Научная статья на тему '2008. 01. 004. Тарковска Э. Социология времени Зигмунта Баумана. Tarkowska E. Zygmunt Bauman on time and detemporalization processes // Polish sociological rev. - Warsaw, 2006. - n 3. - P. 357-374'

2008. 01. 004. Тарковска Э. Социология времени Зигмунта Баумана. Tarkowska E. Zygmunt Bauman on time and detemporalization processes // Polish sociological rev. - Warsaw, 2006. - n 3. - P. 357-374 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 004. Тарковска Э. Социология времени Зигмунта Баумана. Tarkowska E. Zygmunt Bauman on time and detemporalization processes // Polish sociological rev. - Warsaw, 2006. - n 3. - P. 357-374»

2008.01.004. ТАРКОВСКА Э. СОЦИОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ ЗИГ-МУНТА БАУМАНА.

TARKOWSKA E. Zygmunt Bauman on time and detemporalization processes // Polish sociological rev. - Warsaw, 2006. - N 3. - P. 357374.

Теме времени, указывает Эльжбета Тарковска (профессор социологии Института социологии Польской академии наук, Варшава, Польша), в социологии почти не уделялось внимания. Однако в последние несколько десятилетий ситуация радикальным образом изменилась. Многочисленные работы Норберта Элиаса, Пьера Бурдье, Зигмунта Баумана, Энтони Гидденса, Мануэля Кас-тельса, Ульриха Бека и других ученых свидетельствуют, что проблемы социального времени переместились с периферии исследовательского интереса к центру.

Эти работы посвящены, с одной стороны, рассмотрению времени как социального феномена, а с другой стороны, тем изменениям в представлении о социальном, которые были вызваны изменениями в восприятии времени обычными людьми. Ученые анализируют различные типы культур, выделяя досовременные, современные и постсовременные культуры с присущими только им характеристиками времени; проблемы темпоральной и пространственной декомпрессий; новое восприятие статусов прошлого, настоящего и будущего в современных обществах.

Тарковска выделяет ряд специализированных социологических исследований времени Дэвида Харви, Хельги Новоротны, Томаса Хайланд Эриксена и Стефана Бертмана.

Так, Харви полагает, что компрессия пространства-времени -это процесс современности. В условиях перехода к постсовременности он заметно усиливается. Таким образом, различия между постсовременностью и современностью носят количественный, а не качественный характер.

Новоротны анализирует влияние, которое оказал переход от современности к постсовременности на восприятие понятия времени. С ее точки зрения, переход способствовал тому, что прошлое и будущее в сознании человека слились в едином настоящем. Эти изменения, полагает Новоротны, были вызваны технологическими новациями последних десятилетий.

Бертман соглашается с Новоротны, что именно новые технологии спровоцировали радикальные изменения в современном восприятии времени. Но, полагает он, изменения восприятия в первую очередь влияют на культуру современных обществ, содержание которой выхолащивается по мере увеличения темпа жизни и стремления акторов сделать так много, как возможно, за наименее короткий срок.

Наконец Эриксен также уделяет внимание проблеме темпа ускорения жизни. И также видит в нем непредусмотренное следствие развития информационных технологий. Время, в котором живет общество, уже не является временем в классическом понимании. Оно как будто разбито на отдельные отрезки и крайне фрагментарно. С его точки зрения, такое ощущение времени негативно влияет на жизнедеятельность человека. Так, желание расширения выбора оборачивается его сужением, попытки рационализации рабочего времени оборачиваются сокращением свободного времени и т.д.

Наиболее плодотворную разработку тема времени получила, по мнению Тарковска, у Баумана.

Уже в своих ранних работах он рассматривал гетерогенность восприятия времени в различных обществах и выделял два типа культур - «стабильные» и «развивающиеся». Основываясь на работах антропологов, Бауман описывал первый тип культур как застывший, время в подобных обществах имело циклическую природу, для этих обществ характерны традиционность и господство прошлого. В «развивающихся» же культурах, к которым может быть отнесено и современное индустриальное общество, время мыслится как имеющее объективную, абстрактную природу, оно носит количественный, а не качественный характер. Впоследствии Бауман использовал понятие времени в качестве критерия различия между «дикими» и «садовыми» культурами. Теперь его внимание было сконцентрировано на проблеме использования меняющихся представлений о времени для анализа различий между досовре-менными, современными и постсовременными обществами.

В частности, в книге «Mortality, immortality and other life strategies»1 Бауман попытался сквозь призму понятия смерти рассмотреть особенности, которые характеризуют каждый из типов обществ. Так, отношения к смерти в современных обществах предполагают деконструкцию, рационализацию и модификацию феномена смерти, результатом чего является создание правил, точное выполнение которых теоретически может якобы продлить жизнь до бесконечности. Таким образом, смерть осмысляется в категориях случайности, а не необходимости. Человек умирает не потому, что он смертен, а потому, что он строго не следовал правилам. Кроме того, именно в этой книге Бауман выделяет особенности восприятия времени в обществах современного типа. Время «современности» ориентировано на будущее, которому подчинены и настоящее, и прошлое. Время «постсовременности» характеризуется векторностью, оно состоит из недифференцированных моментов, эпизодов. Время «постсовременности» - это вечное настоящее, в котором будущее растворяется, постепенно исчезая. Вследствие этого оно нестабильно, непоследовательно, фрагментировано. Это восприятие времени неизбежно повлекло, как показал Бауман, коренные преобразования социального мышления. Бауман считает, что отсутствие стабильных структур и условий жизни влечет за собой изменения в процессе формирования идентичности человека. Если раньше идентичности «конструировались», то сегодня отсутствие постоянства и преемственности ведет к тому, что времени «конструировать» идентичность нет, ее приходится просто выбирать. Человек превращается в «вечного туриста» или «странника», добродетелью которого становится способность прилаживаться к быстро меняющимся условиям.

Изменения в социальных представлениях сказываются и на других явлениях современности, например консъюмеризме. С точки зрения Баумана, изменения, которые произошли и происходят сегодня, поощряют распространение потребительского образа жизни. «Потребление, общество потребления и культура потребления воплощают время, которое ограничено настоящим» (с. 369). «Сейчас» - это квинтэссенция потребления и образа жизни потребителей.

1 Bauman Z. Mortality, immortality and other life strategies. - Cambridge: Polity Press, 1992.

Другой феномен, природа которого изменилась под влиянием нового восприятия времени, - труд. В традиционном капиталистическом обществе труд и производство были ориентированы на будущее. Но из-за изменений в сфере труда, из-за возрастающего применения системы гибкого найма трудовые отношения теряют свою стабильность и целостность, они становятся ареной жесточайшей конкуренции.

В рамках своей социологии времени Бауман рассматривает также проблемы социальной стратификации и неравенства. С точки зрения Баумана, современные метаморфозы пространства-времени закладывают основы нового вида социального неравенства. Глобализация - причина жесткого разделения на два мира: «мир глобальной мобильности» и «мир глобальной нужды». Это разделение, как указывает Тарковска, в первую очередь имеет темпоральное измерение. Представители первого мира постоянно испытывают недостаток времени, вследствие этого ритм их жизни характеризуется высокой интенсивностью. Однако недостаток времени компенсируется материальным процветанием. Обитатели второго мира, наоборот, не знают как убить время, которого у них более чем достаточно. Избыток досуга оборачивается для них в источник нищеты и страданий.

К.В. Аршин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.