КОММУНИКАЦИЯ. ДИСКУРС. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
2008.03.009. БАДАЕВ А.Ф., КАЗАРИН Ю.В. ПОЭТИЧЕСКАЯ ГРАФИКА: (Функционально-эстетический и лингвистический аспекты). - Екатеринбург: Союз писателей, 2007. - 186 с. - Библи-огр.: с. 175-186.
В монографии на материале визуальных поэтических текстов русских поэтов ХУ11-ХХ1 вв. а также поэтов Европы и Юго-Восточной Азии дается подробный анализ особенностей поэтической графики. Выявляются системные связи единиц графики с единицами поэтического дискурса, языка и текста в целом, предложена модель комплексного, многоаспектного функционально-культурологического и лингво-текстового анализа.
Работа состоит из введения, двух глав (I. «Поэтическая графика как средство визуализации поэтического текста»; II. «Лингво-текстовое описание функций поэтической графики») и заключения.
В монографии показано, что поэтическая графика (ПГ) как формально-содержательная категория поэтического текста имеет сложную полифункциональную природу. Наряду с основными, общими функциями графики (как материальной части письма), такими, как фонографическая, информативная и мнемоническая (функция сохранения текстовой информации), ПГ в поэтическом тексте, оказавшись в ситуации «поэтического состояния» дискурса, языка и текста, выполняет также функции частного, эстетического, в целом текстового характера: строфо- и текстостроительные, декоративные, изобразительные, выделительные, смыслообразую-щие и смысловыражающие.
Автор подчеркивает, что поэтический текст в отличие от прозаического имеет свой уникальный характер графичности, который неразрывно и взаимообусловленно связан с такими признаками поэтического текста, как цельнооформленность, связность, идиоматичность, неаддитивность, интерпретативность и завершенность. Графичность как конститутивный признак поэтического текста - и визуального, и традиционного характера - это один из важнейших признаков, выделяющих поэтический текст из общей парадигмы художественных текстов в качестве уникальной функционально-эстетической системы.
ПГ как система материальных знаков включает в себя следующие единицы: графема (буква, цифра, знак препинания и т.п.), графолексема (графическая форма слова / лексемы) и графический комплекс (совокупность графем и / или графолексем, образующих визуально значимую часть графической строфы, рисунка, орнамента, геометрической фигуры и текста в целом).
ПГ имеет в поэтическом тексте двойной статус: во-первых, единицы ПГ образуют внешнюю, визуальную форму стихотворения (прямая эстетическая функция ПГ), во-вторых, единицы поэтической графики - это часть системы поэтического дискурса и совместно с единицами дискурса участвуют в строфо- и тексто-строении, а также в смыслообразовании и смысловыражении.
Выделяются следующие функциональные типы ПГ: строфи-чески-смещенная; строфически-изобразительная; поэтическая живопись (эмблематико-символическая ПГ, геометрическая ПГ, иероглифическая ПГ, языческая ПГ); геометрически-изобразительная; ритмическая; конкретная; выделительная (эпатажно-выделительная ПГ, смысло-выделительная ПГ, построчно-выделительная ПГ); вакуумная; ПГ сплава; декоративная (бордюрная ПГ, сосудная ПГ); ПГ черновика.
ПГ как базовая комплексная единица дискурса осуществляет опосредованную (через звуковую оболочку поэтического текста) связь с единицами языковой системы стихотворения. ПГ обеспечивает наличие в визуальном тексте эффекта денотативно-смыслового (двойного) восприятия и осознания поэтического текста, когда графическая форма стихотворения (рисунок, орнамент, геометрическая фигура и т.п.) соотносится с общей смысловой структурой текста, поддерживая ее и интенсифицируя формирование и выражение поэтических смыслов. Как правило, графическая форма в силу своей визуально-денотативной содержательности в достаточно высокой степени изоморфна лексико- и лингво-смысловой структуре поэтического текста.
ПГ - это не только результат внешней эстетизации поэтического текста, но и определенное выражение работы креативной функции языка. Креативная и эстетическая функции языка обеспечивают постоянное усовершенствование и усложнение графической, дискурсивной и языковой форм поэтического текста.
Окончательное оформление и вполне самостоятельное функционирование графической формы стихотворения обеспечило наличие в поэтическом тексте нового качества - графичности.
Графичность как особое качество поэтического текста выражается в наличии прежде всего самостоятельной графической формы стихотворения (это относится и к «неигровым», традиционным поэтическим текстам - их графико-строфическое строение, например, есть результат функционирования поэтической графики). Графичность поэтического текста - это и результат развития традиций письменной фиксации поэтического текста с развитием сначала орнаментальных, а затем и изобразительных и конструктивных элементов поэтической графики.
Таким образом, ПГ - это неотъемлемый компонент и формы, и содержания, и функций поэтического текста. Графичность предопределяет наличие и развитие (усложнение) таких качеств поэтического текста, как связность, цельность, завершенность, цель-нооформленность, идиоматичность, экспериментальность, полиинтерпретативность и др.
Полифункциональная природа единиц ПГ и поэтического текста порождает уникальное в эстетическом и номинативном отношениях явление партитурности. Многослойная форма поэтического текста обеспечивает наличие в поэтическом тексте различных «партий» функционально-эстетических единиц (ср.: «партия» единиц ПГ, «партия» ритма, рифмы, строфы, звука, морфа, лексемы, лексического значения, лексического смысла, словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого и т.д.).
Полифункциональность и партитурность единиц ПГ и поэтического текста очевидны: именно эти качества единиц дискурсивной, языковой и внеязыковой сфер поэтического текста обеспечивают наличие в поэтическом тексте такого качества, как полиинтерпретативность. Интересным и важным оказывается анализ функциональных связей единиц различных сфер - графической и языковой.
Связь единиц поэтической графики с морфемными и словообразовательными единицами поэтического текста выражается прежде всего в закреплении рисунка, графического изображения.
Графическая и фонетическая стороны поэтического текста усиливают и углубляют свое функционально-эстетическое взаимо-
действие за счет особенностей морфемных и словообразовательных структур графолексем, участвующих в графическом изображении. «Партии» графики и фонетики сопровождаются и укрепляются «партией» морфемики и словообразования в поэтическом тексте.
Связь ПГ с лексикой поэтического текста происходит одновременно опосредованно (через графемы, выражающие фонетические и словообразовательные единицы) и прямо (через графолек-семы, объединяющиеся в графические комплексы).
Поэтическая строфа - это сложное единство, основанное на графической, фонетической, интонационной, лексико-смысловой и синтаксической сторонах текста. Поэтическая строфа - это сложнейший функционально-эстетический, текстовой комплекс, синтез формальных, семантических и функциональных аспектов единиц графического, дискурсивного и языкового характера.
Связь единиц ПГ с единицами фонетического, словообразовательного, лексического и синтаксического уровней языка происходит именно в рамках строфы, в ее функционально-эстетической сфере, которая всегда выражает тот или иной фрагмент художественной картины мира. Более того, в строфе происходят проявление и объединение функциональных и «партитурных» возможностей единиц графики (графем, графолексем и графических комплексов), дискурса (метра, ритма, интонации, рифмы, дикции и т.д.) и языка (звуков, морфем, словообразовательных процессов, лексики и синтаксических единиц).
В работе показано, что комплексный лингво-текстовый анализ единиц ПГ должен прежде всего учитывать сам предмет -единицы ПГ - и функциональные типы ПГ. Поскольку ПГ - явление полифункциональное, то ее анализ должен включать в себя описание и характеристику трех типов функций ПГ: формально -функционального, структурно-функционального и функционально-смыслового.
Первый раздел лингво-текстового анализа единиц поэтической графики посвящен исследованию формально-функциональных особенностей единиц ПГ: он учитывает эстетико-поэтологическую, фактурную и структурную особенности стихотворения. Второй раздел лингво-текстового анализа единиц ПГ посвящен описанию и исследованию связей единиц ПГ с единицами паралингвистическо-
го и лингвистического характера поэтического текста. Третий раздел посвящен выявлению функционально-смысловых особенностей единиц ПГ.
Целью данного анализа является описание формально-функциональных, структурно-функциональных и функционально-содержательных аспектов единиц ПГ того или иного стихотворения. Как правило, такому анализу подвергается или визуально-графический текст, или текст с элементами ПГ, выраженными в тексте в разной степени.
Методика лингво-текстового анализа единиц ПГ представляет собой ряд операций, выполняющихся последовательно в алгоритмическом («да / нет») порядке. Такая методика является синтезом различных методических основ анализа трех сфер поэтического текста: языковой, параязыковой и внеязыковой. Лингвотекстовый анализ единиц ПГ - это логически синтезированный порядок достаточно объемного описания различных аспектов поэтического текста, который включает в себя следующие типы анализа: фонетический, словообразовательный, компонентный, лексико-смысловой, идеографический, синтаксический и др. (методы собственно лингвистического анализа); метрический, графико-ритмический, интонационный, дикционный, строфический и др. (методы стиховедческого анализа); статистический, сопоставительный, структурно-системный, интерпретационный и др. (методы анализа общенаучного характера).
Предложенный лингвотекстовый анализ единиц ПГ в силу своего комплексного, многоаспектного характера имеет признаки универсальности.
По мнению авторов, ПГ как основной способ материализации и манифестации единиц языкового, внеязыкового и параязыкового характера должна быть признана доминирующей единицей поэтического дискурса, которая в силу своей способности материализовать, визуализировать звучащее и выражающее семантику становится основой не только графической фиксации, но и реализации дискурсивных и языковых форм поэтического текста в целом.
Перспективы дальнейшего изучения ПГ авторы видят прежде всего в области сопоставительного анализа единиц графики визуального и традиционного (невизуального) поэтического текста с целью выявления поэтико-эстетического генезиса данного феноме-
на. Кроме того, считается перспективным рассмотрение процессов формирования поэтической графики в статусе дискурсивной доминанты как поэтического, так и фигурного прозаического текста, а также подробное историографическое исследование ПГ как феномена мировой поэзии.
Е.А. Казак