Научная статья на тему '2006. 02. 032. Литч К. М. , Харрисон Р. Максимизация потенциала компаний, генерированных университетами: рост коммерциализации второго порядка. Leitch C. , Harrison R. maximising the potential of University spin-outs: the development of second-order commercialization activities // r&d management. - Oxford, 2005. - Vol. 35, n 3. - P. 257-272'

2006. 02. 032. Литч К. М. , Харрисон Р. Максимизация потенциала компаний, генерированных университетами: рост коммерциализации второго порядка. Leitch C. , Harrison R. maximising the potential of University spin-outs: the development of second-order commercialization activities // r&d management. - Oxford, 2005. - Vol. 35, n 3. - P. 257-272 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ ВУЗОВ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ИР / НАУЧНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИРМЫ / ГЕНЕРИРОВАННЫЕ УНИВЕРСИТЕТАМИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ "ВТОРОГО" ПОРЯДКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 032. Литч К. М. , Харрисон Р. Максимизация потенциала компаний, генерированных университетами: рост коммерциализации второго порядка. Leitch C. , Harrison R. maximising the potential of University spin-outs: the development of second-order commercialization activities // r&d management. - Oxford, 2005. - Vol. 35, n 3. - P. 257-272»

второй группы. Как показал опрос, текущие расходы в первой группе составили в среднем от 2 млн. до 3 млн. долл.; респонденты из второй группы оценили соответствующие суммы в диапазоне от 25 тыс. до 800 тыс. долл. Шесть респондентов первой группы признали: в 2000 г. их доходы превысили расходы. В то же время девять опрошенных из второй группы указали на превышение их доходов в 2000 г., а пять - сообщили, что в 1991-2000 гг. полученные ими доходы ни разу не превысили показатели затрат (с. 83). Из данных опроса, резюмируют авторы, следует, что лицензирование с большей вероятностью приносит доход скорее партнерам первой группы.

Лицензии могут стать источником коммерчески значимых поступлений чаще всего по истечении довольно значительного срока.

Т.В. Горбунова

2006.02.032. ЛИТЧ К.М., ХАРРИСОН Р. МАКСИМИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА КОМПАНИЙ, ГЕНЕРИРОВАННЫХ

УНИВЕРСИТЕТАМИ: РОСТ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА.

LEITCH C., HARRISON R. Maximising the potential of university spin-outs: The development of second-order commercialization activities // R&D management. - Oxford, 2005. - Vol. 35, N 3. - P. 257-272.

Ключевые слова: роль вузов в промышленных ИР, научное предпринимательство, фирмы, генерированные университетами, коммерциализация «второго» порядка.

К. Литч работает в Школе управления и экономики при Королевском университете в Белфасте (Северная Ирландия); Р. Харрисон - сотрудник Центра исследования предпринимательства при Эдинбургском университете (Шотландия).

Во введении отмечается, что развитие «предпринимательского бизнеса», особенно в сфере высоких технологий, идет двумя путями. Первый путь, более традиционный, заключается в том, что развитие компании осуществляется за счет эксплуатации внутренних ресурсов технологий, выпуска новой продукции и ее рыночного сбыта. Второй состоит в формировании и росте компаний, «от-почкованных» от «материнских подразделений». Основой для раз-

вития такого рода компаний становится технология, разработанная персоналом «материнской организации». В качестве таковых могут выступать как частные, так и государственные подразделения, в том числе университетские лаборатории. «Отпочкованные фирмы», в свою очередь, могут сформировать аналогичные компании, которые авторы обозначают как соответственно фирмы «второго», «третьего» и т.п. порядка.

В специальной литературе преимущественным вниманием пользуются проблемы формирования указанных фирм на базе частных компаний. Не вполне разработанной выступает, на взгляд авторов, тема организации подразделений рассматриваемого типа на базе «материнских университетских подразделений». Указанной проблеме авторы намерены посвятить реферируемую публикацию.

По мнению авторов, ключевыми вопросами при освещении данной тематики являются следующие: коммерциализация научных и технологических знаний; роль университетских компаний в формировании механизма переноса технологий; характеристика различных типов «отпочкованных» вузовских фирм, в частности отличие так называемых «спин-аутных» («spin-outs») компаний от тех, которые основаны университетами (university-founded); методология проведения исследований для частного (конкретного) случая; характеристика процесса создания компаний второго порядка на опыте университета Северной Ирландии; значение технологоемкого предпринимательства для регионального экономического развития.

Рост университетского предпринимательства, подчеркивают авторы, стал в известной степени ответом на «коммерческую ориентацию научно-технической политики», взятую на вооружение в США и других развитых странах, в том числе и в Великобритании. Правительство этой страны предприняло ряд шагов, направленных на стимулирование промышленно-университетского сотрудничества. В последние годы на фоне общего укрепления предпринимательской деятельности в университетских подразделениях особым вниманием стали пользоваться проблемы возникновения и развития так называемых «спин-аутных» компаний. О степени распространения подобных форм взаимодействия вузов с промышленностью в Великобритании говорят следующие данные: в 2001 фин. г. 34% вузов не создали ни одной компании данного типа, причем

25% признали, что не занимались такого рода деятельностью и в течение пяти предыдущих лет (с. 259). Между тем, многие специалисты убеждены: практика «спин-аутных» фирм свидетельствует, что они в состоянии внести значительный вклад не только в качестве источника дополнительных доходов в университетский бюджет, но и в виде механизма регионального и национального экономического развития.

Проблеме указанного типа компаний авторы посвятили специальный раздел реферируемой статьи. Принятое в литературе определение для данного образования звучит следующим образом: «спин-аутной считается компания, образованная на базе стержневой технологии, разработанной в материнской лаборатории». При этом в случае с университетским подразделением соответствующие исполнители и разработчики «не обязательно поддерживают какие-либо связи с вновь образованной компанией. В этой связи авторы отмечают, что «заинтересованные университетские исследователи» могут проводить консультирование или иметь долю в акционерном капитале.

Авторы считают важным проведение четкого разграничения между университетскими «спин-аутными» компаниями и компаниями, основанными университетами. В первом случае речь идет о коммерческой эксплуатации исследований и знаний, генерированных в рамках университетских подразделений. Во втором - организация фирмы на базе университета выступает как результат «коммерческих возможностей, выявленных университетским персоналом». При этом подобная компания необязательно должна «вырасти на университетской исследовательской почве». Создание такой фирмы требует активного вовлечения персонала отделов по переносу технологий; указанная помощь особенно необходима на стартовом этапе. Авторы обращают внимание на тот факт, что согласно принятой практике университетский персонал напрямую не вмешивается в управление, хотя отдельные его члены могут быть представлены в консультативных советах таких фирм.

Компании, основанные университетами, подчеркивают авторы, не следует отождествлять со «стартовыми фирмами». Последние учреждаются настоящими или бывшими сотрудниками вуза, обладающими предпринимательскими способностями и сумевшими использовать опыт и знания, приобретенные ими в ходе преды-

дущей карьеры. Таким образом, резюмируют авторы, отличие стартовых фирм от компаний, образованных университетами, состоит в том, что последние «инициируются не отдельными личностями», а целыми подразделениями, причем руководство подобной компанией, как правило, поручается предпринимателю со стороны.

Очередной раздел статьи авторы посвятили методам изучения явлений на базе конкретного примера (case-study). Они отмечают, что такого рода подход имеет особое значение в тех случаях, когда теоретическая база для изучения явления еще не сложилась, когда речь идет о комплексном материале для обследования. В качестве объекта изучения авторами выбран Королевский университет в Белфасте, точнее, отдельная компания этого вуза, образованная для переноса университетской технологии. Были проведены подробные интервью с руководителями компании, такого рода контакты проходили в течение девяти месяцев в 2003 г. Авторы беседовали также с руководителями «спин-аутной» компании «второго порядка».

Характеризуя регион в качестве объекта размещения университетской компании, авторы отмечают, что главными источниками исследований, инноваций и новой технологии являются два местных университета. Неудивительно, что они выступают в качестве «двигателя» слабой региональной экономики, в этом плане они занимают особое положение по сравнению с другими британскими университетами. Авторы отмечают: инструментом реализации названной роли двух университетов стали «спин-аутные» компании. В 2000-2001 гг. на базе двух вузов в Северной Ирландии действовали 19 компаний указанного типа (что составляло 8,6% от их общего числа в стране). Аналогичный показатель за 1999-2000 гг. -шесть компаний (3,2%) (с. 262). Несмотря на существенное снижение отмеченного показателя в последующие годы, избранный для исследования регион является одним из наиболее активных с точки зрения организованных «спин-аутов».

Объектом исследования авторов явилась одна из старейших «спин-аутных» компаний в системе британских университетов -«QUBIS», образованная в 1984 г. Предполагалось, что она будет содействовать появлению ежегодно одной-двух венчурных фирм с привлечением внешних партнеров. Начиная с 1985 г. «QUBIS» участвовала в становлении 37 университетских компаний; 29 таких

фирм остались в системе «QUBIS». К 2002 г. компании, входящие в систему «QUBIS», имели годовой оборот около 36 млн. ф. ст. и насчитывали в целом 650 работников (с. 263).

Рассматривая проблему развития компаний второго порядка, авторы обратились к одной из фирм системы «QUBIS» - «Kainos software», которая явилась инкубатором для четырех «спин-аутов». Выбор «Kainos software» авторы объясняют несколькими причинами: во-первых, это одна из старейших фирм в системе «QUBIS»; во-вторых, она уже являлась объектом изучения, как пример «спин-аута» второго порядка; в-третьих, указанная фирма вносит существенный вклад в экономические достижения «QUBIS». Данная компания, созданная в 1986 г., была второй фирмой, образованной в рамках «QUBIS». На начальном этапе 49% акций этой компании принадлежало «QUBIS». Вопрос о вхождении университетских исследователей в структуру управления «Kainos» изначально не ставился. С первых дней руководство было поручено предпринимателю со стороны.

За 1986-2000 гг. доходы «Kainos» росли ежегодно на 20%. В результате в 1994 и 1999 гг. на долю «Kainos» приходилось соответственно 53 и 67% от общего числа занятых в системе «QUBIS», а доля оборота увеличилась с 37 до 60% (в 1998 г.). В 2002 г. число занятых в «Kainos» заметно снизилось из-за перехода части сотрудников в новую «спин-аутную» компанию (с. 264).

Авторы обращают внимание на тот факт, что компании второго и последующих рядов с самого начала имели прямые контакты с «QUBIS», не имея при этом никаких контактов с университетскими ИР или с вузовским персоналом. Они подчеркивают, что участие «QUBIS» в формировании и росте рассматриваемого типа компаний - это такой вид деятельности, который не вписывается ни в одну из существующих структур по переносу технологий из университетских подразделений.

Почему «QUBIS» поддерживает финансовые связи с компаниями второго порядка? Авторы полагают, что это происходит не только в силу потенциальных успешных инновационных перспектив, но и из соображений, «касающихся использования человеческого капитала». Кроме того, данная материнская компания предоставляет фирмам второго порядка консультативные услуги и ресурсы.

4+6-

Поддержка со стороны <^иВК» используется такими фирмами для достижения нескольких целей: во-первых, такой надежный гарант облегчает новым компаниям привлечение внешних инвестиций; во-вторых, она повышает степень стабильности и, в-третьих, руководители таких компаний могут заимствовать опыт «рЦВК» и получить более простой доступ к фирмам, входящим в систему этого материнского подразделения. Авторы обращают внимание на то обстоятельство, что в < спин-аутных» компаниях второго порядка материнские «спин-аутные» фирмы сами выступают в роли «инкубатора», обеспечивая деловую поддержку, участвуя в формировании «посевного капитала» и предоставляя оборудование для проведения ИР.

В заключительной части статьи авторы отмечают, что знакомство с такой системой компаний, которую построила фирма «РЦВК», позволяет по-новому оценить роль университетских отделов по переносу технологий в развитии бизнеса и в коммерциализации университетских ИР. Значение опыта «связки» «рЦВК - Кш1ю8» для развития бизнеса и для региональной экономики определяется несколькими факторами. Во-первых, процесс развития бизнеса в рамках университетских «спин-аутных» компаний может проходить по модели, которая предусматривает «спин-аут» второго и последующих порядков на базе первоначальной (материнской «спин-аутной») фирмы. Во-вторых, пример «РЦВК» показывает возможную эволюцию университетских отделов по переносу технологий, их растущую вовлеченность в процесс развития бизнеса.

Авторы подчеркивают, что в регионах с недостаточно развитой технологической базой роль университетских подразделений по переносу технологий может оказаться более важной, чем принято обычно считать. Они в состоянии наладить организацию и развитие «спин-аутных» компаний второго и последующих порядков. Однако по мере наращивания «фонда» предпринимательских талантов, обладающих опытом создания и развития венчурных фирм, необходимость в привлечении компаний типа «риВК» в «спин-аутную» деятельность второго порядка постепенно станет менее острой.

Т.В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.