2008.03.036. КРЫЛОВА Н.Л. АФРО-РОССИЯНЕ: БРАК, СЕМЬЯ, СУДЬБА. - М.: РОССПЭН, 2007. - 576 с.
В книге анализируются проблемы, связанные с разнорасовы-ми браками и их потомством, живущими в настоящее время в России и странах Африки. Приводятся данные материалов социологических обследований, проведенных автором в ряде африканских стран среди русских женщин. В многоаспектном плане исследуются проблемы смешанных семей, складывающихся в условиях российской и африканской действительности, особенности «вхождения» детей в социокультурный мир родителей, являющихся представителями разных культур.
Книга состоит из предисловия, двух разделов «Родители» и «Дети», подразделенных на параграфы, и заключения. В качестве приложения приводятся записи бесед, интервью, биографий, использованных при написании работы, а также копия брачного контракта.
Анализируя семейный правовой статус россиянки-жены в Африке, автор подчеркивает, что многомерность правовых систем в африканских странах приводит к возникновению острых коллизий. Данная сфера до настоящего времени мало изучена и считается наиболее сложной из всего комплекса проблем, встающих перед русской женой африканца. Семейный кодекс РФ достаточно четко и полно регламентирует заключение и расторжение брака между российским и иностранным гражданами на территории России. Гражданину Российской Федерации, проживающему за ее пределами, Семейный кодекс предоставляет значительную льготу: он обладает правом расторгнуть брак с супругом, также проживающим за пределами территории России (причем независимо от гражданства последнего), в суде Российской Федерации. В данном случае интересы гражданина Российской Федерации должен представлять адвокат или иное лицо на основании полученной от этого гражданина доверенности. Однако в ситуации, при которой брак россиянки и африканца расторгается на родине последнего, возникает проблема наличия различного вероисповедания, с чем и связаны отличия в юридическом порядке заключения и расторжения браков. В большинстве случаев возникают и споры материальные.
Вместе с тем, подчеркивает автор, в ряде стран (в качестве примера приводится законодательство Республики Экваториальная Гвинея - РЭГ) признаются три вида брака - гражданский, канонический (католический) и традиционный. Такое положение весьма усложняет регулирование брачно-семейных отношений в этой стране, особенно с участием иностранного элемента. Отношения между супругами регулируются в зависимости от того, какой вид брака был заключен: гражданский брак - Гражданским кодексом Испании, действующим на территории РЭГ. Церковный - каноническим правом и ГК Испании 1956-1957 гг. Традиционный брак - сложившимися обычаями племени, выходцами из которого являются супруги. На правовое регулирование брака, как законного, так и традиционного, в свою очередь, оказывает влияние Конституция РЭГ.
В целом законодательство в области регулирования семьи и брака на Африканском континенте отличается большим разнообразием. Оно, с одной стороны, сформировалось под влиянием местной историко-культурной традиции и связанной с ней системы обычного права, с другой - находилось (и некоторые продолжают оставаться) под воздействием норм континентального права. При этом составляется внутренне конфликтующее переплетение обычного права, религиозной брачной системы и современного государственного законодательства. Особенно это проявляется в Североафриканском регионе, в странах с исламской традицией, где основой взглядов на брак, семью и семейный быт является строгое соблюдение принципов мусульманской догматики, права и этики, предусмотренных в Коране. Незнание россиянок, выходящих замуж за жителей африканских стран исламской зоны, мусульман-ско-правовой культуры в целом и шариата как универсального свода норм поведения мусульманина - конфессионального и светского, который особенно строг в системе брачно-семейных отношений и вопросов наследования, приводит зачастую к трагедиям. Далее автором анализируются особенности регулирования имущественных отношений иностранки и мусульманина после расторжения брака в ряде африканских стран. Приводятся размеры алиментного содержания, сроки окончания опеки женщины над детьми и другие нормы семейных отношений (Тунис, Алжир, Египет и др.).
Раздел второй книги полностью посвящен проблеме правового регулирования установления и признания отцовства, воспитания детей от смешанных браков (которых называют «расово» маргинальными, культурно «пограничными»), отношений бабушек и дедушек с детьми, языковые, образовательные. При этом предлагается рассматривать существующие проблемы с точки зрения глобализации социальных отношений, подразумевающие иной способ организации мира.
Н.В. Крысанова