Научная статья на тему '2007. 02. 034. Маршаль Р. Чад и Дарфур: система конфликта. Marchal R. Tchad/Darflxr vers un systeme de confute // politique africaine. -P. , 2006. -n 102. -P. 134-173'

2007. 02. 034. Маршаль Р. Чад и Дарфур: система конфликта. Marchal R. Tchad/Darflxr vers un systeme de confute // politique africaine. -P. , 2006. -n 102. -P. 134-173 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ -АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ПРОБЛЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ / СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ -ЧАД / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ -СУДАН РЕСП. 1989
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олишевко B. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 02. 034. Маршаль Р. Чад и Дарфур: система конфликта. Marchal R. Tchad/Darflxr vers un systeme de confute // politique africaine. -P. , 2006. -n 102. -P. 134-173»

2007.02.034. МАРШАЛЬ Р. ЧАД И ДАРФУР: СИСТЕМА КОНФЛИКТА.

MARCHAL R. Tchad/Darflxr vers un systeme de confute // Politique africaine. -P., 2006. -N 102. -P. 134-173.

Автор рассматривает связь между гражданскими конфликтами в Судане и Чаде как частями единого центральноафриканского конфликта, который для элит Чада и Судана стал инструментом достижения политических целей, для Нигерии и Ливиц полем дипломатической деятельности, а для США и Франции предлогом для военно-политического вмешательства.

Переизбрание президента Чада Идриса Деби 3 мая 2006 г. при поддержке более 77 % проголосовавших совпало с подписанием 5 мая 2006 г. в Абудже договора о стабилизации обстановки в Дарфуре - суданской провинции на границе с Чадом. В этой суданской провинции проживает большая часть загава -этнической группы, к которой принадлежит президент Чада Деби. По мнению автора, дарфурский конфликт и периодическая дестабилизация в Чаде являются результатами большой политической игры, в которой участвуют США, Франция, Ливия, Нигерия, Судан и Чад.

Описывая усилия США по прекращению конфликта, автор отмечает «несомненную дипломатическую выгоду позиции, занятой американцами» (с. 137). При любом исходе переговоров, которые периодически велись с самого начала конфликта в 80-х годах, «американцы получали возможность размещения в регионе своих миротворцев», а в 90-е годы предпочитали «добиваться контрактов на поставки гуманитарных грузов и подготовку миротворческих частей» (с. 138). Франция, поддерживая дипломатическую инициативу Кот-д'Ивуара и лично предпринимая попытки примирить враждующие стороны, «защищала свои экономические интересы в регионе и одновременно способствовала дипломатическому усилению своего регионального ставленника - Кот-д'Ивуара» (с. 138). Ливия, по мнению автора, до начала 90-х годов активно помогала как суданскому правительству, так и мятежникам, дестабилизируя, таким образом, сразу две соседних страны - Судан и Чад.

После государственного переворота в Чаде в апреле 1989 г. и приходом к власти Идрисса Деби «напряженность спала, так как значительная часть повстанцев из загава и родственных им этнических групп ушла на территорию Чада, чтобы обеспечить силовую поддержку нового президента» (с. 139). В конце 90-х годов США «приложили значительные усилия для того, чтобы разрекламировать новые, еще не разрабатываемые залежи природных ископаемых на юге Судана и в прилегающих провинциях» (с. 142).

По мнению автора, это было сделано с целью новой дестабилизации региона и последующего усиления политического и экономического влияния в регионе, поскольку американская администрация не могла не знать о новых призывах к «справедливой очистке юга Судана от неверных и созданию арабских ополчений» (с. 142). Это позволяло впоследствии добиваться снижения цен на разработку залежей нефти и цветных металлов из-за явной опасности сотрудников американских компаний при работе в этом регионе.

Ливия после дипломатической изоляции в начале 90-х проделала немалую работу по изменению собственного образа во внешней политике и многократно предлагала проводить мирные переговоры именно на своей территории. Каддафи, отмечает автор, даже несколько раз выступал с гневными заявлениями в адрес «руководителей так называемых арабских ополчений, которые постоянно меняют названия, становясь "арабской гвардией", "пустынной гвардией", "народной полицией", но на деле остаются полубандитскими формированиями, служащими интересам суданских дельцов» (с. 142). Такие заявления, как отмечает автор, звучали решительно, но «значительная часть командиров "ополчений", на которые так гневно обрушился ливийский лидер, прошла обучение именно на территории Ливии на рубеже 80-90-х годов» (с. 144).

Нигерия активно подключилась к стабилизации региона в конце 90-х годов, предоставив более 900 военнослужащих для поддержания порядка в лагерях беженцев на территории Чада и Судана. Как полагает автор, «участие Нигерии было здоровым проявлением дипломатической и гуманитарной экспансии страны, претендующей на роль региональной державы», а подписание мирного договора в Абудже 5 мая 2006 г. закономерным итогом дипломатической деятельности Нигерии и признанием её регионального авторитета со стороны примирённых сторон.

Описывая участие в конфликте элит Чада и Судана, автор отмечает «готовность наиболее влиятельных политиков Судана к привлечению как можно большего числа посредников для стабилизации Дарфура, что повысит значимость Судана в международных делах... и возможно обяжет ООН и другие международные организации финансировать общественную инфраструктуру в регионе, избавив от расходов суданскую казну» (с. 147). В свою очередь, лидеры этнической группы загава, противостоящей официальному Хартуму, также пытаются извлечь экономическую выгоду из страданий соплеменников.

Многочисленные международные представительства предпринимателей загава возникли в Европе, США и Канаде. Предприниматели из загава «всячески подчеркивают свою принадлежность к преследуемой этнической группе... постоянно поддерживают образ жертв арабского террора и часто добиваются льготных кредитов, особого внимания со стороны прессы и PR-агентств, значительных налоговых льгот и режима наибольшего благоприятствования их бизнесу у администраций стран пребывания» (с. 149).

По мнению автора, единственным по-настоящему честным политическим игроком при стабилизации обстановки в Центральной Африке была Нигерия «в силу открытости и честности своей внешней политики» (с. 148). Вероятность нового обострения конфликта в ближайшие 10 лет невелика в силу «отсутствия интереса к региону у наиболее крупных заинтересованных политических игроков» (с. 149).

B.C. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.