Научная статья на тему '2006. 02. 030. Квон ЮЛ. К всестороннему партнерству: экономическое сотрудничество АСЕАН и Кореи. Kvon Yul. Toward a comprehensive partnership: ASEAN - Korea economic cooperation // East Asian rev. - Seoul, 2004. - Vol. 16, n 4. - P. 81-98'

2006. 02. 030. Квон ЮЛ. К всестороннему партнерству: экономическое сотрудничество АСЕАН и Кореи. Kvon Yul. Toward a comprehensive partnership: ASEAN - Korea economic cooperation // East Asian rev. - Seoul, 2004. - Vol. 16, n 4. - P. 81-98 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожевников Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 030. Квон ЮЛ. К всестороннему партнерству: экономическое сотрудничество АСЕАН и Кореи. Kvon Yul. Toward a comprehensive partnership: ASEAN - Korea economic cooperation // East Asian rev. - Seoul, 2004. - Vol. 16, n 4. - P. 81-98»

Автор обращает внимание на противоречие в политике Северней Кореи, когда, с одной стороны, приоритет отдается «развитию технологий и улучшению в области управления экономикой», а с другой - «в первую очередь, развитию военной промышленности». Он напоминает, что еще в 60-е годы осуществлялась такая же стратегия, однако, в то время самому экономическому развитию уделялось не так уж много внимания и средств. В 60-е годы это, скорей, выглядело как «революционная мобилизация масс». В новогоднем обращении 2004 г. Пхеньян снова подтвердил, что «стратегия экономического развития будет проводиться с учетом укрепления военного потенциала страны» (с. 19). А поэтому от населения потребуется «большой рывок в сфере экономики и науки».

Характеризуя колебания в стратегии экономического развития за 10 лет пребывания Ким Чен-ира у власти, автор выделяет 4 периода:

1994-1996 гг. - период «революционной экономической стратегии», когда внимание было переключено на развитие сельского хозяйства, легкой промышленности и торговли.

1997-1998 гг. - период возврата к прежней политике самообеспечения.

1999-2001 гг. - период совершенствования технологий и улучшения управления экономикой.

С 2002 г. по настоящее время - политика открытых дверей и укрепление военного потенциала страны.

Будущее северокорейской экономики зависит от того, что возобладает в политике руководства: укрепление военного потенциала или же экономические реформы и политика открытых дверей. Очевидная несовместимость двух подходов не позволяет ожидать улучшения в ближайшем будущем.

Г.М. Кожевников

2006.02.030. КВОН ЮЛ. К ВСЕСТОРОННЕМУ ПАРТНЕРСТВУ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО АСЕАН И КОРЕИ. KVON YUL. Toward a comprehensive partnership: ASEAN - Korea economic cooperation // East Asian rev. - Seoul, 2004. - Vol. 16, N 4. -P. 81-98.

Автор (Корейский институт международной экономики, Южная Корея) пишет, что за последние 40 лет экономическое со-

трудничество между АСЕАН и Южной Кореей систематически укреплялось, чему в значительной степени способствовала взаимодополняемость экономик.

В 1998 г. объем торговли между Южной Кореей и АСЕАН составил 24,5 млрд. долл., а в 2003 г. - до 38,7 млрд. (корейский экспорт в АСЕАН - 20,3 млрд. долл., импорт - 18,5 млрд. долл.

За последние 10 лет в структуре экспорта из АСЕАН в Южную Корею, произошли большие изменения. Так, в 1993 г. на минеральное сырье приходилось 40,3% экспорта, а на машины и электрооборудование - 18,2%, на лес и изделия из дерева - 17,1%. Однако в 2003 г. доля минерального сырья снизилась до 28,8%, а машин и электрооборудования - увеличилась до 43,2%. (с. 85).

Первые прямые инвестиции (ПИИ) Южной Кореи в странах АСЕАН были сделаны в 1968 г (лесозаготовки в Индонезии). Наиболее широкого размаха они достигли в 80-е годы, когда южнокорейские фирмы рассматривали страны Юго-Восточной Азии как источник дешевой рабочей силы и разнообразного природного сырья. Корейские фирмы также экспортировали в развитые страны товары обрабатывающей промышленности, что позволяло им обходить торговые барьеры при экспорте своих товаров.

С конца 80-х годов южнокорейские ПИИ в АСЕАН стали концентрироваться в трудоемких отраслях (производство обуви, текстиля и электроники). Однако в период финансового кризиса они существенно снизились и пока остаются ниже уровня 1997 г. Другая причина - появление рынка Китая (с. 87). В 1991 г. южнокорейские инвестиции в странах АСЕАН составляли 30% их общего объема за границей, но затем они стали уменьшаться ввиду переключения внимания на Китай. Однако в конце 90-х годов их приток снова увеличился.

61,5% южнокорейских ПИИ в странах АСЕАН приходится на обрабатывающую промышленность. Затем идут горнодобывающая промышленность, недвижимость, сфера услуг, телекоммуникации и строительство. Особенно быстро растут вложения в области телекоммуникаций, их общая сумма по всем странам АСЕАН -250 млн. долл.

Из всех стран АСЕАН наибольший капитал Южная Корея вкладывает в Индонезию (31,1%); за последние годы большой по-

пулярностью стал пользоваться Вьетнам, он уже опередил Таиланд, Малайзию и Филиппины.

Некоторые члены АСЕАН являются постоянными поставщиками энергоресурсов и природных ресурсов для Южной Кореи, прежде всего нефти и сжиженного природного газа потребляемого Кореей. В этом плане богатые энергоресурсы АСЕАН создают хорошую основу для дальнейшего, обещают прекрасное будущее региональному промышленному сотрудничеству.

В отличие от других регионов, Юго-Восточная Азия до финансового кризиса 1997 г. проявляла мало интереса к проблеме региональной экономической интеграции. Однако отношение к ней резко изменилось после кризиса. Руководители стран АСЕАН согласились к 2010 г. отменить все импортные пошлины для шести стран-основателей АСЕАН и к 2015 г. - для Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Вьетнама (с. 93).

После финансового кризиса страны АСЕАН выступили с важной инициативой, направленной на дальнейшую интеграцию стран региона, предложив создать организацию - АСЕАН плюс три (Япония, Китай и Индия), которая теперь обозначается как АПТ. Ведутся переговоры о присоединении трех последних стран к зоне свободной торговли АСЕАН.

Присоединение Сеула к зоне свободной торговли АСЕАН может принести обнадеживающие результаты. Совокупное население АСЕАН и Южной Кореи составляет 590 млн. человек, а общий ВВП - 1,29 триллиона долл. Участие Кореи в зоне свободной торговли с АСЕАН, по подсчетам специалистов, может увеличить ВВП АСЕАН на 0,41% и ВВП Южной Кореи - на 0,13% (с. 96).

Переговоры об этом еще ведутся. Эксперты изучают возможности увеличить степень взаимодополняемости экономик, также имеется в виду присоединение к зоне свободной торговли АСЕАН и других стран Восточной Азии (с. 98).

Г.М. Кожевников

2006.02.031. НАМ ЯНГ-СУК. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ КИТАЯ И ОПАСНОСТИ ДЛЯ КОРЕИ.

NAM JOUNG-SOOK. China’s industrial rise and the challenges facing Korea // East Asian rev. - Seoul, 2004. - Vol. 16, N 2. - P. 43-64.

Сотрудница Корейского института международной экономической политики отмечает, что быстрая интеграция Китая в миро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.