Научная статья на тему '2007. 02. 001. Экономическая свобода в мире. Economic freedom of the world, 2004. Chapter 1 // Gwartney J. , Lawson R. economic freedom of the world: 2006 annual report. - Vancouver, 2006. - P. 5-27. - mode of access: http://www. Freetheworld. Com'

2007. 02. 001. Экономическая свобода в мире. Economic freedom of the world, 2004. Chapter 1 // Gwartney J. , Lawson R. economic freedom of the world: 2006 annual report. - Vancouver, 2006. - P. 5-27. - mode of access: http://www. Freetheworld. Com Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 02. 001. Экономическая свобода в мире. Economic freedom of the world, 2004. Chapter 1 // Gwartney J. , Lawson R. economic freedom of the world: 2006 annual report. - Vancouver, 2006. - P. 5-27. - mode of access: http://www. Freetheworld. Com»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

2007.02.001. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА В МИРЕ. Economic freedom of the world, 2004. Chapter 1 // Gwartney J., Law-son R. Economic freedom of the world: 2006 annual report. - Vancouver, 2006. - P. 5-27. - Mode of access: http://www.freetheworld.com.

Целью данного ежегодника является полное и точное определение уровня экономической свободы в мире на основе индекса экономической свободы в мире (ЭСМ), в разработке которого принимали участие десятки крупных ученных из разных стран.

При разработке индекса ЭСМ ученые опирались на ряд теоретических постулатов, определив, в частности, основные составляющие экономической свободы: возможность индивидуально принимать решения; осуществлять добровольный обмен, координируемый рынком; свободно выходить на рынок и конкурировать, а также защищенность индивидов и их собственности от посягательств с чьей-либо стороны. В основе свободы решений лежит личная независимость человека, что, с одной стороны, предполагает, что индивид самостоятельно выбирает способы реализации своих возможностей и использования своего времени, а с другой - не может претендовать на способности, время и средства других людей с целью обеспечения собственного блага.

Таким образом, государства способствуют экономической свободе, создавая правовую систему, гарантирующую выполнение контрактов, доступ населения к надежному кредиту, защиту индивидов и их собственности от агрессоров, стремящихся с помощью насилия, принуждения и обмана завладеть тем, что им не принадлежит. Государство способствует повышению индекса ЭСМ своей страны, если оно сокращает свое вмешательство в процессы принятия индивидуальных решений, добровольного обмена и свободной конкуренции между людьми и корпорациями. По сути, рейтинг ЭСМ дает представление о том, в какой степени государство опи-

рается на частную собственность и на рыночные механизмы, а не на политические методы, при распределении ресурсов.

Сравнивая экономическую, политическую и гражданскую свободу, авторы подчеркивают сходность их природы. В их основе лежат индивидуальный выбор, конкуренция, свободное взаимодействие и равноправие граждан. В случае политической свободы это выражается в свободе голосовать за кандидата или партию по собственному выбору, а соревнование между кандидатами является проявлением принципа свободной конкуренции. Базу гражданских прав составляют идеи о добровольном объединении и свободной конкуренции, что выражается в свободе собраний, вероисповедания и печати. Однако возможна ситуация, когда в стране высок уровень политической свободы, но государство жестко ограничивает экономическую свободу (например, это было характерно на определенном этапе развития Индии). Возможно также сочетание высокой степени экономической свободы и ограничения участия граждан в политическом процессе, что в последние десятилетия наблюдается в Гонконге (с. 6).

Авторы проводят различие между принципами экономической свободы и демократии, подчеркивая, что в основе свободной экономической деятельности лежит взаимное согласие, тогда как базу демократического политического процесса составляет принцип большинства, что в некоторых случаях приводит к ситуации, когда издержки, навязанные большинству, превышают выгоду, которую получало политическое меньшинство, т.е. принимаются контрпродуктивные проекты, немедленно дающие ощутимую выгоду ценой трудноопределимых будущих издержек. Избираемые государственные деятели часто предпочитают поддерживать интересы организованных групп, являющихся источником финансирования их избирательных кампаний. Те же, кому решения в пользу групповых интересов наносят ущерб, как правило, неспособны оказать политикам существенную поддержку, так как обычно плохо организованы и информированы. Таким образом, в отличие от рынка, где любые действия основаны на взаимном согласии сторон, в политике нет гарантий продуктивности тех или иных принимаемых решений. Основы экономической свободы: а) право свободно торговать с другими, включая иностранцев, на взаимовыгодных условиях; б) право выбирать вид занятости, выходить на ры-

нок и свободно конкурировать на нем; в) право получать доход от своей деятельности; г) гарантия защиты собственности от конфискации, в том числе государством, - слишком важны, чтобы зависеть от принципа принятия решений на основе мнения большинства, и должна иметь конституционные, процедурные и институциональные гарантии государства (с. 7).

Далее авторы рассматривают задачи и принципы построения индекса ЭСМ. Во-первых, индекс должен охватывать максимальное количество стран и длительный период времени. Во-вторых, данные для составления рейтингов берутся из независимых источников, таких как МВФ, Всемирный банк, Всемирный экономический форум и т. д. В-третьих, авторы доклада стремятся к максимальной прозрачности используемых источников информации и методики расчета рейтингов, а также разработки сводных индексов и индексов по направлениям. Уровень экономической свободы определяется по пяти направлениям: 1) масштабы государственной деятельности: расходы, налоги и размеры госсектора; 2) законодательная база и защита прав собственности; 3) доступ к надежным денежным средствам (access to sound money); 4) свобода торговать на мировом рынке; 5) государственное регулирование кредита, занятости и деловой активности. В рамках этих направлений при расчетах учитывается набор из 21 показателя, многие из которых состоят из нескольких «субэлементов», и в результате индекс ЭСМ строится на основе 38 различных показателей, каждый из которых ранжируется по десятибалльной шкале в зависимости от своего значения. Затем по каждому направлению выводится средняя величина, на основе чего составляются пять соответствующих рейтингов (с. 10).

Индекс по первому направлению - масштабы государственной деятельности: расходы, налоги и размеры госсектора - состоит из четырех компонентов: 1 А отражает долю государства в общем объеме потребления; 1В - долю трансфертов и субсидий в общем объеме ВВП; 1С - соотношение частных и государственных предприятий в экономике; 1D, который состоит из Di (предельных ставок подоходного налога и налога на зарплату) и Dii (уровень доходов, облагаемых подоходным налогом по максимальной ставке). Таким образом, четыре показателя по первому направлению показывают степень, в какой общество полагается на индивидуальные решения и рынок, а в какой - на перераспределение средств через

госбюджет и политические механизмы принятия решений. Поэтому страны с небольшим объемом государственных расходов, меньшим госсектором и низкими ставками налогов занимают в рейтинге по этому направлению высшие позиции (с. 10).

Для второго направления - законодательная база и защита прав собственности - важна оценка таких элементов экономической свободы и гражданского общества, как защита людей и законно приобретаемого ими имущества, верховенство закона, независимость и беспристрастность судебной системы. Компоненты для расчетов индекса в данном направлении берутся из Международного справочника страновых рисков (International country risk guide) и Доклада о конкурентоспособности стран мира (Global competitiveness report). Неспособность правовой системы государства гарантировать права собственности, соблюдения контрактных обязательств и урегулирования споров на взаимоприемлемой основе подрывает функционирование рыночных механизмов обмена, приводит к исчезновению стимулов продуктивной деятельности и отпугивает инвесторов. Таким образом, страны, находящиеся на нижних строках рейтинга по этому направлению, скорее всего, не смогут достичь или сохранить высокие темпы экономического роста.

Индекс ЭСМ по третьему направлению - доступ к надежным денежным средствам - складывается из четырех компонентов. Первые три показателя отражают, насколько монетарная политика государства (или его финансовых институтов) способствует долгосрочной стабильности цен. Компонент 3D показывает, насколько легко использовать иностранные валюты для обслуживания сделок через счета в местных и иностранных банках. Для достижения высокого рейтинга по этому направлению государство должно проводить политику и создавать институты, обеспечивающие стабильно низкий уровень инфляции, и избегать мер регулирования, ограничивающих использование гражданами иностранных валют: возможность открывать счета в иностранной валюте, размещать средства в иностранных банках, что облегчает доступ к стабильной валюте и повышает уровень экономической свободы.

Компоненты, из которых состоит индекс по четвертому направлению - свобода торговать на мировом рынке, - позволяют учесть широкий набор ограничений, касающихся международного товарообмена: тарифы, квоты, скрытые административные препо-

ны, контроль над валютным курсом и потоками капитала. Чтобы получить высокий рейтинг по этому направлению, страна должна поддерживать низкий уровень торговых тарифов, развивать торговлю, иметь эффективную, не коррумпированную таможенную службу, свободно конвертируемую валюту и минимально контролировать движение капитала.

Когда государственное регулирование ограничивает выход людей на рынок и препятствует свободному добровольному товарообмену, оно сужает пространство экономической свободы. Оценке государственного регулирования кредита, занятости и деловой активности посвящен индекс по пятому направлению. Первый показатель индекса (5 А), чьи субэлементы позволяют судить о доле частных финансовых учреждений в банковском секторе и о свободе иностранных банков конкурировать с местными финансовыми институтами, отражает ситуацию на внутреннем кредитном рынке. Страны, где кредитование частных предприятий осуществляется через частные банки, а процентные ставки не контролируются, получают по этому показателю наиболее высокий рейтинг. Показатель регулирования рынка труда (5В) показывает, насколько меры регулирования рынка труда (установление минимума оплаты труда, регулирование процедуры увольнения работника, централизованное определение уровня заработной платы, пособия по безработице, существование воинской повинности) нарушают экономическую свободу работников и работодателей. Компонент 5С показывает, насколько бюрократические процедуры и регулирование деловой активности ограничивают экономическую свободу. Чтобы добиться высокого места по этому показателю, государство не должно вмешиваться в рыночное ценообразование, усложнять процедуру создания новых фирм, не должно поддерживать «фаворитов», т.е., используя власть, взимать платежи с одних и вознаграждать других (с. 11-12).

В докладе представлены сводные рейтинги экономической свободы по странам мира, рассчитанные по данным за 2004 г., так как за более поздний период полные данные еще отсутствуют. Первое и второе место в рейтинге снова заняли Гонконг (8,7 баллов из 10) и Сингапур (8,5); Новая Зеландия, Швейцария и США занимают третье место с показателем 8,2. Великобритания и Ирландия оказались на шестом (8,1 балла), Канада - на восьмом (8,0), а Ис-

ландия и Люксембург - на девятом (7,9). Среди других крупных экономик мира в рейтинге Германия - на 17-м месте (7,6), Япония -на 19-м (7,5), Франция - на 24-м (7,3), Италия - на 45-м (6,9), Индия - на 53-м (6,7), Мексика - на 60-м (6,6), Китай - на 95-м (5,7), Бразилия - на 88-м (5,9) и Россия на 102-м (5,6) (с.13).

Большое внимание экспертов привлекают Индия и Китай, где были проведены рыночные реформы и наблюдается бурный экономический рост. При этом индекс ЭСМ указывает на то, что в Индии реформы носили более глубокий характер по сравнению с Китаем, где либерализация экономической деятельности затронула лишь несколько свободных зон.

В 2006 г. рейтинги стали рассчитываться для еще трех государств: Армении (рейтинг 6,7, 53-е место), Азербайджана (рейтинг 6,0, 83-е место) и Монголии (рейтинг 6,2, 74-е место). Критерием для включения новых стран является наличие статистических данных, соответствующих стандартам МВФ и включенных в «Доклад о конкурентоспособности стран мира».

В докладе также представлены рейтинги стран по каждому из пяти направлений индекса (с .15-17). Анализ этих данных позволяет выявить ряд закономерностей. Промышленно развитые страны с высоким уровнем доходов населения, как правило, занимают высокие места по второму, третьему и четвертому направлениям, тогда как по первому и пятому их рейтинг значительно ниже. С другой стороны, в ряде развивающихся стран картина диаметрально противоположная. Законность и гарантии прав собственности находятся на низком уровне в африканских странах южнее Сахары, исламских странах, многих странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, в некоторых из бывших республик СССР. Наибольшей открытостью во внешней торговле отличаются Гонконг, Сингапур, Люксембург, Ирландия, Бельгия, некоторые страны бывшего соц-блока: Эстония (7-е место), Словакия (8-е место) и Венгрия (11-е место). Страны с наименьшим уровнем регулирования, занявшие первые места по пятому направлению, - Исландия, Гонконг, США и Новая Зеландия.

Одна из самых полезных характеристик индекса ЭСМ состоит в том, что он дает возможность наблюдать его динамику для многих стран начиная с 1975 г., когда в рейтинг было включено 53 государства, до настоящего момента, когда в списке присутст-

вует уже 130 государств. На основе данных по 102 странам был рассчитан динамический ряд среднемирового индекса экономической свободы за период с 1980 по 2004 г. (в 1980 г. он составил 5,1, а в 2004 г. - 6,5). Рост этого показателя во многом связан с сокращением ставок подоходного налога, улучшением монетарной политики и либерализацией торговли в мировом масштабе (с. 18).

В последние годы многочисленные исследователи уделяют большое внимание анализу соотношения между экономической свободой и экономическим ростом и приходят к выводу, что в странах с большей экономической свободой темпы роста экономики и объем ВВП на душу населения выше. По мнению авторов, причина этого связана с системой стимулов, существующих в условиях свободной (рыночной) экономики, которые позволяют людям получать максимальную отдачу от имеющихся у них в распоряжении ресурсов и увеличивать свои доходы. Там, где экономическая свобода отсутствует, а экономическая деятельность подчинена политическому процессу и государственному планированию, такая система стимулов отсутствует.

О.Н. Пряжникова

2007.02.002. УАЙТ У.Р. СТАБИЛЬНОСТЬ ЦЕН И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. WHITE W.R. Is price stability enough? - BIS: Basel, 2006. - 18 p. (Working papers; 2006, N 205).

Мировая история, в частности опыт промышленно развитых странах в последние десятилетия, отмечает эксперт Банка международных расчетов, свидетельствует, что снижение инфляции не всегда обеспечивает условия для макроэкономической стабильности и что крупным экономическим и финансовым кризисам не всегда предшествуют периоды быстрого роста цен. Напротив, часто периоды дефляции, обусловленной ростом производительности, сопровождаются высокими темпами роста производства. В условиях структурных изменений мировой экономики, вызванных процессом глобализации, изучение исторических взаимосвязей между динамикой потребительских цен и состоянием макроэкономики приобретает особо большое значение, поскольку позволяет правильно скорректировать государственную антиинфляционную политику, сделав ее более гибкой и долгосрочной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.