Научная статья на тему 'Религия в брачных установках и брачном поведении иностранных студентов в России'

Религия в брачных установках и брачном поведении иностранных студентов в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
802
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ / БРАЧНЫЕ УСТАНОВКИ / БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ БРАК / РЕЛИГИЯ И БРАК / FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA / MARRIAGE ATTITUDES / MARRIAGE BEHAVIOUR / INTERFAITH MARRIAGE / RELIGION AND MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коррейя Инасио Амаро

На материале интервью в г. Иванове анализируется влияние религии на брачные установки и брачное поведение иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Показано, что степень влияния религии зависит от конфессиональной принадлежности иностранных студентов и степени их религиозности, от роли религии в культурной традиции страны происхождения студентов и, наконец, от возможности соблюдения религиозных норм, предоставляемой принимающим социумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGION IN MARRIAGE ATTITUDES AND MARRIAGE BEHAVIOUR OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA

In this paper, we analyze the influence of religion on marriage attitudes and marriage behaviour of foreign students studying in Russian universities. The study is based on the interview material collected in Ivanovo city. The author shows that the degree of influence of one''s religion depends on the confession of foreign students and their religiosity, on the role of religion in the cultural tradition of the students’ country and, finally, on the opportunities for observing one’s religion’s standards provided by the host society.

Текст научной работы на тему «Религия в брачных установках и брачном поведении иностранных студентов в России»

168 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 2 (42), с. 168-174

УДК 316

РЕЛИГИЯ В БРАЧНЫХ УСТАНОВКАХ И БРАЧНОМ ПОВЕДЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ

© 2016 г. И.А. Коррейя

Ивановский государственный университет

inasio@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.12.2015 Статья принята к публикации 19.04.2016

На материале интервью в г. Иванове анализируется влияние религии на брачные установки и брачное поведение иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Показано, что степень влияния религии зависит от конфессиональной принадлежности иностранных студентов и степени их религиозности, от роли религии в культурной традиции страны происхождения студентов и, наконец, от возможности соблюдения религиозных норм, предоставляемой принимающим социумом.

Ключевые слова: иностранные студенты в России, брачные установки, брачное поведение, межконфессиональный брак, религия и брак.

За период 2008-2015 гг. число иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, выросло в 5 раз - с трех до пятнадцати тысяч человек [1]. При этом тенденция к стремительному увеличению количества граждан иных государств, получающих высшее образование в стенах университетов и институтов России, продолжает сохраняться. Так, 31 марта 2015 г. председателем комитета Совета Федерации РФ по международным делам К.И. Косачевым было сделано заявление, что в правительство внесено предложение об увеличении в 2016 г. квоты для иностранных студентов на 30%, т.е. на 5000 мест [1]. Иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах, обладают высоким уровнем корпоративности и общей целью деятельности, наличием других признаков и свойств, позволяющих оценивать их как отдельную социальную группу. Соответственно, необходимо признать, что иностранные студенты имеют специфические интересы и проблемы, отличающие их от представителей других социальных групп.

Одной из таких проблем, имеющих социальное значение (в том числе и для принимающего российского социума), являются особенности брачного поведения иностранных студентов -людей, находящихся в возрасте заключения первых браков, с одной стороны, и с другой -оторванных от «брачного рынка» своей страны. Между тем проблема брачных установок и брачного поведения иностранных студентов остается вне поля исследовательских интересов российских социологов: иностранное студенчество в России изучается преимущественно сквозь призму проблемы социальной адаптации.

Целью настоящей статьи выбрано выявление влияния религии на брачные установки и брачное поведение иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.

Материалами для исследования послужили результаты интервью с иностранными студентами, проведенного в апреле 2015 г. в вузах города Иванова. Основным методом сбора информации выступил метод снежного кома. В интервью приняли участие 18 человек (9 девушек и 9 юношей). Учитывался также семейный статус информантов (трое из них состояли в браке) и их возраст (мы опрашивали тех учащихся, кто проживал в России от 3 до 8 лет и уже прошел процесс адаптации к условиям жизни в стране; их возраст варьировался от 21 года до 29 лет). Наконец, представленный национальный состав информантов (Гвинея, Сенегал, Ангола, Китай, Вьетнам, Монголия, Туркменистан, Афганистан, Узбекистан) отражает типичный состав иностранных студентов в региональном российском вузе. Для повышения валид-ности исследования были опрошены студенты из различных регионов мира, характеризующихся неодинаковыми религиозными традициями. Таких регионов мы выделили три: страны китайско-конфуцианской и буддийской культуры, страны с сильным влиянием ислама и страны, характеризующиеся смешением религиозных традиций и влиянием родо-племенных отношений.

Влияние религии — конфессиональной принадлежности брачных партнеров, конфессиональных норм, в том числе запретов и предписаний, национальных традиций, связанных с исповеданием той или иной веры в определенном регионе мира, - на брачные установки и брачное поведе-

ние иностранных студентов не вызывает сомнений. Религия выступает и как часть культуры -многие национальные традиции объясняются населением именно предписаниями религии.

Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями. Он находится под воздействием культурных норм, норм морали и религиозных предписаний, социальной политики государства и юридических законов [2, с. 418]. Когда общество и государство санкционируют брак, они берут на себя определенные обязательства, чтобы охранять его.

Под брачными установками мы понимаем позицию личности относительно брака и семьи, сформированную на базе опыта взаимодействия с социальной средой и влияющую на состояние готовности к вступлению в брак [3, с. 211]. Структура брачной установки включает в себя 4 основных элемента: ориентация в отношении супружества, ориентация в отношении деторождения, ориентация на семейные ценности, полоролевая установка [3, с. 211]. Брачное поведение, по определению А.И. Антонова, - это поведение, целью которого является удовлетво -рение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе» [4, с. 149].

Число работ, посвященных проблемам иностранных студентов в России, крайне невелико, прежде всего следует отметить труды В.Б. Антоновой, В.Н. Аргуновой, Т. Лондаджима, М.И. Витковской и И.В. Троцук, в которых затрагиваются, по преимуществу, вопросы адаптации иностранных студентов к жизни в России [5-7]. Наиболее важной для нас является статья М.Л. Бутовской, Д.А. Дронова и Э. Миханджо, в которой анализируются брачные установки африканских студентов [8].

Тема брачных установок и брачного поведения в России анализировалась многими социологами, этнографами, демографами, психологами. Например, в трудах С.И. Голода рассматривался вопрос перехода от закрытой к открытой системе выбора супруга [9], С.В. Захаров исследовал возрастные аспекты брачности в России [10], В.Н. Архангельский изучал проблемы влияния возраста вступления в брак и его регистрации на линии репродуктивного поведения и сроки рождения первенца [11]. Проблема брачных установок и брачного поведения затрагива-

лась и в работах, посвященных социологии семьи и брака в целом. Среди последних можно отметить работы А.И. Антонова, В.М. Медкова, С.Н. Буровой, Т. А. Гурко, Н.Ф. Дивицыной, В.В. Солодникова [4, 2, 12-14]. Интересующий нас вопрос отчасти разбирался и на страницах работ, в которых на российском материале изучаются межэтнические браки. В частности, отметим труды В.В. Мархинина и З.Л. Сизоненко [15, 16]. В работах современных российских социологов немало внимания уделяется изучению брачных установок различных социальных групп. Особое место среди них занимают исследование брачных установок молодежи (Э.М. Думнова, А.Ю. Маленова, А.В. Самой-ленкова, Ж.В. Чернова, Л.Л. Шпаковская) [1719]. В последние годы в фокус внимания попадает и тема влияния религиозности на динамику демографических процессов и на репродуктивное поведение, в частности особого влияния на репродуктивное поведение ислама (И.В. Забаев, Е.Б. Мелкумян, Д.А. Орешина, И.В. Павлюткин, Е.В. Пруцкова [20]).

Брачные установки иностранных студентов формируются в стране их происхождения под влиянием семьи, института образования, культурных традиций. В период обучения в России эти брачные установки корректируются приобретенным опытом взаимодействия с другими иностранными студентами и с россиянами.

Одной из важных составляющих брачных установок и брачного поведения как иностранных, так и российских студентов является религия. А.И. Антонов назвал религию в числе «социологических фильтров» брачного отбора [4, с. 167]. Ряд исследователей считают религию, наряду с семьей, едва ли не единственными ин-статутами, которые в современном обществе позитивно влияют на брачно-репродуктивное поведение [20]. Учитывать эти составляющие при анализе брачных установок иностранных студентов тем более важно, что они приехали в Россию из стран с различным вероисповеданием, с различными конфессиональными нормами, что, несомненно, влияет на их брачное поведение.

В ходе нашего социологического исследования сначала мы поставили перед собой цель прояснить роль религии в брачных установках иностранных студентов, которые они приобрели в своей родной стране. Затем попытались выявить влияние брачных установок иностранных студентов на их брачное поведение в период обучения в России.

СредняяАзия

Обсуждая проблему распространенности межконфессиональных браков и возможности

своего вступления в такой брак, информанты из стран Средней Азии отметили, что межконфессиональные браки представляют у них скорее исключение из правил и сами они не рассматривают такой возможности. Причиной служит значимость ислама, регулирующего вступление в брак людей разного вероисповедания. Мусульманской женщине, согласно нормам шариата, предписано выходить замуж исключительно за единоверца. Мужчинам-мусульманам, однако, разрешено жениться не только на мусульманках, но и на христианках и иудейках, которые имеют право не менять свою религию при условии воспитания детей в исламе. Женщина любой другой веры, например буддистка, может выйти за мусульманина только приняв ислам (см. Коран. Сура 5, аят 7). Как показывают ответы участников интервью из Средней Азии, это правило в их странах соблюдается и тогда, когда они находятся на учебе в России.

«Это (межконфессиональные браки. - И.К.) встречается, но редко. У нас почти все мусульмане. И своих всегда легче понять, чем иноверцев; с ними проще в браке. Я рассматриваю для себя возможность брака только с мусульманкой» (Рохим, Афганистан).

«Такое случается, но чаще всего стараются выходить за своих - так проще получить одобрение родителей» (Фарангиза, Узбекистан, 22 года, не замужем, в России 3 года, допускает возможность остаться).

«Нечасто, но есть такие случаи. Молодые люди относятся к этому легко, важна только позиция родителей. Если они вступают в брак, то женщина принимает традиции мужчины. Но мужчина-христианин может жениться и на девушке-мусульманке, если ее родители это разрешили, при условии, что он принял ее веру. Есть примеры, когда мусульманин полюбил христианку, и родители разрешают ему жениться только в том случае, если она примет ислам» (Михаил, Туркменистан, 21 год, не женат, в России 3 года, допускает возможность остаться).

Тем же порядком информантам был задан вопрос о том, насколько часто в их стране меняют религию при вступлении в брак. Они констатируют, что чаще всего свою конфессиональную принадлежность при вступлении в брак меняют женщины-христианки: они принимают ислам. Это объясняется главным образом двумя причинами. Во-первых, мусульманки, как правило, ограничены в брачном выборе представителями своей религии; религиозные предписания в отношении религии брачного партнера для мусульманской девушки гораздо строже. Во-вторых, не является типичным переход в другую религию и для мужчин всех конфессий, включая ислам.

«Веру меняют только некоторые девушки, чаще всего - русские, православные принимают ислам» (Михаил, Туркменистан).

«Такое происходит только с немусульманами. Им очень тяжело вступить в брак с мусульманином, не сменив при этом веру» (Рохим, Афганистан, 25 лет, не женат, в России 6 лет, планирует вернуться на родину).

«Когда мусульманин выбирает русскую девушку и просит ее принять ислам, то это, да, бывает. Но чтобы русский парень выбрал туркменку и она потребовала от него принять ислам -я такого не слышала. А вот девушки-христианки принимают ислам. Но вообще у нас мало кто меняет веру» (Айгуля, Туркменистан, 21 год, не замужем, в России 3 года, допускает возможность остаться).

«Мусульмане очень редко принимают чужие религии. Чаще всего это делают женщины-христианки» (Фарангиза, Узбекистан).

«Сложнее перейти из мусульманства в христианство. Мусульмане - и женщины, и мужчины, как правило, вообще не меняют своей религии. Нет, такого не видела нигде. Это бывает очень-очень редко» (Айгуля, Туркменистан).

Заметим, что мнения студентов по этому вопросу практически не отличались в зависимости от их пола и возраста.

Как мы видим из ответов опрошенных, мусульмане при заключении браков следуют общепринятым в обществе брачным установкам. При этом сильно влияние общества, которое выражается, в частности, в одобрении родителями кандидатуры жениха или невесты именно по религиозному признаку. Хотя формально среднеазиатские государства считаются светскими, на практике ситуация далека от тех условий, которые имеются, например, в России, Европе или Китае.

Что касается влияния конфессиональной принадлежности среднеазиатских студентов на их брачное поведение в самой России, то, судя по данным нашего интервью, религия является препятствием для заключения брака главным образом для девушек. Студенты-мужчины вступают в брак намного чаще, при этом они, как правило, не меняют религию. Среди основных мотивов таких браков указывается два: любовь, а также возможность получения гражданства.

При этом интересно посмотреть, как оцениваются самими иностранными студентами особенности брачного поведения выходцев из других регионов. Мы задали вопрос о том, кто из иностранных студентов чаще вступает в брак между собой, а кто - с жителями России и какова в этом роль религии и культуры. Информанты из Средней Азии отмечают, что для них са-

мих и для студентов из других регионов решающее значение имеют гендерный аспект (в брак, как правило, вступают мужчины) и степень близости культур. Если исламская или даже африканская культурная традиция ближе к русской, чем китайско-буддийская, то, соответственно, азиаты-мусульмане и африканцы вступают в смешанные браки с местным населением в России значительно чаще. Это подтверждается следующими ответами и рассуждениями опрошенных нами студентов.

«В России вступают в брак с местными в основном мужчины-студенты из исламских стран и из африканских. Китайцы и вьетнамцы обычно так не делают, они обычно вступают в брак только между собой. Причина брака с россиянами - обычно по любви или из-за выгоды, когда нужно получить гражданство. Мусульмане религию при этом не меняют, как другие - не знаю» (Рохим, Афганистан).

«Играют важную роль, потому что здесь вступают в брак обычно юноши, а не девушки. Даже когда человек остается жить в России, если это мусульманин, он не меняет свою религию, но при этом часто не соблюдает многие религиозные предписания» (Михаил, Туркмения).

«Да, тут даже внешность влияет, не только религия. Наверное, поэтому в брак вступают чаще жители Средней Азии, в основном мужчины. Но они от своей религии не отказываются. Китайцы и монголы почти не вступают - они с русскими слишком разные, кроме того, они общаются больше с земляками. Даже африканцы чаще них - внешних различий больше, но религия и культура ближе к русской, потому что у африканцев она от Европы, поскольку они являются бывшими колониями» (Фарангиза, Узбекистан).

«Влияет для тех, кто сильно придерживается религии. Многие, кто учится в России, здесь ведут себя как местные и соблюдают только праздники. Многие женятся по любви или из выгоды (гражданство, возможность хорошей работы). Тут религия уже на втором месте. Проблема бывает, если родители студента не согласны» (Айгуля, Туркменистан).

Анализируя влияние религиозности на репродуктивное поведение, группа исследователей (Забаев И.В., Мелкумян Е.Б. и др.) констатировали более высокий уровень рождаемости, демонстрируемый этническими группами, исповедующими ислам, по сравнению с другими религиозными группами [20]. Наше исследование подтвердило данную тенденцию. Отвечая на вопрос о планируемом времени рождения первого ребенка, абсолютное большинство из наших информантов обоих полов, исповедующих ислам, ориентируются на рождение перво-

го ребенка сразу после заключения брака, считая, что так принято в культурной традиции исламского общества, в противном случае либо брак может разрушиться, либо у мужа появится повод для заключения второго брака. По мнению девушек, важнее всего в браке - рождение ребенка, а юноши затрудняются ответить на этот вопрос, поскольку в ближайшем времени еще не планируют рождение ребенка.

Таким образом, для студентов-мусульман в формировании брачных установок религия имеет первостепенное значение в родной стране. В России, где роль ислама уменьшается в связи с большей светскостью общества и тем, что среди местных жителей ислама придерживается меньшинство, на брачное поведение начинают влиять другие факторы: эмоциональные (любовь) и прагматические (желание получить гражданство). Тем не менее неизменными остаются две составляющие: женщины в России, как и в родной стране, в брак с немусульманами не вступают, а мужчины, несмотря на любую мотивацию брака, свою религию не меняют.

Юго-Восточная Азия

Рассмотрим теперь брачное поведение на родине и в России выходцев из другого региона -Восточной и Юго-Восточной Азии. Роль конфессионального фактора в брачных установках студентов из буддийско-конфуцианских стран значительно отличается от исламских. Это вызвано тем, что в Китае и Вьетнаме в результате длительной борьбы с религией (из-за атеистической пропаганды, свойственной всем странам социализма) сложилось светское государство. А традиционная китайская философия - конфуцианство - вообще является не религией, это скорее тип атеистического мировоззрения. Конфуцианцы не поклоняются одному или нескольким богам, а также не совершают каких-либо религиозных обрядов. Никогда не играла слишком важной роли в обществе религия и в Монголии; формально большинство населения там - буддисты, но в стране всегда царила веротерпимость, типичная для степных кочевых народов.

Информанты из этих стран отвечали на вопрос о том, часто ли представители разных религий вступают в браки между собой, совсем по-другому. Часть респондентов посчитали, что проблемы не существует вовсе.

«В Китае большинство - неверующие, поэтому такая проблема не стоит» (Чан, Китай, 25 лет, не женат, в России 7 лет, допускает возможность остаться).

«В нашей стране большинство - атеисты, а буддистов гораздо больше, чем христиан» (Лонг,

Вьетнам, 25 лет, не женат, в России 5 лет, планирует вернуться на родину).

Тем не менее почти все наши собеседники из этого региона подчеркивали особый статус мусульман; они чаще заключают браки между собой, но мусульмане в качестве брачного партнера не являются нежелательным выбором. На вопрос о возможности вступления в брак представителей разных религий получены такие ответы:

«У нас в Монголии мусульман почти нет, только буддисты. Единственное исключение -это киргизы и казахи, а они женятся только между собой. У нас религия не играет особой роли» (Байсгалан, Монголия, 22 года, не замужем, в России 3 года, планирует вернуться на родину);

«Если это мусульмане, то нечасто, очень редко. А если буддисты, христиане или неверующие, то довольно часто» (Шень Лу, Китай, 24 года, замужем, в России 6 лет, планирует вернуться на родину).

То, что религиозный фактор имеет в этом регионе меньшее значение, отражается и на мнении о том, насколько часто партнер меняет свою религию ради вступления в брак. Часть информантов не задумывались над этим вопросом, а часть подчеркнули, что:

«Обычно никто этого не требует. Большинству все равно»; «Чаще всего религию в браке меняют скорее всего женщины. Что касается конкретных религий, трудно сказать...» (Лонг, Вьетнам);

«Обычно такие вещи важны только для мусульман» (Жаргал, Монголия, 24 года, 4-й курс, женат, в России 5 лет).

Другая часть информантов отметила, что эта проблема значима главным образом для мусульман:

«У нас по крайней мере такого еще не видела, поскольку я знаю - это скорее важно только для мусульман и их у нас очень мало, учитывая, что у нас люди в основном неверующие» (Май, Вьетнам, 24 года, в России 6 лет);

«Для мусульман. В нашей провинции 50% мусульман, они вступают в брак только между собой» (Шень Лу, Китай).

Важно отметить, что ни возраст иностранных студентов, ни их семейный статус не являлся фактором, дифференцирующим ответы.

Таким образом, в брачных установках студентов из буддийско-конфуцианского региона религия не играет сколько-нибудь существенной роли. Можно сказать, что не играет вообще никакой. При этом почти все информанты отмечают значение религии в браке лишь для мусульманского меньшинства в своих странах, что

подтверждает наши выводы относительно предыдущего региона - Среднеазиатского.

В российских условиях картина брачного поведения студентов из Юго-Восточной Азии незначительно отличается от стран их происхождения. На вопрос: «Если в России студенты вступают в брачные отношения с представителями других культур, стран, то какую роль играет сходства или различия религии, традиций, культуры?» - от студентов из этого региона были получены следующие ответы:

«Для нас не влияет. Тут обычно китайцы вступают в брак больше всего с земляками. Бывает, некоторые хотят остаться тут, они заключают брак с россиянами. Я знаю китайскую девушку, которая вышла за русского и стала православной» (Чан, Китай);

«Да, это существенно для студентов из исламских стран. Для остальных не очень важно. Африканцы почти все христиане, для китайцев и монголов религия не имеет большого значения. Если только нас не принуждают ее принимать, когда так хочет будущая супруга. Тут в брак вступают чаще мужчины, и они не хотят быть православными только по желанию жены» (Шень Лу, Китай);

«Для кого-то это важный фактор, как для мусульман. У нас религия не существенна. Монголы обычно не вступают в брак с местными, даже с китайцами это чаще. Еще зависит, как сильно человек верит» (Байсгалан, Монголия).

Как мы видим, конфессиональный фактор оказывает значительно меньшее влияние на брачные установки и брачное поведение иностранных студентов из Юго-Восточной Азии.

Африка

Роль религиозного фактора в структуре брачных установок студентов - выходцев из Африки также обусловлена конфессиональной спецификой региона: позиции христианства, которое является наследием колониализма, сильнее к югу от экватора. Ближе к северу Африки они уступают место исламу. Следует также отметить, что в бывших колониях Франции и Португалии преобладает католичество, тогда как в британских - протестантизм. Из-за сильного прозелитизма в Африке чаще случается, что кто-то из членов одной семьи принимает другую веру. Отметим также, что в африканских странах наиболее ярко выражено разделение на людей, стремящихся соблюдать нормы религии (из-за чего они дорожат ею), и на людей индифферентных, которые относятся к какой-то религии только формально, потому что колониальной эпохе предшествовал длительный период господства традиции. Эти особен-

ности отражаются в брачных установках студентов. На вопрос: «Часто ли у Вас на родине представители разных религий выступают в браки между собой?» - они отвечали по-разному, в зависимости от страны их происхождения.

Студенты из христианских стран Африки указывали, что, по их мнению, число браков между представителями разных религий невелико:

«Очень редко. Но это потому, что у нас абсолютное большинство христиан. Мусульман всего 2%» (Богрел, Конго, 25 лет, не женат, в России 5 лет, допускает возможность остаться);

«У нас христиан более 90%, а всех остальных очень мало, поэтому смешанных браков тоже очень мало. Брак христиан и мусульман бывает очень редко. Я ни разу не слышал о подобном» (Эрнесто, Замбия, 27 лет, не женат, в России 6 лет, планирует вернуться на родину).

Ближе к северу Африки, где количество мусульман возрастает, ситуация меняется:

«Часто бывает, когда в одной семье - часть мусульмане, часть христиане. У них одна мама, но дети исповедуют разные религии» (Ндей Май Сай, Сенегал, 29 лет, замужем, в России 8 лет, планирует вернуться на родину);

«Да, такое происходит, хотя людей сдерживает вопрос о детях: когда мама хочет, чтобы ребенок ходил в церковь, а папа - чтобы в мечеть, это проблема» (Мусса, Конго, 25 лет, не женат, в России 5 лет, допускает возможность остаться).

Несмотря на то, что мусульмане неохотно вступают в межрелигиозные браки, участники интервью указывали, что во многих странах Африки соблюдаются указанные выше нормы шариата о допустимости межконфессиональных браков (мусульманин-мужчина может жениться на христианке без требований, чтобы она сменила веру). При этом, как и везде, женщины-мусульманки не имеют права выходить замуж за немусульман.

«Браки людей разных религий встречаются, но нечасто. В основном веру меняют женщины-христианки, вступая в брак» (Богрел, Конго).

«По законам ислама, мусульманка не может выйти за христианина, поэтому обычно мужчина переходит в ислам. Бывают случаи, когда он не меняет, и они живут нормально, но такое бывает очень редко» (Ндей Май Сай, Сенегал).

«Сложнее для мусульман. Это не принято среди них, можно испортить отношения с родственниками» (Богрел, Конго).

Подобный пример известен и автору. Несколько лет назад в ИвГУ обучался студент из Гвинеи-Бисау, который утверждал, что его мать -мусульманка, а отец - христианин, но они жи-

вут нормально, поскольку почти не соблюдают нормы религии, за исключением праздников.

Что касается вопроса о том, как религия влияет на брачные установки африканских студентов в России, мы видим здесь такую картину:

«С русскими нам проще, чем с девушками из Азии. Религия разная, но христианская, а это главное. Так же африканцы в России часто женятся на африканках из других стран» (Богрел, Конго);

«С местными для нас это не играет роли. Даже многие африканцы мечтают о белой девушке. Многие ищут выгоду, хотят секса. Здесь о религии забывают, она отвергает такую жизнь. Мусульмане только на религию обращают внимание» (Эрнесто, Замбия) (данный ответ, что интересно, отражает позицию христианина, а не мусульманина, поскольку этот информант - протестант);

«По-разному. Китайцы и вьетнамцы не понимают христианства и ислама, женятся между собой. Из других стран - обычно женятся мужчины, бывает по любви, бывает из-за выгоды. Мусульмане на религию больше всех обращают внимание. В России они не так требуют от невесты принять ислам, как дома, потому что Россия - это цивилизация, и может быть отказ в браке, когда так требуют. Вообще у всех зависит от того, как сильно соблюдают религию» (Фа-тима, Нигерия, 23 года, не замужем, в России 4 года, планирует вернуться на родину).

Как мы видим, и здесь религиозный фактор особенно важен для мусульман. Также стоит отметить, что в России религиозная традиция иностранными студентами соблюдается меньше, чем на родине, поскольку в России брак часто рассматривается ими в качестве способа получения выгоды, возможности иметь сексуальные отношения и др. Отметим, что респонденты из всех регионов указали, что китайцы, вьетнамцы и монголы, за редким исключением, не склонны вступать в брак как с местными, так и с иностранными студентами из других регионов мира. Но дело здесь, видимо, не в религии, а скорее в сильных культурных различиях.

Подведем итоги. Религия оказывает влияние на брачные установки и брачное поведение иностранных студентов в России. Однако степень этого влияния различается в зависимости от ряда обстоятельств.

Во-первых, важнейшим фактором оказывается конфессия, к которой принадлежат иностранные студенты. В наибольшей степени религия влияет на брачные установки и брачное поведение студентов из мусульманских стран. Это касается и выбора брачного партнера, и допустимости межконфессиональных браков.

Значительно меньше религиозные нормы определяют брачные установки и брачное поведение студентов из стран тропической и Экваториальной Африки, исповедующих по преимуществу христианство. В наименьшей степени религия влияет на брачные установки и брачное поведение студентов из Юго-Восточной Азии, исповедующих буддизм и конфуцианство (брачный выбор у этих студентов регулируется иными культурными факторами).

Во-вторых, на брачное поведение оказывает влияние степень религиозности самих иностранных студентов; она, безусловно, более выражена у иностранных студентов, приехавших из мусульманских стран. Возможность соблюдать религиозные нормы в принимающем социуме также выше у студентов-мусульман.

В-третьих, значимой оказывается и роль религии в культурной традиции страны происхождения студентов. На брачные установки и брачное поведение иностранных студентов из мусульманских стран, где ислам исповедуется большей частью населения и религия обычно выступает в роли элемента культурной социализации людей, конфессиональный фактор оказывает наиболее значительное влияние.

Список литературы

1. Дружба народов: число иностранных студентов, обучающихся в России, за 7 лет выросло в 5 раз: сайт. URL: Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php? page_id=5&topic_id=7&sid=33423 (дата обращения: 05.05.2015).

2. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии. Минск, 2010. 444 с.

3. Сорокина Т.Ю. Социально-психологические условия формирования брачно-семейной установки // Социальное здоровье нации и будущее российской медицины: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород, 2006. С. 211-217.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. 304 с.

5. Антонова В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // Вестник ЦМО МГУ. 1998. № 1. Ч. 1. C. 26-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Аргунова В.Н., Лондаджим Т. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов, обуча-

ющихся в российских вузах // Вестник ННГУ. 2008. № 4. C. 7-12.

7. Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2005. № 6-7. C. 267-283.

8. Бутовская М.Л., Дронова Д.А., Миханджо Э. Современные тенденции в выборе брачных партнеров у студентов-африканцев и отношение к традиционным установкам на продолжение рода и многодетность // Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании: Труды Российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзании (2005 г.). М., 2008. C. 168-195.

9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социоло-гический анализ. СПб., 1998. 262 с.

10. Захаров С.В. Брачность в России: история и современность // Демоскоп-Weekly. 2006. № 261-262. URL: http://demoscope.ru/weekly/2006/0261/tema04.php. (дата обращения: 21.05.2015).

11. Архангельский В.Н. Репродуктивное и брачное поведение // Социологические исследования. 2013. № 2. C. 129-136.

12. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М.: Институт социологии РАН, 2010. 184 с.

13. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. М.: Владос-Пресс, 2006. 327 с.

14. Солодников В. В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб., 2007. 384 с.

15. Мархинин В.В. Межэтнические браки: состояние, динамика, проблемные ситуации. Новосибирск: СО РАН, 1997. 234 с.

16. Сизоненко З.Л. Межнациональная семья в крупном городе // СОЦИС. 2007. № 2. C. 140-142.

17. Думнова Э.М. Брачные установки российской молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект (на примере Новосибирска) // Вестник Томского государственного университета. Серия «Социология». 2012. № 363. C. 72-76.

18. Маленова А.Ю., Самойленкова А.В. Представления о брачно-семейных отношениях студенческой молодежи: социально-психологические риски и ресурсы // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 1. C. 43-51.

19. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России // Laboratorium. 2010. № 3. C. 19-43.

20. Забаев И.В., Мелкумян Е.Б., Орешина Д.А., Павлюткин И. В., Пруцкова Е. В. Влияние религиозной социализации и принадлежности к общине на рождаемость // Демоскоп. 2013. № 553-554.

RELIGION IN MARRIAGE ATTITUDES AND MARRIAGE BEHAVIOUR OF FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA

I.A. Correia

Ivanovo State University

In this paper, we analyze the influence of religion on marriage attitudes and marriage behaviour of foreign students studying in Russian universities. The study is based on the interview material collected in Ivanovo city. The author shows that the degree of influence of one's religion depends on the confession of foreign students and their religiosity, on the role

of religion in the cultural tradition of the students' country and, finally, on the opportunities for observing one's religion's standards provided by the host society.

Keywords: foreign students in Russia, marriage attitudes, marriage behaviour, interfaith marriage, religion and marriage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.