Научная статья на тему '2007. 04. 047. Вильямсон Дж. Международная миграция: с ХIХ В. До 2030 г. Williamson J. les migrations nationals: du XIX siecle a 2030 // problemes Econ. - P. , 2007. - n 2914. - P. 2-7'

2007. 04. 047. Вильямсон Дж. Международная миграция: с ХIХ В. До 2030 г. Williamson J. les migrations nationals: du XIX siecle a 2030 // problemes Econ. - P. , 2007. - n 2914. - P. 2-7 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ - - ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 04. 047. Вильямсон Дж. Международная миграция: с ХIХ В. До 2030 г. Williamson J. les migrations nationals: du XIX siecle a 2030 // problemes Econ. - P. , 2007. - n 2914. - P. 2-7»

ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

2007.04.047. ВИЛЬЯМСОН ДЖ. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ: С Х1Х в. ДО 2030 г.

WILLIAMSON J. Les migrations nationals: du XIX siecle a 2030 // Problemes econ. - P., 2007. - N 2914. - P. 2-7.

Профессор экономики Гарвардского университета оценивает современное положение в области миграции населения в свете двухвековой истории международной миграции населения. В мире наблюдались две волны массовых миграций населения. Во время первой волны, отмечает он, в течение ста лет - с 1820 по 1920 г. -60 млн. бедных европейцев эмигрировали в Новый Свет. Вторая волна, начавшаяся после Второй мировой войны, значительно усилилась в 1990-х годах в условиях глобализации. В обоих случаях «цикл жизни» массовой эмиграции, в течение которого воспроизводятся экономические факторы, определяющие этот феномен, один и тот же. В целом процесс эмиграции в какой-либо стране имеет два аспекта: первый определяется предложением мигрантов, второй - спросом на их труд.

За два столетия значительно возросли потребность богатых государств в мигрантах из далеких бедных стран и возможности людей финансировать свой переезд. В ХХ в. разрыв в уровне жизни в странах «третьего» мира и промышленно развитых странах (ПРС) сократился, что способствовало усилению миграции. В то же время в бедных регионах повысился уровень образования и жизни, а транспортные расходы, благодаря новым технологиям, уменьшились.

Доля молодых мобильных людей в мире возросла, когда бедные страны вступили на путь экономической модернизации, способствующей повышению склонности к эмиграции. Одновременно с этим в рассматриваемых странах начался процесс демографиче-

ского перехода. Прогресс в питании и здравоохранении способствовал сокращению детской смертности и росту уровня выживаемости детей. Многочисленная когорта детей из развивающихся стран (РС) стала крупным потенциальным ресурсом для эмиграции.

Демографические изменения способствовали тому, что в конце XIX в. эмигрировали бедные европейцы, а в конце ХХ в. в еще больших масштабах - жители РС в ПРС. Ежегодные показатели эмиграции в Северную Америку и Океанию постоянно росли после окончания Второй мировой войны и в 90-х годах ХХ в. достигли 1 млн. прибытий в год. В абсолютном выражении численность мигрантов сейчас такая же, как и 100 лет назад, но ее удельный вес в экономически активном населении уменьшился. Так, среднегодовой показатель иммиграции в населении США сократился с 11,6 промилле в 1900-1910 гг. до 0,4 промилле в 19401950 гг. и составил 4 промилле в 1990 г. Увеличение иммиграции в послевоенный период затронуло не только США. С 1965 по 2000 г. иммиграция в страны Океании возросла примерно на треть, в страны Северной Америки - почти удвоилась и в страны Европы - почти утроилась (с. 5).

В то время как международная миграция значительно усилилась, оплата труда иммигрантов снизилась. Так, в США в 2000 г. мужчины-иммигранты зарабатывали на 4,1% больше, чем их предшественники в 1960 г., но на 16,3% меньше, чем иммигранты в 1990 г. До ассимиляции с населением принимающей страны иммигранты всегда подвергаются определенной дискриминации в отношении заработной платы: за период с 1960 по 1990 г. их начальная заработная плата (по сравнению с заработной платой местного населения) сократилась на 24 пункта. Средний уровень заплаты иммигрантов повысился, но не так сильно, как у местных жителей. В 1970 г. доля иммигрантов в первом поколении, получивших среднее образование, превышала соответствующий показатель для местного населения на 5,6 процентных пункта, но в 1990 г. этот разрыв достиг 20,4 пункта, т.е. возрос почти в 4 раза (с. 6).

Снижение качества рабочей силы иммигрантов отражает четыре типа изменений, происшедших в международной миграции в течение 50 послевоенных лет. Первое изменение состоит в сокращении европейской эмиграции, связанном с трансформацией миграционных потоков внутри Европы (включая Турцию): в 2000 г.

иностранцы европейского происхождения составляли 10,3% населения Западной Европы против 1,3% в 1950 г. (с. 6).

Раньше в страны Западной и Южной Европы прибывали мигранты из стран Среднего Востока и Африки. После распада СССР в 1990-х годах в страны Западной Европы хлынул поток иммигрантов с Востока, особенно из бывших советских республик. Очень скоро ежегодный прирост иммиграции в ЕС превысил уровень иммиграции в США (и это без учета нелегальной иммиграции).

Второе изменение касается миграции из стран Восточной Европы, которая всегда существовала до образования социалистического лагеря, но затем прекратилась. После крушения системы социализма и особенно разрушения Берлинской стены в 1989 г. она начала быстро расширяться. За период с 1985 по 1989 г. поток эмигрантов из восточноевропейских стран увеличился в 5 раз и вплоть до 1993 г. превышал 1 млн. человек в год, а затем несколько уменьшился. В Европе возобновилась традиция миграции с Востока на Запад.

Третье изменение обусловлено превращением Латинской Америки из региона иммиграции в регион эмиграции. На начальном (первом) этапе глобализации предполагалось, что развитие индустриализации в бедных сельскохозяйственных странах с низким уровнем заработной платы способствует росту эмиграции. В действительности оказалось, что на определенной стадии индустриализации им удается удерживать свое население и даже привлекать иммигрантов благодаря повышению заработной платы. Именно так происходило в Латинской Америке. В 1960 г. в регионе насчитывалось 1,8 млн. иммигрантов, в 1980 г. из стран Латинской Америки эмигрировали 1,8 млн. человек. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время.

Четвертое изменение является наиболее важным и состоит в массовом отъезде мигрантов из стран Азии, Африки и Среднего Востока; до сих пор этот миграционный поток был весьма ограниченным. Первая фаза процесса индустриализации и демографического перехода «развязала» процесс эмиграции. Так, восточноази-атское «чудо» сначала способствовало резкому росту эмиграции из Азии, затем он замедлился и впоследствии постоянно уменьшался. Страны Среднего Востока позднее вступили на путь индустриализации, а потому и расширение эмиграции из этих стран, как и их

экономическое развитие, отстали по времени от азиатского региона. В Африке, где рост доходов на душу населения в последние 50 лет был незначительным, указанные процессы начали развиваться еще позже.

В течение первого этапа глобализации демографический «взрыв» и промышленная революция на их начальной фазе привели к росту эмиграции из бедных стран, в то время как в ПРС демографическая стагнация и промышленная революция произвели обратный эффект. Снижение транспортных расходов и распространение системы денежных переводов, а также изменения в иммиграционной политике ПРС усилили эти тенденции. В США, например, квоты по национальному признаку (и запрещение иммиграции из стран Азии) были отменены в 1965 г., затем воссоединение семей стало основным критерием для въезда в страну.

По мнению автора, анализ двух этапов международной миграции - до 1913 г. и после 1950 г. - позволяет сделать следующие выводы.

Европейская эмиграция в XIX в. способствовала снижению бедности, хотя наиболее бедные страны никогда не принимали участие в массовой миграции: уровни жизни в странах происхождения и принимающих странах сближались. На первом этапе глобализации такое сближение было обусловлено скорее массовостью миграции, чем ростом торговли и финансовых рынков. Однако данный вывод не относится к странам Азии, Африки, Среднего Востока и Латинской Америки не потому, что там более сильное влияние оказал рост торговли и финансовых рынков, но в связи с тем, что в этих странах доля эмигрантов была невелика.

Во время первого этапа глобализации эмиграция позволила повысить уровень жизни в бедных странах происхождения иммигрантов. На втором этапе глобализации это не стало общим правилом по двум причинам. Во-первых, успехи экономического развития бедных стран в большей степени, чем раньше, зависели от темпов роста производительности труда и экономики. Во-вторых, богатые страны ПРС закрыли свои границы.

Автор задает вопрос: почему сейчас многие страны ограничивают иммиграцию, хотя на нынешнем втором этапе глобализации массовая международная миграция может принести большие выгоды и преимущества, чем во время первого этапа? Ответ на

данный вопрос, считает автор, зависит от того, кто от этого выигрывает в принимающей стране.

Такие страны с высоким уровнем заработной платы, как США, Австралия, Аргентина и ряд других, еще до Первой мировой войны отказались от иммиграции без ограничений, и в настоящее время ограничения здесь сохраняются. На иммиграционную политику воздействует также политическое давление налогоплательщиков, которых непосредственно затрагивает приезд иностранцев. В течение первого этапа глобализации споры и дискуссии об иммиграции оставляли эти вопросы в стороне, так как государства благосостояния еще не существовало.

Как бы то ни было, спрос на иммигрантов в странах с высоким уровнем средней заработной платы не может расти бесконечно. Темпы прироста иммиграции в будущие 25 лет будут ниже, чем в предыдущую четверть века. Когда перестанут действовать факторы, определяющие рост эмиграции из РС (демографический взрыв и индустриализация), исчезнут стимулы к поиску работы и места жительства за рубежом. Большинство стран Восточной Азии и значительное число стран Юго-Восточной Азии, которые прошли черед период «экономического чуда», уже достигли этого этапа развития. Впечатляющий экономический рост в Китае и Индии дает основания утверждать, что в этих наиболее населенных странах мира также в скором времени будут исчерпаны факторы, стимулирующие эмиграцию. Через некоторое время к ним присоединятся и страны Латинской Америки и Среднего Востока, имеющие более низкие темпы экономического роста. Что касается стран Африки, которые еще не стали странами массовой эмиграции, то их судьба и роль недостаточно ясны. В постиндустриальных странах старение населения будет стимулировать спрос на трудовую иммиграцию, но замедление темпов экономического роста в ПРС может противодействовать этой тенденции.

По мнению автора, в будущем ожидается значительное увеличение миграционных потоков внутри РС и развивающегося мира, а также относительное сокращение миграционных потоков между странами Юга и Севера, между странами «третьего» мира и Западом.

С.Н. Куликова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.