УДК 349.22:341.24
Ф. А. Цесарский,
канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
СООТНОШЕНИЕ НОРМ НАЦИОНАЛЬНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОПРАВОВЫХ АКТОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ИНСТИТУТА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Исследованы вопросы соотношения норм международного права с отечественным законодательством о труде в контексте развития национального института трудового договора. Определена необходимость систематизации норм международного права с целью их применения в украинском трудовом законодательстве.
Ключевые слова: трудовое право, международное правовое регулирование, национальное законодательство, имплементация.
Развитие правового регулирования трудовых отношений в Украине, попытки реформирования трудового права с целью его приспособления к современным политическим и социально-экономическим реалиям связаны с дальнейшей разработкой проблемных вопросов трудового права и одного из его ведущих институтов - трудового договора.
Современный путь развития украинского трудового законодательства в направлении его гармонизации с нормами международного права по упорядочению регламентации трудовых договоров возможен только с учетом традиций международно-правовой регламентации этого института.
Частью 1 ст. 9 Конституции Украины отмечено, что действующие международные договоры являются частью национального законодательства [2; 1996. - № 30. - Ст. 141], а ст. 15 Закона «О международных договорах Украины» [2; 2004. - № 50. - Ст. 540] отмечает, что международные договоры подлежат добросовестному соблюдению Украиной в соответствии с нормами международного права. Эти конституционно-правовые предписания касаются всех отраслей права, в том числе трудового права и трудового законодательства.
За прошедшие годы Международная организация труда (МОТ) приняла более 370 конвенций и рекомендаций, охватывающих различные сферы социально-трудовых отношений, тем или иным образом касающихся сферы регулирования индивидуальных отношений на рынке труда. Развитая система международно-правового законодательства, определяющая существенные условия трудовых договоров, представляет проблему с точки зрения соотношения последних с нормами национального трудового права, имплементации этих правовых норм в отечественное трудовое законодательство.
К проблеме международно-правового регулирования трудовых договоров обращено внимание таких ученых, как Е. М. Аметистовая, В. В. Ершов, Е. А. Ершова, А. Б. Канунников, А. А. Пастухова и др. Вместе с тем среди украинских ученых она остается почти неисследованной, что требует активизации научных изысканий в данном направлении.
Цель данной статьи - определить соотношения норм национального трудового права и международно-правовых актов в регулировании института трудового договора и возможностей их имплементации украинским трудовым законодательством.
На современном этапе становления такой социально-политической системы в Украине, где человек признан высшей ценностью, актуализируются исследования по реформированию действующего трудового законодательства и приведению его в соответствие с положениями международных стандартов. Это должно способствовать прежде всего эффективной защите прав человека в процессе трудовой деятельности, что является основной целью международно-правовых норм, регламентирующих эту сферу общественных отношений [3, с. 21, 22].
Кроме того, интеграция Украины в международные (в частности европейские) правовые структуры невозможна без обеспечения эффективного процесса внедрения норм международного права в национальное законодательство и выполнения государством международно-правовых обязательств по правам человека в области труда.
Именно поэтому в начале XXI в. особую актуальность приобретают разработка теоретических аспектов имплементации международных стандартов трудового права законодательством Украины, а также выяснение перспектив совершенствования и дальнейшего развития отечественного института трудовых договоров под влиянием этих аспектов.
Международно-правовую регламентацию условий трудового договора можно определить как регулирование трудовых договорных отношений на основании ратифицированных Украиной международных договоров о нормах трудового права, разработанных международными организациями. Среди таких нормативных актов можно выделить конвенции и рекомендации МОТ, различающиеся между собой механизмом их принятия и юридическим действием. Конвенции имеют обязательный характер для государств-членов, ратифицировавших их, но процедура их принятия и ратификации достаточно сложна, и не всегда они приобретают силу для конкретного государства, подписавшего их. Рекомендации же не требуют ратификации и могут применяться непосредственно как руководство к действию, не содержат принципиальных положений и призваны лишь дополнить или уточнить принятую конвенцию.
Совокупность конвенций и рекомендаций, принятых МОТ, характеризуется в зарубежной правовой литературе и официальных изданиях МОТ как международный трудовой кодекс, являющийся, по сути, неформальным, но достаточно весомым международно-правовым нормативным актом. Ученые, исследовавшие международно-правовое регулирование отдельных аспектов трудового права, ссылались на конвенции и рекомендации МОТ как на международные трудовые или международно-правовые стандарты в сфере регламента работы. Международные трудовые стандарты тоже трактуют как нормы, закрепленные в актах ООН, МОТ, в соглашениях государств. Именно эти акты в совокупности и составляют международный кодекс труда как юридический фундамент для формирования национальных норм трудового законодательства [5, с. 17].
Международный кодекс труда охватывает такие вопросы, как продолжительность рабочего времени, охрана материнства, социальное обеспечение, ночной труд женщин, охрана труда подростков, миграция в поисках работы, инспекция труда, ликвидация принудительного труда, право работников создавать свои профессиональные организации, равная оплата женского труда, взаимоотношения между трудящимися и администрацией, охрана труда моряков, рыбаков и пр. Кодекс упорядочивает также вопросы оплачиваемых отпусков, безработицы, минимальных ставок заработной платы, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и т. д. [4, с. 61].
Основываясь на вышеизложенном, на международно-правовых традициях трудового права вполне возможно вести речь о совокупности конвенций и рекомендаций МОТ как о международном трудовом кодексе, во многом определяющем условия, содержание и механизмы функционирования трудовых договоров, которые тем или иным образом должны быть имплементированы в национальное трудовое законодательство.
Этот процесс начинается с оценки содержания международных норм, после чего принимается решение о заключении международных договоров или присоединении к ним. Е. М. Аметистовая выделяет следующие наиболее важные для соблюдения в национальном праве элементы международных норм о труде: (а) объект регламентации, (б) круг категорий работников, охватываемых защитой, (в) актуальные нормы с точки зрения социально-экономических реалий, (г) характер и объем прав и обязанностей [6, с. 78].
Комплексный учет всех составляющих содержания международно-правовых норм о труде позволяет определить их как фундамент международно-правового регулирования института трудовых договоров. В сложном процессе включения международно-правовых норм в национальное законодательство серьезными проблемами выступают: а) практическое применение конвенций МОТ в практике правового регламента трудовых договоров; б) официальное признание международно-правовых нормативных актов источниками национального трудового права; в) определение сферы действия норм последних. Поскольку МОТ традиционно считается субъектом международного права, ее конвенции и рекомендации имеют юридическое значение как акты международного законодательства о труде [8, с. 121].
Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Приобретение конвенциями МОТ, ратифицированными Украиной, характера источников внутригосударственного права означает, что при рассмотрении дел в судах стороны должны иметь право ссылаться на них для защиты своих прав, а суды обязаны принимать их во внимание. Суд, в свою очередь, вправе ссылаться на соответствующую конвенцию, если закон или иной нормативный акт не соответствует ей или если норма, содержащаяся в ней, точнее или четче определена по сравнению с национальным законодательством.
Реализация указанного положения означает, что нормы международного права следует рассматривать как внутригосударственные прямого действия, которые должны применяться всеми государственными органами, включая суды. При обосновании своих требований граждане и юридические лица могут ссылаться на нормы международного права.
Из факта членства в МОТ следует, что Украине необходимо стремиться к выполнению даже нератифицированных конвенций. В ст. 19 Устава МОТ говорится: если член МОТ не получает согласия власти, он обязан сообщать Генеральному директору Международного бюро труда в соответствующие периоды о состоянии законодательства и существующей практики в его стране по вопросам, затронутым в
конкретной конвенции, и о том, какие меры были приняты или намечены для придания силы любым ее положением.
Однако нормы национального права, закрепленные в конвенциях МОТ, относительно отраслевых неоднородны. Соответственно, возникает вопрос: каким образом они могут быть учтены при разработке отечественной теории и практики договорных отношений на рынке труда в Украине? Например, в международно-правовых документах существуют нормы, косвенно регулирующие содержание и форму трудовых договоров и в то же время относящиеся к конституционному праву. Предмет последнего охватывает несколько сфер общественных отношений, но доминирует здесь сфера охраны прав и свобод человека, т. е. отношения между человеком и государством, которые, конечно, регулируются не только конституционным правом, но и другими правовыми отраслями - административным, трудовым и т. д. Конституционное же право содержит основные нормы, из которых состоит правовой статус человека, его основные права и свободы.
В правовой доктрине довольно распространено толкование права как меры свободы, и именно конституционное право наиболее соответствует этому пониманию. Конвенции МОТ содержат немало общих положений такого рода. Например, Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде требует от каждого члена МОТ, который ее ратифицировал, упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно короткий срок [6; 1919 - 1964; - Т. 1, - С . 124].
Филадельфийская декларация, принятая в 1944 г. Международной конференцией труда и включена в 1946 г. в Устав МОТ, официально признала взаимосвязь между гражданскими свободами и профсоюзными правами. В ее ст. I (b) отмечено, что свобода слова и объединений - необходимые условия постоянного прогресса, а перечисленные в ст. II (а) основные права человека - неотъемлемая часть его достоинства. С тех времен эта взаимосвязь неоднократно подтверждалась и подчеркивалась как контрольными органами МОТ, так и в ее конвенциях, рекомендациях и резолюциях.
Согласно Конвенции № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за равноценный труд каждый член с помощью средств, отвечающих действующим методам установления ставок вознаграждения, поощряет всех работников, обеспечивает применение принципа равного вознаграждения относительно мужчин и женщин за труд равной ценности [6; 1919 - 1964. - Т. 1. - С. 538].
Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий обязывает членов МОТ, для которых этот акт является действующим, определить и проводить направленную на поощрение национальную политику методами, совместимыми с национальными условиями и практикой, равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации [6; 1919 - 1964. - Т. 1. -С. 648].
Таким образом, наряду с нормами международного публичного права конвенции МОТ содержат нормы конституционного (внутригосударственного) права, которыми оперируют суды как нормативными предписаниями национального права.
Отметим, что конвенции МОТ регламентируют не только отношения между государством и работником, но и между работником и работодателем. К примеру, в ст. 1 и Конвенции № 158 о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя [6; 1065 - 1999. - Т. II. - С. 1223] говорится, что положения этого документа применяются в национальном законодательстве (за исключением случаев, когда ими оперируют в коллективных договорах, решениях арбитражных или судебных органов) или соответствующем национальной практике. Это предписание на первый взгляд представляется имеющим прямое действие, однако возникает вопрос: а не возлагает ли оно на государство обязательство установить соответствующую обязанность работодателя? Речь, в частности, идет о положении ст. 9 настоящей Конвенции, возлагающем на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работника. В данном случае формулировка нормы Конвенции дает основание для дискуссии.
Более приемлемыми следует считать предписания, где прямо говорится о правах работников. Так, ст. 8 Конвенции № 184 о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве прямо устанавливает, что работники сельского хозяйства имеют право: (а) на получение информации и консультаций по вопросам безопасности и гигиены труда, в том числе о рисках, связанных с новыми технологиями; (б) на участие в применении и пересмотре мер безопасности и гигиены труда; (в) на выбор в соответствии с национальным законодательством представителей по охране и гигиене труда или своих представителей в комитетах по охране и гигиене труда; (г) на отказ работников от исполнения опасной работы, если для этого есть веские основания полагать, что существует непосредственная и серьезная угроза для их безопасности и здоровья, о чем они немедленно должны проинформировать своего руководителя [9, Р. 318].
Указанные нормативные акты, вне всяких сомнений, четко очерчивают сферу действий норм трудового права, регламентирующих отношения между работниками и работодателями.
Вместе с тем надо подчеркнуть, что в конвенциях и рекомендациях МОТ содержатся правовые нормы различной отраслевой принадлежности - международного публичного права, международного частного права, конституционного и трудового права. Очень часто последнюю вообще сложно определить.
Это весьма затрудняет применение этих документов в национальном трудовом праве. Чтобы конвенции и рекомендации МОТ полноценно заработали в Украине, необходимо прежде всего определить их отраслевую принадлежность, что позволит включать эти нормы в соответствующие разделы национального трудового законодательства, которое тем или иным образом касается регулирования трудовых договоров. Иначе говоря, речь идет о том, что не все международно-правовые акты так или иначе указывающие на механизм функционирования трудовых договоров, целесообразно включать именно в законодательство о труде. Часть этих документов должна быть имплементирована в конституционное право, другие - в сферу действий гражданских и хозяйственных правоотношений. Такой подход позволит избавить отечественное трудовое право от лишнего правовой громоздкости, придаст трудовому договору динамическую юридическую форму, сделает его именно институтом трудового права, имеющим свои характерные признаки, объект и предмет правового регулирования.
В итоге отметим, что Украина последовательно ратифицирует конвенции МОТ и уже можно вести речь об их отдельном нормативно-правовом массиве, который регламентирует условия и содержание трудовых договоров, объективно требует разработки единой концепции применения норм международного права во внутреннем законодательстве относительно индивидуальных договорных отношений на рынке труда. С этой целью в теоретическом и практическом плане необходимо реализовать следующие задачи: (1) усовершенствовать теорию трудового права относительно выяснения соотношения норм международного и национального права в процессе исследования условий и содержания трудовых договоров; (2) тщательно изучать эффективность созданного в Украине конституционно-правового механизма регулирования последних; (3) проанализировать участие Украины в системе международных договоров в сфере трудовых правоотношений; (4) выяснить их место в национальном праве Украины; (5) подготовить рекомендации и предложения по дальнейшему реформированию законодательства Украины в свете международного трудового права; (6) раскрыть в контексте имплементации норм международного права актуальные теоретические и практические проблемы, возникающие в связи с определением правового статуса трудовых договоров.
Список литературы: 1. Аметистов Э. М. Международное право и труд: моногр. / Э. М. Аметистов. - М.: Междунар.
отношения, 1982. - 272 с. 2. Відомості Верховної Ради України. 3. Грекова М. М. Міжнародні трудові стандарти як основа
вдосконалення трудового законодавства України: дис... канд. юрид. наук: 12.00.05/ Грекова Марина Миколаївна. - Х., 2008. - 204 с. 4. Ершов В. В. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право / В. В. Ершов, Е. А. Ершова // Труд. право. - М.: Интел-Синтез, 2001. - № 2. - С. 59 - 65. 5. Канунников А. Б. Особенности современного понимания трудового права и основных начал трудового законодательства / А. Б. Канунников, А. А. Пастухов // Труд. право. - М.: Интел-Синтез, 2004. - N° 7. - С. 16 - 19. 6. Конвенції та рекомендації, ухвалені Міжнародною організацією праці. - Женева: Міжнар. бюро праці, 1999. - С. 538. 7. Свобода объединения и коллективные переговоры // Международная конференция труда, 81 сессия. - Женева: Междунар. бюро труда, 1995. -С. 13. 8. Тимченко Л. Д. Международное право: учебник / Л. Д. Тимченко. - Харьков: Консум, 1999. - 525 с. 9. Occupational safety and hygiene: standards and safeguards. - Budapest: ILO, Subregional Office for Central and Eastern Europe, 2004. - 346 p.
СПІВВІДНОШЕННЯ НОРМ НАЦІОНАЛЬНОГО ТРУДОВОГО ПРАВА Й МІЖНАРОДНО-ПРАВОВИХ АКТІВ У РЕГУЛЮВАННІ ІНСТИТУТУ ТРУДОВОГО ДОГОВОРУ
Цесарський Ф. А.
Досліджені питання співвідношення норм міжнародного права з вітчизняним законодавством про працю в контексті розвитку національного інституту трудового договору. Визначена необхідність систематизації норм міжнародного права з метою їх застосування в українському трудовому законодавстві.
Ключові слова: трудове право, міжнародне правове регулювання, національне законодавство, імплементація.
THE RATIO OF NATIONAL LABOUR LAWS AND INTERNATIONAL LEGAL ACTS IN REGULATION
OF THE EMPLOYMENT CONTRACT
Tsesarsky F. A.
In the article the questions of correlation of norms of international law are probed with the Ukrainian legislation about labour. The need to organize international-legal agreements for their use in the Ukrainian labor law is identified.
Key words: labor law, international regulation, national legislation, implementation.
Поступила в редакцию 02.03.2012 г.