Научная статья на тему '2007. 01. 009. Кузнецов М. В. Методология управления в информационном обществе. - М. : ИНИОН, 2006. - 124 с'

2007. 01. 009. Кузнецов М. В. Методология управления в информационном обществе. - М. : ИНИОН, 2006. - 124 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007. 01. 009. Кузнецов М. В. Методология управления в информационном обществе. - М. : ИНИОН, 2006. - 124 с»

2007.01.009. КУЗНЕЦОВ М.В. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ. - М.: ИНИОН, 2006. - 124 с.

Ключевые слова: бенчмаркинг; управление; информационное общество.

Российский автор доказывает, что общество в его современном состоянии информационного общества требует принципиально новой методологии управления, и обеспечить эту методологию способен бенчмаркинг - метод сравнения с эталонными показателями развития.

Согласно общепризнанному в современной науке определению, бенчмаркинг, пишет автор, это процесс нахождения, изучения и использования самых лучших образцов ведения бизнеса. Бенчмар-кинг является для использующей его компании эффективной конкурентной стратегией, обеспечивающей компании развитие, прогресс, движение вперед. Таким образом, бенчмаркинг - это инновационная стратегия, важнейшую основу которой составляет информационное обеспечение. Без полноты соответствующей информации невозможен бенчмаркинг как эталонное тестирование -сравнительный анализ бизнес-процессов (САБП) с его стратегической целью выработки эффективной конкурентной стратегии не только для корпорации, но и для отрасли и национальной экономики в целом. Сегодня макроэкономический уровень применения САБП формирует глобальную конкурентную среду, определяющую инновационное поведение национальных экономик, отраслей, корпораций как наиболее эффективное - конкурентоспособное - в современных условиях поведение.

Распространенная в настоящее время в мире практика применения САБП на микроэкономическом уровне - свидетельство и точный показатель возросшей рыночной конкуренции, требующей от предприятий уже не столько стандартных, сколько инновационных решений, которые возможны лишь на основе конкурентной стратегии корпоративного самосовершенствования. О такой стратегии, тесно связанной с практикой САБП, например, свидетельствует факт функционирования в развитых экономиках параллельных образовательных структур - так называемых «корпоративных университетов», призванных наращивать интеллектуальный ресурс

корпорации для обеспечения ее устойчивого инновационного поведения как гаранта ее конкурентоспособности.

В современной экономике важнейшей составляющей системы САБП являются рейтинговые исследования, выполняющие информационную функцию и, главное, указывающие на лидера (национальную экономику, сектор, отрасль, предприятие), т.е. информирующие всех «отстающих» о том, какие именно «контрольные сравнения» они обязаны произвести, чтобы по возможности приблизиться к лидеру. Одно из главных достоинств САБП состоит в том, что это средство никак не ограничивает творчество его применения. «Контрольные сравнения» проводятся по точной выборке ключевых показателей, но результирующие идеи могут быть самыми неожиданными - прийти из других сфер бизнеса или даже из посторонних бизнесу сфер. Показательно, что в научной литературе современная корпорация описывается и определяется именно как креативная (творческая) структура8, и это - недвусмысленное свидетельство того, что современный бизнес развивается на методологической базе САБП.

Эталонное тестирование и стратегия тестируемой организации тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга: с одной стороны, САБП уточняет, корректирует стратегию организации, а с другой -стратегия и миссия организации определяют набор ключевых показателей проведения САБП. Важнейший вид САБП - стратегический бенчмаркинг (strategic benchmarking), концентрирующийся на поиске успешных организационно-управленческих технологий не только в данной отрасли или даже в экономике в целом, но и в любом секторе общества, где только можно найти организационно-управленческий эталон. Стратегический бенчмаркинг не сулит быстрой отдачи, но способен обеспечить предприятие долговременным конкурентным преимуществом - именно благодаря решению задачи внедрения на предприятии эффективной системы управления и менеджмента. Мировая экономическая практика показывает, что ставка на стратегический бенчмаркинг дает предприятию, отрасли, национальной экономике серьезные преимущества по сравнению с предприятием, отраслью, национальной экономикой, ко-

8 См.: Иноземцев В. Л. Fin de siecle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973-2000) // Свободная мысль-XXI. - М., 1999. -№ 8. - С. 24-25.

торые недооценивают этот вид САБП, отдавая предпочтение другим видам бенчмаркинга.

Бенчмаркинг как социальная практика исторически развивался, например, в рамках социально-реформационных проектов, призванных прийти к более совершенным институтам общества. Важнейшим историческим этапом в социальной практике бенчмар-кинга стала широко захватившая мир социально-экономическая реформация 80-90-х годов. Именно в ходе этой реформации оформилась практика организационного, стратегического бенчмаркинга, получившего в научной литературе определение в понятиях «инновационный менеджмент» и «управление знанием»9. Инновационный менеджмент, как корпоративный, так и социальный (в сфере социального управления), реально зарекомендовал себя в качестве управления на информационной основе «контрольных сравнений».

Понятие «бенчмаркинг», характеризующее самостоятельный вид деятельности, появилось в 70-е годы и обрело свой настоящий смысл на основе экономической практики японцев - идеальных копировальщиков чужих достижений. Пример Японии наглядно показывает, что сегодня в выигрыше оказывается не та страна, социально-экономическая политика которой ориентирована на национальный природно-ресурсный потенциал, но та, которая делает стратегическую ставку на бенчмаркинг всех видов и уровней, объединенных в принципиальной модели, получившей техническое название GAP-анализа - методики оценки «разрыва» (gap) между существенными параметрами данной и контрольной (эталонной) структуры.

Основателем осмысленной концепции бенчмаркинга может по праву считаться известный специалист по организации промышленности США Ф. Тейлор, который еще в конце XIX в. разработал научный метод организации производства, призванный к поиску организационных ресурсов (организационных инноваций) повышения производительности труда и прошедший с тех пор четыре исторические стадии своего становления: в 1950-е годы экономическая деятельность регулировалась «заданиями» (management by objectives); в 70-е годы - «графиками ценностей» (the value

9 См.: Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. Иноземцева В. Л. - М.: Academia, 1999. - С. 97.

chart); в 80-е годы - целью «опередить конкурентов» (beat the competition); в 90-е годы - «концентрацией на процессах» (focus on processes). Сегодня принцип бенчмаркинга «от лучшего к лучшему» находит воплощение, например, в прикладных - организационно-управленческих - разработках такой категории современной психологии труда, как «качество трудовой жизни». Бенчмаркинг новейшего этапа - это в основе своей новая организационная культура, характеризующаяся тем, что взаимодействие работников больше не опосредствуется организацией, но, напротив, принципы организации оказываются производными от такого взаимодействия. Данное обстоятельство фиксируют исследователи, которые указывают на ситуацию наступления «демократии индивидов» вместо традиционной «демократии организаций».

Как методология прогресса к настоящему времени бенчмар-кинг прошел длинный исторический путь (особенно интенсивный с 80-х годов) своей эволюции - от скромной стратегии «гонки за лидером» до амбициозной стратегии «игры на опережение» - принятия «нелинейных» инновационных решений в организационных условиях, обеспечивающих лучшее качество организации труда и устойчивый импульс к инновационному менеджменту. Бенчмар-кинг XXI в., в отличие от своего более раннего аналога, имеет комплексный, системный, стратегический характер и преследует широкую и долговременную цель - обеспечить для предприятия (отрасли, национальной экономики) устойчивую конкурентоспособность.

Сегодня Россия, страна с переходной экономикой, остро нуждается в бенчмаркинге как государственной экономической стратегии, ставящей амбициозные цели войти в группу мировых экономических лидеров. Между тем в России бенчмаркинг делает пока только первые шаги и только на уровне отдельных фирм, которые, по экспертным свидетельствам, можно пересчитать по пальцам. Главная российская проблема - традиционная информационная закрытость отечественных предприятий, а бенчмаркинг «задыхается» без свободного обмена информацией, предусматривающего целую систему ее поиска, сбора и анализа. В России бенч-маркингу еще только предстоит завоевать позиции важнейшего направления современного менеджмента, а также важнейшего направления национальной экономической стратегии и политики.

Суть бенчмаркинга - не в копировании готовых инноваций, а в создании на предприятии устойчивого инновационного климата, обеспеченного соответствующими структурными условиями. Наиболее точным определением бенчмаркинга именно как основы инновационного менеджмента является его определение в качестве особого вида предпринимательства в организационно-управленческой области. Предприниматель, как его определяет наука, оказывается тем профессиональным деятелем, для которого бенчмар-кинг - рутинная повседневная практика, который выступает инновационным менеджером уже в силу занятия предпринима-тельством10. Современное предпринимательство явно эволюционирует к философии бенчмаркинга как системы инновационного менеджмента, объединяющей инструментарии маркетинга, логистики и бенчмаркинга в узком смысле «контрольных сравнений». Эта качественно новая система предпринимательства - так называемый «маркетинг взаимодействия», ориентированный не только на известный «маркетинг-микс», но и на эффективный процесс взаимодействия партнеров в рамках именно континуума предпринимательства, а не «разовой сделки». Специфика бенчмаркинга - в сборе более полной, в том числе конфиденциальной, информации о деятельности различных субъектов рынка. Это - особый вид маркетинга, который накапливает информацию о лучших технологиях, производственных процессах, методах организации производства, сбыта продукции и т. д.

В системе инновационного менеджмента бенчмаркинг решает важнейшую проблему современного рынка - проблему большой усложненности современных бизнес-процессов, справиться с которой предприятие не может в одиночку, вне системного подхода. Практика показывает, что новые приемы ведения бизнеса чаще всего появляются не как откровение отдельных топ-менеджеров, отделов маркетинга или даже целой фирмы - новации рождаются в системном анализе опыта многих компаний. Только такой бенчмаркинг (в качестве системного анализа) - способен рождать новые продуктивные стратегии поведения на рынке, позволяя пред-

10 См.: Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. - М., 1982. - С. 177.

приятию постоянно принимать инновационные решения, т.е. быть устойчиво конкурентоспособным.

Конкурентоспособность предприятия определяется его сравнительными конкурентными преимуществами по отношению к другим предприятиям, действующим на данном рынке. В связи с этим для корпоративного бенчмаркинга очень важным является понятие «конкурентная среда», которую разграничивают на внешнюю и внутреннюю (внутрифирменную) конкурентную среду. На бенчмаркинг прямое влияние оказывает глобальная экономика, подталкивая предприятия к выходу на международную арену, открывая перед ними новые возможности сбыта продукции, ставя предприятия перед необходимостью перехода к стратегии международного маркетинга и усиливая такой вид конкуренции, как конкуренция по времени, когда повышаются требования к быстроте реакции предприятия на запросы потребителя.

Предприятие погружено не только в конкурентную макросреду, но и в конкурентную микросреду - непосредственного окружения фирмы в виде потребителей, конкурентов, поставщиков. Именно анализ конкурентной среды в отрасли дает предприятию возможность выявить для выстраивания собственной стратегии не только, например, среднеотраслевой потенциал прибыли, но и причины превосходства одних компаний отрасли над другими. Такой анализ проходит несколько этапов - от этапа сегментирования рынка по наиболее прибыльным секторам (с целью ответить на вопрос о ближайших перспективах прибыли для данного предприятия) к этапу выявления факторов успеха и затем выбору из них фактора, обещающего наибольшую прибыльность: например, таким фактором может быть особая система продаж, низкая цена и т.д. При этом важнейшей составляющей анализа конкурентной среды в отрасли является анализ конкурентов, без которого предприятие не может рассчитывать на успех в принципе.

Прямым продолжением складывающейся вокруг предприятия внешней конкурентной среды является внутрифирменная среда, которую управление на современном предприятии также стремится сделать конкурентной, преследуя цель реализовать потенциал внутрифирменного рынка - так называемого «внутрифирменного предпринимательства» - как дополнительный ресурс роста качества работы предприятия. В связи с появлением фактора

внутрифирменной конкурентной среды коренным образом изменилась стратегия предприятия - с реактивной (адаптационной), когда предприятие лишь отвечает на внешние изменения, более или менее успешно приспосабливаясь к ним, на проактивную (или так называемую «ресурсную»11), требующую от предприятия опережающего создания специфических и эффективных для него ресурсов и умений.

Основанный на факторе внутрифирменной конкуренции «ресурсный» подход, который доминирует в стратегическом управлении фирмой с начала 90-х годов, вынуждает предприятие не к бен-чмаркингу повторения моделей поведения передовых фирм, но к бенчмаркингу инновационных предложений (неповторимых товаров и услуг) по отношению к изучаемым моделям. Соответственно, успешными конкурентные стратегии, которые заключаются не в подавлении конкурента любой ценой, а в собственных, трудно копируемых конкурентами, организационно-управленческих «секретах».

Осуществление конкурентной стратегии на базе ресурсного подхода породило феномен «сетевого бизнеса» (эффективного конкурента традиционной отраслевой организации экономической деятельности), формирующегося вокруг предприятий с инновационным поведением, что и обеспечивает ему устойчивые конкурентные преимущества. «Сетевой бизнес» формирует принципиально новую конкурентную среду - рыночного социального партнерства, - сообщающую конкуренции социально конструктивные, нацеленные на развитие конкурирующих сторон функции:

- выявления тех, кто располагает лучшими средствами для достижения поставленной цели и искуснее других умеет ими распорядиться;

- стимулирования оптимального решения определенной задачи и обеспечения ее решения.

Сегодня корпоративный менеджмент обязан соответствовать требованиям этой новой конкурентной среды и применять для ее анализа, прогнозирования и оптимизации такие разработанные современной наукой методы, как SWOT-анализ, модель Мак-Кинси

11 О «ресурсной» концепции предприятия см.: Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. - М., 2002; Hamel G. Leading the revolution. - N.Y., 2002.

7S, модель М. Портера и др., а также методы анализа состояния предприятия - GAP, LOTS, PIMS и др.

Современные стратегии адаптации предприятия к высоким рискам конкурентной среды не исчерпываются созданием сетевых предпринимательских структур, действующих как на национальном, так и глобальном рынке. Современная конкурентная среда вызвала к жизни и такую адаптивную стратегию корпорации, как венчурное (рисковое) управление средовыми рисками. Принцип венчурного управления отвечает инновационному менеджменту, основанному на бенчмаркинге, поскольку является принципом упреждения средовых рисков рисковым же (венчурным) поведением. Если предприятие хочет выжить и, тем более, укрепить свою нишу в среде повышенных рыночных рисков, оно обязано действовать на опережение, т.е. серьезно рисковать, предлагая инновационные проекты. В России адаптивно-стратегический менеджмент средо-вых рисков пока отсутствует как система. В лучшем случае о таком менеджменте можно говорить лишь в отношении отдельных предприятий, и этих прецедентов очень мало. Между тем сегодня показатель адаптивности фирмы входит в тройку (наряду с «производительностью» и «продуктивностью») основных показателей ее эффективности (конкурентоспособности).

Сегодня перед российскими предприятиями стоит актуальная задача - учиться стратегии опережающей адаптации. Иначе вхождение России в систему постиндустриальной экономики так и останется ситуацией тяжелого кризиса, вместо того чтобы быть задачей социально-экономического роста нового качества, которую Запад поставил и начал успешно решать еще в 80-х годах. Для Запада решение постиндустриальной задачи было опережающей адаптацией, а сегодня для России это - задача, к сожалению, догоняющей адаптации. Между тем хорошо просчитанные опережающие решения корпоративного управления - это единственная возможность осуществлять корпоративное стратегическое планирование в условиях ускорения рыночных процессов в информационном обществе. При этом происходит не стандартизация, а индивидуализация корпоративных стратегий адаптации к высоким средовым рискам. В поисках путей роста своей конкурентоспособности каждое предприятие опирается на собственный уни-

кальный потенциал - кадровый состав, материально-техническую базу, внутрифирменную культуру (систему ценностей).

Сегодня предприятие, вынужденное действовать как структура «внутреннего предпринимательства» в условиях жесткой внешней конкуренции и поисков своей рыночной ниши именно на пути упреждающих (действия конкурентов), инновационных предложений, может рассчитывать на успех лишь в том случае, если оно использует новое качество управления. Опыт свидетельствует, что организационно-управленческая реструктуризация предприятий, как правило, инициируется их информационными службами. В научной литературе последнего времени происходит все большее размывание границ между «вотчинами» маркетинга и бенчмаркинга. Бенчмаркинг все больше рассматривается как специальное направление комплексных (стратегически ориентированных) маркетинговых исследований, включающих в себя всю полноту сбора и анализа информации о рынке. Стратегически ориентированные маркетинговые исследования - и по своим результатам, и по своей главной цели - теснейшим образом связаны с принципами, методами, инструментарием и философией бен-чмаркинга как, прежде всего, информационного и информационно-технологического обеспечения такого (эффективного) корпоративного управления, которое отвечало бы устойчивым конкурентоспособным позициям предприятия в условиях жестко конкурентной рыночной среды.

В составе стратегически ориентированных маркетинговых исследований бенчмаркинг организационно может оформиться в виде создания на предприятии «конкурентной разведывательной службы» или назначения специальных менеджеров (по бенчмар-кингу) для аккумулирования соответствующего банка данных и предоставления любому сотруднику своей фирмы интересующей его информации о конкурентах. В процессе бенчмаркинга полезными источниками информации о конкурентах являются:

- многочисленные рейтинговые исследования;

- отчеты российских и зарубежных исследовательских компаний о состоянии и тенденциях рынка, способные сообщить опытным аналитикам о сильных и слабых сторонах конкурирующих предприятий;

- объединения предпринимателей в альянсы для совместного проведения САБП к взаимной выгоде, т.е. создание самими предпринимателями друг для друга важного источника деловой информации;

- электронные базы данных (Web-ресурсы) - сайты корпораций, торговых ассоциаций, различных информационных центров;

- наблюдение, интервью, социологические опросы (предпринимателей и клиентов), а также неформальные контакты с персоналом фирмы - объекта бенчмаркинга (беседы по телефону и личные встречи).

Весь процесс информационно-методического сопровождения бенчмаркинга (для целей формирования на предприятии системы стратегического планирования) несет важнейшие интегральные функции: обеспечения непрерывной обратной связи (использования собираемой информации для осуществления ежедневного менеджмента) и обеспечения ресурсов инновационного развития предприятия - на базе принципиально опережающей стратегии.

Анализ практики бенчмаркинга в Российской Федерации выявил следующие проблемы развития этой практики.

Первая большая проблема - это макроэкономическая ситуация в РФ. Основным макроэкономическим фактором, препятствующим формированию у операторов российского рынка мотивации к использованию инструмента бенчмаркинга, является архаическая структура российской рыночной экономики. В стране сохраняются традиционные приоритеты добывающей, сырьевой экономики в ущерб современным приоритетам развития гражданской экономики высокотехнологичных услуг. Эта архаическая структура объективно не нуждается в использовании организационно-управленческого потенциала передовых информационных технологий, а бенчмаркинг органически связан с ростом значимости и эффективности организационно-управленческих систем, функционирующих именно на базе передовых информационных технологий. Поскольку бенчмаркинг способен развиваться лишь в системе эффективного управления, эффективной логистики, архаическая макроэкономика РФ дает и соответствующий результат: уровень удельных логистических издержек в России, приведенный к единице ВВП, почти вдвое выше, чем в странах Западной Европы.

Другая проблема - слабость российского правового обеспечения рыночного развития национальной экономики, его фрагментарность, противоречивость, отсутствие системного подхода. Между тем для развития бенчмаркинга в российской экономике необходимо внедрение современных логистических систем, функционирующих на базе передовых информационных технологий и тесно связанных с национальной транспортной системой. Национальная транспортная система находится в плохом состоянии, а именно этот инфраструктурный фактор крайне важен для рынка. Особенно важен он для оптово-торговых предприятий, которые, в сравнении с другими рыночными операторами, отличаются тем, что имеют транспортную стратегию, составляющую органическую часть их логистики и преследующую цели: значительного сокращения сроков доставки грузов; повышения качества и безопасности транспортных услуг; снижения доли транспортных и складских издержек в конечной цене товаров.

Сегодня в России доля транспортных издержек в конечной цене товаров говорит сама за себя: 15-20% против 7-8% в странах с развитой рыночной экономикой. Развитие транспортной системы РФ призваны обеспечить такие федеральные и отраслевые программы, как «Дороги России», «Возрождение торгового флота России», «Внутренние водные пути» и др., а также введенная в действие федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)». По традиции хорошие программы в стране не выполняются. В программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)» прямо сказано, что невыполнение по всем аналогичным предыдущим программам составляет в настоящее время от 18 до 57%12.

Не отвечают современным требованиям и транспортные технологии в стране - недостаточен уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры транспорта, уровень взаимодействия разных видов транспорта. Пока очень мало практикуются смешанные перевозки, широко распространенные в развитых странах. Нуждается в серьезном повышении уровень информатизации транспортных процессов - информационного сопровождения пере-

12

См.: Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)».

возок и информационного обслуживания пользователей транспорта. Необходимо также наращивать мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах, модернизировать в них погрузочно-разгрузочное оборудование. Сегодня оснащение российских торговых портов никак не соответствует объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, и из-за этого примерно 30% российских внешнеторговых грузов вынуждены отправляться через иностранные порты. Между тем инфраструктурные резервы подъема оптово-торгового рынка России существуют, в том числе в сфере строительства грузовых распределительных терминалов для импортных товаров на современном уровне, например в портах, представляющих крупные транспортные узлы (Санкт-Петербург и др.), откуда грузы могли бы отправляться после таможенной очистки в любой регион России. Все это привело бы к удешевлению переработки и хранения грузов.

Хорошо и давно известен низкий технический уровень российских дорог, обусловливающий увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего - на 30% по отношению к аналогичным показателям развитых стран13. Резервы здесь -увеличение пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны, реконструкция многих автомобильных магистралей, улучшение дорожных покрытий, строительство дорог, обходящих населенные пункты, дорожных развязок разного уровня и различных объектов дорожного сервиса, наконец, существенное увеличение протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием. В России до сих пор не обеспечена нормальная дорожная связь (посредством дорог с твердым покрытием) для 39 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 10 млн. человек14. Российские дороги небезопасны, в том числе в отношении плохо налаженного взаимодействия транспортных и правовых органов страны. Достаточно сказать, что на обеспечение транспортной безопасности Россия сегодня тратит в 100 раз меньше средств, чем США15.

13

См.: Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)».

14 т

Там же.

15 См.: Конференция по безопасности на транспорте // Логистика. - М., 2003. - № 4. - С. 6.

В России необходимо развитие региональных товаропроводящих сетей: размещение предприятий оптовой торговли (оптово-распределительных центров) и мелкооптовой торговли (магазинов-складов) на территориях вдоль транспортных магистралей и в городах. Необходимо развитие центров приграничной торговли и сервиса для частных предпринимателей в свободных экономических зонах и в новых приграничных районах - граничащих со странами ближнего зарубежья и странами СНГ, а также с КНР и Японией.

В России задача внедрения и развития бенчмаркинга не может быть выполнена без решения инфраструктурной проблемы в широком смысле этого слова - проблемы и дорожно-транспортной, и информационно-технологической коммуникации.

А.А. Али-заде

2007.01.010. МАККУАЙР С. ТЕХНОЛОГИЯ.

MCQUIRE S. Technology // Theory culture and society. - Cleveland,

2006. - Vol. 23, N 2/3. - P. 253-265.

Ключевые слова: кибернетика; новые медийные технологии; постиндустриальное общество; технокультура; технология.

В статье австралийского автора прослеживается возрастающее влияние технологии на социальную жизнь в течение всего периода «модернити», исследуются сдвиги в осмыслении технологического феномена, обуславливающего переход от индустриального к постиндустриальному обществу, и новые понятия - «технонаука» и «технокультура». Автор анализирует развитие технологии от «машин, которые делают» к «машинам, которые думают», включая биотехнологию и компьютерную «искусственную жизнь».

Фильм советского документалиста Дзиги Вертова «Человек с кинокамерой», пишет автор, - последняя великая работа в рамках конструктивистского авангарда, демонстрирующая беспрецедентную сложность кинематографического дизайна. «Беспрецедентная сложность» обязана в данном случае монтажу, тщательно разработанному Вертовым специально для этого фильма. Фильм Вертова -образец позиционирования кинематографа не только как искусства, но и как формы индустриального производства самого по себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.