Научная статья на тему '2008. 03. 016. Асперс П. Социология Ницше. Aspers P. Nietzsche's Sociology // sociol. Forum. - Dordrecht, 2007. - Vol. 22, n 4. - P. 474-499'

2008. 03. 016. Асперс П. Социология Ницше. Aspers P. Nietzsche's Sociology // sociol. Forum. - Dordrecht, 2007. - Vol. 22, n 4. - P. 474-499 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЦШЕ / ВЛАСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ / ЦЕННОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 016. Асперс П. Социология Ницше. Aspers P. Nietzsche's Sociology // sociol. Forum. - Dordrecht, 2007. - Vol. 22, n 4. - P. 474-499»

2008.03.016. АСПЕРС П. СОЦИОЛОГИЯ НИЦШЕ.

ASPERS P. Nietzsche's sociology // Sociol. forum. - Dordrecht, 2007. -

Vol. 22, N 4. - P. 474-499.

Ключевые слова: Ницше; власть; социальная конструкция; социология; теория; ценности.

Автор - шведский социолог, рассматривает некоторые идеи Фридриха Ницше (1844-1900), которые интересны социологам, и связывает их с обсуждаемыми сегодня проблемами. По его мнению, во-первых, эти идеи ценны, с точки зрения современных дискуссий, например по проблемам культуры, социальной теории и общества, а во-вторых, вопреки своей яростной антисоциологической направленности Ницше на самом деле показал, в какой степени человеческое существование обусловлено социальными факторами.

Центральная тема данного анализа - это оригинальный подход Ницше к общественным явлениям, который сегодня известен и широко распространен под названием «социальный конструктивизм». Основы этого подхода изложены в книге П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» (1966). Основное внимание эта концепция уделяет пониманию и интерпретации различных смыслов, формирующихся во взаимодействиях между людьми. Она выступает против реификации социальной реальности, т.е. представления о социальных феноменах как о «вещах».

Хотя очевидно, что мир создается человеческим разумом и человеческими руками, тем не менее религия и позитивистская наука смотрят на мир как на нечто, что должно быть «открыто». В отличие от этого Ницше доказывал, что и религия, и наука - это продукт человеческой деятельности, и поэтому их следует рассматривать как два способа познания мира из множества возможных. Согласно просветительскому проекту, сформулированному О. Контом, историческое развитие проходит три стадии: теологическую, метафизическую и, наконец, позитивную, когда мир будет управляться на основе точных и объективных научных знаний. Ницше в отличие от Конта и большинства других мыслителей своего времени увидел в модернизирующемся обществе признаки вырождения. Современная культура оценивалась им как культура «декаданса», а религия сострадания вызывала неприязнь. Он раз-

венчал идеи универсальных ценностей и истины, которые, как он утверждал, сами являются социальными конструкциями.

Ницше посвящено огромное количество трудов, но лишь немногие из них касаются его взглядов на общество. Безусловно, Ницше прежде всего был философом. Поэтому большинство социологов мало знакомы с его идеями, хотя есть и исключения. М. Вебер, Г. Зиммель, М. Шелер и В. Парето, а также современные мыслители, такие как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, интересовались теорией Ницше. Более того, ряд современных авторов видят в нем не только одну из ключевых фигур в развитии иррацио-налистических направлений в европейской мысли, но и «пророка постмодернизма».

Ницше крайне негативно относился к современной ему социологии. В своих трудах он упоминает фамилии двух ученых, А. Конта и Г. Спенсера, и еще неизвестно, кого из них он не любил больше. Если центральное место в теории Ницше, которую можно назвать «антисоциологией», занимает индивид, то в теоретических построениях Спенсера и Конта индивид практически отсутствует. Поэтому Ницше критиковал современную ему социологию за то, что она не в состоянии понять, при каких условиях индивид становится сильной и независимой личностью.

Он полагал, что эти «социологи будущего» приведут к ослаблению и обнищанию человечества. Более того, социальная организация, которую они отстаивают, такова, что в ней процветают «стадные добродетели». Понятно, что и к «среднему человеку», к которому апеллировали Конт и Дж.С. Милль, Ницше относился враждебно. Его раздражала не только проблема «среднего человека», главное, что Конт, Спенсер и другие социологи во главу угла ставили коллектив. Ницше писал: «Не Человечество, но Сверхчеловек - это цель! И в этом ошибка Конта!» (цит. по: с. 478).

Обсуждая общество и культуру «декаданса», Ницше доказывал, что социология - это не более чем выражение этого упадка. «Наша социология, - утверждал он, - просто не знает иного инстинкта, кроме инстинкта толпы, т.е. суммы нолей, где каждый ноль "имеет равные права" и где добродетель также превращается в ноль» (цит. по: с. 479). Доминирование толпы - это тема, к которой Ницше постоянно возвращается. По его мнению, социология

Конта, в которой проявляются мораль и установки большинства, -всего лишь отражение этого доминирования.

Философию Спенсера Ницше называл «торгашеской» и полагал, что она подходит только посредственностям. Убежденность Спенсера в том, что социология - это объективная наука, делает ее пассивной, реактивной и «приспособленческой». Эта социология не имеет дела с основой социальной жизни - «волей к власти» - и угрожает развитию и свободе индивида. Но одновременно Ницше признавал, что социология сыграла и положительную роль, поскольку внесла свой вклад в демистификацию общественных феноменов.

Центральное место в теории Ницше занимает идея «воли к власти». У человека «воля к власти» тождественна «воле к жизни», т.е. подразумевает инстинкт самосохранения и борьбу за существование. «Жизнь - это воля к власти» (цит. по: с. 480). Из этого следует, что власть - это базовая ценность, а все другие ценности, такие как причинность, мораль, логика и даже истина, менее важны. Утверждая, что «Бог умер», Ницше доказывал, что универсальных ценностей больше не существует.

Если в обществе нет института, который мог бы засвидетельствовать истинность тех или иных аргументов или точек зрения, их выбор не может основываться ни на чем другом, кроме «вкуса». Ницше доказывал, что эстетические ценности важнее нравственных, хотя последние и доминируют. Таким образом, отказ от наивной идеи «открытия» реального или идеального мира, «созданного Богом» или постигаемого позитивистской наукой, открывает дорогу для анализа того, как эти ценности формировались. Последний шаг, который делает Ницше и который труднее всего сделать социологам, - это переход к этике, т.е. к тому, каким должен быть человек и как он должен себя вести (с. 481).

Ницше высказывает свою точку зрения на историческое происхождение некоторых базовых ценностей. Он утверждает, что такие ценности, как «добро» и «зло», возникли в Древнем Египте. Знать считала себя «носителем и воплощением добра», а соответственно всех, кто ниже ее, - «носителями зла». Однако священнослужители (каста жрецов) не могли с этим смириться. Согласно Ницше, священнослужители в большинстве своем ненавидят «знатных», «наделенных властью», «господ» и «правителей».

Евреи - это народ, который в максимальной степени склонен к священничеству. «Именно евреи отважились опровергнуть ценностное уравнение аристократии (добро = знатности = власти = красоте = благоденствию = счастью). В своей бездонной ненависти (ненависти бессилия) они вывели противоположную формулу: "Только страдающие способны нести добро; только бедные и лишенные власти; угнетаемые, больные, несчастные - только они по-настоящему верят в Бога, и только они спасутся... Если ты богат, знатен и наделен властью, то значит, ты непременно грешен, жесток, похотлив, ненасытен, не веришь в Бога, и, следовательно, ты неизбежно принесешь зло и будешь проклят"» (цит. по: с. 482). Согласно Ницше, эта «война», объявленная «бедными и угнетенными» «богатым и власть имущим», началась более 2 тыс. лет назад и закончилась полной победой первых. А в основе ее лежала ненависть евреев к своим египетским угнетателям.

Общий механизм, который Ницше обозначает как ressentiment (ненависть), работает следующим образом: группа, которая чувствует себя угнетенной, направляет свою ненависть на ту группу, которая рассматривается ею как часть «враждебного внешнего мира», что приводит к конструированию новой системы ценностей. Христианство, социализм и демократия (разные примеры того, что Ницше называет «рабской моралью») - это ценностные системы, которые были созданы именно таким образом. Эти идеи и особенно возникновение новых ценностей как результат ressentiment получили развитие в работах ряда социальных ученых (Вебера, Шелера, Бодрийяра).

Власть - это центральное понятие в концепции Ницше. Он доказывает, что властные отношения между кредитором и заемщиком порождают чувство вины и личных обязательств со стороны должника. Первоначально именно на рынке человек измерялся по отношению к другим людям: там устанавливались цены и изобретались ценности. Как утверждает Ницше, «продажа и покупка с их психологическими составляющими старше, чем зачатки любой другой формы организации или ассоциации.» (цит. по: с. 483). Он доказывает, что «ценности вырастают из рудиментарного процесса экономического обмена» (с. 483). Этим Ницше отличается от тех, кто настаивает, что мораль должна была существовать еще до того, как возник экономический обмен.

Таким образом, в трудах Ницше описывается два разных механизма формирования ценностей. Первый, наиболее обсуждаемый и известный, - это ressentiment. Но столь же интересен и другой механизм: первоначально ценности возникли в экономической сфере, а позднее были переведены в правовую и нормативную области (с. 486).

Знание концепции ценностей Ницше - обязательное условие для понимания его критики коллективизма. Общество возникает тогда, когда индивиды собираются вместе и вступают во взаимодействие, а уже отсюда вырастают общие чувства и общее сознание. Понятие обычая очень существенно для понимания концепции Ницше. По его мнению, именно обычай создает цивилизацию и культуру и обеспечивает стабильность и предсказуемость социальной жизни. Подобная унификация приводит к тому, что действия людей теряют личностный, уникальный и абсолютно индивидуальный характер, как только переводятся в сознание и обозначаются с помощью принятых в обществе символов, утрачивают свою уникальность. Наличие языка дает людям возможность фиксировать свои впечатления, но одновременно приводит к стандартизации образа мыслей. Таким образом, подчеркивает автор, социальный компонент в развитии сознания и языка полностью признается Ницше (с. 487).

Ницше негативно относился к христианству, социализму, анархизму и даже либерализму. Каждая из этих доктрин, за исключением либерализма, выросла из ressentiment и укоренилась благодаря упорству и ярости широких масс, которые ее поддержали. Все «исключительные личности» подавляются, поскольку «слабые» навязывают всему обществу свою систему верований - религиозную или демократическую. Более того, Ницше заявляет, что моральные доктрины также были навязаны силой, в том числе с применением весьма жестких средств. Поэтому эти социальные теории он называет «империалистическими коллективными доктринами», которые лишают индивида возможностей заниматься творческим самосовершенствованием.

Ницше характеризует христианство и социализм как «религию стада», поскольку единственное, чему они учат, - это подчинение. Он говорит о христианстве и социализме как о следствии тирании со стороны самых низких и тупых слоев общества. В то же

время, так называемый «хороший, или высоконравственный человек» - это раб, поскольку он исповедует ценности, которые были выбраны за него. «Люди, которые разделяют эти ценности, - говорит Ницше, - не индивидуальности; они не отличаются друг от друга (они не решаются быть иными)», и поэтому Ницше называет их «трусами и слабовольными людьми» (с. 488).

Мнение Ницше о том, что большинство социальных доктрин на самом деле очень схожи, становится понятным, если сосредоточиться на его концепте «стада, или толпы». Как только возникает общество, в нем начинает править «мораль толпы». Власть «толпы» приводит к тому, что посредственность становится нормой. При демократии правит «большинство», где, по словам Ницше, «каждый равен каждому», и поэтому демократия - это не что иное, как проявление слабости. Ницше также отрицает культуру «Запада», которую он рассматривает как изобретение «толпы»; в коллективном создании культуры он видит признак ее упадка.

Ницше настроен не столько против ценностей «толпы», сколько против их социальных последствий. По мнению Ницше, «воля к власти» может проявляться в разных формах: как инстинкт толпы против сильных и независимых; как инстинкт страдающих и неимущих против удачливых и богатых; и, наконец, как инстинкт посредственности против исключительности.

Эти инстинкты ограничивают свободу индивида и заставляют его отказаться от своей независимости, что в итоге может приводить к плачевным результатам. Одно из главных требований любой власти - не нарушать сложившийся порядок вещей. Более того, эти инстинкты означают, что общественная мораль идет на пользу «толпе»; возникает нравственный императив «человек должен поступать так, а не иначе», в противном случае он становится изгоем и отщепенцем (с. 489). В итоге Ницше отрицает ценности «стадного инстинкта», например «равенство» и «альтруизм» (с. 489).

С этих же позиций Ницше рассматривает и государство. Власть, которую имеет коллектив над индивидом, - ключевой момент в критике государства Ницше. Государство ограничивает индивида и реализацию его «Я» и превращает его в конформиста. Кроме того, оно делает человека более слабым, поскольку снимает ответственность с его плеч. «Ведь не случайно, писал Ницше, -толпа делает много такого, чего не может себе позволить отдель-

ный человек» (цит. по: с. 489). Но беря часть ответственности на себя, государство взамен создает и навязывает человеку такие добродетели, как подчинение, долг, патриотизм и лояльность. В частности, оно позволяет одним людям убивать других, например ради высших идеалов (Бога или нации).

Таким образом, из потребности в коммуникациях вырастают общий язык и мышление, а из необходимости жить сообществом возникают ценности, которые с помощью мифов и законов укрепляют и сплачивают это сообщество. В результате люди теряют свою индивидуальность, а «смысл жизни» поднимается на уровень коллектива, общества, надындивидуальных ценностей.

Многие идеи, доказывает Ницше, были изобретены и навязаны человечеству. Субъект, логика, истина, причинность, необходимость, цель, любовь и мораль - все это примеры социальных конструкций. Самая важная конструкция - это субъект, по крайней мере с социологической точки зрения. Индивиды определяются их социальными ролями, т.е. они конструируются в ходе социальных взаимодействий. Согласно известному выражению Ницше, которое очень любят повторять постмодернисты и деконструктивисты, «деятель - это просто фикция, которая добавляется к действию» (цит. по: с. 490).

Более того, разум не способен обеспечить «критерии» реальности, поскольку он лишь средство для овладения «этой реальностью»; наука с ее априорными базовыми допущениями также не способна этого сделать. Человек изобрел язык, а позднее причинность и все прочие «временные допущения», чтобы интерпретировать реальность самым удобным для себя образом.

В этом контексте искусство - это главное средство для тех, кто хочет стать тем, кем он является. Основной аргумент Ницше состоит в том, что, обращаясь к искусству, можно убежать от рационализма. Искусство - это последнее прибежище для тех видов деятельности, которые не имеют общественно полезной цели. Коль скоро такая цель есть, действия можно ценить и оценивать в соответствии с социально сконструированными нравственными стандартами. «В целом искусство - это способ избавления человека от давления общества, поскольку искусство создает новые системы ценностей» (с. 491).

Мир не рождается в готовых формах; напротив, он конструируется социальными процессами. Онтологическую позицию Ницше лучше всего характеризовать как антиреалистическую: он отвергает традиционные онтологические взгляды, такие как реализм и идеализм, которые допускают, что существует мир, независимый от нас. Фундаментальные принципы человеческого мышления создаются людьми в процессе социальных взаимодействий.

По мнению Ницше, нет ценностей, которые были бы вписаны в реальность; человек сам накладывает ценности на окружающий его мир. Но лишь при наличии не зависящих от человека ценностей можно говорить о смысле истории. Следовательно, существует постоянный хаос, из которого «реальность» конструируется, деконструируется и реконструируется; Ницше полагал, что эти процессы носят социальный характер. В этом контексте следует понимать конфликт между коллективными идеалами, которые позволяют человеку считать свою жизнь осмысленной, и сильными личностями, которые создают свою систему ценностей.

Для того чтобы стать сильной личностью, человек должен разрушить старые ценности, взять всю ответственность за свою жизнь на себя и в итоге стать сверхчеловеком. «Только так мы можем стать тем, что мы есть» (цит. по: с. 492). Отсюда вытекает важное экзистенциальное следствие: человек не может быть избавлен от ответственности, поскольку нет Бога и нет истины, которые могут подтвердить или опровергнуть его суждения о мире (с. 492).

Фридрих Ницше, пишет в заключение автор, - один из самых интересных мыслителей. Он не был социологом, подобным Веберу, Парето или Дюркгейму. В определенном смысле он был гораздо более радикальным социальным мыслителем, чем Дюркгейм, который, особенно в своих ранних работах, рассматривал социологию как науку об общественных фактах, видя в ней ветвь социальной физики. Наивный социальный реализм до сих пор находит своих сторонников; тогда как Ницше, писавший 100 лет назад, представил подход, который лишь недавно получил развитие в трудах Фуко, Дерриды, Бодрийяра и др. Кроме того, автор подчеркивает связь между Ницше и конструктивистскими идеями, разрабатываемыми такими феноменологами, как поздний Гуссерль, Шютц, Бергер и Лукман. Но Ницше пошел дальше даже самых радикальных идей, выдвигаемых ими.

Главная социологическая идея Ницше состоит в том, что ценности и верования можно рассматривать как продукт борьбы между акторами, стремящимися увеличить свою власть. Эти ценности и верования - не что иное, как социальные конструкции, они не только меняются со временем, но и могут быть реконструированы.

Т. В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.