Научная статья на тему '2007. 02. 020-021. Проблемы гражданской интеграции в современной Испании. (сводный реферат)'

2007. 02. 020-021. Проблемы гражданской интеграции в современной Испании. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
133
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ИСПАНИЯ / ИММИГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КСЕНОФОБИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 02. 020-021. Проблемы гражданской интеграции в современной Испании. (сводный реферат)»

Автор делает следующий вывод: «Европейский Союз успешно завершил главное: ЕПБО состоялась. И не просто состоялась, но приобрела структуры, стратегию, силы, динамику, которые гарантируют основное: возврата к прошлому не будет. А будет постепенное развитие сформированного потенциала, поиск путей решения проблем, достижение компромиссов там, где это необходимо для европейской стабильности» (с. 135).

В.М. Соломатина

2007.02.020-021. ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ. (Сводный реферат).

1. ПАХАРЕС М. Гражданская интеграция. Перспектива иммиграции.

PAJARES M. La integration ciudadana. Una perspectiva para la immigration. - Barcelona: Ricaria editorial, 2005. - 247 p.

2. СЕА Д’АНКОНА М.А. Усиление ксенофобии в Испании. О чем свидетельствуют опросы?

CEA D’ANKONA M.A. La activacion de la xenofobia en Espana. Que miden les encuestas? - Madrid: Centro de investigacion es sociologicas, 2004. - 363 p.

Ключевые слова: современная Испания, иммиграция,

интеграция, ксенофобия.

Многообразные проблемы, встающие перед испанским обществом в связи с иммиграционным бумом, - предмет исследований М. Пахареса, профессора Исследовательского центра испанского профсоюзного объединения «Рабочие комиссии», и профессора Мадридского университета М.А. Сеа Д’Анкона.

Резкое увеличение эмиграции из Третьего мира в страны Старого Света и, соответственно, динамичное изменение их этнического состава актуализирует проблему «встраивания» приезжих в новые для них общества. Авторы пытаются ответить на острые и болезненные проблемы иммиграции: переселенцы для западных социумов - благо или зло; интегрируются иммигранты или же будут существовать в новой, непривычной среде как своеобразная, «неразрывная часть» Азии, Африки и Латинской Америки; какой должна быть политика властей в данном плане - либеральной или жестких ограничений; расовые бунты и многочисленные проявле-

ния расизма во многих странах Запада. Документальную основу исследований составляют результаты ряда опросов исламских и европейских социологических служб, проводившихся с 1996 г. с целью определить отношение коренного населения к переселенцам и степень распространения расизма в обществе.

В этом свете повышенный интерес представляет опыт Испании, превратившейся с 2003 г. в рекордсмена среди государств Европейского союза по приему переселенцев (она принимает примерно 30% оседающих в ЕС). На фоне низкой рождаемости заметно ускорение роста населения страны (с 40,5 млн. в 2000 г. до 44,1 млн. в 2004 г.), что в решающей степени связано с большим притоком иностранцев.

Для Испании массовый приток иностранцев - принципиально новое явление и серьезный стратегический вызов. Ведь многие века она был резервуаром эмиграции. Переселенческая парадигма сменилась лишь в середине 70-х годов ХХ в., когда страна превратилась в плацдарм иммиграции. В жизни испанцев последняя с ее многообразными социально-психологическими проявлениями сегодня играет все большую роль. В ходе социологического опроса (октябрь 2004 г.) респонденты поставили ее на третье место в ряду проблем, вызывающих особую обеспокоенность (вслед за безработицей и терроризмом).

В иммигрантской среде долгое время преобладали выходцы из Евросоюза, что отличало Испанию от других государств. Однако, как свидетельствуют данные, приводимые М. Сеа Д’Анкона, это различие постепенно стирается. С 1991 по 2003 г. доля «союзных иммигрантов» заметно сократилась (с 43,9 до 24,7%), зато возросло число переселенцев из Центральной и Восточной Европы (румыны, поляки, украинцы, болгары). Особенно резко после 2000 г. увеличился удельный вес латиноамерканцев, и ныне это самая многочисленная группа переселенцев (31,2%). На втором месте - американцы (26,2%) (2, с. 103, 311).

Примечательно, что массовое сознание в Испании не всех иностранцев причисляет к иммигрантам. Для коренных жителей последние - это прежде всего «арабы», «мавры», марокканцы. Слово «иммигранты» несет в себе негативный, уничижительный смысл. Выходцев же из развитых стран коренные жители называют «иностранцами» - этот термин приобретает нейтральный оттенок.

Пути проникновения иммигрантов в Испанию различны. Часть из них попадает сюда, получив от властей вид на жительство или официальное разрешение на работу. Другие проникают в качестве туристов, большинство из которых после истечения срока туристической визы переходят на нелегальное положение. Наконец, широко распространено изначально нелегальное проникновение в Испанию через Гибралтарский пролив на лодках, баркасах. Часть из них депортируется на родину береговой охраной, часть гибнет при переправе.

Авторы анализируют причины появления отторжения иммигрантов испанским и другими западными обществами. По мнению М. Пахареса, многое объясняется западноцентристскими представлениями, укоренившейся идеей превосходства западной культуры над примитивными и отсталыми культурами стран, откуда родом переселенцы (1, с. 67). В соответствии с этой точкой зрения они рассматриваются как «существа низшего порядка», им отводится положение маргиналов, подвергающихся дискриминации. Нелегальные иммигранты лишены прав на проведение собраний, манифестаций, забастовок, на создание ассоциаций и профсоюзов, что ставит их вне социума (1, с. 88).

Во многом вследствие воздействия США в массовом сознании сложился стереотип, присваивающий неквалифицированным рабочим-иммигрантам роль конкурентов, снижающих заработок коренных жителей и отнимающих у них рабочие места. Впрочем, как утверждает Сеа Д’Анкона, этот стереотип постепенно размывается. В начале XXI в. все меньше испанцев связывают трудовую деятельность иммигрантов из слаборазвитых стран, занятых на непрестижных должностях, со снижением заработков и сокращением количества рабочих мест для коренного населения.

Вместе с тем живучим оказался другой стереотип - о связи иммиграции с ростом преступности в Испании. Есть чужеземцы (прежде всего нелегалы), для которых преступная деятельность -основной источник доходов (2, с. 192).

Особенно негативно относятся испанцы к выходцам из стран Магриба (прежде всего, марокканцам), которые воспринимаются как чужая и опасная сила. Главное, что резко отличает коренных жителей от магрибцев, - это отношение к исламу как агрессивной религии, отождествление мусульман с экстремистами (2, с. 121-122).

В последние годы раздражающим фактором в отношении коренного населения к арабам-мусульманам стала проблема строительства мечетей, которые, по мнению испанцев, становятся прибежищем террористов, откуда звучат призывы к борьбе с «неверными». В связи с этими явлениями в последнее время марокканцев по темпам прироста начали обгонять латиноамериканцы. Поощряя въезд в страну последних, правительства консервативной Народной партии (1996-2004 гг.) полагали, что заполнять вакансии и решать проблемы демографического спада лучше с помощью них, а не арабов-мусульман, постоянно требующих соблюдения политкорректности. Иммиграция из стран Латинской Америки становится, таким образом, своеобразным противовесом «арабскому нашествию», средством поддержания испанского языка и испанской культуры.

Отмечая, что Испания по степени толерантности опережает другие европейские страны, М.А. Сеа Д’Анкона, основываясь на социологических данных, разделила испанцев на три группы: «толерантные», «амбивалентные» и «отторгающие» (2, с. 34-42).

«Толерантные» группы выступают за предоставление иммигрантам социальных и гражданских прав, расположены к разного рода социальным контактам с ними. Они сторонники упразднения границ между странами ЕС, предоставления иммигрантам политического убежища без всяких ограничений, облегчения их въезда, регулирования нелегальной иммиграции. Они не разделяют представлений об иммигрантах как виновниках снижения заработной платы у коренного населения и роста преступности в Испании и полагают, что в обществе существует дискриминация по отношению к части из них. «Толерантные» негативно относятся к партиям, исповедующим расизм, и актам насилия против иммигрантов. В этой группе преобладают мужчины, молодежь, лица с высшим образованием, высоким уровнем доходов, а также причисляющие себя к «высшему» и «среднему высшему» классам, жители крупных городов, сторонники левых партий, неверующие.

«Отторгающе» настроенные люди - против предоставления переселенцам социальных и гражданских прав, против упразднения границ между странами ЕС, приема политических иммигрантов и упорядочения положения «нелегалов». Они выступают за то, чтобы запретить трудящимся-иммигрантам въезд в Испанию. Зако-

ны об иммиграции, по их мнению, слишком терпимы. Они разделяют представление об иммигрантах как о виновниках снижения заработной платы, отнимающих работу у коренных жителей и увеличивающих преступность. Они отрицают, что в Испании существует дискриминация иммигрантов. По их мнению, условия труда иммигрантов здесь хорошие или очень хорошие, они не выполняют работу, которую не хотят делать сами испанцы, и имеют не больше трудностей в повседневной жизни, чем последние. Они позитивно относятся к организациям, стоящим на расистских позициях, и не придают большого значения актам насилия против переселенцев. «Отторгающих» представляют прежде всего люди со среднем образованием, специалисты среднего звена, квалифицированные рабочие, сторонники правых партий.

«Амбивалентные» группы занимают промежуточное положение между описанными крайними типами. В 1996 г. они прохладно относились к предоставлению иммигрантам социальных и гражданских прав, но в дальнейшем позиции по этому вопросу изменились, сблизившись со взглядами «толерантных». Они не против социальных контактов с чужестранцами, к которым чувствуют умеренную симпатию. Сторонники ограничительной иммиграционной политики, но в меньшей степени, чем «отторгающие». Так же, как и последние (хотя и в меньшей степени), не считают, что иммигранты подвергаются дискриминации в испанском обществе. Негативно оценивают партии, исповедующие расизм и ксенофобию. Вместе с тем не придают большого значения применению насильственных действий против переселенцев. В этой категории преобладают люди преклонного возраста, прежде всего женщины с начальным образованием, неквалифицированные рабочие, люди, разделяющие правоцентристские взгляды.

С 1996 по 2004 г. доля толерантных сократилась с 41 до 39%. За этот же период заметно поредели ряды «амбивалентных» (с 51 до 29%), примкнувших в большинстве к «отторгающим», численность которых увеличилась в четыре раза - с 8 до 32% (2, с. 31, 351). Если еще совсем недавно Испания опережала другие государства в ЕС по степени толерантности к чужеземцам, то теперь она приближается к среднеевропейским показателям.

Иными словами, в стране усиливаются настроения ксенофобии и расизма. В их основе - переплетение комплекса превосход-

ства с невежеством и незнанием чужой культуры. Как и во многих других странах Западной Европы, здесь существует разрыв между открытым и скрытым расизмом. Лишь немногие испанцы демонстрируют открытое проявление расизма. Намного больше людей, которые, соблюдая политкорректность, открыто не выражают своего отношения к иммигрантам, но в душе солидарны с расистами.

Вместе с тем для значительной части испанского общества проявления расизма неприемлемы. Показательно, что в отличие от ряда стран Западной Европы здесь не сформировалась влиятельная праворадикальная националистская партия и нет соответствующего лидера харизматического типа.

Все больше коренных испанцев отождествляют интеграцию иммигрантов в общество с их ассимиляцией. М. Сеа Д’ Анкона описывает смысл крепнущего среди коренных жителей мироощущения следующим образом: «Интегрироваться - значит стать такими, как мы. И если они к этому не приходят, значит, этого не хотят. Они приехали в нашу страну и находятся здесь в меньшинстве. И поэтому они должны прилагать усилия, чтобы интегрироваться» (2, с. 76). Опыт Испании показывает, что признание обществом полиэтичности еще не свидетельствует об укорененности в нем муль-тикультурализма, предполагающего равноправное существование разных культурных ценностей и традиций.

Успешное управление таким сложным и ответственным процессом подчеркивает М. Пахарес, крайне важно: иммигранты нужны испанскому обществу. Они уже сейчас смягчили напряженность на рынке труда, дали толчок развитию ряда отраслей сельского хозяйства (1, с. 37). Переселенцы ослабляют и процесс старения в стране, для которой характерна низкая рождаемость. Испания к 2050 г. превратится в одну из самых «старых» стран Западной Европы, ее население резко сократится. Страну могут ожидать снижение производства, незаполненные рабочие места, стагнация в обществе. Сохранение демографического равновесия и нынешнего уровня жизни требует принятие к этому сроку 12 млн. иммигрантов - 240 тыс. в год.

Кроме экономической и демографической проблем, авторы отмечают болезненное восприятие сотнями тысяч переселенцев отношения к ним как к гражданам второго сорта. Противодействие расизму, как и проблема интеграции иммигрантов, во многом зави-

сит от позиции властей. Однако испанское законодательство об иммиграции постоянно меняется - в сторону то расширения, то сужения их прав и свобод (1, с. 156-164). В подходе к решению проблем чужеземцев проявляются два подхода: жесткий, ограничительный, к которому тяготеют политики из консервативной Народной партии (НП), и либеральный, близкий нынешнему правительству Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). Консерваторы ориентировались на резкое сокращение въезда в страну иммигрантов, расширяя возможности для депортации при нарушении законов. На практике, однако, меры, предпринимавшиеся НП, не снизив притока нелегалов, лишь усиливали их социальную изоляцию от испанского общества и вели к росту в нем расистских настроений.

Позиция нынешнего правительства отличается заметно большей терпимостью к иммигрантам. Так, социалисты принципиально иначе подходят к проблеме нелегальной иммиграции. С февраля по май 2005 г. действовала новая редакция Закона о проживающих в Испании без права гражданства, в соответствии с которой нелегалы, занимавшиеся трудовой деятельностью в стране не менее шести месяцев, но не имевшие разрешения на проживание здесь, могли такое разрешение получить. Претворение этого закона в жизнь позволяет по мнению ИСРП первой в Западной Европе правящей партии серьезно ограничить сферу «черной» занятости, нанести удар по преступности, улучшить материальное и правовое положение сотен тысяч переселенцев, создать благоприятные предпосылки для интеграции их в общество. Однако критики из консервативного лагеря утверждают, что облегчение условий легализации сделает Испанию еще более притягательной для переселенцев из слаборазвитых стран и лишь расширит масштабы «нашествия на страну чужеземцев».

Для эффективной интеграции переселенцев недостаточно лишь законодательных актов: необходимы еще поддержка общества и соответствующий настрой их самих. Интеграция иммигрантов в новый для них социум, как отмечает М. Пахарес, - двусторонний процесс, предполагающий и желание приезжих стать частью общества, и готовность последнего сделать их своими полноправными членами. Она невозможна как без восприятия переселенцами определенных этико-политических ценностей принимающего их обще-

ства, так и без адаптации последним своих структур к тем изменениям, которые несет с собой иммиграция. Если часть чужестранцев ориентируется на «геттоизацию», а не на интеграцию, то принимающей стороне следует задуматься о своей ответственности за это (1, с. 100-102).

Сложная по своим социально-политическим последствиям проблема иммиграции становится своего рода тестом для Испании. Если страна решит этот вопрос, иммиграция укрепит ее. Если же нет, то вполне вероятны снижение уровня жизни населения, усиление расслоения в обществе, рост социально-политической конфликтности и превращение ее в перманентное состояние, приходят к выводу авторы.

В.М. Соломатина

2007.02.022. МАЛДЖЕРИ Д. БЕСЕДЫ О ПРАВЫХ.

MALGIERI G. Conversazioni sulla destra. - Milano: Rubbettino, 2005. -96 p.

Ключевые слова: политическая культура, Италия, «новые правые».

В книге, построенной в жанре интервью, Дженнаро Малдже-ри, член партии «Национальный альянс», автор многочисленных публикаций о правых, задается целью подвести итог десятилетию существования «новых правых» в Италии, выделить характерные черты их политической культуры и изложить свое видение проблем и задач, стоящих перед ними на современном этапе развития страны.

Отправной пункт рассуждений Малджери - признание существования в современном обществе явлений и тенденций, которые не совместимы, на его взгляд, с такими понятиями, как «нация», «государство», «власть», «религия», «семья». Итальянской идентичности угрожает технологический тоталитаризм, говорит Малд-жери. Засилье сциентизма, неуважение прав личности, пренебрежение, проявляемое развитыми обществами к своей культурной самобытности, - это предвестники культурной катастрофы, виднеющейся на горизонте. Сегодня отсутствует политика социального единства, в политической жизни господствуют перманентные конфликты. Теряются первостепенные элементы, являющиеся соединительными звеньями человеческих сообществ, - чувства при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.