2008.02.043. ТОКМАН В.Э. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, НЕНАДЕЖНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ СПЛОЧЕНИЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
TOKMAN V.E. Economie informelle, insecurite et cohesion sociale en Amerique Latine //Rev. internationale du travail . - Geneve, 2007. -Vol. 146, N 1-2. - P. 89-116.
В статье консультанта Экономической комиссии ООН по Латинской Америке и странам Карибского бассейна анализируются причины развития неформальной экономики в странах региона и пути ее сокращения.
Концепция неформального сектора разработана Международной организацией труда (МОТ) в 70-е годы ХХ в. в связи с обострением проблемы занятости в развивающихся странах не столько из-за роста безработицы, сколько в связи с нехваткой рабочих мест, обеспечивающих достойный доход. С середины 1980-х годов в результате экономических реформ неформальная занятость (подрядная работа, работа без контракта, работа на дому без гарантии занятости и социального страхования) получает распространение на предприятиях формального сектора, которые прибегали к ней для сокращения издержек и повышения своей гибкости. Поэтому МОТ наряду с понятием неформального сектора ввела понятие неформальной экономики, которая включает в себя всех работников, независимо от места работы, которые не платят налоги в соответствии с трудовым законодательством.
Статистика относит к неформальному сектору лиц, работающих от собственного имени (за исключением лиц свободных и технических профессий), семейный неоплачиваемый труд, надомников и всех работников микропредприятий (численностью занятых до пяти человек).
Макроэкономические изменения, вызванные либерализацией и глобализацией, привели к усилению зависимости занятости в странах Латинской Америки от внешнего спроса в условиях ограниченных возможностей для роста внутреннего спроса и опережающего рост производительности повышения заработной платы. В Латинской Америке, особенно в небольших странах с открытой экономикой, нестабильность конъюнктуры в два раза выше, чем в промышленно развитых странах, и более ярко выражена, чем в
странах Юго-Восточной Азии. Это ведет к снижению экономической безопасности латиноамериканских стран, поскольку усиливает нестабильность доходов, вызывает рост безработицы. Если в начале 1990-х годов уровень безработицы в регионе составлял менее 7%, то в начале текущего десятилетия повысился до 11%. Доля государственного сектора в несельскохозяйственной занятости упала в регионе с 15,5% в 1990 г. до 13,4% в 2001 г. В 1990-2003 гг. из каждых трех вновь созданных рабочих мест два приходились на неформальный сектор (с. 91).
Рост нестабильности занятости и текучести кадров при отсутствии «хороших» рабочих мест вынуждает трудовые ресурсы уходить в неформальный сектор. Размер неформального сектора зависит от уровня экономического развития страны и коррелирует с уровнем нестабильности в обществе, который оценивается по доле среди занятого населения тех, кто, согласно опросам, боятся потерять работу в течение ближайших 12 месяцев. С 1990 г. в регионе, за исключением таких стран, как Чили, Аргентина, Бразилия и Сальвадор, наблюдается постоянный рост неформального сектора. Если в 1990 г. на неформальный сектор приходилось 47,5% рабочих мест в несельскохозяйственных секторах экономики Латинской Америки, то в 2005 - 50,3%, в том числе 55% работали от собственного имени, 33 - на микропредприятиях, 12% занимались семейным трудом (с. 94). Неформальный сектор является наиболее важным источником доходов для бедняков. В 1990-2005 гг. разрыв в доходах между работниками формального и неформального секторов увеличился с 59 до 81% (с. 95).
Существование неформального сектора, увеличение численности работников предприятий формального сектора с нестабильной занятостью при отсутствии полноценной социальной защиты, а также риски, связанные с повышением гибкости предприятий, которым подвергаются работники, приводят к усилению социальной напряженности в обществе. Для снятия этой напряженности и укрепления сплоченности общества автор предлагает следующие стратегии. Во-первых, надо включить неформальный сектор в процесс модернизации. Отправной точкой для реализации этой стратегии служит предоставление работникам неформального сектора экономических и социальных прав, которые позволят им удовлетворить требования «формализации», в частности, постепенное
введение минимального уровня защиты трудящихся в рамках трудового права в качестве компенсации за выплату налогов. Во-вторых, следует совершенствовать трудовое законодательство в части трудовых отношений, не предусмотренных действующими законами, с учетом конвенций и рекомендаций МОТ, принятых в 1996 и 2006 гг. Параллельно необходимо заполнить пробелы в национальном законодательстве, касающиеся определения солидарной ответственности предприятий, практикующих подрядные отношения с работниками. В-третьих, необходимо использовать опыт промышленно развитых стран, добившихся совмещения гибкости предприятий и надежности занятости трудящихся, с учетом специфики стран Латинской Америки.
И.Ю. Жилина