Научная статья на тему '2007. 03. 032. Кипенхойер-дрехслер Б. В ловушке постоянного нейтралитета: анализ символического производства туркменской нации. Kiepenheuer-drechsler B. trapped in permanent neutrality: looking behind the symbolic production of the Turkmen nation // centr. Asian survey. - Oxford, 2006. - Vol. 25, n 1-2. -P. 129-141'

2007. 03. 032. Кипенхойер-дрехслер Б. В ловушке постоянного нейтралитета: анализ символического производства туркменской нации. Kiepenheuer-drechsler B. trapped in permanent neutrality: looking behind the symbolic production of the Turkmen nation // centr. Asian survey. - Oxford, 2006. - Vol. 25, n 1-2. -P. 129-141 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЯЗОВ С / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ТУРКМЕНИСТАН / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ТУРКМЕНИСТАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 032. Кипенхойер-дрехслер Б. В ловушке постоянного нейтралитета: анализ символического производства туркменской нации. Kiepenheuer-drechsler B. trapped in permanent neutrality: looking behind the symbolic production of the Turkmen nation // centr. Asian survey. - Oxford, 2006. - Vol. 25, n 1-2. -P. 129-141»

2007.03.032. КИПЕНХОЙЕР-ДРЕХСЛЕР Б. В ЛОВУШКЕ ПОСТОЯННОГО НЕЙТРАЛИТЕТА: АНАЛИЗ

СИМВОЛИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ТУРКМЕНСКОЙ НАЦИИ.

KIEPENHEUER-DRECHSLER B. Trapped in permanent neutrality: Looking behind the symbolic production of the Turkmen nation // Centr. Asian survey. - Oxford, 2006. - Vol. 25, N 1-2. -P. 129-141.

Барбара Кипенхойер-Дрехслер (Институт социальной антропологии Макса Планка, Галле, ФРГ) напоминает, что С. Ниязов уже обладал полнотой власти в последние 5 лет советского периода, провозглашен президентом независимой Туркмении осенью 1992 г., с 1993 г. он называет себя «Туркменбаши», а в 1999 г. стал пожизненным президентом. Оппозиционные группы можно найти лишь в России и Швеции, республиканские СМИ контролируются полностью, культ личности доходит до уподобления «Великого Туркменбаши» пророку Мухаммаду.

Во внешней политике провозглашен «позитивный нейтралитет», что на практике сводится к предпочтению двусторонних отношений над многосторонними соглашениями и влечет растущую изоляцию страны (с. 129)1. Одновременно мировое сообщество заинтересовано благодаря огромным запасам туркменского газа в стабильности в регионе, чему может способствовать автократическое правление. Автор ставит своей целью рассмотреть три аспекта формирования туркменской нации - публикации, памятники, музеи, надеясь тем самым заглянуть за внешнюю оболочку «сталинского диснейленда» (с. 130).

Все телевизионные станции и периодическая печать принадлежат государству, контролируются министерством культуры и информации, заполнены материалами о туркменских традициях, ценностях и истории на туркменском, русском и английском языках. Центральное место принадлежит изданной в 2001 г. президентской «Рухнама», которая, по данным туркменских СМИ, к 2004 г. переведена на 11 языков, с ней начинают знакомиться в

1 Schmidt H. Turkmenistan-Staatsbildung und Wirtschaften wicklung seit der Unabhängigkeit // Geogr. Rundschau. - 2004. - Vol. 56, N 10. Описание здесь и далее по реф. источнику.

детских садах, в школах заучивают наизусть, от ее знания зависит поступление в университет (с. 131).

«Рухнама» провозглашает древность туркменской нации, единство туркменских племен, уникальность таких туркменских материальных ценностей, как лошади, ковры, собаки; книга называется «духовным путеводителем» туркмен в достижении золотого века. В 2004 г. С. Ниязов опубликовал 2-й том «Рухнама» как путеводитель этического поведения туркмен. «Цитаты из обоих томов видны по всей стране: "Рухнама" почитается как наиболее священная книга после Корана, ее выставляют в каждой мечети Туркмении» (с. 132).

В Ашхабаде воздвигнуты в годы независимости многочисленные памятники и созданы мемориальные парки: в том числе в память о землетрясении 1948 г. и Атамурате Ниязове (они посвящены родителям президента, отец которого умер в годы Второй мировой войны, а мать - во время землетрясения), в 2003 г. открыт парк «Рухнама». Арка нейтралитета увенчана золотой статуей президента С. Ниязова.

В Ашхабаде открылись новые музеи: Национальный музей имени Великого Сапармурата Туркменбаши, Музей национальных ценностей с символичной архитектурой: высота первого здания 118 м, поскольку 27 октября 1991 г. провозглашена независимость, соответственно 27+91=118; во втором здании повторяется число пять - пять домов, пять колонн и т.д. как символ единства пяти туркменских племен, хотя это официально пропагандируемое единство не означает равного доступа к власти - (с.133)1. На основании археологических раскопок неолитических поселений на территории Туркмении (7 тыс. лет назад) туркменская культура провозглашена одной из главных колыбелей цивилизации.

Туркменская история объявляется чередованием блестящих эпох: первый золотой век был под водительством Огуз-хана в начале первого тысячелетия, а теперь, в начале третьего тысячелетия, утвердился пятый золотой век под руководством «Великого Сапармурата Туркменбаши»; всюду лозунги «ХХ1 век - золотой век туркмен»; утверждены новые названия месяцев - туркменбаши,

1 Kadyrov S. The political elite in ethnic society // Oil, transition and security in Central Asia /Ed. Cummings S. - L., 2003. - P. 108- 118.

новруз, огуз, рухнама, санжар и т.п. (с. 134). Миф о золотом веке используется в качестве оправдания чрезвычайного положения и закрытости общества, его изоляции от внешнего мира.

Мифологизируется и идея вечного нейтралитета, она объявлена мечтой туркмен со времени сельджукского правления в Центральной Азии (Х в.). Признание ООН в 1995 г. статуса постоянного нейтралитета Туркмении празднуется как второй по значению государственный праздник 12 декабря - в месяц, получивший соответственно название нейтралитета (битараплык); «подчеркивается мудрость национального лидера, проводящего политику, обеспечивающую уникальность статуса Туркмении» (с. 136)1.

Таким образом, С. Ниязов использует все возможные способы для легитимации своего тоталитарного правления. Политическая элита не имеет власти, зависит от личных решений президента, газ и нефть обеспечивают ему финансовые возможности для поддержания такого режима. Остается открытым вопрос «не начинают ли медленно исчезать» всеобщая поддержка и одобрение растущего культа личности С. Ниязова (с. 138).

С.И. Кузнецова

1 Turkmenbashi diplomacy: To the new world through neutrality, 1991-2000 / Ed. Khramov V. - Ashgabad, 2001; Independent neutral Turkmenistan: 10 glorious years of Turkmenbashi Great / Ed. Mukhametberdiev O. - Ashgabad, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.