Структура русского сознания
УДК 122/129 П. Н. Базанов*
А. Л. КАЗЕМ-БЕК — ЛИДЕР ДВИЖЕНИЯ МЛАДОРОССОВ**
В статье, основное внимание уделяется жизни, творчеству и деятельности лидеру движения младороссов А. Л. Казем-Беку, его идеологическим взглядам. Биография дается на фоне истории движения. Рассматривается структура младоросской организации, основные тезисы формирования их неомонархической идеологии и оригинальной социальной философии. Показана борьба с нацизмом в 1930-1940-х годах. Статья опровергает многие мифы и стереотипы, сложившиеся вокруг младороссов и А. Л. Казем-Бека.
Ключевые слова: А. Л. Казем-Бек, русская эмиграция, младороссы, монархизм, национализм, Сопротивление.
P. N. Bazanov
A. L. Kazem-Bek — the leader of the movement of Mladoross
In the article the life, work and activities of the leader of the movement of Mladoross, the focus is on his ideological views. Biography A. L. Kazem-Bek is given on the background history of the movement. Discusses the structure of Mladoross organization, the main thesis of the formation of their neomonarchism ideology and original social philosophy. Shows the struggle against Nazism in the 1930's and the 1940-ies. Article refutes many myths and stereotype formed around Mladoross and A. L. Kazem-Bek.
Keywords: A. L. Kazem-Bek, Russian emigration, Mladoross, monarchism, nationalism, Resistance.
Александр Львович Казем-Бек (1902-1977) происходил из знатной кавказской семьи, ведшей свое происхождение от персидских шахов, но ещеего прадед принял христианство. В годы Гражданской войны А. Л. Казем-Бек был одним из создателей «Всероссийского союза монархической молодежи»,
* Базанов Петр Николаевич — доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, bazanovpn@list.ru.
** Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00575 «Философская и общественная мысль русского зарубежья в периодических изданиях 20-х — 50-х годов ХХ века: проблема типологизации».
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 4
117
затем воевал в чине ротмистра Белой армии. В1920 г. началась вынужденная эмиграция по классическому маршруту Константинополь-Балканы-Германия-Франция. А. Л. Казем-Бек побывал в межвоенной Европе личным секретарем князя Д. П. Голицына-Муравлина и поработал во французских банках.
В историю Русского Зарубежья А. Л. Казем-Бек вошел вождем младоросско-го движения, с официальным титулом «Глава» (партийный значок № 2, а значок № 1 был у великого князя Владимира Кирилловича). Известный исследователь Русского Зарубежья доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник института славяноведения РАН В. И. Косик считает А. Л. Казем-Бека «глубоко талантливым человеком с даром трибуна, русским мыслителемпо форме и существу» и подчеркивает оригинальность воззрений на государственную политику и «проблематику возрождения России» [10, с. 7].
«Союз Молодой России» был официально создан в 1923 г. в Мюнхене на «Всеобщем съезде национально-мыслящей русской молодежи» под руководством С. М. Толстого — Милославского. На самом деле союз появился раньше как одна из молодежных организаций «Союза Русских Государевых Людей им. Великой Княжны Киры Кироловны» [3, д. 19, л. 33]. В официальном обращении «К русским людям» в октябре 1929 г. великий князь Кирилл Владимирович одобрил младоросское движение. Лозунгом движения в это время был традиционный «Бог. Царь. Родина», гимном «Боже, Царя храни». Гербом младороссов являлся грифон (из герба рода Романовых) на трехцветном (черно-желто-белом) фоне императорского штандарта по кавалерийскому образцу. Эмблема использовалась на значках, выдаваемых членам организации. Название организации, возможно, произошло от одноименной партии академического порядка студентов университета Св. Владимира в Киеве. Партийный девиз младороссов «К Молодой России!» использовался во всех их печатных изданиях.
Младоросское движение управлялось «Руководящим центром» и «Главным Советом». Вторым лицом движения и идеологом был Кирилл Сергеевич Елита-Вильчковский (1904-1960) — генеральный секретарь (одновременно заместитель председателя, управляющий делами главного совета, руководитель информационного центра), который являлся как бы начальником штаба (значок № 5). Председателем «Главного Совета» являлся великий князь Дмитрий Павлович, а казначеем сын Матильды Кшесинской и Андрея Владимировича — светлейший князь Владимир Красинский. Должность «политического секретаря» занимал — журналист и публицист князь Сергей Сергеевич Оболенский (1908-1980) [3, д. 578, л. 151]. «Начальник канцелярии Его Императорского Величества Кирилла I» — Г. К. Граф возглавлял Административное Управление Младоросской партии, хотя и не был при этом младороссом.
В разное время к младороссам примыкали И. И. Билибин (сын известного художника), граф И. И. Толстой (внук Льва Толстого — представитель в Югославии, впоследствии профессор МГУ, лингвист), писатель Я. Н. Горбов, поэт барон Анатолий фон Штейгер, профессор агрономии А. И. Угримов, И. А. Кривошеин (сын царского министра земледелия и главы врангелевского правительства), впоследствии известный участник «Сопротивления», религиовед и историк профессора С. А. Зеньковский и даже философ и богослов профессора Н. С. Арсеньев. Среди сочувствующих и меценатов авиаконструктор
И. И. Сикорский [13, с. 191]. В Финляндии одно время влиятельным членом «Союза младороссов» был известный футболист, разведчик, офицер, редактор газеты «Русское слово» П. П. Соколов. В США заведующим представительства распространения младоросских изданий был О. О. Пантюхов — сын основателя скаутского движения в России О. И. Пантюхова. Из династии Романовых поддерживали младороссов также великий князь Андрей Владимирович и великая княжна Мария Павловна, князья императорской крови Дмитрий Александрович (очень активно), Гавриил Константинович и Всеволод Иоаннович [13, с. 189].
Местные отделения младороссов («очаги», «звенья» и «бригады») действовали практически во всех странах, где жили русские эмигранты, но особенно крупные и влиятельные отделения были созданы во Франции (парижский), в Югославии (белградский). По данным Г. Е. Озерецковского, младоросское движение насчитывало 2000 членов [16, с. 54], М. Массип называет цифру около 4000 на 1935 г. [13, с. 188], Г. К. Граф даже писал, что «число действительных членов в союзе достигло шести тысяч» [8, с. 211]. Сами младороссы официально декларировали свою численность в 3000 активных членов [4, д. 1, л. 16].»Картотека членов партии», хранящаяся в РГВА, содержит сведения о 1312 младороссовна конец 1930-х гг. [4, д. 18, л. 1-1490]. Правда, в ней отсутствуют карточки на высших руководителей младороссов. Помимо самого Союза существовали также специальные объединения — «Младоросский студенческий союз», «Казачий центр младороссов», «Молодежный спортивный союз», «Женский союз содействия младоросскому движению» и др. Организация была строго легитимистской и по структуре напоминала военную, орденскую, имела курсы пропагандистов. Их финансово поддерживали великий князь Дмитрий Павлович и его жена — американская миллионерша. По данным бывшего русского посла в Великобритании Е. В. Саблина, к 1934 г. эта сумма составила 12 тыс. франков [20, с. 216]. А. Л. Казем-Бек в личной переписке указывал, что не только его личный бюджет, но и оплата типографских расходов взята на себя великим князем Дмитрием Павловичем [4, д. 1, л. 5]. Все эти сведения подтверждает и Г. К. Граф в своих мемуарах [8, с. 214-215].
Внешне младороссы подражали итальянским фашистам: использовали энергичный, героический стиль, форму (синие рубашки) и жизнерадостное приветствие друг друга — вскидыванием правой руки и возгласом в честь А. Л. Казем-Бека: «Глава! Глава!». Сходство усиливается ориентацией на формы борьбы с коммунизмом и отрицательным отношением к капитализму и де-мо-либерализму, а также немногочисленными (не менее трех раз) личными контактами «главы» и дуче. На этом общее с движением Б. Муссолини кончается. Историк русской эмиграции В. С. Варшавский писал по этому поводу: «Между тем за явно фашистским фасадом в младоросской идеологии было много очень далекого по духу от фашизма и тем более национал-социализма и приближавшегося к идеям "Нового Града"» [7, с. 62]. Антинацистские статьи и выступления, интерпретировавшие расистский фашизм как «сатанинский», привели к запрещению деятельности младоросской организации в Германии [5, д. 171, л. 514-530.]. В отличие от многих правых и монархических организаций Русского Зарубежья младороссы нигде даже не упоминают, т. н. мировой «жидо-масонский заговор».
Вторая идеологическая черта — признание младороссами Октябрьской революции как свершившийся исторический факт, что автоматически ставило их в число пореволюционных организаций. Отсюда и лозунг: «Мы не красные, мы не белые, а русские!». Они охотно использовали некоторые элементы славянофильства, почвенничества, сменовеховства и евразийства, связывая себя с К. Н. Леонтьевым (с его знаменитыми идеями: «социализм в России возможен лишь, если сам царь станет главным социалистом» и положения о соединении светской и духовной власти в одних руках, так называемый «халифат социализма») и Л. А. Тихомировым. «Ядро политической философии М[ладороссов] — идея социальной монархии, неомонархизм как союз советов и царя в форме органического государства (в духе О. Шпенглера, О. Шпанна), способного якобы обеспечить социальную справедливость» [11, с. 303].
Вопреки сложившемуся в эмигрантоведении мнению идеология младорос-сов не была эклектичной. Наоборот они стремились создать принципиально социальную политологию и философию способную конкурировать с марксизмом.
Младороссы в научной и публицистической литературе прочно связаны с лозунгом «Царь и Советы», создание которого им упорно приписывается. Материалы архива «Союза русских государевых людей» (ГАРФ фонд Р-5763) [Например, 2, д. 4, л. 340; д. 20, л. 62; д. 27, лл. 264-268, 292; д. 30, л. 42 об. и др.], свидетельствуют, что этот лозунг в действительности был придуман в рядах «Союза русских государевых людей» в 1923 г. и существовал до официального прекращения деятельности Союза. Сначала он понимался как антибюрократический, народный, могущий найти массовую поддержку в России [2, д. 30, л. 42 об.]. Это был синоним лозунга «Царь и Народ» [2, д. 4, л. 340]. Бюрократию «Союз русских государевых людей» воспринимал, как и дореволюционные черносотенцы — «административным чудовищем», барьером между самодержцем и народом. Советы же, наоборот, по мнению «Союза русских государевых людей», были как бы земско-государственными органами прямого местного народовластия, объективно обращенного против «бюрократического средостения» [17, с. 19-20]. В уставе «Союза русского народа» отмечалось, что «современный чиновничий строй ... заслонил светлый образ царя от народа»[19, с. 13]. Советы в русле этой идеи воспринимались как лучшая реализация формулы ранних славянофилов «Царю власть, народу мнение» [22, с. 25]. На создание лозунга «Царь и Советы» вне всякого сомнения повлияла и внутрироссийская обстановка начала 1920-х гг. с выступлениями и восстаниями против большевиков под девизом «За Советы без коммунистов», популярностью которого легитимисты-кирилловцы тоже не прочь были воспользоваться. Во всяком случае, подобные взгляды были популярны и в промонархических подпольных организациях на родине. Наиболее характерны в этом отношении взгляды профессора географии В. Н. Таганцева (1889-1921), возглавлявшего т. н. «группу Таганцева» в Петрограде, по делу которой проходили поэты Николай Гумилев и Георгий Иванов [21, с. 22]. Еще советский историк Г. Ф. Барихновский указывал, что «Высший Монархический Союз» в своем органе «Двуглавый Орел» (1921-28 мая) «в связи с кронштадтскими событиями выдвинул лозунг "Бог-царь и народные советы". Смысл лозунга прост — ничего не навязывать грубо, а попытаться организовать крестьян-
ство через Советы, которые пользуются безграничным доверием масс. Они надеялись найти такой способ использования советского устройства России, который обеспечил бы приспособление его к потребностям монархического образа правления» [6, с. 73]. Во многом лозунг (особенно в вариации «Природный Царь и Свободные Советы») нравился Кириллу Владимировичу и Виктории Феодоровне, т. к. демонстрировал ставку на местное самоуправление и единственный институт власти в СССР, который мог бы существовать в переходных период [8, с. 212]. По мнению сербского историка М. Йовановича, сам лозунг «Царь и Советы» сформулировал еще в 1919 г. талантливейший журналист Алексей Алексеевич Суворин [9, с. 70].
Младороссы также пропагандировали сочетания положительных форм политической власти (монархия-аристократия-демократия), по Аристотелю, как они формулировали. Так же модным было противопоставлять «парламентско-партийной демократии», т. н.»народное представительство» — в виде многоступенчатого участия хозяйственных и производственных слоев населения и членов профессиональных организаций и специалистов в законодательной и управляющих органах Российской империи.В официальной листовке 1928 г. «Что каждый должен знать о Союзе младороссов» великолепно было изложено их кредо по отношении к национальному вопросу: «Под национализмом младороссы понимают сознательную приверженность Нации, обязывающей служению ей. Под Нацией младороссы понимают объединение по признаку духовного (культурного) родства в отличие от народа, объединенного исключительно кровным (расовым» признаком» [1, л. 1].Сам национальный вопрос решался в России в виде постулата «Федеральная Империя» («Союзная Империя») — блок национально-культурных автономий и самоуправлений. Социальное и национальное разнообразие Российской империи должна была скреплять идеократическая младоросская партия и верховная царская власть. Все младороссы были убежденными монархистами и всячески доказывали, что Россия в силу своих размеров и чрезвычайно «дружелюбных» соседей должна иметь сильную единоличную власть. Идеальная форма личного руководства — наследственная монархия. Царя с детства готовят к его призванию, учат лучшие педагоги и специалисты, как ни один президент он связан нравственными ограничениями. Царю в России принадлежит все и ничего, сам у себя воровать не сможет, а другим давать не будет и т. д. Также младороссы требовали «социального мира», «всенародного примирения» и «свободы совести и вероисповеданий» [12, с. 197].
Такое понимание политики православного самодержавия приводило младороссов к острому конфликту со старомонархистами в кирилловском движении. «Зубры» хотели восстановить неизменности все порядки до 1917 г. Крылатой фразой стал ответ последнего ставропольского губернатора С. Д. Оболенского на вопрос: «Что вы сделаете после освобождения России от большевизма? — «Подпишу указ № 86!» — «Почему???» — «Потому, что последний указ до февральского переворота я подписал № 85!». Младороссы же исповедовали тезис о полном изменении страны и народа после Революции 1917 г. и невозможности реставрации. Такая позиция приводила к острому конфликту «отцов и детей». Лев Александрович Казем-Бек и С. Д. Оболенский
даже публично осуждали своих сыновей за позицию, хотя вместе и признавали легитимным императором Кирилла Владимировича.
Наибольшего расцвета младоросское движение достигло в середине 30-х гг. Современники вспоминали, что доклады А. Л. Казем-Бека в Париже и других городах Русского Зарубежья собирали тысячи слушателей и производили впечатления оптимизмом и верой в будущее России [См. например: 7, с. 59-60; 8, с. 211]. Нередко такие выступления переходил в драки с представителями других эмигрантских организаций, прежде всего с членами «Национально-Трудового Союза Нового Поколения». Впрочем, младороссы в долгу не оставались и срывали митинги и собрания «новопоколенцев». Дело доходило до кидания в других друга стульев и другой мебели. Подобные скандалы только усиливали интерес эмигрантов к «Союзу Младороссов».
В сентябре 1934 г., в «Младоросской искре» было объявлено: «Союз Мла-дороссов после длительных и напряженных усилий превращается во вторую советскую партию, занимающую положение революционной оппозиции в отношении партии правящей. Правящая — коммунистическая — партия, с точки зрения младороссов узурпирует руководство русской революцией» [7, с. 58]. Отсюда и другое название младороссов — «второсоветчики», т. е. вторая советская партия, против чего очень возражал великий князь Дмитрий Павлович. Младороссы провозгласили, что начинают готовить кадры для агитации и в перспективе для управления Новой Россией. «Очаги» и «звенья» партии превратились в учебно-пропагандистские центры. Младороссы подписывались на советские газеты и журналы, стремясь извлечь из них подлинную информацию о настроениях в СССР. Также большое внимание уделялось художественной и публицистической литературе метрополии с целью выяснить проблемы и увлечения граждан СССР. Младороссы также пытались вести разговоры с советскими моряками, спортсменами и работками торговых представительств для получения устной информации от «простых» о положении на Родине. Под влиянием невозвращенца, популярного публициста С. В. Дмитриевского они еще более стали веровать в патриотическую эволюцию в СССР и усиливать свою «оборонческую» позицию.
Закат «Младоросской партии» начался в 1937 г., когда правые противники младороссов выследили в парижском кафе А. Л. Казем-Бека и скандально осветили в печати его встречу с генералом А. А. Игнатьевым, поступившим на советскую службу. В эмигрантоведческой литературе считается, что младороссы самораспустились в 1939 г. в Париже, после запрета партии министерством внутренних дел Франции и последующим арестом многих членов. Вместе с тем, организации в США, Югославии и Шанхае еще действовали до 1942 г.
По мнению начальника канцелярии Кирилла Владимировича Г. К. Графа пресса младороссов была интересна т. к. в ней принимало много талантливых публицистов, прежде всего, он выделял самого А. Л. Казем-Бека, К. С. Елиту-Вельчковскогои С. С. Оболенского. Среди многочисленных изданий (более 70 названий (!) выделяютсяцентральные издания, выходившие в Париже — ежемесячный журнал «Младоросс», газеты «Младоросская искра» и «Бодрость!». Зарубежного читателя они привлекали попытками анализа внутреннего положения в СССР и процессами эволюции ВКП (б).
«Младоросс» выходил под фактической редакцией самого «Главы» А. Л. Ка-зем-Бека в 1930-1932 гг. (№ 1-15), но подписку собирал князь Владимир Кра-синский. Являлся продолжением ротаторного «Оповещения Парижского Очага Союза младороссов» (Париж, 1928-1930. — № 1-9, с 5/6 № просто «Оповещение Союза младороссов»), выходившего под редакцией К. С. Елиты-Вильчковского и с романовским фамильным гербом. В оформлении перемена заключалась в том, что вместо ротаторного издания с романовским гербом стал выходить «тонкий» типографский журнал уже с исключительно младоросской символикой. Этот журнал был главным теоретическим органом. Журнал открывался программной статьей А. Л. Казем-Бека «О пореволюционном монархизме». В остальных номерах речь шла об идеологических проблемах, конкретной политической тактике, много места уделялось хронике младоросского движения, также всегда появлялась информация о СССР.
Газета «Младоросская искра» — двухнедельный орган Союза младороссов во Франции (1931-1940. — № 1-46), в 1930 г. тираж достиг 4000 экз. [18, с. 662]. Секретарем редакции этой газеты был Петр Андронникович Васильев (19021973), а редактором русско-французский писатель Яков Николаевич Горбов (1896-1981), впоследствии соредактор журнала «Возрождение» и второй муж Ирины Одоевцевой, пока не вышел из рядов партии. От журнала «Младоросс» «Младоросская искра» отличалась только более оперативной подачей информации облегченными текстами. В 1940 г. газета стала внутрипартийным органом. В 1934 г. в «Младоросской искре» публиковались отрывки из книги известного «невозвращенца» С. В. Дмитриевского. Постоянными авторами были отец и сын Угримовы.
Еженедельная газета младороссов «Бодрость!» выходила по воскресеньям (1934-1940. — № 1-259). Секретарями редакции были П. А. Васильев, с 1935 г. старший младоросс Сергей Александрович Булацель (1905-1970) (впоследствии участник «Сопротивления», совпатриот, в 1948 г. вернулся в СССР, жил в Казани и преподавал в Суворовском училище), администратором Н. Н. Лазаревский, фактический редактор К. С. Елита-Вильчковский. Содержание было агитационным, статьи чаще всего не подписывались. Практиковался выпуск тематических номеров: «Что каждый должен знать о младороссах» (1935. — № 47), «Юбилейный: первый год издания» (1935. — № 52).
Младороссов не удовлетворяли периодические органы, посвященные текущим политическим проблемам. Все 1930-е гг. стоял вопрос об издании «толстого» литературно-художественного журнала. В 1939-1940-х гг. после № 259 «Бодрость!» стала печататься в виде «толстого» журнала, пропагандировавшего и разрабатывавшего неославянофильство и идею «союзной империи» в художественной литературе, публицистике и литературной критике [4, д. 9, л. 4]. По данным и мнению М. Массип, «почитали за честь сотрудничать в органе младороссов Берберова, Набоков (Сирин), Зайцев, Газданов, Мочульский, Вейдле (и возможно) Бунин и Бенуа» [13, с. 192]. Действительно в первом номере «Бодрости!» участвуют, кроме идеологов младороссов (А. Л. Казем-Бек, К. С. Елита-Вильчковский, С. С. Оболенский), профессор А. И. Угримов, профессор Н. Н. Алексеев, В. Сирин, Н. Н. Берберова, В. В. Вейдле, А. С. Штейгер и А. С. Головина. В ближайших номерах намечались публикации Е. В. Саблина,
А. М. Ремизова, К. В. Мочульского, Ю. Фельзена, Р. Б. Гуля (отрывок воспоминаний «Пенза») и В. Ф. Ходасевича с предисловием В. В. Вейдле [4, д. 9, л. 19а]. Было получено согласие от Л. Ф. Зурова, И. И. Бунакова, А. Н. Бенуа и Н. О. Лосского [4, д. 9, л. 56-60]. Н. П. Давыдов — представитель в Болгарии договорился с профессором П. М. Бицилли о постоянном участии в «Бодрости!» и софийских младоросских органах. Такую блистательную плеяду авторов младороссам удалось легко привлечь благодаря своей антинацистской позиции и выплаты гонораров за участие в журнале. Неудивительно, что с ноября 1939 г. все доходы казны младороссов делились следующим образом: 50% — А. Л. Ка-зем-Беку, 25% К. С. Елите-Вильчковскому и 25% на «Бодрость» [4, д. 9, л. 87].
В июне-июле 1940 г. А. Л. Казем-Бек был интернирован во французский лагерь лагере Вернэ за просоветскую и итальянскую позицию. Положительное, порой даже подражательное отношение к итальянскому фашизму, всегда сочеталось у младороссов с отрицательным отношением к германскому национал-социализму. А. Гитлера и идеологов нацизма обвиняли в расизме, русофобии и славянофобии и планах расчленения России. Отрицательное отношение к III Рейху и его политики в сочетании ожидания свержения большевиков советскими военными, привело к острой конфронтации почти со всеми правыми организациями русской эмиграции. Младороссы упрямо доказывали, что А. Гитлер не собирается освобождать Россию от коммунизма, а ему нужно жизненное пространство для немцев. Строй, который нацисты готовят для нашей Родины, настолько ужасен, что даже сталинский режим покажется раем. Подчеркивалась антихристианская сущность III Рейха и языческие эксперименты СС. В 1939 г. газета «Бодрость» (№ 212), даже заявила, что т. к. Б. Муссолини присоединился к А. Гитлеру и стал разделять его расистские убеждения, то он больше ... не фашист, т. к. фашизм и расизм не совместимы, а последними фашистами остаются только младороссы. В США, в еженедельной газете «Русское дело» (орган Младоросской партии под редакцией и административным руководством А. В. Марковникова выходила в Сан-Франциско в 1939-1940 гг.) С. С. Оболенский опубликовал несколько статей. В них раскрывалась антиславянская и русофобская сущность германского национал-социализма, а также делались полностью оправдавшиеся прогнозы по поводу поведения нацистов в России в случае войны, основанные на цитатах из «Майн Кампф» А. Гитлера. Приведем в виде примера передовицу «Национал-социализм и русскость» [14, с. 1] и статью из того же номера «Славяне и немцы» [15, с. 3-4]. С. С. Оболенский почти точно предугадал, что немцы будут творить через полтора года на оккупированной территории СССР.
С началом Второй мировой войны младороссы защищали Францию на фронте, а затем активно участвовали в Сопротивлении. Многие из них удостоены боевых наград Франции. В историю Сопротивления вошли не только хорошо разрекламированные еще в советское время группы матери Марии, Б. Вильде-А. Дикого, но и сотни младороссов. Сам А. Л. Казем-Бек выделял подпольные группы своих соратников: Дурданская А. А. Угримова-младшего, Пиренейская К. С. Елиты-Вильчковского — С. С. Оболенского, Парижская Василия Ф. Шашелева, Лионская К. К. Иванова — Тринадцатого, Савойская Павла Зисермана, Провансальская Третьякова [Цит. по: 12, с. 441].Особо
хотелось бы выделить пиренейскую группу К. С. Елиты-Вильчковского — С. С. Оболенского — настоящий партизанский отряд, доставивший немецким оккупантам множество неприятностей.
Твердо стоя на позициях русского патриотизма, многие из младороссов, под впечатлением изменения советской политики в годы Великой Отечественной войны, поддались соблазну видеть в сталинском режиме «нормальную русскую государственную власти». Ожидание эмиграцией Термидора, а еще больше героизм русского народа, «реабилитация» русской истории и культуры, восстановление патриаршества и уменьшение антирелигиозных преследований, породили иллюзии о перерождении советского режима, к ним склонялся и И. А. Бунин. Так возникло в русской эмиграции движение «совпатриотизма». В июне 1941 г. после нападения нацистской Германии на СССР князь С. С. Оболенский, ведомый переполнявшими его патриотическими чувствами, находясь на территории союзной Германии Франции Виши, обратился в еще не закрытое советское консульство с наивной просьбой стать добровольцем РККА, что, конечно, же не могло быть осуществлено. Многие младороссы вернулись после 1945 г. в СССР, но их судьба на Родине сложилась очень трагически — почти все были репрессированы.
В октябре 1941 г. А. Л. Казем-Бек приплыл в Америку. В годы Великой Отечественной войны он выступал как пламенный патриот-«оборонец». Жизнь в США, усилившийся интерес к богословию вместе с семейными неурядицами, привел к тому, что в 1956 г. А. Л. Казем — Бек реэмигрировал в СССР. На Родине он оказался в фактической духовной изоляции, работал в «Журнале Московской Патриархии», а с 1962 г. стал консультантом Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. На этом посту его знания опыт и понимание психологии и тайной политики католических и протестантских организаций были по достоинству оцененыиерархами русской православной церкви. Большим уважением А. Л. Казем-Бек пользовался у митрополита Ни-кодима (Ротова), у будущего патриарха Алексия II [12, с. 600-601]. Символично, что заупокойную службу над телом скончавшегося А. Л. Казем-Бека совершил молодой епископ Выборгский Кирилл, нынешний патриарх [12, с. 652].
ЛИТЕРАТУРА
1. Архив Русского Зарубежья в Доме-Музее Марины Цветаевой. Фонд 304: «Русское Зарубежье». КП 704-26.
2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 5763. Оп. 1.
3. ГАРФ. Ф. Р-9145. Оп. 1.
4. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 64. Оп. 1.
5. РГВА. Ф. 1323к. Оп. 2.
6. Барихновский Г. Ф. Идейно-политический крах белоэмигрантов и разгром внутренней контрреволюции (1921-1924 гг.). — Л., 1978.
7. Варшавский В. С. Незамеченное поколение. — М., 1992.
8. Граф Г. К. На службе Императорскому Дому России 1917-1941: Воспоминания / Вступ. ст., подгот. текста, биогр. справочник В. Ю. Черняева. — СПб.: Блиц, 2004.
9. Йованович М. Русская эмиграция на Балканах: 1920-1940. — М.: Б-ка- фонд Русское Зарубежье; Рус. путь, 2005.
10. Косик В. И. «Молодая Россия»: Вариации на тему национализма в маршах эпохи. — М., 2013
11. Лаврик Э. Г. Младороссы // Русская философия. — М., 1995. — С. 303.
12. Массип М. Истина — дочь времени. Александр Казем-Бек, и русская эмиграция на Западе. — М.: Языки славянской культуры, 2010.
13. Массип М. Истина — дочь времени. Александр Казем-Бек, русский эмигрант (1902-1977) // Звезда. — 2000. — № 10. — С. 184-196.
14. Оболенский С. С. Национал-социализм и русскость // Русское дело. — Сан-Франциско. — 1940. — 30 янв. — С. 1.
15. Оболенский С. С. Славяне и немцы // Русское дело. — Сан-Франциско. — 1940. — 30 янв. — С. 3-4.
16. Озерецкий Г. Россия малая. Т. I: Русский блистательный Париж до войны. — Париж, 1973
17. Степанов С. А. Черная сотня в России (1905-1914 гг.). — М., 1992.
18. Угримов А. А. Из Москвы в Москву через Париж и Воркуту / Сост. предис. и коммент. Т. А. Угримовой. — М., 2004.
19. Устав и основоположения Союза русского народа. — М., 1906. С. 13.
20. Чему свидетели мы были. Переписка бывших царских дипломатов 1934-1949, Кн. 1. — М., 1998.
21. Черняев В. Н. Учредительное собрание или власть советов (неизвестный эпизод «дела Таганцева») // Историк и революция. — СПб., 1999.
22. Шевцов А. В. Издательская деятельность русских не социалистических партий начала ХХ века. — СПб., 1997.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ СТАТЬИ А. Л. КАЗЕМ-БЕКА
«Путями Каина. Священный национальный эгоизм»1.
Самый малоизвестный период жизни и творчества А. Л. Казем-Бека — это американский (1941-1956). Основным периодическим изданием, в котором он публикуется, стала единственная еженедельная русская газета на Тихоокеанском побережье «Новая заря» (Сан-Франциско, 1928-1973, издатель — редактор Г. Т. Сухов). В газете печатались самые известные деятели Русского Зарубежья: от М. А. Алданова до Ф. И Шаляпина, впрочем, много было перепечаток. До 1940 г. редакция положительно относилась к движению младорос-сов. А. Л. Казем-Бек печатался в «Новой заре» и до Второй мировой войны, в 1940 — е гг. газета оказалась единственной кто регулярно примерно два раза
1 Подробнее об авторе статьи в этом же номере статья П. Н. Базанова «А. Л. Казем-Бек — лидер движения младороссов»