Научная статья на тему '2008. 01. 038. Сапронова М. А. Иракская конституция в прошлом и настоящем: (из истории конституционного развития Ирака). − М. : Ин-т ближнего Востока, 2006. - 196 с'

2008. 01. 038. Сапронова М. А. Иракская конституция в прошлом и настоящем: (из истории конституционного развития Ирака). − М. : Ин-т ближнего Востока, 2006. - 196 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
555
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАК / XX В / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 038. Сапронова М. А. Иракская конституция в прошлом и настоящем: (из истории конституционного развития Ирака). − М. : Ин-т ближнего Востока, 2006. - 196 с»

2008.01.038. САПРОНОВА М.А. ИРАКСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ: (ИЗ ИСТОРИИ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИРАКА). - М.: Ин-т Ближнего Востока, 2006. - 196 с.

Ключевые слова: Ирак, XX в., Конституция, конституционный процесс.

Исследование М.А. Сапроновой посвящено рассмотрению влияния конституционного процесса на историю развития Ирака в Новейшее время. Монография состоит из введения, двух глав и приложения.

В главе «Исторические этапы конституционного развития и государственные институты Ирака» автор анализирует становление и эволюцию национальной правовой системы страны в XX в.

Вопрос о форме государственного устройства Месопотамии, «как территории с преобладающим арабским населением», возник после победы коалиционных сил Антанты в Первой мировой войне. На конференции в Сан-Ремо (1920) было принято решение об объединении бывших османских вилайетов - Багдадского, Бассор-ского и Мосульского - в единое целое и передаче этой территории в сферу влияния Великобритании. Известие об установлении английского мандата вызвало мощное восстание, которое возглавили шиитские духовные авторитеты, муджтахиды. Уступая растущему национальному движению, верховный комиссар Ирака Перси Кокс начал переговоры с руководителями проанглийской организации «Иракский завет». Осенью 1920 г. стороны достигли соглашения о создании национального правительства и Государственного совета Ирака.

В июне 1921 г. в Каире на конференции верховных комиссаров Египта, Палестины и Ирака было принято решение о провозглашении Ирака королевством. 23 августа 1921 г. королем страны стал эмир Фейсал аль-Хашими. Первый иракский монарх принадлежал к суннитской ветви ислама, и это позволяло англичанам «использовать в дальнейшем суннито-шиитские противоречия для сохранения своего влияния» (с. 22). Чтобы создать видимость равноправных отношений между Великобританией и Ираком, П. Кокс разработал текст «союзного» договора, который был подписан сторонами 10 октября 1922 г. В разделах, касавшихся обязательств

руководства Ирака, устанавливалось, что правительство «опубликует Конституцию, гарантирующую всем свободу совести, для предоставления Учредительному собранию страны и введет ее в действие» (с. 23).

Первоначальный проект этой конституции был разработан английским правительством в 1924 г. Первая конституция Ирака, по мнению М.А. Сапроновой, «стала на тот момент одной из... наиболее прогрессивных конституций на Ближнем Востоке» (с. 29). Она сохранялась в качестве Основного закона и после прекращения действия английского мандата и провозглашения независимости Ирака (4 октября 1932 г.). Конституция устанавливала строй парламентской монархии, объявляла Ирак «суверенным, независимым и свободным государством» (статья 2), декларировала, что принадлежащий иракскому народу суверенитет «вручен как вклад» в надежные руки Хашимитской династии - «королю Фейсалу, сыну Хусейна, а после него его наследникам» (статья 19). Законодательная власть закреплялась за королем и парламентом (статья 28), состоящим из двух палат: нижней - Палаты депутатов, избираемой раз в четыре года, и верхней - Сената, 20 членов которого назначались королем. Монарх объявлялся «верховным главой государства» (статья 26), «неприкосновенным и свободным от ответственности» (статья 25). Исполнительной властью конституция наделяла Совет министров, на который налагалась ответственность «за ведение государственных дел» (статья 65). Избирательный закон исключал участие в парламентских выборах более половины населения страны. «Часто предвыборная кампания принимала характер военных стычек между правительственными войсками и избирателями», а ущемление волеизъявления народа «позволяло правительству проводить своих кандидатов в парламент» (с. 32). Все это привело к подчиненному положению законодательной ветви власти. После провозглашения независимости парламент распускался в 1935, 1937, 1948 и дважды в 1954 г. Вместе с тем характерной стала острая борьба за власть представителей различных религиозно-политических группировок в рамках самого кабинета министров. В результате «нормой» была частая смена правительств: с 1922 по 1954 г. сменилось 53 кабинета (с. 30, 33).

Революция 14 июля 1958 г. привела к свержению монархии и провозглашению Ирака республикой. М.А. Сапронова определяет

ее характер как «антифеодальный и народный», но вместе с тем считает, что тогда «к власти снова пришли те же представители национальной элиты, которая, стремясь обеспечить свои интересы и нейтрализовать влияние прогрессивных сил, активно шла на компромиссы с англичанами» (с. 43). Уже 27 июля была принята временная конституция, которая провозглашала Ирак «независимой и суверенной республикой» (статья 1), «частью арабской нации» (статья 2), а ислам - государственной религией (статья 4). Источником власти объявлялся народ, чьи представители должны были быть равными перед законом, наделялись одинаковыми правами и обязанностями независимо от их расы, происхождения, вероисповедания, языка и убеждений (статьи 7, 9). Были гарантированы свобода мнений, личности, религии и отправления религиозных обрядов (статьи 10, 12). В статье 3 впервые в истории Ирака уравнивались в правах арабы и курды, декларировалось исполнение национальных чаяний курдского народа в рамках единого государства (статьи 44, 45). Конституция сосредоточила всю законодательную и исполнительную власть в руках правительства, но обошла молчанием вопрос о создании парламента, а также по существу наложила запрет на деятельность политических партий. Концентрация власти в Совете министров узаконивала, прежде всего, «режим личной диктатуры премьер-министра Касема, представлявшего правящую элиту и являвшегося также главнокомандующим вооруженными силами и министром обороны» (с. 43- 44).

Дальнейший период развития Ирака автор характеризует как «перерождение режима буржуазно-демократической республики фактически в военную диктатуру», происходившее на фоне крайне нестабильной политической ситуации, борьбы различных партий и группировок внутри армейского корпуса, балансирования правительства между левыми и правыми силами (с. 46). 8 февраля 1963 г. в стране был осуществлен государственный переворот, приведший к власти представителей правого крыла ПАСВ (Баас) и военных. Новый президент Ирака Абд ас-Салям Ареф не препятствовал установлению режима безраздельной диктатуры ПАСВ, широко использовавшей методы политического терроризма и физического устранения представителей оппозиционных сил. 18 ноября 1963 г. военная группировка во главе с Арефом насильственно отстранила от власти руководителей ПАСВ. Принятые в этот период законода-

тельные акты отразили борьбу различных политических течений и значительно расширили прерогативы президента Арефа, наделившего себя неограниченной властью. В итоге это нашло свое отражение во временной конституции, принятой 3 мая 1964 г. Ее общие положения мало чем отличались от соответствующих статей предшествовавшего Основного закона, однако широким полномочиям президента и возглавляемого им Национального совета революционного командования был посвящен целый раздел IV главы (статьи 40-60).

17 июля 1968 г. в результате очередного переворота к власти в стране вторично пришла партия Баас. Для руководства республикой был учрежден внеконституционный орган - Совет революционного командования (СРК), который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Президентом Ирака Совет избрал Ахмеда Ха-сана аль-Бакра, а его заместителем - Саддама Хусейна. 21 сентября 1968 г. была принята новая временная конституция, в которой Ирак был объявлен народно-демократической республикой, приступившей к «построению социализма» (с. 54). Основной закон юридически оформил полномочия высшего органа государственной власти -СРК, а административные и исполнительские функции возложил на Совет министров, возглавляемый президентом. Важной чертой являлось то, что правящей и единственной разрешенной партией объявлялась ПАСВ. Роль руководящей силы за ней закрепила очередная временная конституция, вступившая в действие 16 июля 1970 г. Этот документ, пишет М.А. Сапронова, конституировал «такую политическую систему общества, которая способствовала установлению прочной и эффективной вертикали государственной власти и созданию единого партийно-государственного механизма, который функционировал до 2003 года и ядром которого стал суннитский клан» (с. 60).

С приходом к единоличной власти Саддама Хусейна (1979) процесс «баасизации» всех сторон жизни иракского общества заметно усилился. На выборах в Национальный совет (парламент) страны в октябре 1984 г. было отказано в регистрации тем кандидатам, которые «не верят в руководящую роль партии Баас». В итоге из 250 мест в парламенте 183 было занято депутатами от ПАСВ (с. 62). С мая 1994 г. Саддам Хусейн сосредоточил в своих руках всю полноту власти: он занимал посты председателя СРК, прези-

дента и премьер-министра. В соответствии с поправками, принятыми в сентябре 1995 г., президент страны стал избираться на всенародном референдуме на семилетний срок. Такое голосование было проведено 15 октября 1995 г., и Саддам Хусейн получил от народа мандат на президентство до 2002 г.

Формирование переходных органов государственной власти после оккупации Ирака войсками коалиции и положения последней конституции страны М.А. Сапронова рассматривает в главе «Современный этап становления новой иракской государственности и проблема конституционализма».

Основные принципы политического переустройства постсад-дамовского Ирака были сформулированы в специальных резолюциях СБ ООН от 22 мая (№№ 1483) и 16 октября (№№ 1511) 2003 г. Задачи послевоенного переустройства Ирака, пишет автор, поставили перед американцами сложные проблемы: «Саддам Хусейн создал в стране светскую диктатуру, но с ее падением выяснилось, что самыми авторитетными людьми в Ираке являются священнослужители, которые не питают особых симпатий к Западу» (с. 70). Положение осложнялось тем, что на первый план выступили не только «неизбежные трения между арабами и курдами, суннитами и шиитами», но и конфронтация «между всеми иракцами, с одной стороны, и оккупационными силами - с другой» (там же).

8 марта 2004 г. была принята новая временная конституция. Этот документ, по мнению М.А. Сапроновой, «больше отражал принципы и особенности западной модели конституционализма, чем традиционные, характерные только для арабских стран нормы и положения.» (с. 71). Временная конституция закрепила республиканскую, федеративную, демократическую и плюралистическую форму государства. Официальной религией Ирака конституция провозгласила ислам, который определялся как «один из источников законодательства», но она не содержала положений об органах государственной власти, действующих на основе ислама. Констатировалось, что Ирак является многонациональной страной, но арабский народ объявлялся «неразделимой нацией». Новыми для Ирака стали статьи, запрещавшие привлечение гражданских лиц к суду военного трибунала и вводившие демократические нормы в избирательное право (с. 77-79). 15 октября 2005 г. эта редакция

Конституции Ирака была одобрена большинством голосов в ходе общенационального референдума.

В целом, полагает М.А. Сапронова, последняя Конституция Ирака «имеет относительно демократический характер, хотя и в неполной мере отражает сложившуюся в стране политическую ситуацию; многие статьи носят декларативный характер, не подкрепляемые пока никакими материальными или процессуальными гарантиями» (с. 108). Наряду с этим Основной закон так и не смог определить, в каком направлении будет осуществляться развитие иракской государственности (с. 111).

В приложении к работе (с. 123-173) автор поместила тексты Временной конституции Ирака 1970 г., Конституции Республики Ирак 2005 г. и основные положения Закона о выборах в Палату представителей Ирака от 13 сентября 2005 г.

А.А. Алиев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.