Научная статья на тему '2007. 01. 022. Смебю Й. -К. , трондаль Я. Глобализация или европеизация? Международные контакты университетских ученых. Smeby J. -C. , Trondal J. globalisation or Europeanisation? International contact among University staff // higher education. - Dordrecht etc. , 2005. - Vol. 49, n 4. - P. 449-466'

2007. 01. 022. Смебю Й. -К. , трондаль Я. Глобализация или европеизация? Международные контакты университетских ученых. Smeby J. -C. , Trondal J. globalisation or Europeanisation? International contact among University staff // higher education. - Dordrecht etc. , 2005. - Vol. 49, n 4. - P. 449-466 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ / НОРВЕГИЯ / ГЕОГРАФИЯ / МАСШТАБЫ / ДИНАМИКА / БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 01. 022. Смебю Й. -К. , трондаль Я. Глобализация или европеизация? Международные контакты университетских ученых. Smeby J. -C. , Trondal J. globalisation or Europeanisation? International contact among University staff // higher education. - Dordrecht etc. , 2005. - Vol. 49, n 4. - P. 449-466»

2007.01.022. СМЕБЮ Й.-К., ТРОНДАЛЬ Я. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ЕВРОПЕИЗАЦИЯ? МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ УНИВЕРСИТЕТСКИХ УЧЕНЫХ.

SMEBY J.-C., TRONDAL J. Globalisation or europeanisation? International contact among university staff // Higher education. - Dordrecht etc., 2005. - Vol. 49, N 4. - P. 449-466.

Ключевые слова: университетские ученые; международные контакты; Норвегия; география; масштабы; динамика; библиомет-рический анализ; дисциплинарная ориентация.

Й.-К. Смебю работает в Центре по изучению профессий при Университетском колледже в Осло, второй автор - сотрудник Центра европейских исследований при Агдерском университетском колледже (г. Кристиансанн, Норвегия). Обосновывая актуальность выбранной темы, авторы подчеркивают, что в последние годы «тенденции к глобализации и политические инициативы стимулировали трансграничные университетские контакты». При растущем интересе к названной теме ощущается очевидный недостаток в эмпирическом обосновании и подтверждении динамики такого рода связей и конкретных форм их проявления. В предложенном исследовании авторы намерены рассмотреть масштабы, типы и географические рамки международных контактов в университетской среде; один из аспектов интересующей проблемы - различие между процессами глобализации и европеизации.

Авторы подчеркивают, что намерены уделить особое внимание той стороне международных контактов, которая касается университетских ученых. Они выделяют три типа связей: 1) профессиональные контакты (участие в конференциях, чтение лекций, проведение исследований, экспертные оценки, научное партнерство); 2) международные и национальные публикации; 3) национальное и международное исследовательское партнерство. Особого внимания, на взгляд авторов, заслуживают контакты в рамках Скандинавских стран и в регионе Европы.

Все перечисленные направления авторы намерены рассмотреть на примере одной страны - Норвегии. Эта страна относится к группе богатых современных промышленных регионов. Будучи малой страной, она особенно заинтересована в развитии междуна-

родных контактов, которые расширяют возможности подобных регионов в выходе на рынки мировой печатной продукции научной тематики, участии в конференциях, семинарах и т.п. В связи с этим авторы особо подчеркивают, что для малой страны изменения в модели международных контактов могут иметь более значительные последствия, чем для крупных стран.

В ходе обследования авторами были использованы данные за 1981, 1991 и 2000 гг., что позволило выявить динамику на протяжении сравнительно длительного периода. Большая часть работ по рассматриваемой тематике базируется на библиометрических данных, в частности на статистике международного соавторства. В предпринятом авторами обследовании проблема рассматривается на уровне отдельных ученых, при этом особое внимание уделено различным типам контактов и расширенному кругу научных дисциплин.

Специальный раздел статьи авторы посвящают рассмотрению трех гипотез, сформулированных в публикациях по данной теме. Гипотеза № 1 содержит утверждение, что международные контакты отражают общую тенденцию глобализации, при этом национальные и региональные границы уже не имеют значения для научных коммуникаций. Гипотеза № 2 гласит: политические инициативы на уровне Скандинавии, Европы и на национальном уровне существенно влияют на международные контакты. Гипотеза № 3 высоко оценивает значимость дисциплинарных факторов.

Характеризуя европеизацию международных контактов, авторы обращают внимание на то, что международная мобильность персонала стимулируется политикой национальных и наднациональных организаций. Большинство европейских стран в 90-е годы стали развивать стратегии интернационализации высшего образования. Это коснулось и Норвегии. Норвежские власти уделяли особое внимание международному сотрудничеству и мобильности университетских ученых в целом и в рамках Европы в частности.

Период 90-х годов характеризовался появлением международных институтов, призванных поощрять и поддерживать в финансовом плане международную мобильность персонала. Стала формироваться «наднациональная политика высшего образования и исследований на уровне ЕС». Авторы полагают, что программы ЕС внесли существенный вклад в институционализацию междуна-

родной мобильности кадров в Европе. Можно говорить и о том, что за последние 20 лет норвежские исследователи в растущей степени стали ориентироваться на Европу.

Усилия по укреплению и расширению контактов такого рода предпринимались и на уровне Скандинавских стран. Такого рода программы были в центре внимания Скандинавского совета и Совета министров Скандинавии. Примером таких усилий стала Скандинавская академия подготовки исследователей (Nor Fa), основанная в 1990 г. Эта Академия является координационным институтом, призванным поддерживать межскандинавское сотрудничество и мобильность исследователей.

В какой мере уровень интернационализации зависит от различных научных дисциплин? В литературе по данным проблемам распространено мнение, что так называемые «жесткие» науки являются в большей степени «международно ориентированными» по сравнению с «мягкими». Авторы не считают такой подход бесспорным.

Специальный раздел реферируемой статьи посвящен характеристике информационных данных и методов выполненного исследования. В статье отмечается, что в число респондентов включены университетские преподаватели уровня доцента и выше. В обследовании использовались данные по четырем норвежским университетам за 1981, 1991 и 2000 гг. Число респондентов в ходе трех опросов составило соответственно - 1585 в 1981 г. (79%), 1815 - в 1991 г. (69%) и 1967 - в 2000 г. (60%). При анализе информации респонденты классифицированы по пяти научным дисциплинам: гуманитарные, социальные, естественные науки, медицина и технология (с. 455).

В ходе всех трех опросов респондентам предложили сообщить о своих зарубежных поездках в связи с конференциями, чтением лекций, учебными и экспертными работами, научным партнерством. Анализировались также данные о научных публикациях респондентов. Полученная информация, утверждают авторы, позволяет говорить о значительном росте показателя «профессиональных поездок» за период с 1981 по 2000 г. Авторы обращают внимание на то, что, несмотря на распространение электронных средств коммуникаций, персональные контакты не утратили своей значимости.

За десятилетие (1991-2000) наиболее интенсивно развивались международные контакты, вызванные ростом международных

исследований. При этом авторам удалось обнаружить позитивную корреляцию между участием в международных исследовательских проектах и национальным уровнем работы преподавателей.

Данные о научных публикациях норвежских ученых за рубежом, как показало обследование, свидетельствуют о росте указанного показателя. За 20 лет в общем числе публикаций норвежских авторов доля научных статей на английском и других иностранных языках выросла с 62 до 71%, а доля университетских ученых, опубликовавших хотя бы одну работу на иностранном языке, увеличилась за рассматриваемый период с 65 до 80% (с. 457).

Один из вопросов, которые авторы были намерены выяснить в ходе обследования, касался направления и масштабов зарубежных контактов. Полученная информация свидетельствует о росте исследовательских поездок норвежских ученых во все регионы. Общий показатель такого рода увеличился на 20% за период 1981— 2000 гг., при этом «наиболее часто посещаемыми» оказались страны Европы. Представление о географии контактов норвежских ученых дает следующая таблица.

Таблица (с. 458)

Доля университетских ученых, сотрудничающих с зарубежными коллегами из разных регионов, 1989-1991 и 1998-2000 гг.

(%)

Географический регион 1989-1991 1998-2000

Скандинавия 33,0 45,0

Другие страны Европы 40,0 50,0

Северная Америка 32,0 33,0

Другие регионы мира 13,0 19,0

Библиометрические данные, отмечают авторы, показывают, что доля статей норвежских ученых, написанных в соавторстве с североамериканскими исследователями, сократилась. Особенно сильно такое сокращение произошло в 90-е годы; в то же время доля соавторства с европейскими учеными увеличилась (с. 458). Причина интенсивного сотрудничества норвежских ученых с их европейскими партнерами заключается, на взгляд авторов, в политике ЕС. Так, за 1994-2000 гг. финансовые вложения в Рамочную

программу ЕС из бюджета Норвегии и из средств норвежских исследовательских советов почти утроились (с. 459).

Существуют ли различия в международных контактах исследователей, представляющих различные научные дисциплины? Данные обследования показали: зарубежные поездки увеличились во всех областях. При этом оказалось, что если представители медицинской дисциплины имели более высокие показатели по сравнению с коллегами из других областей в начале обследуемого периода, то к концу его соответствующие данные сравнялись. В связи с этим авторы отмечают, что в выявленной модели публикаций все же существуют заметные дисциплинарные различия. Так, в «жестких» областях большая часть публикаций написана на иностранных (для Норвегии) языках, в то же время в социальных («мягких» дисциплинах) на иностранных языках даже к концу рассматриваемого периода было опубликовано не более половины работ.

В ходе обследования респондентам предложили представить информацию о том, имеют ли они хотя бы одну публикацию на иностранном языке. Оказалось, что в гуманитарных дисциплинах этот показатель вырос с 44 до 63%; в социальных - с 49 до 73%; в естественных науках - с 80 до 89%, а в медицине - с 84 до 88% (с. 460).

Значительные дисциплинарные отличия наблюдаются в географическом распределении контактов: в гуманитарных и социальных науках, а также в медицине университетские ученые поддерживают с коллегами из других Скандинавских стран такое число контактов, как и с другими регионами Европы. Для других дисциплин европейские контакты являются доминирующими. Северная Америка во всех дисциплинах занимает третью позицию. Единственное исключение - технические науки, здесь контакты с североамериканскими коллегами доминируют.

В заключение авторы отмечают, что международные контакты университетских ученых - это комплексные процессы, подверженные влиянию индивидуального выбора, политических инициатив, кооперационных и конкурентных характеристик международных научных сообществ. В последние годы в спектре международных связей особое значение приобрели персональные контакты. Обследование, проведенное авторами, не выявило важных различий между разными областями исследований с точки зрения частоты и масштабов международных поездок. Различия

отмечены лишь в плане географии контактов и языка научных публикаций.

Для стимулирования кооперационных исследований в Европе особое значение, на взгляд авторов, имеют финансирование и программы наднационального уровня. Кооперирование исследований авторы рассматривают как «наиболее требовательный» вид международных контактов. За последние годы процесс исследовательской кооперации заметно европеизировался. Тем не менее, полагают авторы, данные, полученные в ходе обследования, поддерживают гипотезу глобализации. Европейские инициативы и процессы глобализации, убеждены авторы, не противоречат друг другу, а тесно взаимодействуют.

Среди специалистов существует мнение, что глобализация вредна для сектора вузов в малых странах и для регионов с «миноритарными» языками. Считается, что в таких странах университеты не обладают большим конкурентным потенциалом. Однако авторы полагают, что опыт международных контактов университетских ученых Норвегии не подтверждает данную гипотезу.

Т.В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.