первоначальный ислам отнюдь не отличался. Они появились по мере перерождения мусульманской общины и постепенного отхода от революционных идей Мухаммада, выступавшего за духовность, единобожие, социальное раскрепощение, братство и равенство. Мухаммад, по Ханафи, вовсе не был непогрешимым - «сатанические суры» (ставшие всемирно известными благодаря одноименному роману С. Рушди, за которым Ханафи признает право на критическое прочтение источников) были не чем иным, как политически мотивированной попыткой компромисса с языческими племенами. В этой связи Ханафи выступает за тщательное изучение биографии Мухаммада, что помогло бы преодолеть дух слепого почитания всех и всяческих авторитетов, абсолютно чуждый исламу. За попытки преодолеть подобные тенденции Ханафи восхваляет ваххабитское движение.
К.Б. Демидов
2009.04.026. БЕРГ П. НЕ КОМПЛЕКСНЫЙ КРИЗИС, А КРИЗИС-КОМПЛЕКС: ДИНАМИКА КОНФЛИКТА В СУДАНЕ, ЧАДЕ И ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - В «РЕГИОНЕ ТРЕХ ГРАНИЦ».
BERG P. A crisis-complex, not complex crisis: conflict dynamics in the Sudan, Chad and Central African Republic Tri-Border Area.-Mode of access: http://209.85.129.132/search?q=cache:rj2xi2EEu3IJ:library.fes. de/pdf-files/ipg/ipg-2008-4/08_a_berg_gb.pdf+Berg+Patrick+a+crisis-complex&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru - P. 72-86.
Автор рассматривает гражданские и международные конфликты в «Регионе трех границ» как «единую систему кризиса государственной власти, почти полного отсутствия механизмов мирного урегулирования и деградации инфраструктуры» (с. 72). Три конфликта: в Западном Судане, Восточном Чаде и на севере Централь-ноафриканской Республики (ЦАР) - являются «взаимопроникающими и взаимоусиливающимися зонами насилия и нестабильности, ликвидации которых может способствовать только продуманный подход, многосторонние пакты с участием стран, пользующихся авторитетом на региональном и мировом уровне» (с. 74).
С обретением независимости в 1960 г. Чад пережил серию переворотов. Каждый заканчивался «мощнейшей концентрацией власти в руках президента, с небольшими полномочиями элиты -
соплеменников президента» (с. 72). По мнению автора, «первоначальный энтузиазм, продемонстрированный всем населением Чада во время начала демократических реформ 1989 г., означает ложность утверждений о традиционности и неизбежности противостояния земледельцев плодородного юго-запада и полукочевых скотоводов из других районов страны» (с. 73), простые члены правящей этнической группы не получали от нахождения во власти соплеменников никакой выгоды.
Президент Идрис Деби в течение 18 лет раздавал щедрые обещания демократизации простым гражданам и свел к нулю полномочия соратников. В 2003 г. началась пробная добыча нефти, и элита потребовала перераспределения доходов от ее продажи. В 2004 г. целые подразделения президентской гвардии под руководством бывших единомышленников И. Деби становились партизанскими отрядами и с переменным успехом пытались осуществить военные перевороты. Базой для действий многочисленных повстанческих групп служили восточные провинции страны, граничащие с суданским Дарфуром. Десятилетиями этот регион не развивался экономически. С 2005 г. многократно увеличилось число переходов суданско-чадский границы суданской «милицией», действовавшей при поддержке суданской армии. Регулярные части чадской армии при направлении на восточную границу быстро превращались в полупартизанские отряды, занимающиеся грабежом населения и ответными грабительскими рейдами через границу.
Деби пришел к власти при активной поддержке суданской правящей Партии национального конгресса (ПНК). При очередном обострении ситуации в Дарфуре в 2002 г. ПНК рассчитывала на активную помощь Деби в борьбе с Суданским движением освобождения (СДО) и Движением за правосудие и равенство (ДПР). Де-би первоначально пытался остаться нейтральным, поскольку не желал воевать против соплеменников загава и терять, таким образом, поддержку в Чаде. В результате одни офицеры чадской армии подчинялись приказам Деби, другие тайно и явно были на стороне повстанцев. Хартум активно поддерживал просуданскую политику лидеров некоторых повстанческих группировок, которым в апреле 2006 г. и в феврале 2008 г. почти удавалось взять Нджамену.
Из-за постоянных вспышек насилия приграничные районы покинули не менее 180 тыс. человек. В 2005 г. было подписано Со-
глашение об окончательном мире (СОМ) с большим числом оговорок и исправлений первоначального варианта соглашения. По мнению автора, подписание соглашения только при участии официального Хартума, а также двух повстанческих суданских движений -СДО и ДПР - означает «мозаичный подход к решению проблем «Региона трех границ», изначальную структурную слабость такого соглашения, ограниченного одной страной проблемного региона» (с. 75). По мнению автора, «Дарфур обречен на нестабильность амбициями Судана, Египта и Ливии, так как каждая из этих стран включает регион в зону своих жизненных интересов, при этом игроки действуют жестко и не считаются ни с интересами местного населения, ни с интересами других стран» (с. 76).
ЦАР также оказалась неспособна после достижения самостоятельности «создать нечто большее, чем экономически беспомощное, насквозь коррумпированное правительство, сил которого хватает только на контроль столицы и прилегающих районов» (с. 74). Все смены правительства происходили при содействии Франции или при ее прямом вооруженном участии. Франсуа Бозизе Янгувонда - бывший командующий вооруженными силами, сверг президента Анж-Феликса Патассе. Бозизе располагал многочисленными наемниками, которые «после успешного переворота потребовали щедрого вознаграждения. Не получив его, они начали грабить и уничтожать мирное население и были остановлены только после оказания военной помощи Чадом» (с. 75). Сторонники Патассе и недовольные наёмники сконцентрировались в северозападных провинциях страны и после выборов 2005 г., утвердивших Бозизе на посту президента, совершали многочисленные нападения на государственные учреждения, военных и полицию. В результате переворота, бесчинств наемников и борьбы группировок за несколько недель более 300 тыс. человек стали беженцами. Границу ЦАР активно пересекали как боевики СДО, так и угандийской Армии сопротивления Господа (АСГ). Суданские воинские части использовали территорию страны для борьбы с СДО. В апреле 2006 г. очередные чадские повстанцы пересекли северо-восточные провинции при подготовке переворота. Чадские солдаты-наемники после приходе Бозизе к власти оставались на территории страны как в верных ему частях, так и в повстанческих. Идрис Деби активно консультировал президента ЦАР.
По мнению автора, «в регионе сталкиваются амбиции трех граничащих стран, а также Ливии и Египта» (с. 79). США, Франция и, в последние 10 лет, Китай также пытаются активно повлиять на происходящее в регионе. Франция не может позволить разрушиться французской системе влияния в Африке, в которой Чад и ЦАР оказываются слабейшими звеньями, США и Китай пытаются завладеть потенциальными нефтяными и газовыми запасами региона. США при этом предпочитают активно финансировать лидеров, Китай предоставлять оружие и военных инструкторов, Франция - разведывательную информацию. По инициативе Франции была создана «Миссия ООН в ЦАР и Чаде», роль которой, как подчеркивает автор, «ограничивалась выделением многочисленных офицеров-наблюдателей» (там же). Между повстанцами Чада, ЦАР и Дарфу-ра и правительством Эритреи существуют «тайные договоренности о предоставлении лагерей на территории Эритреи для подготовки боевиков, использовании ее портов для промежуточного складирования оружия и банковских счетов для финансирования военных действий и личного использования лидерами движений» (с. 83).
Серьезные попытки нормализации обстановки в регионе, по мнению Берга, были предприняты только в 2001 г. Межправительственным агентством развития (МАР), действовавшим при активной поддержке США, Англии и Норвегии. В то же время МАР решило, что на переговорах будут представлены только СДО и официальный Хартум, что ограничило возможные благоприятные результаты переговоров. После подписания СОМ в январе 2005 г. дарфурская диаспора активно добивалась признания фактов геноцида дарфурцев суданской «милицией» и регулярной армией. Почти сразу же ООН создала комиссию по расследованию преступлений в Дарфуре.
Таким образом, Китай, Ливия, Эритрея, Африканский Союз и Лига арабских государств при нормализации обстановки в регионе «могут оказаться трудными партнерами для западных посредников, но только их совместное участие может стабилизировать регион» (с. 84). Любые миротворческие планы должны предусматривать быстрое - в течение двух-трех лет - восстановление и развитие экономик, которые должны стать гарантией мира.
В.С. Олишевко