Научная статья на тему '2007. 03. 014. Руднева С. Е. Предпарламент: октябрь 1917 г. : опыт исторической реконструкции. - М. : Наука, 2006. - 279 с'

2007. 03. 014. Руднева С. Е. Предпарламент: октябрь 1917 г. : опыт исторической реконструкции. - М. : Наука, 2006. - 279 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
403
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ОКТЯБРЬ 1917 Г / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ПРЕДПАРЛАМЕНТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 03. 014. Руднева С. Е. Предпарламент: октябрь 1917 г. : опыт исторической реконструкции. - М. : Наука, 2006. - 279 с»

2007.03.014. РУДНЕВА С.Е. ПРЕДПАРЛАМЕНТ: ОКТЯБРЬ 1917 г.: ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ. - М.: Наука, 2006. -279 с.

Ключевые слова: Россия, октябрь 1917 г., политические партии, Предпарламент.

Книга С.Е. Рудневой, состоящая из введения, двух глав («Российский парламентаризм в 1917 году и Предпарламент», «Деятельность Предпарламента») и заключения, «посвящена реконструкции истории Предпарламента - готовившегося, ожидавшегося, но так и не состоявшегося компромисса между политическими оппонентами. Подробно рассмотрены и проанализированы позиции политических партий и организаций по отношению к «временному парламенту» (с. 4-5). Исследование основано на документальных материалах ГАРФ и РГИА, а также периодической печати 1917 г.

В первой главе рассматриваются «парламентский вакуум» в революции 1917 г. и первые проекты созыва Предпарламента, роль Демократического совещания и Демократического совета в истории Предпарламента, проект Юридического совещания о Временном совете Российской республики, позиции политических партий в ходе формирования Совета республики, подготовка созыва Предпарламента.

Во второй главе анализируются состав и структура предпарламента, его работа в целом и его подкомиссий.

Предпарламент, или Временный совет Российской республики, работал в Петрограде с 7 по 25 октября 1917 г. Этот совещательный орган при Временном правительстве был учрежден временно, до открытия Учредительного собрания, и впервые за время революции собрал людей разных классов и партий. Полноценным парламентом он не являлся, только предварительным, как следовало уже из названия.

Идея созыва Предпарламента с участием разных политических групп активно обсуждалась российской общественностью. 1 сентября 1917 г. А.Ф. Керенский провозгласил создание республики. В ходе созванного в Петрограде 14 сентября 1917 г. Демократического совещания неоднократно звучали призывы к созданию форумом постоянного представительного учреждения. 25 сентября на заседании Временного правительства министр-председатель А.Ф. Керенский

предложил возложить на Юридическое совещание разработку проекта Положения о Временном совете Российской республики (Предпарламенте). Даже те, кто утверждал, что Предпарламент не устранит, а усугубит пагубное для страны двоевластие, видели несомненную пользу в создании временного парламента. Силы каждой общественной организации проявляли бы себя с полной очевидностью и благодаря этому правительство получало бы твердо обоснованную почву для опоры на действительно сильную комбинацию общественных групп.

2 октября состоялось закрытое заседание Временного правительства, большая часть которого посвящалась установлению окончательной редакции Положения о Временном совете Российской республики и обсуждению вопросов, связанных с его открытием. Документ состоял из 20 пунктов и 5 разделов, определявших основы деятельности Временного совета Российской республики: состав; права членов; предметы ведения; порядок производства дел; публичность заседаний. Сжатость и ясность составляли его несомненные достоинства, обнаруживавшие участие в его составлении опытных государствоведов Юридического совещания. Временное правительство постановило: временно, до открытия заседаний Учредительного собрания, учредить Временный совет Российской республики в составе 555 человек.

Содержание «Положения о Временном совете Российской республики» активно обсуждалось общественностью. Проект Юридического совещания о Предпарламенте, пишет С.Е. Руднева, открывал возможность делегатам временного парламента приступить к необходимой государственной работе. Судьба нового органа зависела уже не столько от определения его прав, сколько от государственного масштаба личностей, призванных в него.

Министерства планировали внести в Совет республики ряд законопроектов: о праве на коалиции, об упорядочении земельных отношений, об усилении ответственности за дезертирство, о возмещении убытков от революции, об областной реформе и др. Ожидалось, что в ближайших заседаниях Предпарламента выступят министры с разъяснениями по многим вопросам, касающимся продовольствия, промышленности, путей сообщения и др. Временное правительство постановило отвести для Предпарламента Мариинский дворец, в котором до революции 1917 г. заседал Государственный совет. На от-

крытие Предпарламента Временное правительство собиралось послать приглашения послам всех союзных государств.

Заседание Совета Российской республики должно было открыться 7 октября в 4 часа дня. Из кандидатов, намеченных различными общественными организациями в Предпарламент, отказались войти в его состав по принципиальным причинам двое -М.В. Родзянко и В.В. Шульгин. Председательствование на первом заседании Совета республики планировалось возложить на старейшего члена Предпарламента Е.К. Брешко-Брешковскую, которой было 74 года.

На том, что Совет должен быть именно рабочим органом, а не говорильней, отмечает автор, сходились все органы печати с поразительным единодушием, выражая свое требование почти одними и теми же словами. Кадеты и крайне правые социалисты-оборонцы, осуждавшие сначала идею Предпарламента, затем изменили свои позиции. Их ожидания были связаны с упрочением государственности и созданием коалиции из «государственно настроенных элементов», которая не могла бы состояться без разрыва с большевиками. Крайне правые социалисты-оборонцы надеялись на создание в Предпарламенте широкого демократического блока с включением в него кадетов, биржевиков, кооператоров. А.В. Пешехонов считал, что в Предпарламенте появится прочная общественная основа, которая так нужна новой государственности. Эсеры 7 октября приветствовали открытие Предпарламента. Меньшевики надеялись, что парламентская работа объединит все конструктивные силы страны, включая торговопромышленников и кадетов. Меньшевики и левые эсеры высказывались против блока с кадетами. Возможная положительная роль Предпарламента не исключалась ими при условии, что представители умеренной и правой части демократии будут против соглашений с буржуазией.

Позиция партии большевиков по отношению к Предпарламенту была неоднозначна. В частности, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев предлагали совместно с меньшевиками и эсерами создать однородное демократическое правительство. В.И. Ленин разоблачал организаторов Предпарламента, резко критикуя буржуазный парламентаризм в целом.

Созыв Предпарламента несоциалистические силы рассматривали в контексте свертывания политической деятельности Советов.

Этой «классовой организации трудящихся масс» предполагалось дать решительный отпор. Точные сведения о партийном составе Предпарламента отсутствуют. Партийность 163 членов Предпарламента не установлена: 73 были из демократического сектора и 90 - из цензового. В демократической части Временного совета Российской республики не была учтена партийная принадлежность представителей различных мелких групп - профсоюзов, земельных комитетов и т.п., примыкавших к эсерам, меньшевикам, «непартийной» демократии. В цензовом секторе также не была установлена партийность представителей совета общественных деятелей, торговли, промышленности и др. Это могли быть кадеты, бывшие октябристы, беспартийные капиталисты, помещики, представители генералитета и офицерства (с. 104).

Вопрос о структуре и составе руководящих рабочих органов Предпарламента был в центре внимания общественности. Обсуждался вопрос о президиуме Предпарламента и его председателе. Совету старейшин отводилась роль штаба Предпарламента. Фракции и группы выдвинули в него своих наиболее известных представителей.

Наиболее влиятельными политическими группами в Предпарламенте становились социалисты-революционеры, меньшевики, кадеты и большевики. Сообщалось, что во Временном совете насчитывается 120-130 эсеров, 80 меньшевиков, до 75 кадетов и 60 большевиков. Остальные 200 с лишним делегатов разбились по многочисленным группам, и поэтому еще не было возможности указать даже приблизительный состав этих маленьких фракций (с. 108).

Кадеты и торговопромышленники отнеслись к распределению полученных 120 мандатов очень ответственно. Начиная с 25 сентября в течение нескольких дней этот вопрос обсуждался на совещаниях ЦК кадетской партии, видных представителей Временного комитета Государственной думы, Совета съездов торговли и промышленности, Союза земельных собственников и других организаций. В ходе этих заседаний была создана особая комиссия, срочно подготовившая проект распределения 120 мест. 63 из них были отданы кадетам, 34 -представителям торгово-промышленных организаций, 12 - Комитету общественных деятелей, 7 - делегатам от Союза земельных собственников, 2 - Академическому союзу и еще 2 - Всероссийскому обществу редакторов.

Ожидания и планы различных политических групп в отношении Предпарламента были практически совершенно несовместимы. Отсюда следовало предвзятое отношение к происходившему в Мариинском дворце. За месяц до выборов в Учредительное собрание, назначенных на 12 ноября 1917 г., страна вступила в полосу предпарла-ментаризма, слабо веря в настоящий парламентаризм. Продолжалась ожесточенная партийная борьба, все больше увеличивалась пропасть между двумя крайними флангами российского общественнополитического фронта. Предпарламент многие участники событий считали последней ставкой центра. Созданием временного парламента они надеялись подвести, наконец, прочный фундамент под коалицию центральных, социалистических и буржуазных сил революции.

После процедуры избрания председателя Предпарламента, секретаря и его товарища ход работы Предпарламенты был нарушен. В деятельности только что открытого временного парламента наступил знаковый момент, имевший далеко идущие последствия для судьбы страны. 7 октября 1917 г. на первом же заседании Предпарламента большевики демонстративно покинули Мариинский дворец, причем их лидер Л.Д. Троцкий мотивировал уход с исчерпывающей ясностью. Решительно отвергая коалицию с буржуазией во всех ее формах, большевики последовательно отказывались иметь что-либо общее с коалиционным правительством и коалиционным Предпарламентом. Провозгласив свой неизменный лозунг «Вся власть Советам!» и предоставив Предпарламенту говорить без них, они ушли, чтобы активно действовать среди пролетарских масс столицы.

В прессе сообщалось, что решение большевиков покинуть Предпарламент было вынесено после очень бурных прений. Л.Б. Каменев выступал против выхода из состава Совета республики. Л.Д. Троцкий поддерживал уход из Предпарламента, но позже, когда представится возможность дать бой по какому-нибудь важному вопросу, например о мире. Победила точка зрения В.И. Ленина и Г.Е. Зиновьева, настаивавших на немедленном выходе из состава Временного совета.

Вследствие ухода из Предпарламента 53 большевиков и 5 присоединившихся к ним из других фракций в Совете республики осталось 497 членов. В их число входили 126 цензовиков, 3 казака-цензовика, 22 казака-демократа, 5 цензовых представителей нацио-

нальностей, 27 демократических представителей национальностей и 314 представителей демократических организаций. Общее число цензовых представителей составило 153 человека, демократических -344. В кругах революционной демократии возникло предложение о замещении мест большевиков в Совете республики другими представителями Демократического совещания (с. 145).

8 октября, днем, в Мариинском дворце состоялось заседание совещания президиума Совета республики. Совещание постановило впредь до утверждения Наказа Предпарламента считать его заседания законными при наличии трети общего числа членов Совета республики. Стенограммы общего заседания Совета республики было решено печатать в количестве 2 тыс. экземпляров. Также 8 октября в Мариинском дворце состоялось заседание Совета старейшин (сеньорен-конвента).

Временный совет Российской республики, сразу усвоив атрибуты настоящего парламента, принял к руководству думский наказ, образовал президиум, Совет старейшин, избрал множество комиссий.

В основу образования комиссий предполагалось положить пропорциональное начало, т.е. избирать их членов пропорционально численности группы фракций, причем для одних комиссий число их членов определялось по одному члену от 10, для других - по одному от 20 и для третьих - по одному от 40.

10 октября Временный совет Российской республики приступил к обсуждению вопросов, имевших наиболее животрепещущий интерес. Первым серьезным испытанием для Предпарламента стало голосование 18 октября резолюции по вопросу об обороне страны. Ни одна из предложенных формул правок не набрала большинства. Следовательно, по главнейшему и насущнейшему вопросу национальной жизни Совет республики не выразил определенного мнения.

Даже в отсутствие большевиков конфронтация в Предпарламенте двух основных непримиримых политических блоков - правых и левых - сохранялась. Преследуя прямо противоположные цели, они (революционные демократы в особенности) не шли на компромиссы. Конструктивная работа временного парламента с первых же дней фактически была невозможна, констатирует автор.

24 октября 1917 г., накануне своего разгона, Предпарламент вновь наглядно продемонстрировал свое полное политическое бессилие. Министр-председатель Временного правительства А.Ф. Ке-

ренский сообщил о начале в столице вооруженного восстания и просил оказать поддержку в борьбе с большевиками. Предпарламент принял резолюцию о создании Комитета общественного спасения. В ней отмечалось, что готовившееся в последние дни революционное выступление, имевшее целью захват власти, грозило началом гражданской войны. Но вотум поддержки правительства Предпарламент «вымучивал» из себя в течение 6 часов, и левая формула этой поддержки прошла лишь незначительным большинством голосов. Она была весьма расплывчатой и неопределенной.

25 октября комиссар Военно-революционного комитета предъявил председателю Совета республики Н. Д. Авксентьеву требование о немедленном «очищении» дворца.

После кратких прений члены Предпарламента решили закрыть заседание, причем при голосовании выяснилось, что в зале заседания нет кворума. Уже к часу дня все депутаты Предпарламента покинули Мариинский дворец.

Деятельность Предпарламента оборвалась преждевременно. Не отработав предназначавшегося ему и без того краткого срока, предполагавшего роспуск этого учреждения за неделю до открытия Учредительного собрания, временный парламент Российской республики на восемнадцатый день после созыва вынужден был разойтись под воздействием восставших солдат и матросов.

Предпарламент был временным совещательным учреждением при Временном правительстве, не признававшим права контроля над своей деятельностью и не считавшим себя ответственным перед ним. Это обстоятельство в значительной мере обусловило неэффективность его усилий.

«Последний шанс последней коалиции», хотя и весьма иллюзорный, который олицетворял собой Предпарламент, оказался упущенным. «Исторической реальностью стал несостоявшийся компромисс между политическими антагонистами, проигрыш парламентских форм борьбы революционным» (с. 272).

В.М. Шевырин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.