Научная статья на тему '2005. 04. 030. Слим Э. Промедление в Дарфуре? Предварительный обзор реакции международного сообщества. Slim H. dithering over Darfur? a preliminary review of the International response // Intern. Affairs. - L. , 2004. - Vol. 80, n 5. - P. 811-828'

2005. 04. 030. Слим Э. Промедление в Дарфуре? Предварительный обзор реакции международного сообщества. Slim H. dithering over Darfur? a preliminary review of the International response // Intern. Affairs. - L. , 2004. - Vol. 80, n 5. - P. 811-828 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ ИЗ СУДАНА / ГЕНОЦИД В СУДАНЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Олишевко B. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 030. Слим Э. Промедление в Дарфуре? Предварительный обзор реакции международного сообщества. Slim H. dithering over Darfur? a preliminary review of the International response // Intern. Affairs. - L. , 2004. - Vol. 80, n 5. - P. 811-828»

Индия же в полном объеме пользуется привилегиями, предоставляемыми Израилем в данной сфере.

Такому развитию отношений во многом способствует и позиция «невмешательства» США, что выгодно отличает индо-израильские отношения от китайско-израильских, которые Соединенные Штаты активно не одобряют.

На современном этапе обе страны предпринимают попытки перейти к полноценному сотрудничеству от существующих в настоящее время отношений в сфере стратегического вооружения.

О.О. Гончаренко

2005.04.030. СЛИМ Э. ПРОМЕДЛЕНИЕ В ДАРФУРЕ?

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР РЕАКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА.

SLIM H. Dithering over Darfur? A preliminary review of the international response // Intern. affairs. - L., 2004. - Vol. 80, N 5. - P. 811-828.

Вспышки насилия в западной провинции Судана Дарфур совпали с десятилетием гуманитарного кризиса в Руанде. По мнению автора, «быстрота и качество реакции мирового сообщества на события в Дарфуре могут рассматриваться как проверка того, насколько мировое сообщество готово к борьбе с геноцидом» (с. 811).

Мировое сообщество и ООН «отреагировали на события в Дарфу-ре достаточно активно, но начали делать это слишком поздно.., международное сообщество не отрицало наличия проблемы, но долго откладывало ее решение и не могло определиться с тем, как следует реагировать» (с. 811). Сам факт геноцида был признан лишь после того, как госсекретарь США Колин Пауэлл неожиданно объявил о решении правительства США 9 сентября 2004 г.: «В Дарфуре происходил геноцид и он может все еще продолжаться» (там же). Тем самым проявилась запоздалая заинтересованность мирового сообщества в урегулировании подобного рода кризисов. Важным свойством миротворческого процесса было участие не только африканских государств, но и США, Великобритании и Евросоюза. Правда, активнее всего в начальной стадии кризиса действовал именно Африканский союз, приславший миротворцев и наблюдателей.

Как отмечает автор, боевые действия партизанских групп Армии и движения освобождения Судана (АДОС) и Движения за справедливость и свободу (ДСС) начались еще в начале 2003 г. Боевые столкновения между повстанцами и правительственными частями начались в феврале 2003 г. В

это время только Чад делал попытки предотвратить перерастание кризиса в полномасштабную войну. Столкновения АДОС и правительственных войск, сопровождавшиеся массовым оттоком населения из зоны военных действий, продолжались все лето 2003 г В сентябре чадские дипломаты сумели убедить враждующие стороны в необходимости прекращения огня сроком на 45 дней.

Трудность работы чадской стороны состояла еще и в том, что сам президент Чада Деби относится к этнической группе загава, проживающей на стыке суданско-чадской границы. Данная группа составляет основную массу повстанцев АДОС и больше всех пострадала в результате этнических чисток, проводимых суданскими властями. Несмотря на активность чадских дипломатов, кризис продолжал развиваться, поскольку «Чад не мог придать переговорам статуса дипломатического процесса, ведущегося с участием значимой хотя бы на региональном уровне страны» (с. 814). Посольства Великобритании и Нидерландов в Судане в это время также пытались предпринять отдельные шаги по урегулированию конфликта, но «действия были слишком неуверенными, а заявления суданских властей о незначительности проблемы были восприняты как констатация факта» (с. 814). Неправительственные организации «Международная амнистия» и «Врачи без границ», не получив официального разрешения Хартума, не сумели наладить поставку лекарств и продуктов в зону военных действии. Безуспешные попытки этих организаций сотрудничать с суданскими властями продолжались более полугода. Но Хартум чинил всяческие препятствия миротворцам: под разными предлогами задерживалась выдача виз, ограничивалась работа информационных служб, вводились мнимые «зоны безопасности», на деле лишь препятствовавшие доступу журналистов и чиновников ООН.

В конце 2003 - начале 2004 г. боевые действия стали еще более масштабными. Для борьбы с повстанцами-христианами суданским правительством привлекались мусульманские ополчения. Как полагает автор, «военные действия носили не характер усмирения или жесткого подавления восстания, а настоящего мщения: правительственные войска и ополченцы совершили десятки тысяч тяжких преступлений в отношении поддерживавших повстанцев мирных жителей» (с. 816).

Признания событий в Дарфуре геноцидом не помогли эффективному вмешательству наиболее авторитетных стран и международных организаций. Переговоры в феврале 2004 г. в Женеве провалились, хотя еще в январе 2004 г. были представлены многочисленные снимки с американ-

ских спутников, свидетельствующих о систематическом истреблении мирного населения. С точки зрения автора, «эффективные действия по урегулированию конфликта были предприняты лишь в апреле 2004 г., когда возникала угроза, что конфликт по масштабу сравнится с Руандой» (с. 816). Переговоры проводились в Чаде, но к тому времени в них уже включились США, Германия, Франция, Британия, Голландия, Африканский союз. 8 апреля было подписано соглашение, согласно которому объявлялись «45-дневное прекращение огня и роспуск Хартумом ополчений» (с. 817). С 5 по 15 апреля, а также с 20 апреля по 3 мая в зоне конфликта работали высокопоставленные чиновники, проверявшие условия соблюдения перемирия и оценивавшие положение беженцев. В конце апреля Комиссия ООН по правам человека выпустила отчет о ситуации в Дарфу-ре, в котором говорилось, что суданское правительство «систематически и широкомасштабно создавало условия для совершения военнослужащими и ополченцами военных преступлений» (с. 817).

3 июня 2004 г. ООН созвала конференцию финансовых доноров в Женеве, которые выделили 126 млн. долл. для 2,2 млн. пострадавших, хотя требовалось 236 млн. долл. Почти в то же самое время изыскивались средства для ликвидации гуманитарного кризиса в Ираке, и 2 млрд. долл. были ассигнованы немедленно. «Мировое сообщество было слишком занято войной США в Ираке и оказалось неспособным решать другую проблему: здесь проявился структурный кризис политики стран и неправительственных организациями в отношении гуманитарных кризисов - процесс создания необходимых дипломатических союзов и принятия решений об оказании финансовой помощи и вводе миротворческих сил слишком сильно затягивался» (с. 818). Более того, не хватало квалифицированных военных экспертов для оценки выполнения Хартумом обещаний: позднее выяснилось, что 2 тыс. новых полицейских на деле оказались прежними ополченцами в новом статусе. В результате 29-31 августа 2004 г. Дарфур покинули еще 30 тыс. беженцев, следовательно, геноцид продолжается.

Автор подчеркивает, что Организация Исламская конференция и Лига арабских государств (ЛАГ) проявили крайне малую заинтересованность в разрешении конфликта, хотя они очень активно участвовали в многосторонних переговорах по поводу оккупации Израилем палестинских территорий в конце 2003 - начале 2004 г. и выражали свое возмущение военными акциями США в Фаллудже. ЛАГ при-

няла участие лишь в подписании соглашения в Аддис-Абебе 28 мая 2004 г. При этом арабские страны не выделили войск или гражданских специалистов для разграничения враждующих сторон и оказания помощи пострадавшим.

События в Дарфуре были окончательно урегулированы при финансовом содействии США, Британии и Австралии, а также благодаря работе гражданских специалистов из Евросоюза и выделении 3 тыс. солдат Африканским союзом. Автор полагает, что события показали «заинтересованность мирового сообщества в быстрой ликвидации подобного рода кризисов» (с. 826). В то же время во избежание промедления в случае возникновения подобных ситуаций следует создать для каждого мирового региона комиссии из заинтересованных стран с обязательным включением в нее стран, имеющих значительный дипломатический вес. Такие комиссии должны располагать достаточным числом специалистов, отслеживающих ситуацию в регионе и сообщающих об опасностях возникновения гуманитарных кризисов. ООН и ряд важнейших неправительственных организаций должны иметь мандаты для работы в любом регионе, а также располагать фондом или даже специальным банком, финансирующим ликвидацию гуманитарного кризиса. Только при принятии подобных мер, «возможно предотвращение замедленной и неохотной реакции, которую проявило в отношении Дарфура мировое сообщество, слишком занятое проблемой Ирака» (с. 828).

B.C. Олишевко

2005.04.031. ОЛИВЬЕ Г. ТАБО МБЕКИ - СПАСИТЕЛЬ АФРИКИ? OLIVIER G. Is Thabo Mbeki Africa's saviour // Intern. affairs. - L., 2003. -Vol. 79, N 4. - P. 815-828.

С тех пор как Табо Мбеки принял дела у своего предшественника Нельсона Манделы на посту президента ЮАР «вопросы внешней политики, в особенности Африки и Третьего мира, были основной темой его политической деятельности» (с. 815). Его идеологическое отличие от патриархов панафриканизма заключается в том, что первые мечтали о политическом единстве Африки, а Мбеки желает единства экономического и полагает, что «другие африканские страны просто должны двигаться за ним» (с. 822). По мнению автора, это ложный путь, так как вопреки экономическому могуществу и политическому авторитету на континентальном уровне ЮАР не всегда действует в интересах всех стран или регионов континента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.