УДК 339.9
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР СИНГАПУР
WORLD FINANCIAL CENTER OF SINGAPORE
Марченко И.К. студентка,
ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ
Marchenko I.K. student , South Russian Institute
of management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
В статье анализируется инвестиционный климат Сингапура и его отличительные особенности как одного из ведущих мировых финансовых центров. Дается характеристика положения Сингапура в мировом хозяйстве.
Ключевые слова: мировой финансовый центр; инвестиции; система налогообложения; международная торговля.
The article analyses the investment climate of Singapore and its attractive business features. The author considers the distinctive singularities of Singapore as one of the leading world financial centers. The paper gives the description of Singapore's position in the world economy..
Key words: world financial center; investments; the system of taxation; international trade.
Сингапур - самое успешное и молодое суверенное государство Юго-Восточной Азии, но он не сразу стал таким, каким является на данный момент. Самые ранние упоминания о стране относятся к III веку н.э. и найдены они в китайских исторических документах. Сингапур был издавна центром торговли для китайцев. Во второй половине XIV века яванская империя Маджапахит разрушила этот торговый центр. В XV—XVI вв. Сингапур был
частью султаната Джохор. В 1617 году Сингапур был атакован португальскими войсками (шла малайско-португальская война). В эти смутные времена страна не играла никакой роли в Юго-Восточной Азии, скоро стала частью Ост-Индийской компании Великобритании и центром торговли британскими товарами, направлявшимися в Китай. Во время господства Великобритании Сингапур был процветающим и развитым островом. В 1826 году Сингапур, о. Пинанг и Малакка были объедены в одну колонию Стрейтс-Сетлментс, а через шесть лет Сингапур стал ее столицей. В 1922 году страна выполняла роль военной базы в азиатском регионе, но, несмотря на мощь и сильные позиции, в 1942 году японские войска вошли в город. Сингапур попал под контроль Японии и был освобожден только в 1945 году после окончания Второй мировой войны. В 1946 году колония Стрейтс-Сетлментс официально распалась, а Сингапур стал отдельной британской колонией с провозглашением автономии только в 1959 году в составе Содружества.
Начался период лидерства Ли Куан Ю - выдающегося премьер-министра Сингапура и период решения сложнейшей дилеммы в истории его развития. Чтобы избежать провозглашения власти коммунистов, правительство Сингапура заключило соглашение с Малайзией и в 1963 году появилась Малайская Федерация. Как и следовало ожидать, возникло множество противоречий в государственных вопросах и 9.08.1965 года Сингапур стал независимым. С этого времени он начал формироваться как международный финансовый центр. Его отличают выгодное географическое положение (это государство-город, состоящее из ряда островов, удачно расположился на границе бассейнов двух океанов - Тихого и Индийского, на перекрёстке морских путей между Европой, Азией и Австралией, что, безусловно, способствовало превращению Сингапура в один из крупнейших транзитных узлов мира, ведущий мировой торговый центр), хорошая связь с Лондоном и другими городами, а главное - льготный налоговый режим. Экономика Сингапура направлена на привлечение иностранных инвестиций посредством снижения нало-
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
говых ставок и предоставления налоговых льгот с использованием самых передовых схем налогового планирования.
Здесь, как и в ряде «классических» оффшорных зонах транснациональные компании (ТНК) в значительной степени или полностью освобождены от налогообложения. Чаще всего это бывшие британские колонии или иные зависимые территории. Их законодательство зачастую базируется на уже нормативно-правовых документах развитых стран и тяготеет к британской модели права .[1]
Сингапур использует территориальный принцип налогообложения. Физические лица облагаются налогом на доходы, полученные на его территории. Нерезиденты страны таким налогом не облагаются. Не введен налог на прирост капитала. Учитывая, что доход, полученный за пределами Сингапура, не подлежит налогообложению, доход, также не облагаемый налогом в другой стране, может в результате оказаться абсолютно свободным от налога. Основные источники финансовых поступлений в бюджет: подоходный налог на граждан и корпорации, налог на недвижимость, таможенные сборы, налог на автотранспортные средства. Прочие доходы — проценты с государственных кредитов и штрафы значительных размеров. Для поддержки фирм, только начинающих свою деятельность, в Сингапуре созданы значительные налоговые льготы. Для некоторых видов деятельности «каникулы» по подоходному налогу могут затягиваться на сроки до 10 или даже 15 лет. Если фирма собирается выводить на рынок новую продукцию или использовать передовые технологии для производства уже известных товаров, ей присваивают статус компании-пионера. Все такие компании полностью освобождены от подоходного налога на срок от 5 до 10 лет работы, в зависимости от отрасли. А по истечении этого срока компании имеют право в течение следующих 5 лет платить налог на доходы по ставке вдвое ниже положенной. Характерно чрезвычайно дружественное отношение государства также к компаниям из-за рубежа. Для привлечения в страну крупных иностранных
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
компаний приняты дополнительные льготы. Все транснациональные компании, открывающие в Сингапуре свои штаб-квартиры, первые 10 лет работы могут уплачивать подоходный налог по ставке 10%. Правительство продлевает этот период для корпораций, пользующихся наиболее высокой репутацией. В соответствии с постановлением Службы внутренних доходов Сингапура, правильно структурированная сингапурская компания освобождается от налогов на прибыль, полученную за егограницами. А также налогооблагаемая прибыль в размере 100 тыс. сингапурских долларов (около 80. тыс. USD), полученная в первые три года работы предприятия, не подлежит налогообложению. Начиная с 2008 г. утверждено 50% освобождение от налогообложения прибыли и на следующие 200 тыс. сингапурских долларов. Согласно постановлению Службы внутренних доходов Сингапура, сингапурские компании обязаны зарегистрироваться в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, если ежегодная выручка от продаж превышает 1 млн. сингапурских долларов. Правительство Сингапура производит возврат налога на добавленную стоимость компаниям-нерезидентам. Для компаний с годовым оборотом средств менее 5 млн. сингапурских долларов (около 4 млн. USD) ежегодный финансовый аудит не является обязательной процедурой.
Сингапур активно привлекал крупнейшие банки и ограничивал средние и мелкие. Он сформировался как универсальный финансовый центр - рынок золота (самое современное хранилище физического золота, построенное в 2010 году, — Singapore FreePort, находится именно в Сингапуре), валюты, банковских кредитов и ценных бумаг. Валютный рынок Сингапура разделен на внутренние счета для резидентов, находящиеся под правительственным контролем, и на внешние - для нерезидентов - без контроля. На базе внешних счетов сложился рынок азиатских евродолларов в качестве филиала лондонского рынка евродолларов. Поступательное развитие экономики Сингапура на протяжении более чем 50 лет, профицитный бюджет и продуманная денежно-кредитная политика - вот та база, которая обеспечивает твердость
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
сингапурскому доллару и надежность сингапурским банкам. Для мира, где каждый день происходят банкротства банков и дефолты целых государств, такая стабильность очень ценится. И хотя для открытия счетов в сингапурских банках нужно лично прибыть в Сингапур и пройти достаточно строгую процедуру рассмотрения заявки, плюсы открытия банковских счетов в сингапурских банках перевешивают технические неудобства, возникающие при открытии счета. Сингапурские банки предлагают весь набор услуг, связанных с функционированием расчетных счетов предприятий:
• счета в основных мировых и региональных валютах;
• платежи по всему миру;
• удобный интернет-банк;
• работу с аккредитивами и т.д.
Заявки на открытие счетов в сингапурских банках могут подать как местные, так и иностранные компании, в том числе зарегистрированные в оффшорных юрисдикциях. Таким образом, счет в сингапурском банке - высоконадежный инструмент, доступный для бизнеса из любой страны. Кроме того, в Сингапуре действуют десятки иностранных банков, 2\3 из которых являются оффшорными, что стимулирует и оффшорную деятельность Сингапура. Приток средств в азиатский регион осуществляется из Европы, США, Японии и Ближнего Востока.[2]
Сингапурская фондовая биржа (SGX) была создана 1 декабря 1999 года в результате слияния SES, Сингапурской биржи акций и SIMEX, биржи производных инструментов.
До создания международного финансового центра (МФЦ) Сингапур уже был крупным центром производства и торговли, включая реэкспорт. На государственном уровне проводилась политика стимулирования инвесторов для развития финансового и производственного секторов Сингапура. К этому времени уже на государственные деньги была выстроена необходимая ин-
фраструктура, включая порт и аэропорт, что еще больше укрепило его статус как ключевого азиатского транспортного и делового узла. Так, Сингапурский морской порт не имеет себе равных не только в странах Юго-Восточной Азии, но и в мире, а по размерам судо - и грузооборота он уступает только двум мировым портам - Нью-Йорку и Роттердаму. Порт располагает шестью зонами свободной торговли для экспортно-импортных грузов. Для кадрового обеспечения в Сингапуре был установлен либеральный режим найма иностранных экспертов и предоставлены налоговые льготы компаниям, привлекающим таких экспертов для работы в Сингапуре.
Сингапурский финансовый центр использовал свои конкурентные преимущества как азиатской региональной базы для транснациональных корпораций и иностранных инвесторов. При этом он сумел предложить рынку новые уникальные продукты, которых в то время не предлагал еще никто. Так, Сингапур был первым рынком, где торговались фьючерсы на японский индекс Nikkei 22543, в то время как в самой Японии такие фьючерсы еще не предлагались. В результате Сингапур стал самым международным из азиатских финансовых центров: к 2004 году почти половина новых выпусков на Сингапурской фондовой бирже (SGX) и 25% всех компаний, входящих в листинг SGX, были иностранными. Другим важным фактором в становлении Сингапура как международного финансового центра стали стабильность и честность судебной и регулятивной системы. Функционирование правовых и регулирующих институтов Сингапура оценивается как самое эффективное среди азиатских финансовых центров, даже по сравнению с Гонконгом. Кроме того, считается, что уровень коррупции в Сингапуре ниже, чем в Гонконге. Согласно рейтингу Индекса склонности к коррупции на 2007 г., Сингапур оценен позитивно и занимает 4 место в мире по уровню прозрачности чиновников и политиков.[3;7]
43 Nikkei 225 или Никкэй 225 — один из важнейших фондовых индексов Японии. Индекс вычисляется как простое среднее арифметическое цен акций 225 наиболее активно торгуемых компаний первой секции Токийской фондовой биржи.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь - декабрь) 2014
Отличительными особенностями Сингапура как МФЦ являются:
• усиленное государственное регулирование, заключающееся в планировании экономического роста и постоянном администрировании;
• макроэкономическая стабильность и инвестиционная привлекательность: Сингапур первым открыл рынок для транснациональных корпораций, тем самым заслужив льготы в торговле с западным миром. Именно американские транснациональные корпорации заложили фундамент нынешней высокотехнологичной промышленности страны. Сегодня в стране открыты отделения более 3 тысяч известных мировых компаний. В экономику Сингапура ежегодно вливаются инвестиции на сумму почти в $10 млрд. Теперь там высок и уровень местных инвестиций (60% от общего объема);
• всесторонняя социальная политика;
• стабильность политической системы.
Оффшор Сингапур является процветающим финансовым центром с международной репутацией, обслуживающим не только свою внутреннюю экономику, но и экономику всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Его банковский сектор является ключевым игроком не только на финансовом рынке страны, но становится одним из сильнейших в мире. Сингапур на протяжении ряда лет лидирует по индексу легкости ведения бизнеса Всемирного банка и глобальному индексу инновационного развития Бостонской консалтинговой группы, Национальной ассоциации производителей и Института производства США. Он занимает 3-е место по глобальному инновационному индексу 2011 г. международного исследовательского института ШБЕАО (Франция) и в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2010—2011 гг. Всемирного экономического форума (г. Давос). Сингапур лидирует в мире по официальным международным резервам и его благоприятный инвестиционный климат привлекает в страну иностранные капиталы. Чистые прямые
иностранные инвестиции (разница между ввозом и вывозом капитала) в 2010 г. составили 35,1 % ВВП. [4]
Он зарекомендовал себя среди международных инвесторов и как центр торговли иностранными ценными бумагами, объём торговли которыми в азиатских валютах в 1996 году составил 87,3 млрд. синг. долл. Сингапур постепенно превращается в региональный рынок долговых ценных бумаг. Международные корпорации мобилизуют средства на рынке путём эмиссии среднесрочных бумаг. В 1996 году в Сингапуре было осуществлено 27 выпусков облигаций в валюте азиатских стран на сумму 2,2 млрд. долларов США. В рамках усилий правительства по развитию рынков капитала была создана финансовая компания по страхованию облигаций, эмитированных азиатскими заёмщиками для финансирования проектов инфраструктуры, что повысило кредитный рейтинг долговых инструментов.
Активный валютный рынок Сингапура дополняется биржей по торговле финансовыми фьючерсами, которая обеспечивает инвесторам региона возможность хеджирования процентных и валютных рисков. Соглашение о взаимной компенсации с Чикагской товарной биржей позволило круглосуточно торговать фьючерсами в евродолларах и евроиенах без дополнительных затрат, что существенно повысило ликвидность и эффективность биржи.
Превращение Сингапура в финансовый центр во многом зависело от его роли и места в международной торговле. Этому способствовал и ряд предпринятых правительством мер:
• создание надёжной системы регулирования. До 1971 года регулирование финансового сектора и проведение денежно-кредитной политики осуществлялись Минфином. Затем было создано Валютное управление Сингапура, которое стало отвечать за выработку денежно-кредитной политики, надзор за финансовым сектором и его развитие;
• привлечение иностранных банков и финансовых учреждений с хорошей репутацией для финансовой деятельности на региональном и международном уровнях;
• принятие либеральной иммиграционной политики для найма квалифицированных иностранных специалистов;
• создание развитой инфраструктуры, в том числе эффективной телекоммуникационной, транспортной сети, связывающей регион с Европой и США;
• повышение доступности и эффективности дополнительных для финансового сектора услуг, в частности юридических, по бухучёту и налогообложению;
• устранение с 1978 года валютного контроля для обеспечения свободного движения капитала;
• создание действенной системы банковского и финансового надзора.
В конце 1997 года правительство Сингапура приняло решение о реформировании финансового сектора страны в целях повышения конкурентоспособности и, прежде всего, в борьбе со своим основным конкурентом — Гонконгом. Реформы предусматривают увеличение размера государственных средств, размещаемых в надёжных частных трастах, снятие контроля над брокерскими ставками, стимулирование банковских слияний и повышение степени раскрытия банковской информации до принятого в США уровня. Одобрено также предложение, разрешающее связанным с правительством компаниям и органам управления заимствовать на долговом рынке в рамках программы создания азиатского центра по торговле долговыми инструмен-тами.[5;6]
Итак, Сингапур — это перспективный всемирный центр торговых и финансовых взаимоотношений, занимающий лидирующие позиции на глобальном бизнес — рынке. Государство с одной их самых качественных ре-
форм экономики, сделавшей Сингапур постиндустриальным центром, ориентированным на индустрию высоких технологий, финансовые и транспортные услуги, на сегодняшний день сфокусировало на своей территории самые передовые тенденции и основной объем сделок и торгов всемирного бизнеса. Прогноз Центра экономических исследований Японии утверждает, что к 2020 г. Сингапур может оказаться самым богатым государством в мире, с уровнем среднего годового дохода каждого гражданина, равным $145 тыс.
Список литературы
1. Курников Е.В. Морское базирование управляющих центров ТНК: проблемы и перспективы //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2014, № 4.
2. Федякина Л. Н. Международные финансы. СПб.: Питер, 2005.- (Серия «Академия финансов»).
3. Невматулина К. А. Сравнительный анализ эффективности функционирования мировых финансовых центров//Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция. 2012, №2 (24).
4. Международные финансовые центры и их роль в развитии мировой экономики. Аналитический обзор. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2012 г.
5. Дробышевский С.М. Перспективы создания международного финансового центра в Российской Федерации/ Дробышевский С.М., Худько Е.В., Ве-ликова Е.Е. М.: Институт Гайдара, 2010 (Научные труды/ Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара; № 139Р).
6. Манджиева Д.А. Организационно - финансовые инструменты инновационной деятельности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 4. С. 37-47
7. Атаев А.М., Давиденко И.В. Финансовая безопасность россии в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 3. С. 147-156