2008.03.039
2008.03.039. ДЮПЛЕССИ И. «МЯГКОЕ ПРАВО» И МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО.
DUPLESSIZ I. Soft law and international labour law // Labour law. -Geneva, 2006. - N 143/144. - Р. 37-45.
Автор статьи Изабелла Дюплесси, профессор правового факультета Монреальского университета (Канада).
Международное право, особенно в сфере труда и трудовых отношений, пересекается с различными формами социального регулирования на государственном и частном уровнях, которые могут быть представлены как имеющие юридическую силу. Некоторые из этих форм известны как «мягкое право» («soft law»).
Мягкое право противоречит самой идее права, поскольку не предусматривает санкций за нарушение его норм. Оно не навязывает четких правил поведения, формулирует весьма несовершенные юридические обязательства. Однако это не означает, что мягкое право не эффективно.
Следует различать две разновидности мягкого, или эластичного, права: рекомендательные по формальному признаку - с одной стороны, и гибкие по способу достижения строго определенных целей - с другой. В первом случае имеются в виду резолюции, декларации, рекомендации МОТ и других международных организаций. Во втором подразумеваются положения международных конвенций, предоставляющих определенную свободу выбора в достижении целей, предусмотренных международным договором.
За последние 30 лет наблюдается рост использования гибких форм регулирования трудовых отношений. Они получили распространение на уровне государств, транснациональных корпораций, профсоюзов и других неправительственных организаций.
Рекомендации опираются на опыт передовых стран. Они играют роль разведчика возможностей реформ социального характера. Статья 19 (1) Устава МОТ предоставляет Конференции МОТ право выбора принятия решений в форме конвенций или рекомендаций в зависимости от отсутствия или наличия препятствий для немедленного исполнения нововведений в области права. Вместе с тем получившая распространение практика принятия конвенций и рекомендаций не вполне соответствует духу ст. 19 (10) Устава МОТ, считает автор. Рекомендации воспроизводят положения конвенций, но не носят обя-
2008.03.039
зательного характера. Они не столько играют роль опытных образцов для дальнейшего совершенствования норм, сколько лишают международные соглашения обязательного характера.
Свободу выбора способа выполнения договора предусматривает Конвенция МОТ № 122 о политике в области занятости (1964). Конвенция обязывает правительства стран - членов МОТ провозгласить в качестве важнейшей цели проведение политики, направленной на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Статья 2 Конвенции обязывает государства выработать меры социальной и экономической политики, направленной на достижение обозначенных целей, и контролировать их осуществление. В качестве контролирующих органов в структуре МОТ в статье рассмотрены полномочия и функции Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, Комитета по применению стандартов Международной конференции труда, Комитета по свободе ассоциаций.
В 90-х годах, по мнению автора, усилилась тенденция предоставления свободы действий государствам в выполнении взятых на себя обязательств. Об этом свидетельствуют принятые тогда конвенции: Конвенция МОТ № 175 о правах работающих неполное рабочее время (1994), Конвенция МОТ № 177 о правах домашних работников (1996), Конвенция МОТ № 181 о частных агентствах по найму рабочей силы.
Формально Конференция МОТ своей Декларацией 1998 г. осудила ослабление защиты прав трудящихся, обусловленное обострением конкуренции в условиях экономической глобализации. Призвав государства-члены МОТ уважать принципы нератифицированных ими конвенций, Декларация фактически обозначила перенесение акцента на принципы, а не на права, сформулированные в конвенциях.
В последние годы МОТ часто подвергается критике за мягкие формы контроля за исполнением международных соглашений. И хотя в соответствии со ст. 19 Устава МОТ ведется учет за ратификацией конвенций и признанием рекомендаций, на практике отсутствует независимый контроль фактического исполнения положений международных договоров и не предусмотрены санкции в отношении государств - членов МОТ, не исполняющих взятых на себя обязательств.
Е.В. Климова