Научная статья на тему '2008. 04. 014. Щербин В. К. Основные направления современного науковедения: социология науки // социология. - М. , 2007. - № 2. - С. 77-85'

2008. 04. 014. Щербин В. К. Основные направления современного науковедения: социология науки // социология. - М. , 2007. - № 2. - С. 77-85 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОВЕДЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ / ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 04. 014. Щербин В. К. Основные направления современного науковедения: социология науки // социология. - М. , 2007. - № 2. - С. 77-85»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ

УЧЕНОГО

2008.04.014. ЩЕРБИН В.К. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО НАУКОВЕДЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ // Социология. - М., 2007. - № 2. - С.77-85.

Ключевые слова: науковедение; социология; отечественная социология науки; западные социальные исследования науки.

Автор - кандидат филологических наук (Белоруссия), рассматривает статусные, структурные и функциональные характеристики одного из основных направлений современного науковедения - социологии науки.

Как самостоятельная дисциплина отечественная социология науки возникла в 1960-е годы. Ее вызвали к жизни потребности времени: возрастающая роль науки в развитии производительных сил и всего общества, научно-техническая революция, превратившая науку в массовую профессию и вызвавшая быстрый рост расходов на науку. «Эмпирическая социология в Советском Союзе, -пишет В.Ж. Келле (1998), - переживала в это время свой ренессанс, впервые после более чем 30-летнего перерыва получив возможность, хотя и ограниченную, исследовать социальную реальность своими методами. Однако социологический анализ научной деятельности находился на обочине ее интересов. Недоставало импульса, который бы стимулировал эмпирическое изучение социальных аспектов функционирования и развития науки. Этот импульс пришел извне самой социологии. Им послужило появление нового направления в изучении науки, которое получило название науковедения» (цит. по: с. 78).

Таким образом, свой статус отдельной отрасли исследований в рамках социологической науки СССР социология науки получила только благодаря формированию науковедения. По словам С.Р. Микулинского (1975), «если мы внимательно проследим, как развивались эти отрасли, то убедимся, что даже такие из них, как социология и психология науки, которые выглядят теперь вполне самостоятельными, до возникновения науковедения представляли собой просто эпизодические исследования, которые никем не осознавались не только как самостоятельные отрасли социологии и психологии, но даже и как особые направления в них» (цит. по: с. 78).

Сходство начальных путей развития белорусской и российской социологии науки проявилось и в том, что первой институциональной структурой в области социологического изучения науки стал отдел социологии науки Института социологии АН Беларуси, созданный в 1990 г. путем преобразования основанного Г.А. Несветайловым еще в 1976 г. сектора науковедения Института физики. Аналогичным образом еще ранее (во второй половине 1960-х - начале 1970-х годов) социологические исследования науки разворачивались в рамках отдела науковедения Института истории естествознания и техники (ИИЕТ) АН СССР, а также в рамках сектора социологических проблем науки Ленинградского отделения ИИЕТ.

Названные преобразования и объединения социологических и науковедческих структур, по мнению В.Ж. Келле, являются специфической чертой советской социологии науки, отличающей ее от западных социальных исследований науки. Как он пишет, «оформление социологии науки в качестве самостоятельной дисциплины на Западе и в СССР происходило практически в одном временном интервале, но в первом случае в рамках социологии, а в другом -на стыке социологии и науковедения» (цит. по: с. 79). Существующие генетические различия между советской социологией науки и западными «социальными исследованиями науки» обусловили и разное понимание статуса этой отрасли. Большинство советских ученых рассматривают социологию науки как раздел науковедения, а с точки зрения западных исследователей, социология науки - неотъемлемая часть систематизированной и обобщенной социологии.

В настоящее время в постсоветской литературе, посвященной рассмотрению проблем социологии науки, представлены по меньшей мере три основные трактовки статуса социологии науки.

1. Социология науки - раздел науковедения, который изучает влияние материально-производственной деятельности, социальноэкономического строя и идеологии на функции науки в обществе.

2. Социология науки - отрасль социологии, исследующая взаимоотношения научного знания и науки как социального института с социальной структурой, обусловленность познавательных форм, характерных для науки, социокультурными условиями, типы поведения ученых в различных социальных системах.

3. Социология науки - это отрасль социологии и раздел науковедения, изучающий деятельность по производству научного знания, складывающиеся в процессе этой деятельности отношения между людьми, их группами или различными социальными институтами.

Оптимальной автор считает последнюю (третью) трактовку статуса социологии науки, поскольку она позволяет ученым рассматривать как чисто социологические, так и чисто науковедческие вопросы. По мнению А.Н. Данилова (2003), в предметную область социологии науки входят: «выявление специфики научной деятельности и факторов, особенностей ее детерминации и мотивации; эффективность форм (индивидуальных - коллективных) развития науки как системы деятельности и знаний; научные кадры; социальные проблемы в процессе интеграции и дифференциации в научном творчестве; развитие междисциплинарных исследований; социокультурная и нравственная обусловленность научного поиска; стимулирование научного труда: соотношение институциональных и личностных аспектов научной деятельности» (цит. по: с. 79).

В пользу целесообразности такой «расширительной» трактовки статуса социологии науки, помимо чисто методических преимуществ (возможностей рассматривать в рамках одной научной дисциплины широкий спектр разнотипных вопросов, комбинировать социологический и науковедческий подходы в процессе изучения науки и др.), можно привести целый ряд теоретических аргументов. Так, еще в советский период наметилась тенденция к выполнению социологией науки отдельных функций общей теории науки. В СССР ближе остальных общественных наук к созданию

общей теории науки подошла социология науки. Несмотря на идеологический прессинг, многие опубликованные в 1960-1980-е годы работы В.Ж. Келле, С.А. Кугеля, В.А. Ядова и ряда других исследователей социальных проблем науки и поныне сохраняют определенное значение, представляя не только историко-научный интерес.

К числу общенауковедческих функций, выполнявшихся социологией науки, можно отнести функцию посредника между наукой и обществом, наукой и внешней средой. Уже в 1960-е годы была установлена определенная автономность развития науки от внешней среды. Как писали в 1963 г. В.В. Налимов и З.М. Муль-ченко, «внешние условия - ассигнования, отпускаемые на развитие науки, организационные формы, сложившиеся в той или иной стране, идеологическое давление, секретность - все это лишь элементы той среды, в которой развивается наука. Среда может быть благоприятной или неблагоприятной для развития науки, но она не в силах заставить науку развиваться в каком-либо органически чуждом ей направлении» (цит. по: с. 80).

Показательно, что наступившее XXI столетие выдвинуло новые аргументы в пользу соблюдения определенной автономности развития науки от внешней среды. В частности, известный французский социолог науки П. Бурдье считает, что «содействие прогрессу научности с необходимостью предполагает содействие прогрессу автономии этого (научного) пространства и, конкретнее, практическим условиям автономии, посредством установления препятствий на входе, запретом на введение и использование неспецифического оружия, поощрением установленных форм соперничества, подчиняющихся только ограничениям логической непротиворечивости и экспериментальной проверки» (цит. по: с.80). По мнению же Н.А. Косолапова (2007), взаимодействие науки и внешней среды, нередко принимающее форму обязательного выполнения всех получаемых наукой социальных заказов, должно опосредоваться неким нравственным фильтром. «Приходится признать: социальный заказ на общественные или иные науки - не обязательно благо, а, возможно, нравственное и практическое зло... Приложение науки к недостойным или откровенно преступным целям аморально... Значит, социальному заказу на науку нужен некий нравственный фильтр, и эта проблема сама должна, видимо,

стать предметом серьезных обществоведческих исследований» (цит. по: с. 80).

Разработкой таких нравственных фильтров для непрерывно поступающих науке социальных заказов, скорее всего, тоже будут заниматься социологи науки вместе со специалистами по научной этике. Во всяком случае, известный украинский науковед Г.М. Добров еще в советский период отмечал, что именно «в рамках социологии науки отрабатываются процедуры демократизации управления научной деятельностью, обосновывается решение с позиций социальной справедливости вопросов этики и социопсихологии труда ученых» (цит. по: с. 81). В свою очередь, академик Е.М. Бабосов (2000) особо подчеркивает, что социология науки функционирует «как своеобразный социальный институт, охраняющий автономию науки и стимулирующий деятельность ученых, направленную на получение нового и достоверного знания» (цит. по: с. 81).

Выполнению социологией науки названных общенауковед-ческих функций (посредника между различными областями науки и обществом, наукой и внешней средой, наукой и социальными заказчиками, а также хранителя автономии науки) в немалой степени содействует разветвленная структура данного раздела науковедения. Он объединяет в себе, с одной стороны, целый ряд собственно социолого-научных направлений, а с другой - многочисленные дисциплинарные аспекты социологического изучения науки. К числу таких специфических социолого-научных направлений относятся следующие: интерпретационная социология науки; клиническая социология поля науки; когнитивная социология науки; новая социология науки; нормативная социология науки; социология знания; социология научного знания; социология познания; традиционная социология науки, а также ряд других личностно, идеологически и национально ориентированных направлений. В свою очередь, перечень дисциплинарно-ориентированных областей со-циолого-научных знаний содержит в себе такие направления, как: медицинская социология; негуманитарная социология; педагогическая социология; социология инноватики; социология права; социология социологии; социология техники; социология философии; экономическая социология; юридическая социология и ряд

других направлений, каждое из которых характеризуется своими методами, технологиями и подходами к изучению науки.

Именно такая разветвленная структура современной социологии науки позволяет ей выполнять ряд важных общенауковедче-ских функций, реализация которых способствует установлению обратных связей науки с обществом, внешней средой и властными структурами. В связи с этим, по словам автора, приятно осознавать, что в полном соответствии с отмеченной дисциплинарнотематической всеохватностью рассматриваемого науковедческого направления широким фронтом в Беларуси ведутся исследования в области социологии науки.

Если в советский период подробное освещение в работах белорусских социологов науки получили главным образом социальные аспекты научно-технической революции и научно-технического прогресса, социально-мировоззренческие и социокультурные основания научного познания и ряд других преимущественно общетеоретических вопросов, то после получения Республикой Беларусь суверенитета и независимости исследовательская проблематика белорусской социологии науки необычайно расширилась, охватывая как теоретические, так и практические вопросы трансформации отечественной науки в переходный период, гуманитаризации науки и образования, изучения социально-экономических механизмов обновления академической науки, социодинамики научного коллектива, научной политики и др.

Столь широкий тематический спектр социологических исследований науки способствует выполнению белорусской социологией науки не только ряда важнейших общенауковедческих функций, но и еще более широкого перечня собственно социологонаучных функций. К числу последних можно отнести: 1) изучение научного сообщества и его структурных составляющих; 2) мониторинг процессов социодинамики научных коллективов, интеллектуальной миграции, подготовки и переподготовки научных кадров, закрепления в науке молодежи и т.п.; 3) формирование механизмов социальной защиты научных работников; 4) прогнозно-трансформационную функцию, реализация которой позволяет осуществлять социальное проектирование будущего развития науки, а также вырабатывать механизмы трансформации науки в заданном направлении; 5) гендерную функцию (соблюдение равных прав мужчин и

женщин на работу в научно-технической сфере); 6) «миротворческую» функцию (разрешение межгрупповых и междисциплинарных конфликтов и обеспечение равных экономических и организационных возможностей для представителей различных областей научных знаний); 7) научно-политическую функцию (разработку научной политики и согласование ее с другими видами государственной политики), а также многие другие собственно социологонаучные функции.

Активная реализация перечисленных специфических функций белорусскими социологами науки в последние годы привела к выделению в рамках отечественной социологии науки ряда новых науковедческих направлений (организация науки, научная политика, кадры науки и др.), отдельные из которых даже получили свое институциональное закрепление.

«Анализ статусных, структурных и функциональных характеристик социологии науки, - пишет автор в заключение, - показал, что данная отрасль социологии и одноименный раздел науковедения играют ключевую роль в процессе обеспечения эффективного взаимодействия науки и общества, поскольку они изучают социальные и социокультурные условия деятельности ученых, их настроения, ожидания и проблемы, проектируют и прогнозируют будущее развитие науки и формируют для этого необходимые механизмы трансформации, разрабатывают научную политику и согласуют ее с социальной, экономической, инновационной, технологической, промышленной, аграрной, внешней и другими видами государственной политики» (с. 85).

Т.В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.