УДК 339.13(470.345):001.895
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА НА ПРИНЦИПАХ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО БЕНЧМАРКИНГА
И. Н. ГЕРАСЬКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и логистики Е-mail: geraskina82@mail. ru Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск
Т. И. ШЕРСТОБИТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и сферы обслуживания Е-mail: tat13392520@yandex. ru Пензенский государственный университет
В статье рассмотрены концептуальные основы формирования инновационной активности предприятий с применением технологии бенчмаркинга в сфере высокотехнологичных и наукоемких исследований в целях получения положительного синергизма, ориентированного на прорывные технологии. Обозначен тренд развития инновационно активных предприятий в постиндустриальной экономике, выявлены принципы взаимодействия предприятий различных сфер деятельности и регионов на основе синергетического бенчмаркинга.
Ключевые слова: инновации, бенчмаркинг, синергия, инновационный процесс, технологический уклад, маркетинговая среда, технология.
В мировой практике сфера создания и использования инноваций в последние годы приобрела масштабный характер, при котором задействованы лучшие ресурсы и крупные финансовые средства. Активно развивающийся с конца 1970-х гг. инновационный рынок в настоящее время в большей степени подвержен глобализации, чем все другие современные рынки. Рыночные институты осуществляют обмен передовыми инновационными технологиями в виде патентов, лицензий, ноу-хау,
причем все активнее развивается сегмент новых знаний и информации, которые могут быть использованы для создания конкурентоспособных инновационных продуктов.
Основная часть инновационно активных предприятий в постиндустриальной экономике действует в сфере высоких технологий пятого и шестого уклада. К ним относится биотехнология, микроэлектроника, связь, создание и производство новых материалов. Данные сферы деятельности определяются в настоящее время как наиболее перспективные. Здесь конкурентное преимущество в меньшей степени определяется доступом и владением материальными ресурсами, более важными становятся нематериальные активы - знания, информация, определяющие тренд в управлении современной инновационной деятельностью.
Эффективность инновационных процессов определяется минимальным временным лагом превращения новых знаний в продуктовые и технологические нововведения. При этом важным показателем становится не тиражирование, т. е. получение новых экземпляров данного продукта, а разработка и создание новых видов товаров и услуг -разнообразие товарных видов.
В целях обеспечения результативности деятельности региональных предприятий в условиях современного инновационного рынка важно учитывать два аспекта:
- во-первых, акцент в создании инновации смещается с материального продукта к интеллектуальной составляющей;
- во-вторых, крайне важен информационный обмен между участниками инновационного процесса с императивом получения взрывного положительного синергизма [3, с. 69].
Для России инновации должны стать главной нефтезамещающей сферой экономики. В Республике Мордовия за последние семь лет в 40 раз увеличился объем экспорта. Причем 95 % экспорта занимают наукоемкие товары - электронные приборы, силовая электроника и микроэлектроника. Эта продукция не может быть конкурентоспособной без инноваций. Поэтому инновационная составляющая экономики региона в ближайшие годы должна увеличиться в разы. Без построения инновационной экономики у промышленных предприятий нет будущего [5].
В динамичной маркетинговой среде хозяйствующий субъект должен систематически работать над развитием своего инновационного потенциала, повышением своих знаний и умений. Именно это во многом определяет их инновационную активность. Планируется, что инновационный капитал в ближайшем будущем станет главным критерием оценки компаний, поскольку только он может адекватно отразить динамику организационной устойчивости и процесса создания ценностей [9].
Обязательным условием успеха инновационной деятельности предприятия становится рациональное построение системы знаний и эффективное управление данной системой. это обстоятельство ориентирует предприятия на использование современных методов маркетинг-менеджмента, где главным становится поиск и использование информации, стремление к лучшим знаниям, передовому опыту. Современное предприятие для повышения инновационной активности должно решать как экономические, так и социальные задачи, связанные с привлечением партнеров и установлением с ними доверительных отношений. одним из эффективных инструментов современных концепций маркетингового управления является бенчмаркинг.
Бенчмаркинг XXI в. имеет комплексный, системный, синергетический, стратегический характер
и преследует важнейшую цель - обеспечение устойчивой конкурентоспособности предприятия. Сине-ргетический бенчмаркинг, являясь одним из фундаментальных бизнес-процессов современной организации, позволяет системно подходить к выявлению ключевых ориентиров развития и способствует повышению инновационности корпоративного менеджмента. Как направление он представляет собой слияние методов и технологий менеджмент-маркетинга, а как важнейшее структурное технологическое звено в системе современного управления -содействует эффективному обнаружению рисков и возможностей бизнеса, которые следует учитывать при построении стратегии организации.
Бенчмаркинг - это непрерывный процесс поиска, исследования и реализации передовых технологий работы эталонных организаций, подразделений, отдельных специалистов в практику тестируемого предприятия в целях формирования его конкурентоспособности на основе совершенствования бизнес-процессов [2].
Бенчмаркинг - это современная методология инновационного творческого поведения предприятия, эффективно заимствующего и осваивающего передовой опыт. В противном случае оно не сможет стать достойным конкурентом лидеру, у которого останется преимущество идеи, инновации. Таковы принципы конкуренции, прочно сопряженные с инновационным воззрением. Во-первых, передовой опыт всегда содержит для того, кто хочет им воспользоваться, неочевидную подсказку, определяющую направление дальнейшего развития. Во-вторых, если заимствующий сможет увидеть больше, чем ему предлагается, он выполнит инновационную задачу бенчмаркинга. Ее основой выступает полнота информации, без которой невозможно «увидеть больше, чем предлагается», а базовыми составляющими - инновационное поведение и сравнительный анализ [8].
Бенчмаркинг, как один из методов маркетинг-менеджмента, кроме экономической смысловой нагрузки несет и философскую, раскрывающую его суть - учиться у других «... быть достаточно умным, чтобы признавать: всегда есть кто-то в чем-то лучше вас; быть достаточно мудрым, чтобы учиться у него, а затем догнать и перегнать учителя» [8]. Если изначально под бенчмаркингом понимался процесс следования лучшим образцам, то сейчас акцент ставится на перенесение передовых приемов, методик работы. Поэтому в области экономики бенчмаркинг -
это, во-первых, передовая технология конкурентного анализа; во-вторых, концепция развития стремления к непрерывному совершенствованию; в-третьих, сам процесс совершенствования.
Анализ мировой практики показывает, что простое копирование технологических достижений, совершенных бизнес-процессов (например, системы управления, особенностей кадровой политики) предприятий-партнеров неприемлемо. каждое предприятие, проводящее бенчмаркинг, должно понимать, что собранная им информация может подтвердить бессмысленность осуществления какого-либо запланированного проекта в силу выявленных ограничений в материальных, финансовых и трудовых ресурсах. В каждой конкретной ситуации следует просчитывать все возможные нюансы: наличие высококвалифицированных специалистов, удаленность поставщика материалов, что в конечном итоге может негативно отразиться на эффективности функционирования предприятия и организации его бизнес-процесса [4].
эволюцию методов ведения бизнеса в сторону расширения каждого из направлений, объединения их в систему нового качества фиксируют многие исследователи, в том числе Б. Л. Кузнецов, Г. Л. Багиев, О. А. Третьяк, Г. Лейдиг. В своих работах они, в частности, говорят об интеграционных процессах взаимодействия инструментариев маркетинга, логистики, синергетики и бенчмаркинга как перспективных основах теории и методологии управления хозяйствующими субъектами на всех иерархических уровнях экономики, предлагают использовать принципы бенчмаркинга при исследовании маркетинговой среды организации.
Синергетическая парадигма инновационного рынка открывает новые возможности для его исследования с использованием системно-синергети-ческого подхода. В целом нужно иметь в виду, что рынок - это самоорганизующийся механизм, где могут изнашиваться либо устаревать и отмирать отдельные его агрегаты, а на их месте появляться новые. В связи с тем, что сегодня маркетинговая среда характеризуется неустойчивостью, глобализацией, гиперконкурентностью, нелинейностью и неравновесностью происходящих процессов, ее можно рассматривать как сложноорганизованную систему, обладающую синергетическими свойствами. Данное обстоятельство вызывает рост многообразия экономических связей, развитие и применение бенчмаркинга, увеличение объема трансакционных
издержек на предприятии как значимого фактора современной экономики, вследствие которого возможна кооперативная, самоорганизующаяся деятельность экономических агентов, приводящая к возникновению синергизма в системе. В качестве механизмов и инструментов управления целесообразно использовать бенчмаркинг, стратегическое маркетинговое управление, реинжиниринг, налоговые преференции, финансовый леверидж, т. е. все то, что выводит экономическую систему из равновесия, формируя потенциал для ее последующего развития.
Поскольку синергетика - наука о сотрудничестве, кооперировании и познании сложнооргани-зованных систем, то бенчмаркинг - когерентный ей традуктивный инструмент исследования этих систем в экономике. Концепция синергетического бенчмаркинга - естественный ответ теории на вызовы современной экономики, дающий новый конструктивный импульс научным исследованиям. Кроме того, она позволяет решать проблемы бен-чмаркинга в глобальном гиперконкурентном контексте, увеличивая его эвристический потенциал, расширяя возможности в философском, экономическом и математическом аспектах [7].
Синергию, реализующуюся в форме парт-нерств, сотрудничеств, слияний и постоянного взаимодействия, рассматривают как движущую силу экономического развития значительно реже, чем конкуренцию. Поэтому для отечественных наукоемких отраслей промышленности стратегически важно интегрированно разрабатывать бенчмар-кинговую и синергетическую стратегии развития с определением основных направлений прорыва и синергизма, используя концепцию движущих сил. По мнению авторов, важным представляется не только правильно их прогнозировать, но и определять их взаимосвязь и возможные последствия. Часто на практике следствием бенчмаркинговой стратегии выступают положительные синергети-ческие эффекты, когда результат от бенчмаркинга превосходит свойства эталонного бизнес-процесса, что позволяет убедиться в синергетических свойствах бенчмаркинга, ориентированных на порождение специфических эффектов - эмерджентности, мультипликации и синергизма для интенсификации взрывного, качественного развития системы.
Среди проблем, решаемых на основе синерге-тического бенчмаркинга, - переход на «прорывную» и инновационную стратегии развития России, а также создание национальной, региональных и
локальных инновационных систем промышленной политики, корпоративного развития конкурентоспособного предприятия. Следует отметить, что синергетический бенчмаркинг отличается высокой сложностью, поэтому на практике его применение не всегда обосновано.
Результаты проведенного авторами в 2012 г. опроса крупных промышленных предприятий Республики Мордовии и Пензенской области на тему «Роль бенчмаркинга в формировании инновационного потенциала организации» показали единство мнений топ-менеджмента в том, что бенчмаркинг как инструмент маркетинга взаимодействия обеспечивает большие преимущества для инновационного менеджмента предприятий, а именно:
а) бенчмаркинг позволяет определять на основе исследований и анализа лучшие технологии и ресурсы при создании новой продукции;
б) бенчмаркинг обеспечивает более тесное взаимодействие субъектов через обмен знаниями, ориентирует их на лучший опыт;
в) бенчмаркинг формирует базу новых познаний, позволяющую создавать принципиально новые продукты благодаря систематическому мониторингу передового опыта.
На инновационном рынке партнерские отношения направлены на длительное взаимодействие, когда его участники связаны не только единичными коммерческими сделками, но и нацелены на некоммерческое сотрудничество [6]. Данные отношения достаточно сложно прописать только в системе договоров и контрактов. Здесь все большее значение играют вопросы культуры, социальной адаптации, личностный фактор, которые оказывают влияние на принятие управленческих решений, осуществление коммерческих сделок.
Инновационный характер экономики региона является многоаспектной характеристикой, которая включает в себя множество часто трудно сочетаемых между собой критериев. Экономику региона целесообразно рассматривать с двух позиций: как территориальную инновационную самодостаточную площадку и как интегрированную в другие инновационные системы национального и международного уровня. Самодостаточность экономики региона, как инновационной системы, предполагает наличие на соответствующей территории хозяйствующих субъектов, реализующих полный инновационный цикл - от генерации знаний до выпуска инновационной продукции.
В современных условиях трудно обеспечить инновационную самостоятельность отдельного региона, поскольку одни территории занимают сильные позиции в сфере проведения исследований и разработок, другие имеют опытное производство и широкие возможности коммерциализации инновационной продукции, имеющей спрос на внутреннем и внешнем рынках. В такой ситуации вопросы становления инновационной инфраструктуры регионов России важны и актуальны.
К примеру, инновационные кластеры экономики Республики Мордовия обладают значительным потенциалом развития, поскольку главная ставка в развитии региона сделана на технологических лидеров, электро- и светотехнику. Приоритетными направлениями развития технологических лидеров являются:
- удержание позиций на традиционных для республики рынках (силовая электроника, источники света и т. д.);
- позиционирование на новых рынках инновационной продукции (светодиодные источники света и светильники, оптоволокно и др.).
Инновационная деятельность таких предприятий во многом определяется тем, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, их соответствие другим общественным институтам (ценностям, нормам, законодательным ограничениям и т. п.) [1]. Для бенчмаркинга крайне важным является определение того, в каком направлении будет происходить усиление отношений в данной системе, кто из участников сети может стать источником информации и какие факторы обусловливают бенчмаркинговый обмен.
К принципам реализации взаимодействия на основе синергетического бенчмаркинга относятся:
• ориентация на потребителя при создании и распространении новых знаний;
• единство инновационных целей всех партнеров во взаимодействии и синхронное выполнение задач в ходе организации деятельности;
• научный подход на всех этапах создания и распространения информации;
• информационная открытость и использование всех уровней связей партнеров для получения необходимой информации;
• нацеленность на непрерывное обучение и развитие творческих подходов.
В ходе проводимого исследования авторами была предпринята попытка выявления возмож-
Характеристика ресурсов региональных предприятий машиностроения и пищевой промышленности, представляющих потенциальную ценность для бенчмаркинга
Вид ресурса Предприятия машиностроения Предприятия пищевой промышленности
Информационный Научно-техническая информация, технические знания Опыт коммерческой деятельности, знание рынка, рыночных потребностей
Кадровый потенциал Высококвалифицированные технические специалисты Специалисты в области маркетинга, коммерции
Управление ский Менеджмент, направленный на строгую дисциплину, точность, позволяющий обеспечить контроль технического процесса Менеджмент, нацеленный на гибкое управление, реакцию на рынок, с более сильным предпринимательским потенциалом
Инфраструктура Взаимоотношения с другими хозяйствующими субъектами в регионе и за его пределами, позволяющие привлечь необходимую техническую информацию, другие ресурсы для создания инновации Развитая сбытовая сеть, установившиеся отношения с банками и другими финансово-кредитными учреждениями, взаимоотношения с другими предприятиями данной сферы деятельности, что дает возможность не только привлекать необходимые финансовые ресурсы, но и обеспечивать распространение инноваций
ности повышения инновационной активности комплекса предприятий двух секторов экономики -потенциальных поставщиков и потребителей на инновационном рынке. Был проанализирован интеллектуальный потенциал предприятий пищевой промышленности и машиностроения, что позволило выявить определенные ресурсы для использования во взаимодействии на основе бенчмаркинга (см. таблицу).
Взаимодействие с другими хозяйствующими субъектами представляет особый интерес с точки зрения бенчмаркинга, поскольку партнерами являются потенциальные поставщики и потребители инноваций, а сбалансирование их интересов может привести к появлению принципиально нового знания (положительный синергизм). Использование бенчмаркинга в данном взаимодействии обусловлено рядом причин, в числе которых:
- значительные различия в организационных структурах и культурах, препятствующие установлению отношений в процессе создания и потребления инновации;
- со стороны наукоемкого сектора взаимодействию мешает низкая степень знания рынка и потребителей и отсутствие проверенных контактов в данной сфере;
- со стороны пищевой промышленности существующий спрос удовлетворяется преимущественно за счет импортных технологий, но требования рынка активизируют спрос на новые отечественные технологии и технологические услуги.
исследование показало, что использование бенчмаркинга способствует взаимовыгодному уве-
личению интеллектуального капитала предприятий данных сфер деятельности, а также обеспечивает положительный синергетический эффект за счет создания новых знаний и идей.
Синергетический бенчмаркинг на различных этапах партнерских отношений обеспечивает эффективный информационный обмен и установление отношений между партнерами, которые ведут к усилению взаимодействия между субъектами инновационной деятельности и их общему повышению инновационной активности. Развитые информационные отношения способствуют гармонизации внешней среды, ее более организованному развитию.
В настоящее время предпринимаются попытки внедрения принципов синергетического бенчмаркин-га в российскую практику управления инновациями, и чаще всего неосознанно. Так, Республика Мордовия является одним из инициаторов создания в 2010 г. Ассоциации инновационных регионов России. В ее рамках на основе совместных инициатив образовывается уникальная система научно-технического, образовательного и информационного взаимодействия участников ассоциации. Важно отметить, что членство в ассоциации позволяет Республике Мордовия обмениваться накопленным опытом с другими инновационными регионами России, эффективнее создавать благоприятную правовую, экономическую, социальную и творческую среду. Формирование эффективной инновационной инфраструктуры является осознанной необходимостью, неотъемлемой предпосылкой развития региональных предприятий.
Таким образом, на инновационном рынке синергетический бенчмаркинг способствует про-
цессу принятия инновации и ее распространению, обеспечивая необходимыми знаниями о лучших продуктах и передовых технологиях потенциальных потребителей предприятия. Необходимость и возможность использования передовых мировых и отечественных достижений в собственной практике является насущной потребностью российского бизнеса. Формирование бенчмаркинговой стратегии, ориентированной на опережение развития объекта управления, позволит достичь положительных синергетических эффектов в деятельности предприятия.
Список литературы
1. Атоян В. Р., ЧеботаревскийЮ. В. Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы. Саратов: СГТУ, 2001.
2. Гераськина И. Н. Стратегический бенчмар-кинг в системе управления предприятием: монография. Саранск: 2011.
3. Гераськина И. Н. Формирование стратегии промышленного предприятия региона на основе бенчмаркинга // Регионология. 2012. № 2. С. 68-74.
4. Гераськина И. Н. Бенчмаркинг в системе современного менеджмента // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 85. С. 324-332.
5. Имайкина О. И., Вдовин С.М. Инновацион-ность экономики региона // Регионология. 2012. № 2. С. 47-52.
6. КокуринД. И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
7. Кузнецов Б. Л., Чирков Д. В. Локальные инновационные системы. Набережные Челны: Изд-во Камской государственной инженерно-экономической академии, 2008.
8. Саломатин А. Ю., Шерстобитова Т. И. Роль коммуникационной составляющей в инфраструктуре региональных инновационных систем // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Пенза. 2011. № 4. С. 67-78.
9. Шерстобитова Т. И. Бенчмаркинговое взаимодействие как фактор развития инновационного потенциала отечественных предприятий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Пенза. 2004. № 3. С. 49-57.