Научная статья на тему '2006. 02. 024. Русское зарубежье против фашизма / отв. Ред. Безбородов А. Б. Сост. , предисл. , коммент. Цурганова Ю. С. - М. : "Русский мир", 2005. - Т. 2. - 592 с. - (Антология рус. Зарубежья)'

2006. 02. 024. Русское зарубежье против фашизма / отв. Ред. Безбородов А. Б. Сост. , предисл. , коммент. Цурганова Ю. С. - М. : "Русский мир", 2005. - Т. 2. - 592 с. - (Антология рус. Зарубежья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИФАШИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 02. 024. Русское зарубежье против фашизма / отв. Ред. Безбородов А. Б. Сост. , предисл. , коммент. Цурганова Ю. С. - М. : "Русский мир", 2005. - Т. 2. - 592 с. - (Антология рус. Зарубежья)»

(Х. Шлаффер), поэтическое жизнетворчество Бродского, благодаря его метарефлексивной направленности, следует понимать прежде всего как выявление аллегорического характера фигуры поэта, считает исследователь.

Е.В. Соколова

2006.02.024. РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ПРОТИВ ФАШИЗМА / Отв. ред. Безбородов А.Б. Сост., предисл., коммент. Цурганова Ю.С. -М.: «Русский мир», 2005. - Т. 2. - 592 с. - (Антология рус. зарубежья).

Вошедшие в антологию воспоминания, письма, политическую публицистику, дневники, созданные деятелями русского зарубежья, объединяет тема борьбы с фашизмом в годы Второй мировой войны.

В антологии пять разделов: «Люди»; «Идеи»; «Организации»; «Борьба», «Победа». С людей, замечает автор предисловия и составитель Ю.С. Цурганов, «все начинается. Они генерируют идеи. Они объединяются для реализации этих идей. Они ведут борьбу. Они одерживают победу» (с. 5)

В антологии опубликованы воспоминания писателя Р. Гуля об аресте и гестаповской тюрьме, главы о евразийстве, сменовеховстве и возвращенчестве, о совпатриотах и коллаборантах из книги «Я унес Россию. Апология эмиграции»1, дневниковые записи 1940-х годов И. А. Бунина, назвавшего и этот период «окаянными днями» и русского историка Сергея Мельгунова2; письма (19391946) А.И. Деникина другу и единомышленнику полковнику П.В. Колтышеву; воспоминания философа Николая Лосского о Праге и Братиславе (1939-1945)3, философа Г. Федотова и политического деятеля, одного из лидеров Партии социалистов-

1 Т.1: Россия в Германии. - М., 2001- С. 210-230; Т.3: Россия в Америке. -Нью-Йорк, 1989. - С.101-116.

2

Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы / Под ред. Грин М. : В 3 т. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1982. - Т.3. С. 96-180; Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники / Сост., примеч., подг. Емельянова Ю.Н. - М., 2003. - С. 453-474.

3 Лосский Н. Воспоминания. Жизнь и философский путь. - СПб., 1994. -С. 304-323.

революционеров В.М. Зензинова об И.И. Фондаминском1, погибшем в гитлеровских застенках; Владимира Маевского об оккупированной Югославии2; активистки партии «Младороссов» Нины Кривошеиной (1895-1981) о младороссах, об отъезде в СССР3; размышления о войне активной деятельницы французского Сопротивления, погибшей в концлагере Равенсбрюк монахини Марии (Скобцова Елизавета Юрьевна, 1891-1945)4, посмертно напечатанная статья П.Н. Милюкова «Правда о большевизме»5, фрагменты из книг Гайто Газданова «На французской земле» (1946) - о советских партизанах во Франции; В.С. Варшавского «Незамеченное поколение» (Нью-Йорк, 1956); «В рядах французского Сопротивления (Парижский дневник)» писателя и журналиста Николая Рощина6; фрагменты из книги Людмилы Флам об участнице Сопротивления княгине В.А. Оболенской7 -«Вики». В антологию вошли статьи из парижского журнала «Проблемы»: «Стратегическая обстановка на Дальнем Востоке» (№1, 1934) и «Военная мощь России» (№2, 1935) Федора Махина; «Национал-социализм и Россия» (№1, 1934) и «Россия и Германия» (№2, 1935) Отто Винклера (№1, 1934); Владимира Лебедева «Новая стратегия - новая дипломатия» (№2, 1935). Широко показана деятельность НТС во время войны и после нее в воспоминаниях и рассказах ее членов: Александра Неймирока, Р. П. Полчанинова, Павла Жадана, Вигена Нерсесиана; в главах «НТС и война», «Решающие военные годы» из книги видного члена организации, публициста Аркадия Столыпина (1903-1990), сына П.А. Столыпина; в главах «Германия не едина», «На родине» из

1 Новый журнал. - Нью-Йорк, 1948. - №18. - С. 317-327; 299-316.

2

Маевский В. Русские в Югославии, 1920 - 1940. - Нью-Йорк, 1966. -С. 265-313.

3 Кривошеина Н.А. Четыре трети нашей жизни / Послесл. Кривошеина И.А. - Париж, 1984. - С. 106-120., 152-193.

4 Мать Мария. Стихи, поэмы, мистерии, воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюке. - Париж, 1947. - С. 1-11, 134-148.

5 Русский патриот. - Париж, 1944, 11 нояб.

6 Встречи с прошлым. - М., 1987. - № 3. - С. 254-273.

7 Флам. Л. Вики - Княгиня Вера Оболенская. - М., 1996. - С. 5-100, 132137.

книги журналиста Александра Казанцева «Третья сила. История одной попытки»1. Вошли в антологию и три текста идеолога сменовеховства Н.В. Устрялова (1890-1937)2. Представлена в ней и «крайняя» точка зрения «пораженцев» в виде текста сообщения, сделанного Управляющим делами русской эмиграции во Франции Ю.С. Жеребковым 22 ноября 1941 г. в Salle Rochefoucault, в Париже. Опубликовано «Открытое письмо к русским эмигрантам» (1960) политического деятеля и публициста Василия Шульгина -по следам минувшего и др.

В целом, учитывая спектр представленных в антологии точек зрения, взглядов складывается масштабная разноликая панорама российского зарубежья в период Второй мировой войны. Выясняется, что объединенные неприятием фашизма люди не всегда находили точки соприкосновения друг с другом, расходясь в вопросе об отношении к советской власти. А возвращение на родину или ностальгия по ней не всегда свидетельствовали о примирении с большевизмом.

Ю.С. Цурганов считает необходимым объяснить использование понятия «фашизм» в контексте антологии. До 23 августа 1939 года (подписание договора о ненападении между СССР и Германией) и с 22 июня 1941 г. «советские средства массовой информации называли фашистским политический режим, установленный Гитлером в Германии, хотя правильнее называть его... нацистским или национал-социалистическим. Фашистским был режим Муссолини в Италии» (с. 6). Гитлер и сам призывал не смешивать эти понятия. В доктрине фашистов главное - примат интересов государства над интересами личности, национальный вопрос интересовал их мало,

1 Неймирок А. Дороги и встречи. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1947. -С. 5-20; Полчанинов. Под оккупацией в 1941-1944 гг.: Статьи и воспоминания. -М.: Посев, 2004. - С. 104-112. Жадан П. Русская судьба: Записки члена НТС о Гражданской и Второй мировой войне. - Нью-Йорк: Посев, 1989. - С. 147-169. Столыпин А. На службе России: Очерки по истории НТС. - Франкфурт-на-Майне, 1986. - С. 80-115. Казанцев А. Третья сила: История одной попытки. - Франк-фурт-на-Майне, 1952. - С. 52-90, 101-110, 154-188.

2 Устрялов Н. Patriótica // Смена вех: Сборник. - Прага, 1921. - С. 52-71. Итальянский фашизм. - Харбин, 1928. - С. 67-75, 150-162. Германский национализм-социализм. - Харбин, 1933. - С. 3, 7-31, 63-80.

тогда как в идеологии нацистов, разделявших взгляды фашистов на государство, основным был национализм. Однако учитывая привычность для большинства российских граждан термина «фашизм» в применении к режиму Гитлера, а также то, что многие, о ком идет речь в книге, выступали против Муссолини и разных проявлений тоталитаризма в Европе составитель книги счел допустимым «расширительное толкование понятия "фашизм"» (там же).

Каковы пути русских эмигрантов к противостоянию фашизму? Главным импульсом, как считает Ю.С. Цурганов, послужил шок от 22 июня 1941 г, но уже и до этого многих заставил ужаснуться сначала приход Гитлера к власти 30 января 1933 г. (по его заявлениям и действиям его активистов было ясно, что они собой представляют), затем его агрессии, прежде всего в отношении Чехословакии в 1938 г., где российская диаспора была большой» (там же), затем нападение на Польшу 1 сентября 1939 г. В Италии российская диаспора была немногочисленной, но режиму дуче, существовавшему с 1922 г., русские эмигранты уделяли много внимания. Одни видели в тоталитарных режимах Европы «политических родственников большевизма», от которого они бежали, и это служило основой неприятия фашизма. Другие воспринимали Гитлера как военную угрозу, опасную и для СССР: немало людей стали советскими патриотами, как в 1941 г., так и под влиянием информации об успехах Красной Армии (Сталинград, Курская дуга, восстановление довоенной границы, май 1945 г.). Многих тронули перемены внешних форм жизни в СССР, начавшиеся в середине 1930-х, усилившиеся в 1941-м и достигшие апогея в начале 1943 г.: реабилитация понятия «патриотизм», введение генеральских и офицерских званий, понятия «офицер», формы нового покроя, приближенного к образцам 1914 г., апелляция к памяти Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова, открытие церквей. Пик совпатриотических настроений - весна-лето 1945 г.: многие уехали в СССР (с разными последствиями). Вместе с тем многие из воевавших в регулярной армии одной из стран Антигитлеровской коалиции или участников Сопротивления не испытывали иллюзий по отношению к советской политической системе.

Российская эмиграция никогда не была политически однородной, в ней были представлены либеральные и социалистические

партии начала века (октябристы, кадеты, эсеры, меньшевики и др.), монархисты, участники Белого движения и т.д. Ю.С. Цурганов приводит мнение историка М. Назарова о том, что к началу Второй мировой войны главное размежевание эмиграции произошло по вопросу - кого считать для России меньшим злом: Сталина или Гитлера1.

В связи с этим исследователь предлагает следующую классификацию политического спектра российского зарубежья. Первое направление: «стопроцентные оборонцы», выступавшие за сохранение целостности и независимости СССР и его строя - с 1936 г. это внепартийное Российское эмигрантское оборонческое движение (РЭОД), основывавшееся на концепциях сменовеховства, евразийства, утвержденчества и ставившее защиту родины выше политических разногласий с властью (его главные идеологи Н.Н. Алексеев, князь Ю.А. Ширинский -Шихматов; из литераторов -его участников назовем М.Л. Слонима и В.И. Лебедева, а также В. Яновского) и авторский коллектив издававшихся в 1930-е сборников статей «Проблемы» (Париж).

Второе направление: просоветские оборонцы-антисталинисты, выступавшие за сохранение целостности и независимости страны, но против Сталина; они группировались в основном вокруг созданного Л.Д. Троцким IV Интернационала и его печатного органа «Бюллетеня оппозиции большевиков-ленинцев».

Третье направление: оборонцы-антикоммунисты-антифашисты (в основном, кадеты, эсеры, социал-демократы, в прошлом депутаты Госдумы, министры Временного правительства; большая часть национально ориентированной эмигрантской молодежи), выступавшие за сохранение единства и суверенитета страны, но против большевиков и Гитлера.

Четвертое направление - сторонники «Единой и Неделимой России», патриоты, верившие в «освободительную миссию» Рейха (с. 9), это большинство участников Белого движения, объединенных в несколько военно-политических организаций. Главная среди них Русский Общевоинский Союз - РОВС, к 1937 г. насчитывав-

1 Назаров М. Миссия русской эмиграции. - Ставрополь, 1992. - С. 290-292.

ший 13 Отделов и подотделов и 30 тыс. человек. С середины 30-х за рубежом возникают не просто военные, а военно-политические организации; к 1941г. наиболее мощной из них стал образованный в 1936 г. Русский национальный союз участников войны (РНСУВ) под руководством генерала А.В. Туркула,, существовавший во Франции, Бельгии, Чехословакии, Югославии, Греции, Албании, Аргентине и Уругвае и ориентированный на монархию в России на принципах надклассовости, надсословности, самодержавия, гражданских прав, законности. РНСУВ планировал военно-политическую акцию из-за рубежа как начало освободительного движения в России и слияния с национальными русскими силами на русской земле, превращения РККА в новую Российскую императорскую армию; сотрудничество с немецкими интервентами считалось возможным до определенного момента, расхождение путей - неизбежным. Белая армия за рубежом в решающий момент вполне могла действовать как кадровая армия. Однако Гитлер, считавший конец большевизма в России концом государственности России, не стал использовать русскую военную эмиграцию в войне против СССР из-за явного несоответствия его стратегических целей и задач нацистской партийной идеологии целям эмигрантов. Было сделано лишь несколько исключений. В Югославии был создан Русский охранный корпус под командованием генерала Б. А. Штейфона; казачьи формирования входили в состав германских Вооруженных сил: Гитлер считал казаков потомками остготов, т.е. народом германской крови.

Казаки-самостийники и русские фашисты как раз и были пятым направлением, крайним флангом русских эмигрантов на рубеже 1930-1940-х годов - «стопроцентными пораженцами», выступавшими за раздел России либо за полное или частичное лишение ее независимости в пользу Германии, противниками большевизма и Сталина. Казаки-самостийники, или сепаратисты, ратовали за создание в России особого государства «Казакии» на территории традиционного проживания казаков (журнал «Каза-кия», София; газета «Единство и независимость», Франция); к ним примыкали калмыки (их идеолог Ш.Н. Балинов, журнал «Ковыльные волны», Франция), видевших свое будущее в качестве автономии государства Казакия. В эмиграции существовали также Русский фашистский союз (РФС) во главе с К. Родзаевским (штаб-

квартира - Харбин, печатные органы - газета «Наш путь» и журнал «Нация») и Всероссийская национал-революционная партия (ВНРП), она же Всероссийская фашистская организация, руководимая А. Вонсяцким (штаб-квартира в Томпсоне, США; печатный орган - газета «Фашист»). В целом же многие эмигранты рассматривали СССР как территорию бывшего российского государства, оккупированную силами III Интернационала, поэтому разговоры о намерении Гитлера ликвидировать российскую государственность теряли для них смысл, означая замену «одного оккупационного режима» другим (с. 27).

Особое внимание Ю.С. Цурганов уделяет деятельности НТС (Национально-трудового союза нового поколения), основанного в 1930 г. в Белграде, настроенного антисоветски, однако ориентированного на сохранение единства и независимости России в случае военного конфликта с другим государством. Их программа, основывавшаяся преимущественно на трудах русских ученых-эмигрантов: С.Л. Франка, Б.П. Вышеславцева, С.А. Левицкого, С.Н. и Е.Н. Трубецких, И.А. Ильина, Г.К. Гинса и др., именуемая «солидаризмом», охватывала проблемы истории, философии, экономики, социологии, политики, «окончательный текст ее планировалось составить совместно с советскими... соотечественниками» (с. 19). В 1938 г. НТС в Германии был запрещен. В 1939 г., после заключения пакта Молотова - Риббентроппа бельгийский отдел НТС разослал членам правительства, сенату, во все газеты, журналы воззвание на французском языке, разъяснявшее, «почему не следует смешивать понятия Россия и СССР, русский и советский. НТС сформулировал принцип: «За Россию, против Сталина и Гитлера» и призвал к созданию «третьей силы»» (с. 20), за тот же принцип выступала в то время Партия младороссов, возглавляемая А. Казем-Беком (позднее перешедшая на позиции советского патриотизма), и генерал А.И. Деникин, сформулировавший в публикуемой (с сокращениями) в этой антологии книге «Мировые события и русский вопрос» (Париж, 1939), «двуединую» задачу для граждан России и эмиграции в случае агрессии: «защитить страну от внешнего врага и освободить от внутреннего»

(с. 16),

С началом войны между Германией и Россией НТС призывал своих соратников направляться в оккупированные немцами районы

России для формирования там «третьей силы» в народе, исходя из того, что «национальная Россия» не нужна никому, кроме самих русских, поэтому в борьбе за нее надо опираться только на собственные силы (с. 22).

Еще одна позиция представлена А. Керенским, писавшим о необходимости защиты страны и в конце концов склонявшимся к тому, что сделать это может существующая в СССР власть при условии (явно нереальном) преобразования страны. В антологии представлено его заявление 21 сентября 1939 г.1

Среди эмигрантов - участников Сопротивления большинство составляли молодые люди, часто дети эмигрантов; их мировоззрение и система ценностей, сложившиеся под влиянием идеализированного образа России, создававшегося эмигрантской печатью и старшим поколением, побуждали их к противостоянию силы, угрожавшей России. При анализе проблемы участия российских эмигрантов во Второй мировой войне надо учитывать место их проживания. Жившие на Балканах служили в основном в Русском охранном корпусе (12 тыс. человек), эмигранты во Франции -призывались во французскую армию. В составе армий Антигитлеровской коалиции и в рядах Сопротивления участвовали от 3 до 6 тыс. человек, из них около 3 тыс. - во французской армии.

В антологии, как пишет Ю.С. Цурганов в «Заключении», была предпринята попытка рассмотреть «влияние ... российской эмиграции на военно-политические процессы в самый напряженный период истории минувшего столетия» (с. 539), и это не преувеличение, «вторжение десятков тысяч российских эмигрантов в жизнь европейских стран, переживавших тяжелые времена, оказало воздействие на многие стороны повседневности континента. охваченная войной Европа стала настоящим полигоном для попыток выходцев из России продемонстрировать свои политические намерения, проверить адекватность установок, сложившихся еще в довоенное время (там же)».

Т.Н. Тулина

1 Новая Россия. - Париж, 1939, 1 окт. - № 71. - С. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.