Научная статья на тему 'Престиж личности и профессии в зеркале средств массовой коммуникации и в суждениях студенческой молодежи'

Престиж личности и профессии в зеркале средств массовой коммуникации и в суждениях студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
630
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ / РОДИНА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ И ЛИЧНОСТИ / СМИ / ОБЪЕКТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ШОУМЕНЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ / РЕПУТАЦИЯ / HEROES OF OUR TIME / HOMELAND / MORAL VALUES / PRESTIGE AND IDENTITY / MEDIA / OBJECTS OF INFLUENCE / SHOWMEN / SOCIAL FUNCTIONS OF MEDIA / REPUTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стариков Александр Георгиевич

Анализируется эволюция массового сознания россиян по отношению к таким понятиям, как престиж личности, престиж профессии, складывавшиеся годами нравственные ценности народа. Происходит это во многом из-за непродуманной государственной коммуникационной политики, неисполнения СМИ таких социальных функций, как культуроформирующая, образовательная, воспитательная, интегрирующая и др. Делается вывод, что особенно это характерно для современного телевидения, где реальных героев подменили звезды шоу-бизнеса, гламура, политические деятели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Prestige of the Individual and the Profession in the Mirror of the Mass Media and in the Judgments of Students

The author analyzes the evolution of mass consciousness in relation to concepts of prestige of personality, prestige of profession, moral values of the people created for many years. This happens, largely because of ill-conceived government communication policy, mass media ignoring culture forming, educational, integrating, etc. social functions. This is especially true for modern television, which has replaced the real heroes in order to show business stars, glamour, political figures.

Текст научной работы на тему «Престиж личности и профессии в зеркале средств массовой коммуникации и в суждениях студенческой молодежи»

УДК 316.647.8 : 659.3

ПРЕСТИЖ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИИ В ЗЕРКАЛЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И В СУЖДЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2012 г. А.Г. Стариков

Стариков Александр Георгиевич —

кандидат политических наук, доцент,

кафедра связей с общественностью,

Донской государственный технический университет,

пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000.

E-mail: vgastars@mail. ru.

Starikov Aleksandr Georgievich —

Candidate of Political Sciences, Associate Professor,

Department of Public Relations,

Don State Technical University,

Gagarin Sq., 1, Rostov-on-Don, 344000.

E-mail: vgastars@mail. ru.

Анализируется эволюция массового сознания россиян по отношению к таким понятиям, как престиж личности, престиж профессии, складывавшиеся годами нравственные ценности народа. Происходит это во многом из-за непродуманной государственной коммуникационной политики, неисполнения СМИ таких социальных функций, как культуроформиру-ющая, образовательная, воспитательная, интегрирующая и др. Делается вывод, что особенно это характерно для современного телевидения, где реальных героев подменили звезды шоу-бизнеса, гламура, политические деятели.

Ключевые слова: герои нашего времени, Родина, нравственные ценности, престиж профессии и личности, СМИ, объекты воздействия, шоумены, социальные функции СМИ, репутация.

The author analyzes the evolution of mass consciousness in relation to concepts ofprestige ofpersonality, prestige ofprofession, moral values of the people created for many years. This happens, largely because of ill-conceived government communication policy, mass media ignoring culture forming, educational, integrating, etc. social functions. This is especially true for modern television, which has replaced the real heroes in order to show business stars, glamour, political figures.

Keywords: heroes of our time, Homeland, moral values, prestige and identity, media, objects of influence, showmen, social functions of media, reputation.

Проблема «перекодировки» сознания россиян, поднятая в нашем исследовании, зародилась в 90-х гг. прошлого века во времена «перестройки». Именно тогда у СМИ, подпитываемых зарубежными гранто-дателями, появилась тенденция отрицать все достижения социалистического строя и восхвалять благо-

получную жизнь на Западе. По нашему мнению, со сменой социально-экономической формации набрала обороты манипуляция общественным сознанием россиян. Во имя пропаганды материального благополучия отбрасывались в сторону такие понятия, как совесть, порядочность, честность. Из передач радио и

телевидения, со страниц газет и журналов почти исчезли рассказы о людях труда, героях, прославивших нашу Родину на полях сражений и в мирной жизни. На смену идеологии производителя пришла идеология потребителя.

Цель нашей работы - выявить приоритеты и пристрастия молодежи, родившейся уже в новой России и не подвергшейся тотальному воздействию средств агитации и пропаганды, находившихся под контролем КПСС. Нами была сформирована фокус-группа, в которую вошли 211 студентов 1991 - 1992 гг. рождения, для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать тематику программ телепередач и публикаций в печатных СМИ;

- определить основных персонажей, которые наиболее часто упоминаются в средствах массовой коммуникации;

- выявить симпатии молодежи к тем или иным профессиям;

- составить рейтинг наиболее престижных профессий в соответствии с результатами опроса.

На практических занятиях участникам группы, являющимся студентами Донского государственного технического университета (специальность «Реклама» и «Связи с общественностью»), было дано следующее задание: в течение недели, с 28.11. по 4.12.2011 г., сделать анализ тематики масс-медиа и написать эссе на тему «"Герои нашего времени" в зеркале СМИ». Слова «Герои нашего времени» взяты в кавычки не случайно, так как под этим термином подразумеваются персонажи, представляющие различные профессии и социальные слои. Многие из них, на взгляд реципиентов, могут быть и антигероями, но тем не менее постоянно присутствовать в медиапространстве.

Результаты таковы. Лидеры - это юристы в лице судей, прокуроров, адвокатов, следователей и других представителей правоохранительных органов и силовых структур. Всех их можно было лицезреть на различных каналах ТВ в фильмах и передачах «Участковый детектив», «В паутине закона» (1-й канал); «Ликвидация», «Тайны следствия» (Россия-1); «До суда», «Суд присяжных», «Судебный детектив», «Прокурорская проверка», «Литейный», «Пятницкий», «Сыщики», «Менты» (НТВ); «Детектив Нэш Бриджес», «Комиссар Рэкс», «Морской патруль» (35-й канал); «Сле-даки», «Джеймс Бонд - агент 007», «Закон и город» (Рен-ТВ); «Пуаро Агаты Кристи», «Расследование Мердока», «Долговая яма» (ТВ-Центр); «Место происшествия», «Криминальная хроника», «Смерть шпионам», «След», «Шерлок Холмс» (59-й канал) и др. На втором месте, естественно, представители власти и различных политических партий как в предвыборных блоках рекламы (4 декабря - выборы в Государственную думу), так и в различных ток-шоу и кинофильмах, в том числе и в перечисленных выше. Далее в масс-медиа - бизнесмены, банкиры, финансисты. Они присутствуют в телефильмах, среди которых преобладают сериалы, и в новостных и аналитических программах.

В числе наиболее часто появляющихся на экранах телевизоров, в программах радио и на страницах газет и журналов - звезды шоу-бизнеса, певцы, юмористы, продюсеры и, конечно, журналисты, которые ведут эти программы. Довольно часто видим на экранах врачей и преподавателей школ и вузов. При этом врачи показаны при спасении человеческих жизней после многочисленных аварий, крушений, пожаров, а также как персонажи фильмов, в том числе и юмористических, таких как «Интерны». Преподаватели присутствуют в фильмах и в новостных сюжетах, посвященных Всероссийскому конкурсу «Лучший по профессии», и в тех, где они накануне выборов благодарят президента, премьера и партию «Единая Россия» за поставку в школы оргтехники, в том числе и компьютеров, автобусов для перевозки детей и повышение зарплаты (это касается только преподавателей школ, до вузов очередь еще не дошла).

К сожалению, практически не было фильмов, передач и публикаций, посвященных рабочим, труженикам села, инженерам, морякам, летчикам, ученым, строителям и представителям других, популярных еще два-три десятка лет профессий. Анализируемая неделя - не исключение, потому что большинство из перечисленных фильмов - сериалы, идущие в эфире многие месяцы. Ну, а информационные и аналитические программы, различные ток-шоу, в которых мелькают одни и те же лица, постоянно стоят в сетке вещания.

Параллельно с первым заданием студентам было поручено перечислить десять наиболее престижных, на их взгляд, профессий, расставить их по степени важности, прокомментировать свой выбор, определить критерии престижности и обозначить ценности истинные и мнимые. После обработки полученных данных в десятку наиболее престижных профессий вошли преимущественно те, которыми владеют персонажи предыдущего задания, т.е. те, кто постоянно мелькает на экранах телевизоров, вещает по радио и не сходит со страниц печатных СМИ. Итак: 1) юрист; 2) врач; 3) рекламисты и пиар-менеджеры (думается, здесь сыграла роль приверженность студентов к избранной профессии); 4) государственный служащий, министр, депутат; 5) экономист, финансист; 6) бизнесмен, предприниматель; 7) директор и топ-менеджер коммерческой структуры; 8) программист; 9) работник шоу-бизнеса, певец; 10) журналист, теле-и радиоведущий. Вплотную к первой десятке подошли банкиры, учителя и преподаватели вузов, бухгалтеры, спортсмены-профессионалы, переводчики, дизайнеры, военнослужащие. А вот профессия физика-ядерщика (в 60-е гг. прошлого века находившаяся в первых рядах) получила лишь один балл (в одной из десяток стоит на последнем месте), так же как и профессия уборщицы. Чуть больше - по два балла имеют писатель, стюардесса и сантехник, три - у курьера, пять баллов - у продавца, одиннадцать - у пилота. Для сравнения скажем, что призеры нашего опроса имеют далеко за сотню баллов: юрист - 195, врач -158, рекламист и пиар-менеджер - 142. Тут же рядом и государственный служащий - 135 баллов.

Подсчет баллов осуществлялся следующим образом: за последнее место в десятке каждой анкеты начислялось очко, за предпоследнее - два и т.д. За первое место выставлялось десять баллов. Следует отметить, что данные нашего опроса незначительно отличаются от результатов опроса ВЦИОМ: 1) юрист; 2) врач; 3) экономист; 4) банкир; 5) программист; 6) госслужащий; 7) бизнесмен; 8) рабочий; 9) учитель; 10) художник.

А вот список наиболее престижных профессий в США, по мнению журнала «Форбс»: 1) пожарный; 2) врач; 3) медсестра; 4) ученый; 5) учитель; 6) военный; 7) полицейский; 8) священнослужитель; 9) фермер; 10) инженер. Здесь превалируют представители тех профессий, к которым люди обращаются за помощью в критических ситуациях, когда необходимо поправить здоровье, спасти свою жизнь, душу, имущество, а также те, кто способствует прогрессу общества, обеспечивает его безопасность. В России иные критерии, в их основе - известность, популярность, богатство, влияние, связи.

Что же вкладывают наши студенты в понятия «престиж личности», «престижная профессия»? Вот наиболее характерные суждения из их работ:

- «Уважение людей, большие связи, известность -вот к чему стремится каждый человек»;

- «Популярность человека, его самодостаточность, целеустремленность, успешность в своей профессиональной деятельности»;

- «Высокий пост, востребованность, уважение окружающих»;

- «Это оценка ваших профессиональных, личностных, материальных успехов окружаемыми людьми и вами лично».

А вот официальное определение слов «престиж» и «престижный». «Престиж (франц. Prestige) - авторитет, влияние, которым пользуется кто-, что-л.». «"Престижный" - пользующийся большим авторитетом, социально-значимый. П. звание, П. профессия» [1, с. 604].

Как видно из перечисленного, в понятие престижа входит статус, признание и почти повсеместно материальная составляющая. С внедрением идеологии потребления существенное влияние на население и особенно на молодежь, оказывает и фактор престижности, тесно связанный с понятием «престижное потребление». А.Б. Гофман выделяет десять смысловых значений этого понятия: как демонстративное, показное, хвастливое; статусное; завистливое, тщеславное, амбициозное; расточительное; предмет роскоши, помпезное, вычурное; заведомо неутилитарное, нефункциональное, бесполезное; подражательное, несамостоятельное, заимствованное; соответствующее определенным канонам этики; внешнее, поверхностное, не соответствующее истинной природе человека и его потребностей; модное, преходящее, популярное непродолжительный промежуток времени [2, с. 33 - 34].

В погоне за престижностью наши граждане порой выглядят нелепо. Здесь можно вспомнить и многочисленные пирушки «новых русских» на за-

рубежных курортах. Например, Куршевель и Монте-Карло, где за вечер спускаются миллионы евро и долларов. И помпезная роскошь наших дам в дорогих шубах на фоне не столь броско одетых европейцев и американцев.

В 70-е - начале 80-х гг. прошлого века в СМИ было немало материалов о трудовых династиях хлеборобов, шахтеров, моряков, летчиков, ученых и т.д. Считалось в порядке вещей, что из поколения в поколение в семьях старшими передавался опыт младшим, которые со временем становились такими же высококвалифицированными профессионалами, как и их родители.

С вхождением в информационную эпоху с множеством каналов коммуникации ситуация изменилась. Теперь детей учат не столько родители, сколько СМИ. В первую очередь - телевидение и особенно Интернет. Проповедуют же они в основном идеологию потребления и различные, порой не самые лучшие формы досуга. По этому поводу С.Н. Иконникова пишет: «Молодежная культура проявляется главным образом в сфере досуга, мало затрагивая трудовые и семейные отношения. Это своеобразная культурная автономия, которая выполняет функции социализации личности, формирования духовного мира» [3, с. 62].

О воздействии на человека средств массовых коммуникаций, и в частности искусства, - нет однозначных точек зрения. И разногласия в этом вопросе проявлялись еще во времена Древней Греции. К примеру, Платон признавал только такие произведения, которые укрепляли нравственные основы аристократического государства. В то время как Аристотель подчеркивал единство эстетической действенности искусства и его нравственного значения. По его мнению, искусство, подражая действительности, оказывает на человека и моральное, и эстетическое воздействие, формируя характер его чувств. «Привычка же испытывать огорчение или радость при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с действительностью» [4, с. 637], -утверждал он.

Под воздействием современных средств массовой коммуникации сформирован новый тип мировоззрения молодых россиян. В отличие от своих отцов и дедов, готовых безвозмездно идти ради Отчизны на подвиги, это поколение более рациональное, думающее о собственном благополучии, благополучии своих семей. Оно мечтает жить в достатке, в хороших домах и квартирах, обставленных красивой мебелью, разъезжать на дорогих автомобилях. Такими их сформировали средства массовой коммуникации. Сознание людей готово к красивой обеспеченной жизни, но для многих миллионов из них гарантий такой жизни нет.

Самые высокие конкурсы при поступлении в вузы у нас на такие специальности, как юриспруденция, государственное и муниципальное управление, финансы и кредит, медицинские специальности - это-лидеры нашего списка престижных профессий. И, по

некоторым данным, наиболее взяткоемких. Хотелось бы надеяться, что молодые люди поступают на них, чтобы приблизить в нашей стране построение поистине демократического, справедливого гражданского общества.

Инженерные же и другие технические специальности, представители которых столь нужны для осуществления в России модернизационных и инновационных процессов, увы, в аутсайдерах нашего и других опросов. И чтобы поднять их престиж, потребуется немало лет. Это и обеспечение представителям этих профессий достойной зарплаты, условий труда и их пропаганда в средствах массовой коммуникации. Продуманная государственная программа по размещению заказов на производство фильмов, книг, публикаций в газетах и журналах о представителях этих

Поступила в редакцию

профессий, разработка РЯ-программ по созданию им положительного имиджа. И здесь в помощь опыт нашей собственной страны. Достаточно ознакомиться с фильмами 30 - 70-х гг. прошлого века. Полистать подшивки газет и журналов тех лет. И, отбросив идеологическую шелуху, с учетом нынешних реалий приниматься за работу.

Литература

1. Современный толковый словарь русского языка. М., 2004.

2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 1994.

3. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

4. Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1983. Т. 4.

13 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.