Научная статья на тему '2006. 04. 053. Сидоренко О. В. Отраслевая структура производства как фактор экономической динамики в регионе / Хабар. Гос. Акад. Экономики и права. - Хабаровск, 2005. - 152 с. : табл. - библиогр. : С. 113-122'

2006. 04. 053. Сидоренко О. В. Отраслевая структура производства как фактор экономической динамики в регионе / Хабар. Гос. Акад. Экономики и права. - Хабаровск, 2005. - 152 с. : табл. - библиогр. : С. 113-122 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ - ТЕОРИИ НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ВОСТОК ДАЛЬНИЙ РФ - - МТРАЁЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ЭКОНОДИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 04. 053. Сидоренко О. В. Отраслевая структура производства как фактор экономической динамики в регионе / Хабар. Гос. Акад. Экономики и права. - Хабаровск, 2005. - 152 с. : табл. - библиогр. : С. 113-122»

продвижение открытого программного обеспечения, а также проблема совместимости при современной распространенности «проприетарного интерфейса». Положительный эффект для экономики заключается в сокращении издержек внедрения программного обеспечения, формирование конкурентного рынка совместимых и взаимозаменяемых программ и развитие отечественного производства программного обеспечения.

Автор доказывает, что общая стратегия развития программного обеспечения в России должна состоять в активном внедрении открытого программного обеспечения. Роль государства при этом заключается в создании эффективных мер контроля и ответственности за использование нелицензионных программ, а также в финансировании и заключении контрактов на создание открытых программ в соответствии с нуждами государства.

Выдвигается идея создания технопарка в Мурманской области. Регулирующее воздействие региональных органов власти на развитие отраслей высоких технологий должно основываться на следующих принципах: принцип ресурсного обеспечения, принцип средового обеспечения и принцип поддержки.

2006.04.053. СИДОРЕНКО О.В. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ В РЕГИОНЕ / Хабар. гос. акад. экономики и права. -Хабаровск, 2005. - 152 с.: табл. - Библиогр.: с. 113-122.

В экономической теории существует ряд концепций, по-разному рассматривающих проблему экономической динамики. Автор работы наиболее подробно останавливается на теории многоуровневой экономики Ю.В. Яременко, который связывает экономическое развитие со структурными изменениями национальной экономики.

Отраслевая структура характеризует сложившуюся в результате общественного разделения труда и конкретных исторических особенностей систему распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности. Отраслевая структура производства является одной из макроэкономических характеристик экономической системы и отражает соотношение разных отраслей и секторов. В отечественной практике группировка производств по от-

раслям осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), разработанном на основе международной отраслевой классификации (МСОК).

Автор выделяет два подхода к исследованию влияния отраслевой структуры на экономическую динамику: в течение длительного или относительно краткого временного периода. В рамках первого подхода, опирающегося на теорию секторов К. Кларка и теорию больших циклов Н.Д. Кондратьева, оценивается влияние на экономическую динамику структурных сдвигов, происходящих под влиянием долгосрочных инновационных процессов. Считается, например, что пятый большой цикл, начавшийся примерно в 1990 г., связан с развитием информационной техники (с. 18-20).

В рассматриваемой работе, выполненной в рамках второго подхода, оценивается влияние изменения отраслевой структуры на экономическую динамику в течение 1985-2002 гг. При этом признается существование причинной связи между отраслевой структурой экономики и уровнем экономического развития страны. Структурные сдвиги оцениваются по степени их влияния на совокупный темп роста производства. Данный принцип, по мнению автора, в наибольшей степени соответствует задачам анализа российской экономики в период отрицательной динамики. Прогрессивным структурным сдвигом считается увеличение доли отраслей с темпами роста физического объема производства больше единицы, регрессивным структурным изменением - увеличение доли отраслей, производство в которых сокращается (темпы роста физического объема меньше единицы). Применение индексов физического объема обусловлено ограниченностью статистической базы, но служит приемлемым инструментом для анализа структурных изменений в промышленном производстве в реформируемой экономике.

Регулирование процессов, связанных со структурными изменениями, осуществляется в рамках государственной структурной политики, которая влияет на соотношение между отраслями путем сворачивания старых и поощрения новых отраслей. Структурная политика государства представляет собой вмешательство в экономику с целью реализации приоритетов национальной экономической политики и является апробированным в мировой практике

средством преодоления ограничителей роста, связанных с несовершенством рыночных механизмов.

Методы осуществления структурной политики зависят от стратегических целей экономического развития и национальных конкурентных преимуществ данного государства в определенный период времени. Автор выделяет два основных типа структурной политики - западноевропейский и азиатский, а также дает характеристику целей и инструментов структурной политики, проводимой зарубежными странами во второй половине XX в.

Анализ особенностей структурной политики в странах с развитой рыночной экономикой позволяет автору сделать выводы о том, что проведение структурных преобразований в промышленности предполагает активное участие государства и требует длительного периода времени. При этом государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи для устранения распыления ресурсов по всем отраслям экономики. Наибольший эффект структурные изменения приносят при оптимальном сочетании рыночных рычагов и активного организационного воздействия государства.

Состояние российской экономики требует особого подхода к осуществлению структурной перестройки промышленности в связи со значительными масштабами изменений и глубиной кризисных явлений. Проведение структурных реформ в России гораздо сложнее, чем в любой из стран Запада, где уже сформировались рыночные механизмы.

После начала реформ в 1992 г. в России неоднократно предпринимались попытки разработать концепцию структурной политики и реализовать ее с помощью специального государственного органа (с. 38). В среднесрочной программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.» государственная структурная политика заключалась в работе с агентами рынка и была нацелена на «точки роста», т.е. предприятия, обеспечивающие удовлетворение реального рыночного спроса. Однако решить проблемы совершенствования структуры производства, используя механизм «точек роста», не удалось. При поддержке зарубежных инвесторов на роль «точек роста» претендовали, прежде всего, сырьевые экспортно-ориентированные отрасли, что сопровождалось увеличением неравенства между от-

раслями и усилением региональной дифференциации. Экономические приоритеты правительства - состояние бюджета, подавление инфляции и приватизация - напрямую не связаны со структурной перестройкой и экономическим ростом.

В большей степени задачам преобразования структуры производства, по мнению автора, соответствует проект Торгово-промышленной палаты РФ «О государственной промышленной политике России: Проблемы формирования и реализации», разработанный в 2003 г. (с. 39-40). Согласно ему, приоритет в структурной перестройке промышленности отдан формированию «новой экономики» - высокотехнологичным наукоемким производствам, производствам средств для развития материальной базы науки, образования, воспитания и культуры, а также импортозамещающим производствам и производствам, обеспечивающим внутренние потребности страны. Предполагается смягчение диспропорций между размещением обрабатывающих производств в западных и восточных районах страны, повышение конкурентоспособности индустрии в отдаленных и северных районах, принятие специфических решений для проблемных регионов, а также использование потенциала международного сотрудничества, в первую очередь со странами СНГ.

В ходе экономической реформы центр тяжести структурных преобразований фактически переносится на регионы. Региональная структурная политика позволяет обеспечить дополнительный эффект от мобилизации структурных факторов экономического роста территорий. Выбор стратегии развития, которая привела бы к экономическому росту, в значительной степени зависит от органов управления регионов.

Эффективность выбранных направлений структурной политики может быть определена на основании использования различных методик оценки структурных изменений и их влияния на экономическую динамику. Автор приводит наиболее распространенные в отечественной статистической практике методы: расчет линейного коэффициента «абсолютных» структурных сдвигов, расчет квадратического коэффициента «абсолютных» структурных сдвигов и расчет квадратического коэффициента относительных структурных сдвигов (с. 41-42).

Использование рассмотренных методов иллюстрируется на примере изменения объемов выпуска трех видов продуктов (угля, природного газа и нефти) в структуре топливной промышленности условного региона. Разница в оценках, полученная при использовании текущих и базисных цен, показывает, насколько значимо искажающее влияние цен.

Автор также анализирует методы, позволяющие сравнивать пространственные (региональные) структуры производства и оценивать влияние структурных изменений регионального хозяйства на объем валового регионального продукта (с. 44-45).

Для оценки влияния структурных изменений на экономическую динамику автор предлагает использовать структурно-динамический метод анализа (с. 48-52). В соответствии с результатами расчетов проводится классификация типов экономического развития применительно к нестабильным экономикам: сбалансированный экономический рост, инерционный рост, стагнация, структурный кризис, общий экономический кризис. Применение структурно-динамического метода анализа иллюстрируется на примере изменений объема выпуска трех видов продукции топливной промышленности условного региона.

Автор работы, учитывая недостатки исходной статистической базы в стоимостном выражении, предлагает оценивать влияние структурных сдвигов в промышленности на темпы экономического развития на основе натуральных показателей. Подобный подход применялся в США в 1919 г. для расчета «индекса изменения количества» американской промышленности и в СССР в 19211922 гг. для расчета единого показателя конъюнктуры народного хозяйства, специалистами исследовательского центра ЦРУ для оценки темпов экономического роста СССР и т.д. (с. 57-59).

В ходе экономических реформ дифференциация регионов России по уровню жизни населения и хозяйственным пропорциям усилилась. Территориальная неравномерность экономического пространства обусловливает территориальную неравномерность структурных изменений в экономике России. Применяя структурно-динамический метод, автор анализирует структурные сдвиги в промышленности регионов Дальнего Востока в дореформенный и реформенные периоды, а также оценивает их влияние на темпы экономического развития отраслей промышленности дальнево-

сточных регионов. На основании расчетов по натуральным показателям главных видов продукции девяти отраслей промышленности получены следующие выводы.

1. В дореформенный период (1985-1991) многие отрасли промышленности дальневосточных регионов находились в состоянии структурного или общего кризиса. Кризисное состояние отраслей промышленности сопровождалось негативными структурными сдвигами. Регионы, входящие в состав Дальневосточного экономического района, имели на рубеже 1990-х годов разные стартовые условия (состояние промышленного потенциала) для осуществления экономических реформ.

2. В 1992-1998 гг. промышленность Дальнего Востока в целом и отдельных дальневосточных регионов находилась в кризисном состоянии на фоне негативных структурных изменений. В отраслевой структуре промышленности произошло значительное увеличение удельного веса отраслей ТЭК, а наиболее снизился удельный вес легкой и химической промышленности. При этом отрасли специализации дальневосточных регионов сохранили свои лидирующие позиции.

Только негативные структурные изменения в отраслях промышленности отмечались в Амурской области, Еврейском АО, Камчатской и Магаданской областях, Хабаровском крае и Чукотском АО. Позитивные структурные изменения в отраслях промышленности, носящие фрагментарный характер, наблюдались в сырьевых отраслях (ТЭК, лесной комплекс, рыбодобывающая промышленность) Приморского края, Сахалинской области и Республики Саха (Якутии).

3. В период 1999-2002 гг. промышленность всех дальневосточных регионов находилась в состоянии инерционного роста. В структуре промышленности произошли позитивные структурные изменения, наибольшие показатели которых наблюдались в обрабатывающих отраслях. Наиболее высокие темпы прироста производства продукции отмечались в машиностроении, отраслях лесного комплекса и цветной металлургии, а наибольший прирост производства промышленной продукции - в регионах с более дифференцированной структурой производства (Амурская область, Еврейский АО, Приморский и Хабаровский края). В промышленности дальневосточных регионов возросла доля импортозамещающих

производств (машиностроение, промышленность строительных материалов и др.).

Региональная структурная политика представляет собой систему административных и экономических мер государственного воздействия на экономику регионов, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами и нацеленных на совершенствование структуры производства и потребления регионов, эффективное использование их экономического потенциала и ресурсов, сохранение окружающей среды и соблюдение интересов России в целом. Автор выделяет три формы прямого воздействия государства на региональную структуру производства: региональные программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств; осуществление особо важных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд посредством внедрения контрактной системы.

В период реформ был принят ряд правительственных документов, в которых сформулированы основные подходы к формированию и реализации структурной политики на Дальнем Востоке. В первую очередь, это Федеральная целевая программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 19962005 годы и скорректированная Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года.

Использование метода структурно-динамического анализа позволяет автору оценить перспективные структурные сдвиги, предполагаемые в регионе в ходе реализации указанных программ, а также определить влияние ожидаемых структурных сдвигов на темпы роста промышленного производства. В случае полного выполнения Федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 19962005 годы, промышленность Дальнего Востока окажется только в состоянии инерционного роста при отсутствии явных тенденций структурной перестройки (с. 91-92). При условии реализации Программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. промышленность Дальнего Востока также окажется в состоянии инерционного роста, но темпы его будут значительно выше, чем по первому варианту. Однако и к 2010 г. не произойдет заметных структурных изменений в промышленности

региона. Дальний Восток сохранит свою ресурсную специализацию и высокую долю добывающих отраслей. Сырьевой сектор станет базой для стабилизации экономической ситуации, поддержания устойчивости во внешнеэкономических операциях и платежах, а также для значительных структурных преобразований в более отдаленной перспективе.

На основе разработанной методики автор предпринял попытку оценить структурные сдвиги в промышленности Дальнего Востока и его регионов, которые могут произойти при реализации экспортно-ориентированной или импортозамещающей стратегии развития (с. 98-101). Анализ предложенных вариантов развития показал, что для северных регионов Дальнего Востока более приемлемой является ориентация на развитие экспортных отраслей. Для южных регионов, исключая Еврейский АО, реализация обеих стратегий приводит к инерционному росту производства, однако темпы оказываются выше при ориентации на импортозамещение.

Разные варианты региональной структурной политики, по мнению автора, должны основываться на разных сочетаниях методов государственного воздействия на региональную структуру промышленного производства. Анализируя зарубежный опыт, автор предлагает следующий набор методов структурной политики:

- для экспортно-ориентированной стратегии развития: поддержка сырьевых производств в форме финансирования геологоразведочных работ и участия в создании необходимой инфраструктуры, создания оптимальных законодательных условий для привлечения частных и иностранных инвестиций в сырьевые отрасли (в том числе отраслевые льготы для развития сырьевых производств), меры внешнеэкономического и финансового регулирования;

- для импортозамещающей стратегии развития: формирование и поддержание спроса на машиностроительную продукцию за счет госзаказов и государственных дотаций к ценам; адресные налоговые льготы для предприятий, модернизирующих производство или осваивающих производство новой техники; меры кредитного и финансового регулирования; предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам и страхование инвестиционных рисков.

Экпортно-ориентированный и импортозамещающий варианты стратегии развития Дальнего Востока в целом не альтернатив-

ны, а вполне совместимы. Каждый из них обладает определенными достоинствами. Реализация в отдельных регионах Дальнего Востока государственной стратегии развития, наиболее соответствующего их экономическому потенциалу, позволяет преодолеть существующие деформации в структуре промышленности и создает условия для экономического роста в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.