Научная статья на тему 'Туркменистан: социальные реформы (продолжение)'

Туркменистан: социальные реформы (продолжение) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1418
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА / НЕЗАВИСИМОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / FORMATION OF THE STATE INDEPENDENCE / MARKET ECONOMY / SOCIAL REFORM / EDUCATION / HEALTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Станчин И.М.

Объектом исследования является Туркменистан. Рассмотрены процессы становления государственности социальных реформ, что составило цель исследования. В работе использованы научные источники, статистическая информация и проведенные автором выборочные анкетные обследования дайханских (фермерских) хозяйств и арендаторов в крестьянских объединениях. Обобщен опыт реформ в отдельно взятой стране, уточнена их эффективность и последствия, что имеет большое практическое значение в выработке курса дальнейшего осуществления преобразований не только в Туркменистане, но и в других странах. Работа изложена в нескольких частях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research object is Turkmenistan. The processes of statehood and social reforms, which was the purpose of the study. In the work used academic sources, statistical information and author of questionnaire surveys conducted by random daikhan (farmers) holdings and tenants in peasant associations. Summed up the experience of reforms in the country, clarified their effectiveness and impact, which is of great practical importance in the formulation of further rate of change not only in Turkmenistan, but also in other countries. The work is set out in several parts.

Текст научной работы на тему «Туркменистан: социальные реформы (продолжение)»

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

Социально-экономическое и политическое развитие зарубежных

стран

УДК 332.1

И.М. Станчин

ТУРКМЕНИСТАН: СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Региональное бюро Продовольственной Сельскохозяйственной Организации Объединенных наций по Центральной Азии и Восточной Европе

Аннотация: Объектом исследования является Туркменистан. Рассмотрены процессы становления государственности социальных реформ, что составило цель исследования. В работе использованы научные источники, статистическая информация и проведенные автором выборочные анкетные обследования дайханских (фермерских) хозяйств и арендаторов в крестьянских объединениях. Обобщен опыт реформ в отдельно взятой стране, уточнена их эффективность и последствия, что имеет большое практическое значение в выработке курса дальнейшего осуществления преобразований не только в Туркменистане, но и в других странах. Работа изложена в нескольких частях.

Ключевые слова: Становление государства, независимость, рыночная экономика, социальная реформа, образование, здравоохранение.

UDC 332.1

I.M. Stanchin

TURKMENISTAN: SOCIAL REFORM (CONTINUED)

Regional Office of the Food Agriculture Organization of the United Nations in

Central Asia and Eastern Europe

Abstract: the research object is Turkmenistan. The processes of statehood and social reforms, which was the purpose of the study. In the work used academic sources, statistical information and author of questionnaire surveys conducted by random daikhan (farmers) holdings and tenants in peasant associations. Summed up the experience of reforms in the country, clarified their effectiveness and impact, which is of great practical importance in the formulation of further rate of change

40

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

not only in Turkmenistan, but also in other countries. The work is set out in several parts.

Key words: formation of the State independence, market economy, social reform, education, health.

Туркменистан — независимое государство. В связи с распадом СССР на заседании Верховного Совета Туркменской ССР 26 октября 1991 г. был оглашен Конституционный Закон Туркменистана «О независимости и основах государственного устройства Туркменистана». Этот закон приводится в книге первой Рухнама Первого Президента Туркменистана Сапармурата Ниязова полным текстом. В п. 1 Закона сказано: «Провозгласить в границах территории Туркменской ССР независимое демократическое государство - Туркменистан»[1].

27 октября 1991 г. Закон был принят, вступил в силу и в соответствии с ним принята Декларация о государственном суверенитете, утверждено новое название страны - Туркменистан. 27-28 октября считается днем провозглашения независимости Туркменистана, и это один из главных 35 [2] официально провозглашенных по состоянию на 1 января 2009 г. национальных праздников и памятных дат «... для всего туркменского народа, которому улыбнулась судьба» [1].

Географически Туркменистан расположен в Средней Азии. По территориальному размеру он относится к странам значительной величины и занимает 4-е место по площади среди стран СНГ после России, Казахстана, Украины. Территория страны составляет 491,2 тыс. кв. км, чуть меньше территории Испании (504,7 тыс. кв. км), Франции (547,0 тыс. кв. км) [3].

Наибольшая протяженность страны с севера на юг составляет 650 км и с запада на восток - 1100 км. Туркменистан граничит на севере с Казахстаном, на севере и северо-востоке - с Узбекистаном, на юге - с Ираном, на юго-востоке - с Афганистаном, на западе омывается

Каспийским морем [2].

Общая протяженность границ страны составляет 14300 км. По территории Туркменистана протекает одна из крупнейших рек Центральной Азии - река Амударья. При общей длине реки 1437 км на Туркменистан приходится 1200 км. [4] Большая часть (около 80%) территории Туркменистана представляет собой низменную равнину, занятую пустыней Каракумы. Южную и юго-западную части Туркменистана занимают ТуркменоХорасанские горы, которые севернее реки Атрек называются горами Копетдаг - с разделением на Малый и Большой Балха-ны. На юго-востоке в территорию вкрап-ливаются отроги гор Паропамиза. Наивысшая высотная отметка в горах Копет-дага южнее города Ашхабада составляет 2912 м. Наивысшая горная точка - 3912 м находится в Лебапскомвелаяте в горах Койтендага на отрогах Паропамиза. Район гор Копетдага относится к высокой сейсмичности. Свидетельством тому является разрушительной силы землетрясение, произошедшее 6 октября 1948 г., которое полностью разрушило город Ашхабад. «Под руинами оказались 176 тысяч человек! Из 198 тысяч жителей столицы» [1]. Восстановление разрушенного землетрясением Ашхабада, также как и впоследствии Ташкента, осуществлялось всей страной.

Президент Ниязов С.А. весьма амбициозно относился к географии, считая возможным пересматривать сложившееся в природе равновесие. В 2000 г. в соответствии с Указами Президента Туркменистана 1111 № 3172 «О создании Каракумского озера» [5] и от 1 сентября 2000 г. «О создании Туркменского озера - величайшего творения рук человеческих в золотом веке эпохи Сапармурата Туркменбаши» [6] в центре Каракумов было начато строительство сомнительной по многим причинам значимости искусственного водоема, в ко-

41

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

торый намечается ежегодно отводить до 10 км3 воды, сбрасываемой по коллекторно-дренажному стоку. Проектная емкость озера предусматривается в объеме 132 км , что эквивалентно шестилетнему стоку реки Амударьи в доле Туркменистана. Предполагается, что коллекторнодренажная вода будет поступать в Туркменское озеро практически из всех велаятов Туркменистана, и это составит порядка 5-5,5 км3. Еще столько же будут поступать из коллекторно-дренажной системы соседнего Узбекистана, который в настоящее время сбрасывает воды через Дарьялыкский и Озерный коллекторы в Сарыкамышское озеро. Ежегодно вода по Дашогузскому вводу в объеме 6,7 км3 и по Главному коллектору в объеме 3,8 км3 будет поступать в Туркменское озеро [7] Длина искусственного водоема 103 км, ширина - 18,6 км, средняя глубина - 69 м, площадь водного зеркала - около двух тысяч км2. Общая протяженность магистральных и подводящих коллекторов, по которым будут собираться дренажные воды - 2654 км. Строительство Туркменского озера рассчитано на три этапа. 15 июля 2009 г. состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию первой очереди Туркменского озера. Стоимость строительства Туркменского озера Золотого века превышает 13 триллионов манатов, что составляет около 1 млрд. долл. США (по паритету маната к доллару в 2009 г.).

Следует отметить, что аналогичный проект рассматривался в Туркменистане еще в средине 70-х гг., но не получил положительного заключения экспертов и, соответственно, практического воплощения.

Административно-территориальное устройство определяется Конституцией Туркменистана (принята в 1992 г., поправки вносились в 1995, 1999, 2003, 2006 и 2008 гг.), в статье 16 которой сказано: «Туркменистан по административно-территориальному устройству состоит из велаятов, городов с правами велаята, этрапов, городов с правами этрапа, городов в этрапе, поселков, ген-

гешликов» [8].

В развитие положений Конституции Туркменистана 18 апреля 2009 г. принят Закон Туркменистана «О порядке решения вопросов административно-

территориального устройства Туркменистана, присвоения наименований и переименования государственных предприятий, организаций, учреждений и других объектов» [9]. Закон повторяет конституционную структуру административнотерриториального устройства страны и определяет порядок образования и упразднения административно-территориальных единиц, присвоения и изменения их наименований и изменения их границ. Согласно Закону, вопросы административнотерриториального устройства решаются Меджлисом Туркменистана по представлению Кабинета Министров Туркменистана.

Законом Туркменистана от 18 апреля 2009 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Туркменистана, присвоения наименований и переименования государственных предприятий, организаций, учреждений и других объектов» [10] установлена следующая градация административных единиц:

1. Города (шахеры) с населением свыше 500 тыс. человек имеют права одинаковые с велаятом. Таких городов в Туркменистане один - это город Ашхабад.

2. Города с населением свыше 30 тыс. человек имеют права одинаковые с этра-пом. Таких городов насчитывается 15.

3. К городам в этрапе (шахерам) относятся поселки с населением свыше 8 тыс. человек, а также посёлки и с меньшей численностью населения, но имеющие развитую инфраструктуру жилищнокоммунального хозяйства и социальнокультурные учреждения. Таких городов насчитывается 9.

4. К поселкам (шахерче) относятся населенные пункты с населением свыше 2 тыс. человек, а также и с меньшей численностью населения, но имеющие соответствующую степень благоустройства при условии, что на территории поселков

42

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

функционируют предприятия и организации, железнодорожные станции, гидротехнические сооружения, санатории и другие лечебные учреждения. Таких поселков насчитывается 77.

5. К селам (оба) относятся населённые пункты с населением, превышающим 50 человек постоянного населения при условии упорядоченной застройкой. В Туркменистане насчитывается 1937 сёл.

6. Генгешлики - местная администрация, включающая в свой состав 1-4 села. В Туркменистане насчитывается 565 генгешликов.

После обретения национальной независимости (1991 г.) административнотерриториальное деление сохранило в принципе ту же структуру, что и в период пребывания в рамках СССР. Изменились лишь в направлении звучания на национальном языке названия административных единиц. Так, область стала называться велаятом, административный район - этрапом, город - шахером, поселок городского типа - шахерче, сельский совет - генгешликом и сельский населенный пункт - оба. В некоторой

степени изменения коснулись количественных сторон административного деления. За последние 20 лет (по сравнению с 1990 г.) число административных районов (этрапов) увеличилось на 13 единиц, количество городов (шахеров) - на 7 единиц, количество поселков городского типа (шахерче) - на 4 единицы. Значительно, более чем в два раза, увеличилась численность управленческих единиц местной администрации (генгешликов). Если в 1990 г. насчитывалось 278 сельских советов, то в 2009 г. их (генгешликов) численность возросла на 287 единиц и составила в целом по Туркменистану 565 единиц[11].

Таким образом, административнотерриториально Туркменистан в настоящее время разделен на 5 велаятов (областей), 57 этрапов (районов), 565 генгешли-ков (управленческих структур местной администрации). Самостоятельной административной единицей является столица Туркменистана город Ашхабад. В стране насчитывается 25 городов, 77 поселков, 1937 сельских населенных пунктов и 565 генгешликов (табл.1).

Таблица 1

Административно-территориальное деление Туркменистана (по состоянию на 1.01.2013

г)[12]

Территория, тыс. кв. км КОЛИЧЕСТ ВО

Этрапы Города Поселки Генгешлики Села

Туркменистан 491,21 57 25 79 559 1926

г. Ашхабад 0,47 5 1 1

Велаяты:

Ахалский 97,16 9 5 13 103 277

Балканский 139,27 6 7 16 40 128

Дашогузсуий 73,43 9 2 8 140 654

Лебапский 93,73 16 5 27 119 485

Марыйский 87,15 12 5 14 157 382

Сведения о количестве сельских населенных пунктов в статистических источниках 90-х гг. не приводятся. Поэтому адекватно сравнить количественные изменения по сельским населенным пунктам нет возможности. Однако, в наших исследованиях, проведенных по сельскому расселению в конце 70-х - начале 80-х гг., даны количественные показатели сельских населенных пунктов на

тот период. Их сравнение с современными данными показывает значительный количественный прирост сельских населенных пунктов за прошедший период. Так, в начале 80-х гг. в Туркменской ССР насчитывалось 1685 сельских поселков, а в начале 2009 г., теперь уже в Туркменистане, -1937, т.е. их количество возросло на 252 единицы, или на 15%. Рост числа сельских поселений произошел вследствие прироста

43

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

земель нового освоения под орошаемое земледелие. Размещаемые на этих землях поселки в большей мере складываются стихийно, без генерального плана застройки и развития, не имеют элементарных условий благоустройства. Исходя из расчетов численности сельского населения и количества сельских поселков, в среднем в 1 сельском поселке проживает около 2 тыс. человек. Доля крупных сельских поселков (по аналогии с ранее выполненными исследования-ми[13-15]) с населением свыше 5 тыс. человек составляет порядка 10%, и основная масса населения проживает в поселках средней (до 2 тыс. человек) и малой (до 1 тыс. человек) величины.

Политическое устройство. Туркменистан - унитарная республика президентского типа, строящая политическую систему - структуру органов управления и государственной власти на основе Конституции. Высшую систему органов власти и государственного управления в Туркменистане осуществляют Президент Туркменистана, Меджлис Туркменистана, Кабинет Министров Туркменистана, Верховный суд Туркменистана [16].

Президент Туркменистана. Должность Президента Туркменистана была учреждена 27 октября 1990 г. Конституционным Законом Туркменистана «О независимости и основах государственного устройства Туркменистана», в котором сказано: «Высшим должностным лицом Туркменистана является Президент Туркменистана - глава государства. Президент Туркменистана возглавляет исполнительную власть» [1]. Президент Туркменистана«...выступает гарантом государственной независимости и статуса нейтралитета Туркменистана, его территориальной целостности, соблюдения Конституции и выполнения международных обязательств» [8].

За годы независимости Конституция Туркменистана менялась 5 раз, но положения о правах Президента Туркменистана укреплялись и расширялись в каждой новой редакции. В особой мере это характерно для последней, пятой, редак-

ции Конституции Туркменистана, когда был упразднен Высший представительный орган народной власти Халк Маслахаты (Народный Совет), а часть его полномочий была передана в компетенцию Президента Туркменистана.

В соответствии со статьей 52 Конституции Туркменистана Президент Туркменистана избирается сроком на пять лет всеобщим прямым тайным народным голосованием. Количество президентских сроков не ограничено. Полномочия президента широки и многообразны и охватывают все стороны общественно-политических и хозяйственных отношений в Туркменистане и внешней политики. Нет такой сферы деятельности в Туркменистане, на которую Президент Туркменистана не имеет влияния. Он «.издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Туркменистана» [8].

Социальные реформы Сапармурата Ниязова. Сапармурат Ниязов — первый Президент Туркменистана. Путём всенародного голосования на пост первого Президента Туркменистана 27 октября 1990 г. был избран Первый секретарь ЦК Компартии, председатель Верховного Совета Туркменской ССР Сапармурат Ниязов. Согласно официальным данным за него проголосовали 98,3 % избирателей. После принятия Конституции по предложению Сапармурата Ниязова были проведены новые президентские выборы. Как единственный кандидат Сапармурат Ниязов, теперь уже в соответствии с основным Конституционным Законом, 21 июня 1992 г. вновь подавляющим большинством избирателей (за него отдали голоса 99,5 %) был избран Президентом Туркменистана 22 октября 1993 г. Решением Меджлиса (парламента) Сапармурат Ниязов был провозглашён главой всех туркмен мира - Туркменбаши. Позже он стал титуловаться «Туркменбаши Великий». Во второй половине 1993 г. Демократическая партия Туркменистана (в основном бывшая Коммунистическая партия Туркменской ССР) предложила продлить полномочия Сапармурата Ниязова до 2002 г. на второй срок

44

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

без проведения перевыборов в 1997 г.

Это предложение было поддержано подавляющим числом избирателей в январе 1994 г. на всенародном референдуме. В декабре 1999 г.Халк Маслахаты (Народный Совет), пожизненным председателем которого он был избран в августе 2003 г., принял решение и объявил о пожизненном президентстве Сапармурата Ниязова. В последние годы жизни Сапармурат Туркменбаши по диагнозу врачей болел сердечной недостаточностью и, кроме того, у него был развитый диабет. Пожизненный президент Туркменистана Сапармурат Ниязов умер от сердечной недостаточности 21 декабря 2006 г. Похоронен 24 декабря 2006 г. в семейном мавзолее, построенном по его указанию заранее, расположенном в 15 км на запад от Ашхабада в родовом селении Кипчак [17].

Первый Президент Сапармурат Ниязов находился во главе органов государственного управления Туркменистана в течение 21 года. И, безусловно, оставил глубокий след в истории страны. Его инициативы и новации в течение этих лет чрезвычайно широки и многообразны. Но оказавшие наибольшее влияние на жизнь и быт народа туркменского народа это реформы в областях здравоохранения, образования, науки и культуры, социальные реформы, особо, как

Сравнительные показатели здравоохра

важнейшие, для экономики страны -аграрные реформы. Не все они оцениваются однозначно. Но, за что он достоин особого уважения, так это отсутствие кровопролития в Туркменистане в переходный к национальной самостоятельности и независимости период.

Реформа» здравоохранения. По инициативе Президента Туркменистана Сапармурата Ниязова была разработана грамма «Здравоохранение», после чего чались изменения в системе медицинского обеспечения. В марте 2004 г. по приказу Сапармурата Ниязова было уволено 15 тыс. медицинских работников, большинство которых составляли медицинские трудники среднего звена — медсестра, акушерки, санитарки, фельдшеры. Были закрыты также сельские поликлиники, и теперь пациенты для лечения лись в областные или столичные диагностические центры и лечебные учреждения. В результате реформы здравоохранения численность врачей всех специальностей в 2004 г. по сравнению с 2000 г. сократилась в расчете на 10000 человек населения с 29,3 до 27,1, или на 7,5 %, семейных врачей - с 6,5 до 6,2, или на 5%, среднего медицинского персонала - с 78,6 работников до 47,8 работников, или на 39% [18]. затели численности работников

нистана в области здравоохранения за 2000-2008 гг. представлены в табл. 2.

Таблица 2

в Туркменистане в 2000-2008 гг. [19-20]

Показатели 2000 2007 2008 2008-2000,%

Численность населения на конец года, тыс. человек 4933,7 5521,0 5643,0 114,4

Численность врачей всех специальностей, тыс. человек 14,2 13,0 12,7 89,4

Семейные врачи, тыс. человек 3,1 3,0 2,9 93,5

Численность среднего медицинского 38,1 22,5 22,2 58,3

Семейные медицинские сестры, тыс. 6,2 5,2 5,2 83,9

Число госпитальных коек, тыс. мест 24,4 23,1 23,0 94,3

Удельные показатели на 10000 человек

Врачи всех специальностей 28,8 23,5 22,5 78,1

Семейные врачи 6,3 5,4 5,1 81,0

Средний медицинский персонал 77,2 40,8 39,3 50,9

Семейные медицинские сестры 12,6 9,4 9,2 73,0

Госпитальные койки 49,5 41,8 40,7 82,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

По всем показателям здравоохранения, представленным выше в табл. 5, сохраняется тенденция снижения как в абсолютном, так и относительном исчислении на 10 тыс. человек населения.

В числе нововведений Сапармурата Туркменбаши в области медицины была установка на выписывание рецептов на лекарства вместо традиционного латинского на туркменском языке. Была введена система обязательного медицинского страхования.

Реформа» образования. В средине 90х гг. по инициативе лидера нации Президента С.А. Ниязова в Туркменистане была разработана программа «Образование», которая была названа его именем и в корне изменила систему обучения и подготовки кадров. На ее основе вместо 10-летнего обучения средняя школа перешла на 9-летнее. В школах было прекращено преподавание иностранного языка, основ физической культуры и трудового обучения. Были закрыты большинство профессионально-

технических учебных заведений, в которых молодые люди, наряду со средним образованием, получали рабочую квалификацию.

Были почти повсеместно закрыты средние профессиональные учебные заведения, готовящие специалистов среднего звена. В высших учебных заведениях также были введены новшества, которые состояли в том, что было ликвидировано заочное и вечернее обучение, а период обучения в высшем учебном заведении сократился до 3,5 лет вместо 4-5 лет. Для поступления в высшее учебное заведение, начиная с 2003 г. был необходим двухлетний стаж работы, а прием осуществлялся на основании собеседования. Фактически студент обучался 2 года, затем следовала практика на производстве в течение 1,5 лет, после чего в технических ВУЗах студент представлял на защиту дипломный проект, а в гуманитарных - сдавал выпускные экзамены.

В связи с сокращением срока обучения из списка общеобразовательных

дисциплин в ВУЗах были исключены или в значительной мере усечены высшая физика, химия, математический анализ, начертательная геометрия, другие предметы, ликвидированы институты повышения квалификации преподавательского состава, введён запрет на внедрение новых методов обучения. Были пересмотрены квалификации, получаемые в высшей школе, и в итоге были ликвидированы ряд специальностей, в том числе специальность «экономист» в сельскохозяйственном университете [21-22].

Такая система обучения и подготовки кадров была в Туркменистане в течение 12 лет. Естественно, что уровень профессиональной подготовки специалистов при такой системе оставлял желать лучшего. Состоятельные родители стремились дать детям образование в зарубежных странах -России, Англии, США, Турции.

Однако дипломы, полученные за рубежом, Правительством Туркменистана не считались действительными, поскольку Сапармурат Ниязов объявил недействительными все дипломы иностранных вузов, полученные за последние 10 лет, а также все дипломы иностранных вузов, которые были получены вне официальных государственных программ.

Как итог, молодые люди, получившие диплом за рубежом, в Туркменистане не могли устроиться на работу по специальности, и в результате большинство из них стало оставаться там, в той стране, где получило дипломированное образование. Сравнительные показатели динамики системы образования в Туркменистане за 1990-2008 гг. представлены в табл. 3.

Численность населения Туркменистана возросла за 1990-2007 гг. на 52%, а количество обучающихся в общеобразовательных школах снизилось на 2%. По всем ступеням образования происходило снижение общих и удельных показателей. Численность студентов в высших учебных заведениях в расчете на 10000 человек населения Туркменистана сократилась в 3,2 раза, средних специальных - в 13,6 раза.

46

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

Таблица 3

Сравнительная характеристика системы образования и подготовки кадров в Туркменистане

в эпоху Туркменбаши [20; 23-24]

Показатели 1990 г. 2000 г. 2007 г. 2008 г. 2008-1990

гг.,%

Численность населения на начало года, тыс. человек 3714,0 4933,7 5521,0 5643,0 152

Общеобразовательные школы

Количество дневных общеобразовательных школ 1757 1922 1711 1718 98

Численность учащихся, тыс. человек 844,2 1017,1 1040,0 1066,4 126

Средние специальные учебные заведения

Количество средних специальных учебных заведений 40 16 18 18 45

Количество обучающихся в средних специальных учебных заведениях 34,2 4,3 3,9 4,0 12

Численность окончивших средние специальные учебные заведения 11,2 2,2 1,6 1,6 14

Высшие учебные заведения

Количество высших учебных заведений 9 16 17 18 2р.

Численность обучающихся в высших учебных заведениях, тыс. человек 41,9 16,6 17,0 20,7 50

Численность окончивших высшие учебные заведения 7,1 7,6 3,9 1,3 18

Удельные показателина 10000 человек

Численность учащихся общеобразовательных школ 2338 2061 1884 1890 81

Численность обучающихся в средних специальных учебных заведениях 95 9 7 7 7

Численность студентов высших учебных заведений 116 34 31 36 31

Трудно даже приблизительно оценить те потери, которые понес Туркменистан в развитии человеческого фактора в результате реализации программы «Образование» в эпоху Туркменбаши.

Реформа системы науки. В средине 90-х гг. по инициативе Сапармурата Ниязова была пересмотрена система научного обеспечения, и в результате закрыта и ликвидирована большая часть научно-исследовательских учреждений, работающих в фундаментальном и прикладном направлениях, были закрыты советы по защите кандидатских и докторских диссертаций, аспирантура и докторантура при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах.. В дополнение ко всему в 2000

г. в Туркменистане был введена латиница вместо кириллицы. Факт сам по себе может быть и положительный, но вся учебная, научная, техническая, гуманитарная, художественная и прочая литература были на кириллице, а учебные пособия на новой буквице не были подготовлены, и это еще более усугубило ситуацию с системой научного обеспечения и подготовки научных кадров. В результате осуществленных преобразований 80-90% научных работников были сокращены. Начался отток научных кадров в другие страны, и это была наиболее значительная их часть как по количественному составу, так и по профессиональному уровню. Другая часть - стала заниматься доступным неквалифицированным трудом, и лишь небольшой про-

47

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

цент, приспособился к новым условиям, остался в системе науки, которой в общем уже не стало. Численность работников в сфере науки и научного обслуживания сократилась с 13,9 тыс. человек в 1991 г до 6,9 тыс. человек в 1997 г., 5,2 тыс. человек в 1998 г. [25-26]. В начале 90-х гг. только в системе Академии сельскохозяйственных наук Туркменистана работало 291 человек с ученой степень доктора и кандидата наук, а по состоянию на 1.01.2007 г. во всех научно-

исследовательских и конструкторских организациях Туркменистана численность работников, имеющих ученую степень, составила 235 человек, в том числе докторов наук - 41 человек, кандидатов наук - 189 человек. По состоянию на конец 2008 г. в системе всех научных, проектных и конструкторских организаций, высшей школе и других в общем работало 959 сотрудников, имеющих ученую степень, в том числе 142 докторов и 817 кандидатов наук (табл. 4).

Таблица 4

Численность работников, выполняющих научно-исследовательские работы в Туркмени-____________________стане в 2004-2008 гг. (на конец года)[27-29]________________

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Численность работников науки, человек 3488 3674 3578 3900 4054

в том числе

в научно-исследовательских и проектных организациях 1284 1459 1404 1317 1287

в высших школах 1768 1760 1751 2115 2335

Другие 436 455 423 468 432

Имеют ученую степень - всего, человек 1067 971 935 970 959

в том числе

доктора наук 174 149 134 145 142

кандидата наук 893 822 801 825 817

в научно-исследовательских и проектных организациях 219 219 224 230 235

в том числе

доктора наук 40 38 38 41 45

кандидата наук 179 181 186 189 190

в высших школах 716 652 626 654 657

в том числе

доктора наук 109 93 85 93 90

кандидата наук 607 559 541 561 567

Другие 132 100 85 86 67

в том числе

доктора наук 25 18 11 11 7

кандидата наук 107 82 74 75 60

В средине 90-х гг., как было отмечено выше, были закрыты советы по защите диссертаций и в течение более чем 10 лет не было защищено ни одной диссертации. В течение 5 лет (2004-2008 гг.) численность научного персонала в Туркменистане в общем возросла на

16%. Однако численность специалистов высшей квалификации стала меньше на 108 человек, или на 10%. В основном это связано естественными причинами, поскольку возрастной ценз многих научных работников превышает 60-70 лет. В этой связи количество докторов наук сократи-

48

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

лось в целом по Туркменистану за этот период на 32 человека, или на 18%. В некоторой степени исключением является 2007 г., когда по инициативе вновь избранного Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова были рассмотрены диссертации 10-летней давности, представленные на соискание ученой степени еще в средине 90-х гг., и соискателям были присвоены ученые степени спустя более десяти лет.

В результате численность научных работников с ученой степень возросла в 2006-2007 гг. на 35 человек. Надо надеяться, что вопросы подготовки научных кадров получат развитие, поскольку в настоящее время в Туркменистане по инициативе вновь избранного Президента Туркменистана Гурбангулы Бердыму-хамедова действует система подготовки кадров в аспирантуре и докторантуре, открыты советы по защите диссертаций по многим дисциплинам и, что немаловажно, лицам, имеющим ученую степень, стала выплачиваться надбавка к заработной плате.

Реформа культуры. Сапармурат Туркменбаши хотел создать не только государство нового типа, но и сформировать человека с новым мировоззрением, олицетворяющим национальный дух туркменского народа. В этой связи был установлен курс на дискредитацию и очернение предыдущей системы, отказ от всех положительных достижений предыдущего исторического периода. Основная идеологическая линия Сапармурата Туркменбаши была в том, что туркмены — великая нация, несправедливо приниженная Советским Союзом и российским царизмом. С этой целью по его инициативе были отчуждены от народа туркменские писатели с мировым именем, как, например, Берды Кербаба-ев, закрыта знаменитая киностудия «Тукменфильм» имени Алты Карлиева. В результате, в Туркменистане в течение 15 лет не было выпущено ни одного художественного фильма. Повсеместно закрыты и переменили сферу деятельности все кинотеатры Туркменистана. Ко-

гда в начале 2000-х гг. по дипломатической линии в Ашхабаде хотели демонстрировать один из фильмов, то в столице Туркменистана не нашлось такой возможности. По причине «аварийности» был снесён размещенный в центре и перемещен на периферию города в другое здание театр им. Пушкина (Пушкинский театр), построенный русской общиной в начале прошлого столетия. Был снесён Академический Театр Оперы и Балета имени Мах-тумкули. Был снесён памятник Алты Кар-лиеву, основателю туркменского кинематографа, а «Туркменфильм» имени Алты Карлиева был переименован в «Туркмен-фильм» имени Огуз-хана (мифического предка туркмен). В 2001 г. Сапармурат Туркменбаши упразднил балет, оперу, цирк, Национальный ансамбль народного танца. Во всех своих реформах в сфере культуры он исходил из собственного понимания искусства. «Я не понимаю балет, — заметил он. — Зачем он мне? ...Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет» [30].

Для школьников, учащихся средней и высшей школ была введена обязательная форма национальной одежды. К внешнему виду студента, государственного служащего предъявлялись стандартизированные требования, вплоть до того, что зубные коронки должны быть, не из цветного металла, а белого цвета, также как и у Сапармурата Туркменбаши. Все школьники обязаны были ежедневно перед началом занятий читать «Клятву» Сапармурату Туркменбаши Великому, в которой были слова: «...да отнимется рука моя,. да обессилиет язык мой,. да прервется дыхание моё., если я предам Родину и Сапармурата Туркменбаши Великого» [1].

В 2005 г. было запрещено исполнение нетрадиционной музыки по телевидению, радио и в общественных местах, а также были запрещены фонограммы при выступлениях артистов. В весьма ограниченных параметрах был распространен среди населения Интернет.

Поскольку Сапармурат Туркменбаши считал, что единственно необходимыми книгами являются Коран и его сочинение

49

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

Рухнама, то в остальных книгах не было «никакой необходимости». Поэтому по его распоряжению в 2006 г. все библиотеки были закрыты. Нетуркменские культурные организации действовать в стране права не имели. Были переименованы названия месяцев и дней недели. Введен запрет на ввоз в Туркменистан газет и журналов, изданных в других странах. Сократилось поле информации населения, прекратилось издание многих газет и журналов, для публичного пользования - статистического материала и статистических ежегодников. В целом страна была изолирована от внешнего мира и в культурном отношении питалась только той пищей, которую готовили на кухне по рецепту Сапармурата Туркменбаши.

Именем Сапармурата Ниязова в различной интерпретации - Туркменбаши, Сердар имени Ниязова и др. в Туркменистане были названы город Туркменбаши (бывший Красноводск), город Сердар (бывший Кизил-Арват) с одноименным названием этрапа в Балканском велаяте, два этрапа в Дашогузском и Лебапском-велаятах, значительное количество улиц, фабрик, сельскохозяйственных предприятий, школ, училише Министерства внутренних дел, сельскохозяйственный университет. Самая высокая горная вершина Туркменистана - Пик Айрыбаба-Койтендага высотой 3138 м стал называться «Пик Великого Туркменбаши». Кроме того, именем его матери был назван один из этрапов в Дашогузсуомве-лаяте, а город Керки переименован в город с именем его отца - Атамурат. В новом названии месяцев фигурировали «семейные» черты: январь стал носить его имя - Туркменбаши, а месяц апрель стал называться по имени его матери -Гурбансолтан. Также был отменен праздник Международный женский день, приходящийся на 8 марта, и вместо него стал отмечаться женский праздник в апреле в день рождения его матери.

В Туркменистане было установлено более 14 тыс. памятников и бюстов Са-

пармурата Туркменбаши. Но еще десятки тысяч настольных бюстов изготовлены для обязательного размещения в кабинетах административных работников. Несколько статуй Сапармурата Туркменбаши были покрыты золотом. Среди них скульптура в Ашхабаде размеров 14 м на Арке Независимости на высоте 75 м, вращающаяся вслед за движением Солнца. Естественно, на это все уходили большие народные средства.

Изображения Сапармурата Туркменбаши были размещены на многих тысячах плакатов, транспарантов, портретов, бесчисленном множестве фотографий, которые размещались по всему Туркменистану вдоль автомобильных дорог, на улицах городов и поселков, в помещениях учреждений, воинских частей, полиции, высших и средних учебных заведений, общеобразовательных школ, мечетей, кабинах автомобилей, в начале всех передач национального телевидения и первых полос газет, на упаковках промышленных и пищевых товаров, на бутылках с водкой «Сердар» («Вождь») и коньяком, туалетной воды «Туркменбаши», на денежных знаках Туркменистана всех номиналов - ассигнациях и монетах. Всем административным руководителям выдавался нагрудный знак, на котором был изображен профиль бюста Сапармурата Туркменбаши, и который они обязаны были носить с особой гордостью.

Социальное обеспечение. По предложению Сапармурата Туркменбаши Меджлис Туркменистана законодательно ввел в Туркменистане бесплатное пользование за электроэнергию, природный газ, воду и пищевую соль. Продажа муки осуществлялась по льготным ценам. Также была отменена плата за найм муниципального жилья и отменены финансовые платежи и налоги на плату частного жилого фонда. Были пересмотрены условия и размеры выплаты пенсии по возрасту. Был увеличен возрастной ценз для мужчин (62 года) и женщин (57 лет), выходящих на пенсию. В результате для значительной части населения пенсии были сокращены на 2030%, а сельское стало получать мини-

50

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

троллейбусе.

Но наиболее значимым в политике президента Сапармурата Ниязова было то, что в период его нахождения во главе государства не было ни одного инцидента кровопролития, связанного с перестройкой и формированием национального государства.

(Окончание в следующем номере) Библиографический список

1. Сапармурат Туркменбаши. Рухнама. Книга первая. - Туркменская Государственная издательская служба, Ашхабад: 2006.

2. Статистический ежегодник Туркменистана 2000-2008. - Государственный комитет Туркменистана по статистике, Ашхабад: 2009.

3. Энциклопедический словарь географических названий. Гл. ред. С. В. Колесник. - Издательство «Советская энциклопедия», М: 1973, с. 803.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Statistical Yearbook of Turkmenistan 2000-2004. - National Institute of the State Statistics and Information of Turkmenistan. Ashgabat: 2006, p. 5.

5. Указ Президент Туркменистана от 31 августа 2000 г. 1111 №3172 «О создании Каракумского озера». - Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, 2000, №8.

6. Указ Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши от 1 сентября 2000г. «О создании Туркменского озера - величайшего творения рук человеческих в золотом веке эпохи Сапармурата Туркменбаши». - Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, 2000, №9.

7. Национальный план Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши по охране окружающей среды. Ашхабад: 2002. .

8. Конституция Туркменистана. Общественно-политическое издание. - Туркменская государственная издательская служба, Ашхабад: 2008.

9. Закон Туркменистана от 18.04.2009 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Туркменистана, присвоения наименований и переименования государственных предприятий, организаций, учреждений и других объектов». - Ведомости Меджлиса Туркменистана. 2009. №2.

10. Хаитов М.О. Конституционная реформа в Туркменистане// Государство и право. 2011. № 1. С. 88-93.

11. Народное хозяйство Туркменской ССР в 1990 году. - Статистический ежегодник. Государственный комитет Туркменской ССР по статистике. Изд. «Туркменистан», Ашхабад: 1991.

12. Станчин И.М. Продовольственная безопасность Туркменистана//Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 417-421.

13. Дадабаев Т. Постсоветский Туркменистан: условия жизни, доверие между людьми, источники беспокойства// Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 4 (46). С. 147-157.

14. Lerman Z., Stanchin I. Institutional changes in turkmenistan's agriculture: impacts on productivity and rural incomes//Eurasian Geography and Economics. 2004. Т. 45. № 1. С. 60-72.

15. Станчин И.М. ВВП ведущих и развивающихся стран: состояние и перспектива// Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы международной

мальный ее размер - 10 долл. США по курсу продажи за национальную валюту на «черном» рынке. В значительных размерах государством дотировалась стоимость хлеба, муки, проезда в общественном транспорте, бензина, дизельного топлива. Например, за 1 доллар США можно было заправить бак легкового автомобиля, или купить в магазине 25 буханок хлеба, или 250 раз проехать в маршрутном городском автобусе или

51

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 2.

научно-практической конференции. 2014. С. 158-163.

16. Кошкин В.И. Актуальные проблемы развития рыночных реформ в Туркменистане// Экономика и управление собственностью. 2008. № 1. С. 8-12.

17. Туркменбаши. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. кйрУ/т.’шйре^а.ог^’шй/Туркменбаши

18. Statistical Yearbook of Turkmenistan 2000-2004. - National Institute of the State Statistics and Information of Turkmenistan. Ashgabat: 2005, p. 145.

19. Statistical Yearbook of Turkmenistan 2000-2007. State Committee of Statistics of Turkmenistan. Ashgabat: 2008.

20. Статистический ежегодник Туркменистана 2000-2008. - Государственный комитет по статистике Туркменистана, Ашхабад: 2009.

21. Ибрагимов Б. Реформы образования в Туркменистане в эпоху могущества// Педагогические науки. 2015. № 5 (74). С. 18-20.

22. Литвинова Е.В. Развитие системы образования в республике Туркменистан// Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 4. С. 85-93.

23. Социальное развитие Туркменистана в 1990 году. Статистический сборник - Государственный комитет Туркменистана по статистике Ашхабад: 1991, 87, 90, 96.

24. Statistical Yearbook of Turkmenistan 2000-2007.- State Committee of Statistics of Turkmenistan. Ashgabat: 2008, p. 144.

25. Статистический ежегодник Туркменистана 1997 год. - Национальный институт статистики и прогнозирования Туркменистана (Туркменстатпрогноз). Ашхабад: 2009.

26. Statistical Yearbook of Turkmenistan 1998. - National Institute of Statistics and Forecasting of Turkmenistan. Ashgabat: 1999.

27. Statistical Yearbook of Turkmenistan 2000-2004. - National Institute of the State Statistics and Information of Turkmenistan. Ashgabat: 2005, p. 143.

28. Statistical Yearbook of Turkmenistan 2000-2005. - National Institute of the State Statistics and Information of Turkmenistan. Ashgabat: 2006, p. 171.

29. Станчин И.М. Туркменистан: решение проблемы продовольственной безопасности// Островские чтения. 2015. № 1. С. 299-303.

30. Топ-28 самых эксцентричных реформ Туркменбаши. РИА Новости.

Информация об авторе: Information about author:

Станчин Иван Михайлович, Stanchin Ivan Mikhailovich,

Доктор экономических наук, профессор, Doctor of Economics, professor,

Региональное бюро Продовольственной Regional Office of the Food Agriculture Organization of the Сельскохозяйственной Организации United Nations in Central Asia and Eastern Europe

Объединенных наций по Центральной Азии и Восточной Европе

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.