Научная статья на тему 'Факторы соотношения добывающего и обрабатывающего секторов промышленности регионов Дальнего Востока'

Факторы соотношения добывающего и обрабатывающего секторов промышленности регионов Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1746
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Печерица Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы соотношения добывающего и обрабатывающего секторов промышленности регионов Дальнего Востока»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

Комплексное развитие хозяйства региона связано с гармоничным сочетанием отраслей, созданием рациональных межотраслевых пропорций, наилучшим использованием производственных ресурсов и возможностей, которыми располагает регион. Поэтому анализ этих пропорций позволяет более глубоко показать комплексный характер хозяйства территории, выявить особенности развития отраслей материального производства и внутриотраслевые сдвиги.

Д.В. ПЕЧЕРИЦА

Факторы

соотношения добывающего и обрабатывающего секторов промышленности регионов Дальнего Востока

Для промышленности Дальнего Востока остается актуальной проблема пропорциональности и сбалансированности соотношения между добывающим и обрабатывающим секторами промышленности, между отраслями, создающими ресурсы производства, и отраслями, их использующими. Соотношение объемов продукции в приведенных ценах наряду с соотношением между отраслями, производящими средства производства и предметы потребления, являются основными пропорциями внутри промышленности. Это один из показателей, характеризующих не только эффективность использования первичных природных ресурсов, но и общий уровень экономического развития района. Подобные пропорции определяются в стоимостных показателях или рассчитанных на их основе индексах (рисунок). Чем больше эти индексы, т. е. чем больше производится продукции конечного потребления на единицу потребляемого сырья и источника энергии, тем рациональнее используются природные ресурсы, совершеннее структура народного хозяйства, а значит эффективнее развивается производство (за счет дополнительного экономического эффекта), и наоборот.

В 1989-2006 гг. общей тенденцией изменения объемов производства отраслей добывающего и обрабатывающего секторов промышленности

ПЕЧЕРИЦАП Дмитрий Владимирович - ассистент кафедры регионального анализа и устойчивого развития Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток).

Дальнего Востока стала деиндустриализация, сопровождаемая сокращением производства в технологичных отраслях обоих секторов и проявляющая кризисные диспропорции отраслевой структуры промышленности региона. Общей тенденцией изменения соотношения секторов промышленности Дальнего Востока в целом и его территорий в частности было структурное «утяжеление» сырьевыми отраслями при «ослаблении» и «упрощении» обрабатывающего сектора, снижение удельного производства продукции переработки на единицу произведенного сырья и энергии (см. рисунок).

-Республика Саха (Якутия) -Камчатская область

-Еврейская АО

-Амурская область

-Ж—Сахалинская область -О—Чукотский АО

О Магаданская область —I—Приморский край

-Хабаровский край Дальний Восток

Динамика индекса соотношения объемов продукции добывающего и обрабатывающего секторов промышленности регионов Дальнего Востока, ед.

(в ценах 1989 г.)

В соответствии с территориально-отраслевыми и структурными особенностями промышленного производства на Дальнем Востоке и согласно требованиям экономико-географической методологии к добывающему (сырьевому) сектору промышленности относятся топливно-энергетический комплекс, горнодобывающая промышленность (с цветной металлургией), отрасли лесного и рыбного комплексов, к обрабатывающему сектору - машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, пищевая и легкая промышленности, черная металлургия, отрасли химического комплекса и др.

Исходя из динамики межотраслевых соотношений за 1989-2006 гг. и основных положений программной ориентации промышленности территорий Дальнего Востока для восстановления и дальнейшего роста комплексности взаимодействия и соотношения добывающих и обрабатывающих секторов промышленности необходимо изменение и обеспечение устойчивых динамик «основных» межотраслевых тенденций, способных

влиять на структурную комплексность, эффективность производства1. Анализ этих тенденций в отраслевом и территориальном аспектах позволил выявить конкретные факторы, определяющие ее по большинству отраслей, и в соответствии с имеющимися в регионе ресурсами и эффективностью их использования сделать выводы о направлениях их комплексного развития. Для всех территориально-производственных зон Дальнего Востока они определялись территориальной спецификой, обусловленной взаимодействиями и соотношениями отраслей специализации, вспомогательных и обслуживающих отраслей.

В целом топливно-энергетический комплекс (ТЭК) был и остается фактором, сдерживающим развитие промышленности региона. Высокая доля ТЭК (39 % в 2006 г.) в общем выпуске промышленной продукции говорит не об уровне развития его отраслей, а о глубоком структурном кризисе в экономике региона2. В течение 1989-2006 гг. во всех территориях Дальнего Востока кратно (в стоимостном выражении) выросло удельное производство промышленной продукции на единицу производимого тепла и энергии. Это одно из ключевых соотношений структурной эффективности. Снижение его - актуальная задача комплексности промышленного производства, возможная при обеспечении встречных тенденций: со стороны ТЭКа - рост физического объема продукции, уровня обеспеченности топливом и электроэнергией при возрастающих потребностях и дефиците; со стороны промышленности - снижение энергозатратности промышленной продукции, в особенности обрабатывающего сектора, материалоемкость которого выше, чем добывающего.

Наиболее сложное, «отрицательное», данное соотношение в промышленности энергозависимых «приморских» территорий (Камчатском, Приморском краях) и энергоизбыточных регионах (Сахалинской и Амурской областях), где при общем падении объемов промышленного производства ТЭКи имели общий интенсивный рост объемов производства, что сильно изменило картину структурно-отраслевого баланса. Менее негативная динамика в регионах Северной зоны (Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский АО) и Хабаровском крае, где имелись отраслевые противовесы, обеспечившие динамику общего роста промышленной продукции.

Особый аналитический интерес представляет соотношение объемов продукции обрабатывающих секторов районных промышленностей и ТЭКа. Крайне негативная деструктивная динамика этого соотношения сложилась в северных и островных регионах, где объемы продукции обраба-

1 Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. М., 2005. 187 с.

2 Дальний Восток. Экономическое обозрение. Владивосток: Дальнаука, 2005. 371 с.; Ишаев В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирования. Владивосток: Дальнаука, 1999. 180 с.

тывающих секторов в абсолютных и относительных показателях снизились до ничтожно малых величин при кратном общем росте объемов продукции в ТЭКе. Особенно значительное падение удельного производства обрабатывающего сектора (более 90 %) отмечено в Сахалинской области и Якутии, относительно меньшее снижение в Южной зоне определялось меньшим спадом в обрабатывающем секторе и меньшим приростом в ТЭКе.

В период развития дальневосточной промышленности пропорции отраслей региональных ТЭКов, при всех недостатках и сложностях, являются объективно сложившимися. Они способны изменяться лишь в перспективе благодаря использованию системы интенсивных и экстенсивных мер, таких как реализация крупных региональных программ и инвестиционных проектов посредством административных, финансовых и политико-внедренческих мероприятий. В числе этих мероприятий: а) повсеместное внедрение мер топливо- и энергосбережения; б) повышение надежности электро-и теплоснабжения потребителей; в) разукрупнение источников теплоснабжения; г) сооружение ТЭЦ средней и малой мощности; д) обновление оборудования электростанций, ТЭЦ и котельных новыми, более экономичными и экологически чистыми типами; е) внедрение и повсеместное использование природного газа3. С учетом текущего состояния промышленности Дальнего Востока цены на энергию и топливо, транспортные тарифы на ввоз энергоносителей должны определяться на основе регулирующих функций государства, направленных на дифференцирование тарифа для каждого региона при соблюдении общерегиональной политики сдерживания тарифов на электроэнергию и дотирования предприятий ТЭКа.

Совершенствование структуры ТЭКа Дальнего Востока имеет принципиальное значение. Кроме снижения продукции в отраслях материального производства за счет более низкой себестоимости топлива и электроэнергии высокая электровооруженность труда понижает ее расход. При дефиците трудовых ресурсов это порождает мультипликативную цепь снижения хозяйственных затрат. Эффективный уровень развития ТЭКа способствует развитию более высоких стадий переработки ресурсов, снижая сырьевую направленность отраслей специализации и повышая выход конечной продукции высоких стадий переработки. Неотъемлемой частью данного положения является задача повышения конкурентоспособности как самого ТЭКа, так и промышленной продукции, производимой в регионе.

Структура промышленности Дальнего Востока в основном определяется функционированием Южной зоны (Хабаровский и Приморский края, Амурская область и Еврейская АО), где для производства большего количества валовой продукции используется меньше, чем в других зонах, ресурсов в целом. Здесь осуществляется более глубокая, чем в Северо-восточной зоне,

переработка сырьевых ресурсов, в структуре промышленного производства обрабатывающие отрасли играют значительную роль, и в целом структура хозяйства характеризуется большей комплексностью.

Для регионов Южной зоны проблемны и актуальны следующие межотраслевые пропорции соотношения, развитие которых способно восстановить и улучшить общую комплексность и структурную эффективность промышленного производства: машиностроения и металлообработки с отраслями добывающего сектора, некоторых обрабатывающих отраслей с рыбным, морепромышленным и лесным комплексами, горнорудной промышленности с производством строительных материалов.

Южная зона также является субрегионом с интенсивными межтерри-ториальными экономическими связями. Экстенсификация горнопромышленного освоения северо-восточных регионов (прежде всего Якутии) и топливных ресурсов Сахалина в период рыночных преобразований должна стимулировать развитие в Южной зоне именно обслуживающих население отраслей, так как комплексное развитие их на северо-востоке экономически невыгодно. Обеспечение высокого комплексного уровня развития пищевой, легкой и мукомольно-крупяной промышленностей в Южной зоне имеет экономически положительные и эффективные последствия: 1) в регионе в целом резко снижается завоз товаров народного потребления при дорогих транспортных затратах; 2) неизбежно растет удельное потребление этих товаров в зонах; 3) начинают оптимизироваться и рационально развиваться обслуживающие отрасли в северных районах, где эффективность их размещения недостаточно обоснована, так как фактором их создания является дефицит в этой территории продукции повседневного спроса.

Для всех территорий, в особенности для Южной зоны, показательно, что машиностроение и металлообработка имеют наиболее сложные и устойчивые отношения с другими отраслями. Поэтому здесь актуальна задача роста эффективности промышленного производства путем обеспечения более интенсивного роста физического объема продукции машиностроения в соотношении с сырьевыми отраслями добывающего сектора посредством исполнения вспомогательных функций и функций специализации в межотраслевых связях.

По мнению специалистов, будущее дальневосточного машиностроения за производством машин и оборудования для отраслей общероссийской специализации региона на предприятиях, являющихся вспомогательными для большинства добывающих и обрабатывающих отраслей, что позволит рационализировать связи с другими регионами4. Развитие отрасли должно соответствовать технической политике освоения региона, характеризуемой широким исполь-

зованием машин и механизмов повышенной мощности в северном исполнении, высокой степенью механизации и автоматизации работ и процессов, обеспечивающих эффективное замещение живого труда. В машиностроении предусматривается изменить специализацию, усилив межотраслевое взаимодействие ряда предприятий Амурской области, Хабаровского и Приморского краев в соответствии с потребностями развития региона5. Условия регионов с холодным и влажным климатом определяют особые требования к машиностроительной продукции для горнорудной, лесной, деревообрабатывающей и рыбной отраслей относительно их прочности, износостойкости и надежности.

Развитие производства строительных материалов в Южной зоне необходимо увязать с усилением и усложнением производственных отношений с горнорудной промышленностью (кооперированные связи в поиске и разработке месторождений, материальное обеспечение строительства объектов горнодобычи, комбинированные связи в процессе переработки отходов и сопутствующих материалов в строительные материалы). Комбинирование на основе комплексного использования отходов уменьшит экологическую нагрузку на территорию и обеспечит рентабельными строительными материалами возведение будущих объектов.

Основные задачи комплексности развития рыбной промышленности Дальнего Востока: ликвидация диспропорции в развитии флота и его береговой базы; повышение экономической эффективности рыбохозяйственной деятельности; расширение экспортного потенциала отрасли, увеличение вклада рыбохозяйственного комплекса регионов в решение продовольственного обеспечения населения; укрепление конкурентоспособности продукции российских товаропроизводителей на рынках АТР; расширение межрегиональных поставок технической продукции для различных отраслей промышленности страны6.

Являясь составной частью промышленности Дальнего Востока, рыбохозяйственный комплекс региона и в дореформенный период развивался в тесной связи с другими отраслями региона и страны в целом, формируя комплексность всего производства. Его межотраслевые и межрегиональные связи многосторонни и разнообразны. Он обеспечивал население Дальнего Востока и других регионов России рыбными товарами, поставлял сырье, кормовую и техническую продукцию для использования в отраслях агропромышленного комплекса. В то же время рыбохозяйственный комплекс являлся одним из основных пользователей услугами транспорта, потребителем

5 Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. М., 2005. 187 с.

6 Экономическая политика на Дальнем Востоке России: концепция и программа / под ред. П.А. Минакира. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2000. 92 с.; Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. М., 2005. 187 с.

топлива, хлопчатобумажных и синтетических материалов, древесины и пиломатериалов, проката черных металлов и прочей металлопродукции, тары и тарных материалов, пищевой и химической продукции.

С позиции комплексности производства для рыбодобывающих регионов Южной зоны (Приморского и Хабаровского краев) и «островной» зоны (Камчатской и Сахалинской областей) одним из важнейших является соотношение с рыбной промышленностью обрабатывающего сектора в целом и некоторых обрабатывающих отраслей в отдельности, которые при прогрессивной положительной динамике наиболее влиятельны. Поэтому в соответствии с задачами эффективного развития рыбодобывающих регионов за счет усиления комбинирования и кооперирования необходимо увеличить поступление продукции рыбной промышленности в общепромышленный объем, и в особенности в обрабатывающий сектор. За счет экстенсивных (освоение новых ресурсов, разного вида материальных фондов и средств) и интенсивных (рост производительности труда и внедрение технологий, улучшение организации и управления) факторов необходимо во взаимодействии и в соотношении с рыбной промышленностью обеспечить опережающий рост объемов продукции отраслей, вспомогательных и обслуживающих базовую специализацию.

В перспективе будет усиливаться разделение труда и продукции между рыбодобывающими районами Южной зоны и «островной», и доля южных районов в специализации и объемах конечной продукции еще более увеличится. В Южной зоне будут осуществляться преимущественно производство, обновление и обслуживание материальных фондов отрасли, более технологичная переработка более разнообразных видов рыбного и нерыбного сырья, а также выработка научных и управленческих задач и условий морского ресурсопользования, тогда как «островные» территории возьмут на себя основную нагрузку по воспроизводству, обслуживанию и наращиванию объемов вылова базовых видов рыбного сырья (лососевых и сельдевых) дальневосточных морей для дальнейшей переработки на юге7.

В лесопромышленном комплексе Дальнего Востока выход из кризиса следует связывать с тенденциями внутреннего спроса, изменениями мировой конъюнктуры и рационализацией лесопользования в новых экономических условиях. В структуре лесного комплекса нашего региона значительно преобладает производство первичной продукции (лесоэксплуатации и вывоза), доля которой в общем объеме выпуска продукции превышает 80 %. Продукты высших стадий переработки составляют немногим более 10 %8.

7 Ишаев В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирования. Владивосток: Дальнаука, 1999. 180 с.; Минакир П.А., Рензин О.М., Чичканов В.П. Экономика Дальнего Востока. Перспективы ускорения. Хабаровск: Кн. изд-во, 1986. 256 с.

8 Ишаев В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирования. Владивосток: Дальнаука, 1999. 180 с.

Современное развитие лесопромышленного производства Дальнего Востока возможно только при формировании комплексных межрайонных связей добывающих и обрабатывающих лесных отраслей. Повысить комплексность производства и эффективность структурного соотношения лесной и деревообрабатывающей промышленности с другими отраслями необходимо путем более интенсивного развития ее обрабатывающих производств в соотношении с добывающими на основе комбинированных и кооперированных производственных отношений с машиностроением и металлообработкой (обслуживание, ремонт и производство запчастей для техники); с производством строительных материалов (использование отходов в производстве наполнителей, тарное производство); с предприятиями химической, пищевой и легкой промышленности (производство спиртов, смол, красителей, биоматериалов, биоактивных веществ). А главное - нужна современная законодательная база, регламентирующая права и обязанности собственников и пользователей лесных ресурсов с учетом требований рационального природопользования и эффективного производства.

Развитие деревообрабатывающей промышленности осуществляется главным образом в уже сложившихся лесопромышленных центрах Южной зоны Дальнего Востока. На Амурскую область, Хабаровский и Приморский края приходится более 70 % всей добываемой и перерабатываемой в регионе древесины9. В будущем доля этих регионов в лесопереработке еще более увеличится, будет заложена основа для перехода к интенсивным методам лесопользования и усилится разделение труда между южными и северными территориями Южной зоны, Якутии и Сахалинской области. В южных районах будет осуществляться преимущественно переработка древесного сырья, а северные возьмут на себя основную нагрузку по наращиванию объемов лесозаготовок.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесного комплекса является создание в Южной зоне не отдельных мощных предприятий, а крупных лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины и её глубокой механической и химической переработке. Развитие лесопромышленного комплекса региона серьезно ускорит создание в южных районах новых технологий и предприятий, специализирующихся на производстве высокопроизводительных и экологически безопасных отечественных машин и механизмов, предназначенных для заготовки и всесторонней переработки сырья в товары с высокими потребительскими свойствами, основанных на высоком научно-техническом и производственном потенциале предприятий ВПК10.

9 Дальний Восток. Экономическое обозрение. Владивосток: Дальнаука, 2005. 371 с.

10 Ишаев В.И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития и регулирования. Владивосток: Дальнаука, 1999. 180 с.; Минакир П.А. Системные трансформации в экономике. Владивосток: Дальнаука, 2001. 536 с.

Значительную часть территории Дальнего Востока занимает зона Севера - слабозаселенный ареал сложного климата и очагового характера размещения хозяйства (Республика Саха/Якутия, Магаданская область, Чукотский АО). Основой экономической деятельности этой зоны являются локальное промышленное освоение и эксплуатация особо ценных и дефицитных ресурсов горнорудной промышленности. Для территорий Северной зоны наиболее актуальны и проблемны соотношения основной структурообразующей отрасли - горнорудной промышленности и немногих обрабатывающих отраслей, представленных в регионах и имеющих с ней устойчивые производственные связи.

В этих территориях наиболее целесообразно преимущественное развитие специализированных добывающих производств горнодобычи в комплексе с обслуживающими их отраслями (транспорт, ремонтные службы, обслуживание производственного персонала и т. д.). Во взаимодействии с горнорудной промышленностью необходимо обеспечить опережающий рост удельного объема продукции машиностроения и металлообработки на ведущих профильных предприятиях Якутии и Магаданской области (производство и ремонт горного оборудования, транспорта, широкого круга механизмов и металлоконструкций в северном исполнении). Аналогично за счет усиления производственных отношений и связей необходимо улучшить соотношение машиностроения с добывающим сектором в целом для обеспечения специализированной машиностроительной продукцией и обслуживания остальных ведущих сырьевых отраслей зоны - ТЭКа и рыбной промышленности.

Политика промышленного развития Якутии должна базироваться на комплексном использовании богатейших природных ресурсов, постепенном создании передельного цикла и производств по выпуску конечной продукции за счет увеличения в ней доли добавленной стоимости. Формирование конечных производственных циклов в алмазной промышленности и рациональной структуры производства ТЭКа и их вспомогательных производств должно способствовать усилению финансово-инвестиционного потенциала республики и обеспечению условий экологически эффективного ресурсопользования. В перспективе субрегион способен стать центром рентабельных инвестиционных проектов развития не только своей экономики, но и всего Дальнего Востока.

Важнейшим направлением стратегии комплексного развития промышленности Магаданской области и Чукотского автономного округа является эффективное использование доходов горнорудной промышленности для реинвестирования субрегионального хозяйства. В первую очередь для этого необходимы эффективное инфраструктурное и технологическое обеспечение отрасли и следование специальной политике использования финансовых ресурсов, получаемых от добычи цветных и драгоценных металлов

для формирования фонда, гарантирующего внутренние и внешние инвестиции в региональную экономику11.

На Дальнем Востоке продолжается период пионерного освоения уникальных природных ресурсов. Повышенная капиталлоемкость и большие эксплуатационные расходы в сочетании с отраслевым подходом к развитию производства стали факторами, сдерживающими темпы экономического развития промышленности региона. При всей нестандартности природных условий каждой из территорий Дальнего Востока должно быть обеспечено взаимосогласованное развитие отраслевой и территориальной структуры промышленного производства, поскольку только в этом случае можно рассчитывать на достижение максимально возможного уровня эффективности12.

В нынешних условиях существует необходимость разработки теории и практических решений территориального развития промышленного производства Дальнего Востока, которые призваны дать ответ на большинство вопросов, связанных с совершенствованием территориальной организации производства и его эффективного территориального управления. Предоставление территориальным органам управления права разрабатывать проекты комплексных планов экономического развития региона, края, города, которые позволяли бы наиболее полно использовать возможности региона в контроле за выполнением принятых решений, и достаточно эффективных способов воздействия на отраслевые организации позволило бы обеспечить более быстрые темпы развития вспомогательной и обслуживающей население инфраструктуры и могло бы взять на себя функции централизации вспомогательных производств.

О значении транспорта в промышленности Дальнего Востока свидетельствует тот факт, что доля занятых в этой отрасли значительно больше, чем в среднем по стране. В ней формируется до 15 % валового промышленного продукта в Южной зоне и до 25 % в Северной зоне13. В экономических и природных условиях промышленного производства Дальнего Востока особенная роль в формировании комплексного соотношения отраслей добывающего и обрабатывающего секторов принадлежит транспорту - основному инфраструктурному элементу хозяйственной системы, обеспечивающему территориальное и межотраслевое взаимодействие. Уровень транспортной освоенности влияет на структуру вспомогательных и обслуживающих производств. Проблемы отраслевых пропорций в экономике региона во многом заданы неравномерной транспортной сетью. Поскольку транспортное строительство капиталлоемко, предпочтение отдается региону с уже имеющейся

11 Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. М., 2005. 187 с.

12 Минакир П.А., Рензин О.М., Чичканов В.П. Экономика Дальнего Востока. Перспективы ускорения. Хабаровск, 1986. 256 с.

13 Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. М., 2005. 187 с.

транспортной сетью. Ввиду такого положения, например, из межрайонного обмена практически полностью выпадает лесопродукция региона, в значительной мере - морепродукция, не могут развиваться технологически более сложные перерабатывающие производства.

Но именно на базе транспортной инфраструктуры южных территорий необходимо совершенствовать межрайонные транспортные связи всего Дальнего Востока. Необходимо снизить роль ведомственного (отраслевого) подхода, не обеспечивающего эффективное и пропорциональное развитие динамичных структур транспорта, и в межотраслевых связях повысить значение территориальных приоритетов распределения перевозок между его отдельными видами. Необходимо упрочить целенаправленные экономические связи между производствами в Южной зоне и на Северо-востоке. Рационализация производственных связей Южной зоны и Северо-востока - одна из ключевых проблем повышения территориальной эффективности промышленного производства в регионе. Очень важно, чтобы все добывающие предприятия, независимо от формы собственности, имели по закону равные права в доступе к магистральным трубопроводам и другим транспортным системам и несли равную ответственность за создание на местах непроизводственной инфраструктуры14.

Практически все территории Дальнего Востока имеют потенциал для реализации своих стратегий во внешнеэкономической деятельности. Уже сейчас он реализуется благодаря в основном продаже сырья на внешний рынок. Также сырьевые ресурсы являются практически единственным фактором, который поддерживает интерес к Дальнему Востоку на внутреннем рынке. Необходимо превратить внешнеэкономическую деятельность в фактор перспективного развития. Дальний Восток должен развиваться как регион, обращенный в сторону АТР, СНГ и внутрироссийского рынка. Экспортная ориентация промышленности региона является важнейшим элементом структурной перестройки экономики Дальнего Востока и его субрегионов. Именно в стимулировании внешнеэкономической деятельности возможно достижение достаточно высокой степени согласованности государственных и региональных интересов. Чтобы эти направления развития имели перспективу, необходимо этот вид экономической активности дополнить инвестиционными проектами15.

Другим важным фактором повышения территориально-отраслевой комплексности и эффективности промышленного производства на Дальнем Востоке является широкое применение прогрессивных форм и методов территориальной организации хозяйства. К ним относятся целевой подход в реализации общерегиональных комплексных программ, формирова-

14 Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. М., 2005. 187 с.

15 Минакир П.А. Системные трансформации в экономике. Владивосток: Дальнаука, 2001. 536 с.

ние территориально-производственных комплексов и промышленных узлов с набором взаимосвязанных производств16. Строительство технически и экономически связанных предприятий, производственных и социальных служб обеспечивает значительный народнохозяйственный эффект за счёт кооперирования и комбинирования производства, экономии средств на сооружение и использование централизованных объектов, уменьшения территории застройки. При этом капитальные вложения и эксплуатационные расходы сокращаются на 10-12 %17. В то же время наличие дешёвого сырья, топлива и энергии, хорошая обеспеченность водными и земельными ресурсами делают весьма эффективным развитие на Дальнем Востоке целого ряда производств, особенно топливо-, энерго- и водоёмких. Получат дальнейшее развитие такие ТПК, как Зейско-Свободненский, Ургальский, Комсомоль-ский-на-Амуре, Совгаванский, Южно-Якутский18.

Образование региональных ТПК по возможности с полным производственным циклом и ориентацией на конечный результат позволяет провести отраслевую реструктуризацию в соответствии с задачами разделения труда и продукции между территориями Дальнего Востока, снизить различия и диспропорции в размещении предприятий добывающего и обрабатывающего секторов промышленности в территориях и в регионе в целом, а также существенно повысить экономическую стабильность таких формирований, рентабельность входящих в них предприятий и возможности вос-производства19.

16 Дальний Восток. Экономическое обозрение. Владивосток: Дальнаука, 2005. 371 с.

17 Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. М., 2005. 187 с.

18 Экономическая политика на Дальнем Востоке России: концепция и программа / под ред. П.А. Минакира. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2000. 92 с.; Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 г. М., 2005. 187 с.

19 Дальний Восток. Экономическое обозрение. Владивосток: Дальнаука, 2005. 371 с.; Минакир П.А. Системные трансформации в экономике. Владивосток: Дальнаука, 2001. 536 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.