Научная статья на тему '2008. 04. 032. Экономи Э. Большой скачок назад? Издержки экологического кризиса в Китае. Economy E. The great leap backward? The costs of china`s environmental crisis // foreign Affairs. - N. Y. , 2007. - Vol. 86, n 5. - P. 38-59'

2008. 04. 032. Экономи Э. Большой скачок назад? Издержки экологического кризиса в Китае. Economy E. The great leap backward? The costs of china`s environmental crisis // foreign Affairs. - N. Y. , 2007. - Vol. 86, n 5. - P. 38-59 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЭКОЛОГИЯ КНР / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС КНР / ЭКОНОМИКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 04. 032. Экономи Э. Большой скачок назад? Издержки экологического кризиса в Китае. Economy E. The great leap backward? The costs of china`s environmental crisis // foreign Affairs. - N. Y. , 2007. - Vol. 86, n 5. - P. 38-59»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

2008.04.032. ЭКОНОМИ Э. БОЛЬШОЙ СКАЧОК НАЗАД? ИЗДЕРЖКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА В КИТАЕ. ECONOMY E. The great leap backward? The costs of China s environmental crisis // Foreign affairs. - N.Y., 2007. - Vol. 86, N 5. - P. 38-59.

«Быстрое развитие Китая, часто называемое экономическим чудом, стало экологическим бедствием, - пишет руководитель азиатских исследований при Совете по международным отношениям (США). - Рекордный рост по необходимости требует гигантского потребления ресурсов, но в Китае использование энергии сопровождается особенно большим загрязнением среды и крайне неэффективно. Загрязнение воздуха, земли и воды приобретает ужасающие размеры». На долю каменного угля приходится около 70% всего энергопотребления Китая (с. 39-40). В 2006 г. было сожжено более 2,4 млрд. т каменного угля - больше, чем в США, Японии и Великобритании, вместе взятых. Согласно прогнозу, сделанному в Китае в 2000 г., добыча угля должна была удвоиться к 2020 г., однако, по предварительным данным, такое удвоение произошло уже в 2007 г. (с. 39-40). Отчасти такой рост энергопотребления связан с его крайне низкой эффективностью: как сказал один китайский чиновник журналу Der Spiegel в начале 2006 г., «чтобы произвести товаров на 10 000 долл., нам нужно всемеро больше ресурсов, чем использует Япония, почти вшестеро больше, чем США, и, что особенно прискорбно, почти втрое больше, чем Индия» (с. 40).

Эта зависимость от каменного угля влечет за собой тяжелые экологические последствия. Из 20 самых загрязненных городов мира 16 находятся в Китае, и из этого числа четырех самых неблагополучных - в богатой углем провинции Шаньси. Частицы дву-

окиси серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании угля, вызывают у людей заболевания дыхательных путей, а кислые дожди, вызванные выбросами двуокиси серы, выпадают на одной четвертой части всей китайской территории и на одной трети сельскохозяйственных земель, снижая урожайность и повреждая здания (там же).

Однако в скором времени уголь отступит на второй план среди факторов загрязнения воздуха. На первое место начинает выходить автомобильный транспорт. Автомобильный парк ежедневно увеличивается на 14 тыс. единиц, и ожидаемое число автомобилей к 2020 г. достигнет 130 млн. Загрязненность воздуха в Пекине уже теперь в 6 раз больше, чем в Нью-Йорке.

Положение усугубляется планами широкомасштабной урбанизации Китая. Китайские руководители намечают в течение 20002020 гг. переселить 400 млн. человек во вновь созданные городские центры развития. На долю Китая придется более половины всех зданий, которые, как ожидают, будут построены за этот период во всем мире. «Такая перспектива вызывает беспокойство, учитывая, что в китайских домах не используются теплозащитные материалы и энергосберегающие устройства... И хотя Китай - одна из главных стран мира, производящих солнечные батареи, компактные флуоресцентные лампы и теплозащитные окна, все они идут преимущественно на экспорт. Если производство этих энергосберегающих товаров не будет направлено на внутреннее потребление, строительный бум приведет к стремительному росту энергопотребления и загрязнения» (с. 40-41).

Обезлесение Китая по мере расширения обрабатываемых земель происходило на протяжении веков, приводя к деградации почв, особенно на севере и северо-западе, но за последние полвека нагрузка на почвы еще более возросла ввиду сокращения общей площади сельскохозяйственных угодий, теснимых растущими городами и промышленными предприятиями. Пустыня Гоби, которая ныне занимает значительную часть западного и северного Китая, ежегодно расширяется примерно на 1900 кв. миль (ок. 5 тыс. кв. км). По некоторым сообщениям, несмотря на энергичные меры центрального правительства по восстановлению лесов, пустыня уже поглотила 1/4 всей территории страны. По оценке Государственного управления лесным хозяйством, обезлесение подорвало

основы жизни 400 млн. китайцев, превратив десятки миллионов из них в экологических беженцев, ищущих жилья и работы (с. 41).

Помимо этого, около 10% всей площади обрабатываемых земель загрязнены настолько, что получаемые на них продукты опасны для здоровья людей. Из всего зерна, ежегодно собираемого в стране, 12 млн. т загрязнены тяжелыми металлами, поглощенными растениями из почвы (с. 41-42).

Другая серьезная проблема - доступ к чистой воде. Хотя Китай занимает четвертое место в мире по запасам пресной воды (после Бразилии, России и Канады), 2/3 из 660 крупных городов испытывают дефицит водоснабжения, а 110 из них страдают от острой нехватки ее. Растущее потребление - только часть проблемы. Не менее важно и расточительное использование воды. На долю сельского хозяйства приходится 66% потребляемой воды, в основном для орошения полей, но более половины ее расходуется впустую. Китайские промышленные предприятия расходуют на 10-20% больше воды, чем такие же предприятия в развитых странах. В городах Китая до 20% воды теряется в водопроводной сети из-за протечек в трубах. По мере роста благосостояния населения все большее число семей обзаводится посудомоечными и стиральными машинами, покупает дачи с лужайками, требующими полива. Выкачивание воды из подземных бассейнов привело к образованию в толще земли обширных пустот. В результате в некоторых наиболее процветающих городах началось проседание грунта. Например, в городах Шанхай и Тяньцзинь дома погрузились в землю почти на 2 м. В Пекине оседание грунта привело к разрушению фабрик, зданий и подземных трубопроводов и создает угрозу главному международному аэропорту города (с. 42).

Особую опасность создает загрязнение воды. По данным агентства Синьхуа, в 90% китайских городов водоносные горизонты сильно загрязнены. Более 75% речных вод, протекающих через городские зоны Китая, считаются непригодными для питья или рыбной ловли. По официальным данным около 30% речной воды на всей территории Китая непригодны для использования в сельском хозяйстве или промышленности. В результате почти 700 млн. китайцев пьют воду, загрязненную отходами жизнедеятельности людей и животных. Согласно исследованиям Мирового банка, 2/3 сельского населения Китая не имеют доступа к водопроводу, и

это главная причина смертности среди детей в возрасте до пяти лет. Эта же причина вызывает 11% всех случаев рака желудка и кишечного тракта (с. 43).

В стране издано множество законов и постановлений, направленных на сохранение ресурсов чистой воды, однако беда в том, что собственники промышленных предприятий и местные власти не исполняют их. Обследование 509 городов, проведенное в 2005 г., показало, что только 23% заводов надлежащим образом очищали сточные воды перед их сбросом. Согласно другому обследованию, ныне 1/3 всех промышленных стоков и 2/3 бытовых сточных вод сбрасываются без очистки. В реку Янцзы, протянувшуюся от Тибета до Шанхая, сбрасывается 40% всех сточных вод страны, из них 80% без какой-либо очистки. В 2007 г. правительство КНР объявило об отсрочке работ стоимостью 60 млрд. долл. по переброске вод этой реки в сторону Пекина и Тяньцзиня, испытывающих нехватку воды. Одна из причин этого решения — загрязнение реки. Хуанхэ снабжает водой более 150 млн. человек и 15% сельскохозяйственных земель, но 2/3 ее воды непригодны для питья, а 10% идут по разряду неочищенных сточных вод. В начале 2007 г. было официально объявлено, что вследствие загрязнения Хуанхэ погибло более 1/3 видов обитавших в ней рыб (с. 43).

Экологические проблемы Китая уже затрагивают остальной мир. Япония и Южная Корея давно страдают от кислых дождей, вызываемых работающими на каменном угле китайскими ТЭС и от восточных пыльных бурь, которые проносятся через пустыню Гоби весной и приносят на их землю токсичную желтую пыль. Агентство охраны среды США установило, что в некоторые дни до 25% твердых частиц в атмосфере Лос-Анджелеса происходят из Китая. В почвах США регистрируется повышение содержания ртути, приносимой с угольных ТЭС и цементных заводов Китая. По существующим оценкам на долю Китая приходится 25-40% всех выбросов ртути в мире (с. 44).

Загрязнение китайских рек имеет своим следствием загрязнение мирового океана. Ныне Китай выступает главным загрязнителем Тихого океана. За последние 15 лет уловы креветок у северных берегов Китая сократились на 90%. Содержание тяжелых металлов в придонных отложениях здесь в 2000 раз превышает ПДК, официально признанную в КНР (с. 44-45). Более 80% Вос-

точно-Китайского моря, одного из крупнейших в мире рыбных угодий, ныне непригодно для рыболовства (с. 45).

Китай вышел на первые позиции среди стран мира по выбросам углекислого газа, накопление которого в атмосфере Земли создает угрозу глобального изменения климата. По объему таких выбросов он уже сегодня опережает США. Стремительно растущее загрязнение среды само по себе не тревожит китайское руководство. «Гораздо большее беспокойство у него вызывают косвенные его последствия: угроза для продолжения китайского экономического чуда и для общественного здравоохранения, социальной стабильности и международной репутации страны. Вместе взятые, эти проблемы могут подорвать авторитет Коммунистической партии» (с. 46).

Китайские лидеры озабочены тормозящим влиянием экологической обстановки на экономику. Согласно нескольким исследованиям, проведенным в самом Китае и вне его, ущерб от деградации и загрязнения среды составляет от 8 до 12% ВВП ежегодно. Китайские СМИ часто публикуют результаты исследований о влиянии загрязнения на сельское хозяйство, промышленное производство и здоровье населения. Экономические потери от загрязнения воды оцениваются в 35,8 млрд. долл. в год, от загрязнения воздуха -27,5 млрд., от кислых дождей - 13,3 млрд., от опустынивания -6 млрд., потери урожая вследствие загрязнения почвы - 2,5 млрд. долл. (там же).

Бьет тревогу и Министерство здравоохранения. При обследовании населения 30 городов и 78 уездов было обнаружено резкое увеличение числа раковых заболеваний, связанных с загрязнением воздуха и воды, по всей стране - по сравнению с 2005 г. на 19% в городах и на 23% в сельской местности. Не менее 190 млн. китайцев страдают болезнями, вызванными употреблением загрязненной воды (с. 47). Особенно тяжелая обстановка сложилась в деревнях, расположенных у берегов Хуанхэ и Янцзы на всем их протяжении, где свирепствуют желудочно-кишечные заболевания, небывало распространились такие болезни, как злокачественные опухоли, лейкемия и остановка роста у детей.

Растет социальное напряжение. В 2005 г., по признанию китайского руководства, зарегистрирована 51 тыс. выступлений против загрязнения среды (в среднем почти 1000 в неделю). Число жалоб по поводу состояния среды, подаваемых через правительственные

горячие линии и в письмах, адресованных местным властям, ежегодно увеличивается на 30%, достигнув 450 тыс. в 2007 г. (там же). Однако такие сигналы редко находят отклик у властей. Поэтому «по всей стране народ все чаще выходит на улицы». Многие такие демонстрации пока малочисленны и имеют вполне мирный характер, но когда они оканчиваются ничем, их участники начинают прибегать к насилию. Так, в провинции Чжэцзян весной 2005 г. толпы сельских жителей в количестве 30-40 тыс. человек захватили 13 химических заводов, разбивали окна и переворачивали автобусы, нападали на представителей властей и сжигали полицейские автомашины. В ответ правительство направило в зону беспорядков 10 тыс. служащих военной полиции. Было приказано закрыть заводы, но некоторые активисты экологического движения, которые попытались проверить, как выполняется распоряжение, были впоследствии арестованы (с. 48). Обычно китайским руководителям удается (хотя порой и насильственно) локализовать проявления недовольства экологической обстановкой и не допускать призывов к политическим переменам.

Чтобы успокоить население, оказавшееся в бедственном положении, правительство провозгласило (правда, пока только на бумаге) курс на решительную борьбу с загрязнением и на снижение энергозатратности производства, на внедрение новых, экологически приемлемых технологий. В 2005 г. Пекин выдвинул ряд впечатляющих задач для нового пятилетнего плана. К 2010 г. предписывается увеличить долю возобновимых источников энергии в ее общем производстве до 10%, снизить энергоемкость промышленного производства на 20%, уменьшить выбросы наиболее опасных загрязнителей, таких как двуокись серы, на 10%, сократить потребление воды на 30%, а расходы на охрану среды увеличить с 1,3 до 1,6% ВВП (там же). Местным властям дано строгое предписание закрывать некоторые предприятия в самых энергоемких отраслях -в электроэнергетике, сталеплавильной, медеплавильной, угледобывающей, коксохимической и цементной промышленности и замедлить рост других отраслей, лишая их налоговых льгот и других стимулов к производству.

«Эти цели достойны похвалы, а в некоторых отношениях и захватывают воображение, но, судя по прошлому опыту, здесь уместен лишь осторожный оптимизм: до сих пор такие цели оказыва-

лись иллюзорными». В 2001 г. китайское правительство торжественно объявило, что в течение 2002-2005 гг. выбросы двуокиси серы будут сокращены на 10%, однако на деле они возросли на 27% (с. 49). Уже сейчас ясно, что намеченные Пекином амбициозные планы сокращения вредных выбросов не выполняются.

Ущерб от деградации среды, наносимый экономике, здоровью населения и международной репутации Китая, все более возрастает. «И, быть может, еще важнее то, что растет социальное недовольство. Китайский народ явно потерял терпение, видя неспособность или безволие правительства в решении экологических проблем. И правительство хорошо понимает повышающуюся опасность перерастания протестного движения в более широкие соиальные беспорядки» (с. 50). Не отрицая глубины экологического кризиса, оно использует свою власть прежде всего для того, чтобы не допустить публичной критики своей политики. Оно всячески перекладывает ответственность за сложившееся положение на местные власти, в частности, охотно передавая им все полномочия по охране среды (что, конечно, развязывает им руки для нецелевого использования фондов, выделяемых на охрану (среды!1). Кроме тР^Р, оно постоянно указывает на международные корпорации как на главных виновников загрязнения среды, хотя на самом деле ущерб от них намного меньше, чем от собственно китайских компаний.

Почему же Китай не может справиться со своими экологическими проблемами подобно тому, как это сделали США, Европа и Япония? Его руководители, несомненно, хотели бы добиться тех же результатов, но их не устраивает политическая цена, которую за это надо заплатить. «Улучшение состояния среды в Китае - это не просто вопрос внедрения противозагрязнительных технологий; это еще и вопрос реформирования политической культуры страны. Для эффективной охраны среды необходимы информационная прозрачность, официальная отчетность и независимая судебная система. Но эти черты - строительные блоки политической системы, принципиально отличной от той, которая существует в сегодняшнем Китае, и пока имеется мало указаний на то, что китайские ру-

1 По данным Китайской академии экологического планирования, из 1,3% ВВП, выделенных правительством на охрану среды, в 2001-2005 гг. только половина пошла на реализацию легальных экологических проектов (с. 52).

ководители рискнут авторитетом Коммунистической партии ради прокладывания нового экологического курса» (с. 56).

Итак, без радикальных политических реформ экологический кризис в Китае будет толко углубляться. Нынешнее китайское руководство не готово к таким реформам. На пути реформ в центре и на местах стоит набравшая силу бюрократия, имеющая свой интерес в проведении политики ускоренного экономического роста любой ценой. Именно такой политикой, проводимой из центра, местные власти оправдывают невыполнение экологических предписаний.

Однако положение не столь безнадежно. Как показывает недавний исторический опыт, сопротивление бюрократии можно сломить, если страну возглавит сильный и стратегически мыслящий политик, подобный Дэн Сяопину. Появится ли такой руководитель и как скоро это произойдет, остается под вопросом.

Л. Ф. Блохин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.