничестве в сфере энергетики свидетельствует об экономическом росте Индии, но также о беспокойстве относительно энергетической безопасности, которое она вызывает у промышленно развитых стран. По потреблению энергии Индия занимает шестое место в мире, и в последние десять лет ее потребление растет почти на 6% в год (с. 35). Тем самым Индия способствует росту цен на топливо и процессу глобального потепления.

Особое место в стратегическом партнерстве Индии с ЕС и США отведено совместной борьбе с терроризмом, которая маскирует ее тревогу по поводу регионального конфликта с Пакистаном и, возможно, свидетельствует о неспособности Индии умиротворить ближайших соседей. После 11 сентября 2001 г. ряд своих действий, касавшихся исключительно конфликта с Пакистаном, Индии удалось поднять до уровня вклада в мировую борьбу с терроризмом. Правда, эти маневры частично потерпели неудачу, так как география сделала Пакистан незаменимым участником борьбы с «Талибаном» и с терроризмом.

Еще один особый пункт стратегического партнерства - ядерный вопрос. Если в партнерстве с ЕС он отодвинут на второй план, то в партнерстве с США это центральный элемент - как по экономическим, так и (косвенно) по стратегическим причинам. Партнер-

ство в ядерной отрасли предусматривает сотрудничество в сфере гражданского использования атомной энергии. Этот аспект - самый противоречивый в индо-американском партнерстве, так как усиливает опасения относительно военной ядерной программы Индии: стране разрешено покупать уран на международном рынке, и по сути пересматривается режим нераспространения ядерного оружия (в 1967 г. Индия отказалась присоединиться к соответствующему международному договору). Вместе с тем это важнейший аспект партнерства. Он «отвечает прежде всего соображениям статуса Индии, которая видит в этом сотрудничестве фактическое признание ее ядерным государством, а значит, косвенно и великой державой. В то же время это сотрудничество устраняет главное препятствие на пути развития индо-американских отношений, положив конец противоречию между реальным состоянием дел (Индия как ядерное государство) и непризнанием этого статуса по условиям договора о нераспространении» (с. 36). Кроме того, ядерное сотрудничество с США дает Индии доступ к гражданским технологиям, благодаря чему она рассчитывает увеличить темпы экономического роста и снизить загрязнение природной среды при выработке электроэнергии.

В целом стратегическое партнерство Индии с США и ЕС выгодно для всех трех сторон из-за отсутствия серьезного конфликта интересов между ними.

Значительным фактором, влияющим на развитие отношений Индии с США и ЕС, является Китай. Индию и Китай часто называют потенциальными стратегическими соперниками. Китай вторгался в Индию в 1962 г., затягивает решение пограничных споров, передавал оружие массового поражения Пакистану, поддерживает тесные связи с Бирмой и строит военные базы в Индийском океане. Все это, несмотря на процветание двусторонней торговли, укрепляет точку зрения, согласно которой Китай угрожает безопасности Индии.

Феноменальный экономический и военный рост Китая беспокоит и США. По прогнозам, после 2050 г. Китай станет господствующей военно-морской державой в Восточной и Юго-Восточной Азии и вообще будет играть одну из главных ролей в международных отношениях.

Европейцев, для которых более актуальные проблемы - это политическая и военная интеграция собственного региона, а также исламский терроризм, подъем Китая заботит меньше. В ЕС Китай

воспринимают прежде всего как экономического партнера, правда, и конкурента тоже.

«И все же было бы поспешным заключить, будто совпадение интересов Дели и Вашингтона автоматически превращает Индию и США в партнеров в политике сдерживания Пекина. Речь в обоих случаях идет не столько о сдерживании (contenir) Китая, сколько о его ограничении (contraindre). Таким образом, Вашингтон старается избежать создания группировок (союзов и т.д.), которые могут выглядеть антикитайскими, тем более что с недавнего времени происходит заметное сближение Дели с Пекином» (с. 40). В 1993 г. в ходе визита в Китай индийского премьер-министра Нарасимхи Рао было подписано соглашение о сокращении войск на «линии действительного контроля». С визита в Китай премьер-министра А.Б. Ваджпаи в 2003 г. началось улучшение отношений. Две страны даже провели совместные военно-морские учения. В 2005 г. в ходе визита в Индию китайского премьер-министра Вэнь Цзябао стороны объявили о начале стратегического партнерства. «Индийская позиция сегодня - сотрудничать с Пекином в сферах, где сотрудничество возможно, готовясь в то же время к неизбежному соревнованию и возможности конфликта. Сближение с США и, шире, с западными демократиями - это, очевидно, центральный элемент данной стратегии. То, что Индия в обоих случаях настаивает на общности своих ценностей с партнером, важно (помимо реальных демократических убеждений) как стремление подчеркнуть свою идеологическую близость к Западу в отличие от Китая. Какой бы ни была настороженность Пекина в отношении Индии, с этих пор ему тоже следует сближаться с Дели из опасения, что тот однажды соскользнет на американскую орбиту» (с. 41).

В таких условиях Европе не надо опасаться индо-американ-ского сближения. Логика развития индийской внешней политики ведет к умножению числа партнерств. Именно это в Индии считают единственным гарантом ее автономии, в том числе и на пути к статусу великой державы. Вот почему «новый реализм» индийской внешней политики - это разрыв не столько с «идеализмом» Дж. Неру, сколько с романтической идеализацией дипломатии первого премьер-министра Индии. Стратегическое партнерство с США вовсе не является пересмотром традиционно тесных связей Дели с

Москвой; в случае ухудшения российско-американских отношений эти связи могут даже упрочиться.

Для ЕС подъем «еще одной великой страны Азии» означает новую «пересдачу геостратегических карт», которая способна создать в Азии многополярность. Как раз это является целью французской дипломатии и залогом спокойной интеграции ЕС. Именно с сильной Европой-державой предпочла бы иметь дело сама Индия, заинтересованная в партнерстве в сфере безопасности.

К.А. Фурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.