Научная статья на тему '2007.04.011. МАХУРА Ш., АСИМОВ М. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АДВОКАТАХ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ. MACHURA S., ASIMOW M. DAS ANSEHEN VON ANWäLTEN BEI JURASTUDENTEN // ZEITSCHRIFT FüR RECHTSSOZIOLOGIE. - STUTTGART, 2004. - H. 1. - S. 3-33'

2007.04.011. МАХУРА Ш., АСИМОВ М. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АДВОКАТАХ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ. MACHURA S., ASIMOW M. DAS ANSEHEN VON ANWäLTEN BEI JURASTUDENTEN // ZEITSCHRIFT FüR RECHTSSOZIOLOGIE. - STUTTGART, 2004. - H. 1. - S. 3-33 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДВОКАТЫ - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гиряева В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007.04.011. МАХУРА Ш., АСИМОВ М. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АДВОКАТАХ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ. MACHURA S., ASIMOW M. DAS ANSEHEN VON ANWäLTEN BEI JURASTUDENTEN // ZEITSCHRIFT FüR RECHTSSOZIOLOGIE. - STUTTGART, 2004. - H. 1. - S. 3-33»

2007.04.011. МАХУРА Ш., АСИМОВ М. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АДВОКАТАХ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ.

MACHURA S., ASIMOW M. Das Ansehen von Anwalten bei Jurastu-denten // Zeitschrift fur Rechtssoziologie. - Stuttgart, 2004. - H. 1. -

S. 3-33.

Авторы реферируемой статьи исходят из того, что телевизионные судебные шоу и фильмы, посвященные правовой тематике, оказывают влияние на представления об адвокатах у широкой публики (в том числе у студентов-юристов). Эта рабочая гипотеза ими была проверена при сопоставлении с другими мотивами выбора профессии, например, происхождение (наличие адвокатов в семье) или личный опыт.

Важным показателем является оценка профессии общественностью. Например, американские фильмы и сериалы, представляя шикарную жизнь адвокатов, укрепляют мнение, что адвокаты имеют очень высокие доходы, однако их реальные доходы в Германии в последнее время упали. Кроме того, внимание зрителя фокусируется в основном на одном аспекте работы адвокатов - выступлениях в суде. Укрепляется убеждение, что адвокаты не честны, ведь в фильмах они используют любые методы для достижения своей цели. И тем не менее среди профессий, которые респонденты «особенно ценят», профессия адвоката занимает четвертое место после профессий врача, священника и профессора университета.

Воздействия фильмов «о праве» дополняются информацией из других источников: новостей, литературы, иных передач и фильмов, из социального окружения. Для того чтобы объяснить «независимое воздействие фильмов», Гебнер ввел понятие «культивирование». Культивирование - это «взросление и жизнь под длительным воздействием телевизора». Социологи права из Германии, Англии, Шотландии и Аргентины сходятся в мнении, что американские сериалы и фильмы об адвокатах воздействуют на представления о праве непрофессионалов. Например, немецкие дети убеждены, что судьи стучат молоточками по своим столам и носят парики1. В целом телевидение формирует у обывателя представле-

1 В Германии судьи носят мантии, парики нет. - Прим. реф.

ния о праве, смещенные в сторону англо-американского права и процесса, а не о праве Германии.

Асимов утверждает, что фильмы можно разделить на «про плохих адвокатов» и «про хороших адвокатов». Согласно опросам, «агрессивные адвокаты» на экране не вызывают у общественности негативных эмоций. Напротив, например, в России агрессивность адвокатов в американских фильмах связывают с эффективной защитой клиентов, а голливудскую продукцию оценивают как дающую представление об идеале работы адвокатов.

Авторы реферируемой статьи в 2002/03 учебном году провели социологический опрос студентов-юристов 1-2-го семестров Университета города Бохум. Были опрошены 410 человек. Зависимыми переменными являлись «доверие и этические действия», «заслуженный заработок» и «престиж»; независимыми - демографические данные опрашиваемых и различные возможные источники информации об адвокатах. Авторы хотели проверить следующие гипотезы.

1. Чем больше респондент смотрит сериалы или фильмы об адвокатах, тем лучше его мнение об адвокатах, тем больше он им доверяет и тем скорее он будет отрицать утверждение, что адвокаты не заслуживают высоких доходов. Кроме того, были проверены иные возможные источники таких оценок. Опрашиваемые должны были отметить, насколько помогли им указанные источники в формировании их мнения об адвокатах.

2. Тот, кто считает, что в формировании мнения об адвокатах ему помогли популярные источники - книги, телепередачи и фильмы об адвокатах, - должен позитивно оценивать степень доверия и заслуженность гонораров.

3. Наличие адвоката в семье и среди друзей должно в той же мере позитивно повлиять на оценку.

4. Влияние личного опыта.

5. Школьная среда.

6. Общение с друзьями.

7. Новостные передачи также рассматривались как факторы, формирующие оценки.

8. Респонденты «ненемецкого» происхождения оценивают адвокатов хуже, чем немцы.

9. Оценки студенток и студентов не различаются.

10. Студенты старшего возраста скептичнее в своих оценках, чем молодые.

Бохумские студенты оценили доходы адвокатов как «заслуженные» и приписали адвокатам высокое положение в обществе. Подтвердились гипотезы 1, 2, 3. Особенно важную роль сыграл фактор наличия адвокатов в семье: студенты отмечали, что часто финансовое положение адвокатов переоценивается, что «40% всех адвокатов живут на грани выживания».

Респонденты из немецких семей тяготели к более положительным оценкам, чем респонденты «ненемецкого происхождения» (тем самым подтвердив гипотезу 8). Подтвердилась и гипотеза 9. Гипотезы 4-7 не подтвердились.

Анализ выявил, что престиж, приписываемый адвокатам, позитивно коррелирует с верой в заслуженность их гонораров и впе-чателением, что адвокатам можно доверять. Несмотря на то что опрос был проведен только среди бохумских студентов, маловероятно, что мнение студентов-юристов из университетов других городов сильно отличается, пишут в заключение авторы. В приложение к статье опубликованы опросный лист и список фильмов, сериалов и телепередач.

В.Н. Гиряева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.