ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2007.03.053. ПЕЗЗИНИ М. ГОРОДА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДВИГАТЕЛИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.
PEZZINI M. Les villes: moteurs économiques au coeur de la mondialisation // Problemes econ. - P., 2006. - N 2905. - P. 34-36.
Города появились давно, однако именно в ХХ в., указывает автор, они развивались наиболее интенсивно. Продолжающаяся урбанизация планеты, которая началась в промышленно развитых странах, способствовала возникновению крупных мегаполисов. Экономическая роль крупных метрополитенских ареалов стран -членов ОЭСР за последние годы значительно возросла. В современных условиях, характеризующихся масштабным процессом глобализации экономики, на первый план выдвинулись новые вызовы и задачи, которые города должны решать, что необходимо для повышения их роли в мировой системе.
ХХ век стал эрой урбанизации. В 1900 г. только 14% населения Земли жили в городах против 50% в настоящее время. Если в 1950 г. насчитывалось 83 города с населением более 1 млн. человек, то в 2000 г. 400 (с. 34). В последние 40 лет появились огромные агломерации и конурбации, а также мегалополисы (мегаполисы).
В настоящее время мегаполисы с численностью населения более 10 млн. человек не являются редкостью. К ним относятся Токио, Сеул, Бомбей, Сан-Пауло, Нью-Йорк, Лагос и т.д. В 2015 г., по прогнозам, число таких городов превысит 20. В Европе к мегаполисам относятся Париж, Стамбул, Москва.
Город - это не только поселение определенных размеров, но и определенный образ жизни. В городах развиваются бизнес, транспорт, архитектура, образование, т.е. все виды экономической деятельности, власти и политики. В настоящее время около половины населения стран - членов ОЭСР проживает в городах. Этот
показатель достигает 80% в некоторых малонаселенных странах, таких, как Исландия (с. 34).
К урбанизации люди относятся по-разному. Одни любят города за их архитектуру, оживленность, быстрый ритм жизни, другие не любят их из-за криминогенной обстановки, перенаселенности и стрессов, которым здесь подвергаются люди. В 1960-1970-х годах во Франции и США города стали объектом социологических исследований в связи с социальными конфликтами.
Столетняя история урбанизации научила людей смотреть на города с прагматической точки зрения. Города стали напоминать машины, которые предназначены для жизни. Ими можно управлять, их можно переоборудовать, смазывать и регулировать для достижения таких целей, как занятость и экономический рост. Появляются города - центры роста, технополисы и агломерации.
По классификации ОЭСР Токио является крупнейшим метро-политенским ареалом, в котором насчитывается 35 млн. жителей. За ним следует Сеул - 24 млн., Нью-Йорк и Мехико - 19 млн. жителей в каждом. Вклад крупных городов в национальный продукт довольно значителен: почти 50% дают Сеул, Будапешт, Копенгаген, Дублин и около 30% - Лондон, Стокгольм, Токио и Париж (с. 35).
Глобализация является новой реальностью, которую следует учитывать при анализе процессов урбанизации. В настоящее время частью глобальной, тесно взаимосвязанной городской сети стали Нью-Йорк, Токио, Париж, Лондон и другие быстро развивающиеся города, такие, как Сеул, Сан-Пауло, Шанхай, Мехико и Манила, а также более мелкие метрополитенские зоны, как Дублин, Хельсинки и Монреаль. Города являются связующими звеньями общества. Города мирового масштаба, конкурирующие между собой, в большей степени схожи между собой, чем с более мелкими городами своих стран. У них общие проблемы, которые связанны с урбанизацией и имеют международное значение. Общественные движения - от профсоюзов до ассоциаций по защите окружающей среды -также связывают города между собой. В каком-то смысле метропо-литенские рынки перешагнули национальные границы и, будучи географически разделенными, все же являются взаимосвязанными.
По мнению экспертов, города способны формировать свои собственные траектории развития. На конференции ОЭСР в 2004 г. отмечалось значение политики, проводимой властями городов.
Процветающие города способствуют развитию экономики, они открыты нововведениям, и на них приходится значительная доля ВНП, которая превосходит средние национальные показатели. Такие города привлекают мигрантов. Это как порождает целый ряд проблем, так и создает определенные преимущества.
В рамках ОЭСР в течение длительного времени ведутся исследования по вопросам регионального развития, а также детальные исследования 15 метрополитенских регионов. Политики - руководители города должны не только проводить «лечебные» действия, т.е. мероприятия, направленные на исправление отрицательных последствий урбанизации, но и принимать активные меры по повышению конкурентоспособности города, в частности, за счет развития местной социальной инфраструктуры, связей между учреждениями образования и предприятиями, системы коммуникаций.
Повышению конкурентоспособности городов способствует также эффективная система образования и профессиональной подготовки взрослого населения. Эксперты отмечают отставание в этом вопросе в Мехико и Стамбуле, особенно на предприятиях и в компаниях малого бизнеса. Однако и в крупных городах промыш-ленно развитых стран, таких, как Нью-Йорк и Сидней, отмечаются трудности. Это парадокс урбанизации: в богатых городах проживают одновременно обладатели наиболее высоких и самых низких доходов в стране, наиболее квалифицированные и низкоквалифицированные работники.
Социальная изоляция и сегрегация отмечаются в таких богатых городах, как Милан и даже Стокгольм, где только 40% иммигрантов с высшим образованием неевропейского происхождения имеют квалифицированную работу против 90% шведов. Но крупным городам требуются иммигранты не только для работы в гостиничном бизнесе или сфере услуг, но и в сфере высоких технологий и финансов. Многие предприятия крупных городов ищут специалистов в Индии и Китае. Так, в Мадриде за 6 лет доля иммигрантов повысилась с 2 до 16%. Американские города Бостон, Сан-Франциско, Сиэтл и Нью-Йорк занимают первые места в рейтинге конкурентоспособности, разработанном в рамках ОЭСР и основанном на показателе ВВП на душу населения. Этот рейтинг охватывает 78 метрополитенских регионов с численностью населения не менее 1,5 млн. человек. Неаполь, Афины, Сеул находятся во второй
половине шкалы этого рейтинга. Сравнительно более низкие позиции в рейтинге этих городов объясняются разницей в производительности труда, уровне занятости, преобладании отраслей с низкой производительностью труда и т.д.
Положение города, отмечает автор, может измениться, и некогда процветающий город нередко приходит в упадок. В настоящее время городские власти работают сообща для поддержания динамизма и жизнеспособности своих городов. Привлекательность многих из них базируется на имидже туристических и культурных столиц, развлекательных, гастрономических и деловых центров. Качество жизни в некоторых городах повышается, в обновленные центры городов возвращается население, как это произошло в Дублине. В Сеуле расположенные высоко над землей автодороги были демонтированы для благоустройства территории; в Париже и Лондоне с этой же целью были выделены дорожки для велосипедистов и созданы новые парки для жителей города.
Город должен быть привлекателен и конкурентоспособен, он должен быть двигателем региональной и мировой экономики. Это крайне важно для решения проблем, с которыми столкнулись города в период глобализации. ОЭСР может оказать содействие городским властям в создании процветающих городов в интересах их жителей. Автор приводит в этой связи слова Шекспира: «Что такое город, как не его жители?» (с. 36).
С.Н. Куликова