населения, поскольку от их результатов зависит объем средств налогоплательщиков, которые будут потрачены на обеспечение дополнительных мер безопасности.
Д. Оманд указывает, что угроза международного терроризма должна восприниматься правительствами гораздо серьезнее, с тем чтобы адекватно реагировать на стремительно расширяющиеся возможности преступных организаций. Это потребует дополнительных расходов, выработки новых стратегических моделей борьбы. Изменения должны произойти в трех направлениях: на стратегическом, операционном и тактическом уровнях.
В заключение автор утверждает, что на международном уровне, включая страны Европейского союза и трансатлантического альянса, до сих пор отсутствует общее понимание стратегии борьбы с терроризмом.
Т.Б. Курбанов
2006.04.048. ХАМИНСКИЙ Я.М. ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ В ФАТФ: ЗАСЛОН МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ. - М: Акад. экономической безопасности МВД России, 2004. - 61 с.
Книга состоит из пяти глав: «История деятельности ФАТФ, ее структура, международно-правовая природа»; «О новой редакции рекомендаций ФАТФ, принятых ФАТФ в июне 2003 г.»; «Восемь специальных рекомендаций ФАТФ, касающихся борьбы с финансированием терроризма»; «Руководство для финансовых институтов по выявлению террористической финансовой деятельности»; «Российское законодательство и вступление России в члены ФАТФ».
ФАТФ1 была создана в 1989 г. по решению руководителей стран «Большой семерки» для координации международных усилий по противодействию легализации преступно полученных доходов в финансовом секторе, а также с целью разработки дополнительных превентивных мер в этой области.
Феномен функционирования в международной жизни пара-организаций, которые по своей природе не являются международными организациями, международными конференциями или предварительными ступенями образования таковых, достаточно известен. На это не раз обращали внимание известные российские юри-
1 FATF - Financial action task on money laundering.
сты-международники М.М. Богуславский, Г.М. Вельяминов, Х.Р. Шамсиев, Ю.А. Арсентьев и др. Они, в частности, отмечали отсутствие или непубликацию учредительных документов этих организаций. Но это не меняет дела, главное - полезность той или иной параорганизации для международного сообщества.
ФАТФ не имеет устава. При ее создании было согласовано, что она будет функционировать до 2004 г., и после наступления этой даты правительства решат, что делать дальше. По всей вероятности, ФАТФ будет функционировать и дальше, поскольку задач ей прибавилось - борьба с финансированием терроризма.
В апреле 1990 г., т.е. менее чем через год после создания, ФАТФ выпустила 40 рекомендаций, устанавливающих базовые принципы работы национальной организации по противодействию отмыванию «грязных денег» (с. 6).
Критерии для вступления в ФАТФ следующие. Необходимо:
- обладать соответствующим потенциалом на политическом уровне, пройти ежегодную самооценку и два раунда совместных оценок;
- быть полным и активным членом соответствующего регионального органа типа ФАТФ, если он существует, или быть готовым работать с ФАТФ, или даже возглавить создание такого органа (где он не существует);
- быть стратегически важной страной;
- признать отмывание денег, полученных от оборота наркотиков и других уголовных деяний, тяжким преступлением;
- сделать обязательным для финансовых учреждений идентификацию своих клиентов и сообщения о необычных и подозрительных операциях;
- пройти взаимную оценку, необходимую для страны-наблюдателя (с .14).
Новые рекомендации ФАТФ, если применять их совместно с восемью специальными рекомендациями о борьбе с финансированием терроризма, составляют всеобъемлющую систему мер для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Наиболее важным дополнением является рекомендация 40, которая имеет отношение к международному сотрудничеству, в частности, к взаимной правовой помощи и экстрадиции. Иными словами, она касается сотрудничества административных и право-
применительных органов, борющихся с отмыванием денег и финансированием терроризма, включая финансовые разведки (с .19).
Восемь специальных рекомендаций ФАТФ, касающихся борьбы с финансированием терроризма, состоят в следующем:
- ратификация и выполнение инструментов ООН;
- криминализация финансирования терроризма и связанного с ним отмывания денег;
- замораживание и конфискация активов террористов;
- сообщения о подозрительных операциях, относящихся к терроризму;
- международное сотрудничество;
- альтернативный перевод;
- электронные переводы;
- некоммерческие организации.
С июня 2002 г. ФАТФ начала работу по идентификации «слабых мест» мировых усилий по борьбе с финансированием терроризма. Этот процесс привел к разработке руководств по применению специальных рекомендаций и идентификации стран, отличающихся неадекватными мерами борьбы с финансированием терроризма (с. 25).
ФАТФ проводит политику сотрудничества с МВФ и Всемирным банком для обеспечения выполнения во всем мире 40 рекомендаций и 8 специальных рекомендаций. В 2003 г. ФАТФ и эти международные организации использовали общую методологию для оценки соответствия стандартов борьбы против отмывания денег и финансирования терроризма. Этот процесс сейчас можно рассматривать как своевременный, если учесть, что 40 рекомендаций по противодействию отмыванию денег, принятые в 1990 г. и пересмотренные впервые в 1996 г., в июне 2003 г. вновь были обновлены.
В четвертой главе дается общая характеристика руководства для финансовых институтов по выявлению террористической финансовой деятельности. Его цель - исключить непреднамеренное сокрытие финансовыми учреждениями средств террористов и движение таких средств. Финансовые учреждения будут тем самым в состоянии защитить себя и получать необходимые информацию и знания о том, как террористы, их пособники и те, кто поддерживает терроризм, могут использовать финансовую систему в своих целях. Этот документ содержит общие характеристики способов финан-
сирования терроризма. Прилагаемые примеры иллюстрируют методы, с помощью которых компетентные правоприменительные органы или финансовые разведки способны установить связь финансирования терроризма на основании информации, предоставляемой финансовыми учреждениями (с. 20).
Эксперты считают, что финансирование терроризма осуществляется из двух источников. Первый источник - это финансовая поддержка, обеспечиваемая государствами или организациями с достаточно крупными инфраструктурами, которые способны собрать и затем сделать доступными для террористических организаций финансовые ресурсы. Масштабы спонсируемого государством терроризма, согласно данным некоторых экспертов, в последние годы уменьшились, но усиленно заменяются другими типами поддержки. Отдельное физическое лицо, располагающее достаточными материальными ресурсами, может также оказать существенную финансовую поддержку террористическим группам. Усама бен Ладен, например, внес значительные суммы в образование и поддержку террористической Аль-Каиды (с. 34).
Второй источник финансовых ресурсов для террористических организаций - доходы, извлекаемые из различных видов деятельности. Как и в случае преступных группировок, доход террористических организаций может быть извлечен из преступления или иной незаконной деятельности. Например, террористическая группа в определенном регионе может поддерживать себя посредством похищения людей, вымогательства крупномасштабной контрабанды, различных видов мошенничества (например, с использованием кредитных карточек, благотворительной деятельности, краж, грабежей и незаконного оборота наркотиков).
В пятой главе рассматривается история вступления России в члены ФАТФ. В течение некоторого времени Россия находилась в «черном списке» ФАТФ. В этот список Россия была внесена в июне 2000 г. На тот момент она не отвечала 11 из разработанных этой международной организацией 25 критериев, по которым страну можно отнести к категории государств, ничего не предпринимающих в борьбе с легализацией преступных доходов (с.43).
К пленарной сессии «антиотмывочного интернационала» -ФАТФ - Россия - был оформлен повод исключить ее из «черного списка» стран, недостаточно борющихся с легализацией преступных
доходов. Правительство утвердило типовой проект соглашения об обмене информацией между российским Комитетом по финансовому мониторингу (КФМ) и финансовыми разведками других стран. До сих пор разведчики обменивались информацией по доброй воле.
Как следует из текста документа, обмен будет происходить на стадиях сбора, обработки и анализа информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которого имеются подозрения, что оно связано с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Органы финансовой разведки могут обмениваться сведениями о физических и юридических лицах, которые, по их мнению, участвуют в подозрительных операциях.
Активные действия органов государственного управления по скорейшему принятию мер для эффективного применения законодательства в области противодействия отмыванию преступных доходов (прежде всего, Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации), создание уполномоченного органа (Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу), энергичная поддержка этих действий со стороны банковского сообщества были по достоинству оценены международным сообществом: в октябре 2002 г. ФАТФ решила исключить Россию из «черного списка», а в июне 2003 г. приняла ее в полноправные члены (с. 47).
Краеугольным камнем системы Российской Федерации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступивший в силу 1 февраля 2002 г.
По мнению экспертов ФАТФ, с момента принятия законодательной базы по борьбе с отмыванием денег Россия добилась существенных успехов.
Г.А. Ухтуев