Научная статья на тему '2006. 01. 027. Ильхамов А. Археология узбекской идентичности. Ilkhamov A. Archaeology of Uzbek identity // centr. Asian survey. - Oxford, 2004. - Vol. 23, № 3/4. - P. 289-326'

2006. 01. 027. Ильхамов А. Археология узбекской идентичности. Ilkhamov A. Archaeology of Uzbek identity // centr. Asian survey. - Oxford, 2004. - Vol. 23, № 3/4. - P. 289-326 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 01. 027. Ильхамов А. Археология узбекской идентичности. Ilkhamov A. Archaeology of Uzbek identity // centr. Asian survey. - Oxford, 2004. - Vol. 23, № 3/4. - P. 289-326»

2006.01.027. ИЛЬХАМОВ А. АРХЕОЛОГИЯ УЗБЕКСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

ILKHAMOV A. Archaeology of Uzbek identity // Centr. Asian survey. -Oxford, 2004. - Vol. 23, № 3/4. - P. 289-326.

Автор (Лондонский университет) считает необходимым сдвинуть фокус анализа с этничности на национальность и соответственно искать истоки формирования узбекской идентичности не в эпоху зарождения протоузбекских этнических и племенных групп (как принято в АН Узбекистана), а с 1924 г., когда начало формироваться современное узбекское государство благодаря решению советского правительства создать Узбекскую ССР в составе СССР.

Этническими компонентами современных узбеков стали: 1) даштыкыпчакские узбекские кочевые племена, мигрировавшие в Центральную Азию в XVI в.; 2) местные чагатайские и огузские тюркские племена; 3) сарты - оседлое тюркское (в основном городское) население и тюркизированные таджики. Об этногенезе и идентичности сартов мнения российских востоковедов и джадидов наиболее противоречивы. Пересказывая эти точки зрения, автор подчеркивает, что «сарт» - скорее социальная, чем этническая категория, она включает городских жителей, занятых в ремесленном производстве, торговле, религиозных деятелей, чиновников среднего уровня, учителей; этот термин нельзя считать уничижительным.

В формировании современной узбекской идентичности можно проследить два этапа. На первом основными движущими силами процесса были джадиды, «национальные коммунисты», Тур-ккомиссия ЦК РКП(б). Джадиды, проповедуя идею единого Туркестана, сводили его территорию к землям, где жили узбеки. Вначале М. Бехбуди, А. Фитрат, Ф. Ходжаев поддерживались большевиками, а в 30-е годы были репрессированы. Более широкую версию единения тюркских народов выдвигали «национальные коммунисты» Т. Рыскулов и М. Султан-Галиев. Судьба второго оказалась особо трагической1, карьера первого продлилась дольше, но предлагаемый им вариант был отвергнут, и в основу разделения Туркестана положен проект Турккомиссии. В Узбекской ССР титульной

1 См.: Сагадеев А.В. Мирсаит Султан-Галиев и идеология национально-освободительного движения.- М.,1990. - Прим. реф.

нацией были объявлены узбеки, а графа «сарт» исчезла уже из переписи 1926 г.

На втором этапе формирования новой узбекской идентичности встал вопрос о новом узбекском языке и национальных символах. С этой целью внедрялась всеобщая грамотность (по данным «Узбекистанской энциклопедии»1, в 1925 г. в республике издавалось 334 названия общим тиражом 1,5 млн. экземпляров, в 1940 г. соответственно 1200 и 11 млн.) (с. 308). Грамотность помогала распространять национальные и политические символы, пропагандировать чувство идентичности.

Из трех основных диалектов узбекского языка был взят за основу чагатайский с рядом заимствований из огузского и кыпчак-ского. В 1927 г. Узбекистан перешел на латинский алфавит, в 1939 г. - на кириллицу. «Обе реформы явно имели целью нейтрализовать местных националистов и отрезать народы Центральной Азии от арабо-персидского наследия и от всех мусульман в других странах» (с. 318). Развернулась кампания русификации словаря и грамматики узбекского языка.

Одновременно происходила канонизация национальной истории. Она опиралась на достижения российского дореволюционного и советского востоковедения. Советские востоковеды, например И. Магидович, А. Якубовский2, по признанию автора, «сыграли решающую роль в формировании интересов государства в создании современной узбекской идентичности» (с. 318). В частности, в брошюре А.Ю. Якубовского выдвигался в качестве национального узбекского символа Тамерлан, а не Золотая Орда. Тамерлан, увиденный как бы союзником Московской Руси в борьбе с Золотой Ордой, мог служить «обоснованием» дружбы народов России и Туркестана. Концепция Якубовского была благосклонно встречена в Москве и Ташкенте и принята «как основная парадигма дальнейшей канонизации истории узбекского народа» (с. 321). Им же

1 Encyclopedia. Uzbekistan Respublikasi. - Tashkent, 1997. Описание здесь и далее по реф. источнику.

2

Материалы о районировании Средней Азии. Кн. 1. Территория и население Бухары и Хорезма. Кн. 1. Бухара. - Ташкент, 1926; Якубовский А.Ю. К вопросу об этногенезе узбекского народа. - Ташкент, 1941.

сформулирован тезис о том, что история народа часто древнее, чем его этноним. Эта методология использовалась многими советскими специалистами и позволила М.Вахабову утверждать, что «узбеки сформировались как единый народ в начале второго тысячелетия н.э.» (с. 322)1.

В постсоветском Узбекистане многолетние усилия властных и культурных элит по формированию узбекской идентичности принесли плоды: большинство тех, кто записан узбеком, воспринимают себя именно узбеком (а не сартом, кокандцем, бухарцем), признают свою принадлежность к узбекской нации. Особых дискуссий об узбекской идентичности в республике не было, широко обсуждался лишь вопрос об алфавите - оставить ли кириллицу, вернуться к арабскому или латинскому? В 1993 г. принят закон о переходе на латинский алфавит. Это не означало победы пантюр-кистских настроений, скорее выбор наименьшего зла, но новое поколение уже не сможет читать советскую узбекскую литературу. Пантеон национальных героев по-прежнему возглавляет Тамерлан.

Остается открытым вопрос: «Будет ли независимый Узбекистан этноцентричным, как это было спланировано в 1924 г., или примет современную модель нации-государства (nation-state)?» Иначе говоря, что важнее: национальность или гражданство страны, где ты живешь? Второй вариант, «учитывая ориентации общества и особенно национальной элиты, вряд ли будет принят. Таким образом, перспектива формирования узбекского государства и общества как современного nation-state откладывается на неопределенный срок» (с. 324).

С. И. Кузнецова

1 Vakhabov M. Formation of the Uzbek socialist nation. - Tashkent, 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.