5
П. БУРДЬЕ И ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ»
2006.01.001. РОББИНС Д. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СТАТУС ПОНЯТИЯ БУРДЬЕ «КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ».
ROBBINS D. The origins, early development and status of Bourdieu's concept of «cultural capital» // Brit. of sociology. - L., 2005. - Vol.56, № 1. - P.13-32.
В статье Дерека Роббинса (университет Восточного Лондона, Лондон, Великобритания) рассматривается процесс формирования социологической концепции Пьера Бурдье. Основное внимание уделено понятию «культурный капитал», предложенного Бурдье в «Приложении к рефлексивной социологии» (1992). Бурдье вспоминает, что в его семье разговаривали на беарнском диалекте, а в школе он говорил на литературном французском языке. В дальнейшем мышлению Бурдье был свойственен дуализм между традиционной и высокой культурами. Это противоречие было подкреплено институциональным противостоянием между провинциальной культурой и культурой централизованного государства. Если употребить философскую терминологию, то можно сказать о противоречии между «жизненным миром» и «миром системы».
В процессе своего интеллектуального формирования Бурдье находился под влиянием французских историков и философов науки (Башляр, Кангулем, Дюгем), Сартра, Гуссерля и Мерло-Понти. Бурдье интересовался философией науки и неокантианской эпистемологией. Его внимание привлекала критика объективистский науки. Он интересовался не метафизикой или спекулятивной философией, а функциональной, инструменталистской проблематикой. Если использовать терминологию Гуссерля, то внимание Бурдье привлекали конкурирующие дискурсы объективных наук и допре-дикативная интенциональность, от которых зависят все научные дискурсы. Культуру философского дискурса Бурдье использовал
для выявления различий между онтологическим и эпистемологическим, природным существованием и социально приобретенным знанием.
Важно отметить, что Бурдье интеллектуально сформировался в традиции, в которой не уделяли много внимания анализу культуры. Поэтому он не питал симпатии к Дильтею, Риккерту, теории харизмы Вебера, интуитивизму и герменевтике. Рассматривая культуру, Бурдье использовал витализм Бергсона и предложенный Мерло-Понти анализ столкновения дологического мышления и биологической адаптации. Можно сказать, что столкновение между культурами индивидов интересовало Бергсона больше, чем сами культуры. Он исследовал, в какой степени культурные запросы детерминированы биологически, а также взаимодействие носителей традиционной культуры с символами высокой культуры.
В своей первой книге «Социология Алжира» (1958) Бурдье исследовал процесс насильственной культурной адаптации, усвоение местными племенами современной городской культуры. На эту работу Бурдье большое влияние оказало исследование Мелвилла Гершковича «Акультурация. Исследование культурного контакта» (1938), посвященное межрасовым отношениям в США. В этом исследовании Гершкович обосновывает необходимость применения исторической методологии для определения последствий культурного контакта. Подобный подход привлек внимание Бурдье, признававшего, что он стремился исследовать «столкновение цивилизаций» в Алжире. Работа Бурдье была важна для понимания самими алжирцами того, как они будут определять свою культурную идентичность в независимом алжирском государстве.
Дискурс социальной науки всегда был лишь частью интересов Бурдье. Большое значение для него имела языковая игра, имевшая инструментальную ценность в поисках этической и социально-политической гармонии. Он не питал симпатии к мистике коллективного сознания Дюркгейма, однако понимал, что в обществе идет поиск коллективного авторитета. Бурдье стремился выделить не универсальные объекты, сущности, а то, что претерпевает социальные, географические, исторические изменения. Меж-культурная гармония может быть достижима скорее как следствие столкновения между случайными сущностями, а не как результат объективистской гомогенизации. Трансформация социального наблюдения в «искусство» уменьшает способность наблюдения порождать социальное изменение. Иногда утверждают, что артистизм способствует освобождению мысли социальных ученых,
обычно действующих в соответствии с рутинными, формальными процедурами.
Термин «культурный капитал» был предложен Бурдье и Пас-сероном в 1964 г. в отчете о проделанном по заказу для Европейского социологического центра исследовании студентов Лилльского университета. Было проведено два опроса. Первый состоял из 52 вопросов. Анонимные респонденты должны были ответить на вопросы о своей национальности, семейном положении, поле, возрасте, о том, на каком факультете учатся и когда поступили в университет. Далее следовали вопросы о родственниках, отношении к религии, наличии второго образования и отношении к обучению в университете. Вопросы 29-38 были посвящены взглядам респондентов на философию или социологию. В вопросах 39-46 спрашивалось об исследовательских техниках и методах обучения, применяемых студентами. Вопрос 47 был о газетах и журналах, регулярно читаемых студентами. Отвечая на вопросы 48-52, респонденты рассказали о степени своей вовлеченности в политику и в профсоюзную деятельность.
Второй опрос состоял из 41 вопроса. Первые 14 касались тех же биографических сведений, что и в первом опросе. В 15 вопросе студентов спрашивали, читают ли они классические тексты вне программы, и как часто. В ответе на 16 вопрос необходимо было рассказать о знании кино, музыки, живописи, театра. Вопрос 18 представлял собой список из 18 драматургов, и респонденты должны были написать, с какими из их произведений они знакомы. В 21 пункте был список из 26 фильмов с похожими вопросами. 25 вопрос также представлял собой список из 10 классических композиторов, а студенты рассказывали о своем знакомстве с ними. 26 вопрос был об 11 джазовых музыкантах, 27 - о 12 джазовых пьесах, которые нужно было датировать. Были также вопросы о степени владения музыкальными инструментами, о знании живописи, о событиях в интеллектуальной жизни и о том, какие новые курсы хотели бы студенты изучать в университете.
Эти опросы были одновременно исследованием проблематики социологии, социологии культуры и культурного анализа. Первой целью этого исследования был анализ отношения студентов к академическим ценностям и институтам. Бурдье и Пас-серон предполагали, что это отношение определяется их социальным происхождением. Их социология культуры тесно связана с изучением объективной классовой дифференциации. Автор статьи считает необходимым продолжать исследовать соотношение между социальным и культурным анализом, поскольку
оно составляет сердцевину взаимосвязи между культурным капиталом и социальной дифференциацией. Бурдье и Пассерон, считая социальное происхождение главным фактором дифференциации, стремились проследить его влияние в разных областях: от бытовых условий до культурных и научных вкусов и предпочтений.
Опрос Бурдье и Пассерона показал, как культурные различия укрепляют и конституируют социальные различия. Было показано, что культурные различия не являются следствием неодинакового социального происхождения. Напротив, было обнаружено, что они неотделимы друг от друга, что социальное (синоним традиционной культуры) модифицируется в зависимости от степени владения высокой культурой. Позднее Бурдье подчеркивал роль образования как инструмента культурной дифференциации. Социальная ситуация не является, по его мнению, заданным, статичным состоянием. Она представляет собой контекст постоянного культурного взаимодействия между носите -лями традиционной и высокой культуры внутри поколения и между поколениями.
Важным достижением данного исследования было то, что нельзя приобрести определенное «количество культуры» и повысить свой социальный статус. Обмен культурными ценностями и их накопление - это процесс, социальная борьба. Статистика свидетельствует, что большинству выходцев из низших слоев общества не удается получить высшее образование.
Бурдье неоднократно использовал опыт своих алжирских исследований. Вместо объективистского анализа социальных и культурных столкновений он стал пытаться показать поведение социальных агентств, которые динамически конструируют стратегии достижения социального различия. Социологические определения также являются социальной практикой. В начале 1970-х годов Бурдье стремился доказать, что переменные, изучаемые социологами изолированно друг от друга, являются элементами игры, в которой индивиды борются за лидирующие позиции.
В работах 1980-х годов Бурдье исследует противоречия между статистическими обобщениями, формулируемыми объективистскими социальными учеными, и личными жизненными ситуациями индивидов, которых описывают статистическими методами. Он описывает, например, несоответствие рационального анализа уровня рождаемости и социально обусловленных различий в способностях людей контролировать рождение своих
детей. Подобным же образом он анализировал взаимосвязь между тем, как характеризуют политические взгляды людей ученые на основании голосования и социально дифференцированными политическими симпатиями.
Политические, этические и другие индивидуальные диспозиции сталкиваются с партийными программами и лозунгами. Бурдье подробно описывает взаимоотношения между «механизмом», предполагающим, что люди являются продуктом своей социальной среды, и «финализмом», считающим, что поступки людей управляются ориентированным в будущее целеполагани-ем. Напряжение между «механизмом» и «финализмом» Бурдье зафиксировал в понятии «габитус». Габитус служит у него концептуальным орудием понимания того, что способность людей планировать свои действия является следствием социальных условий, в которых они живут. Некоторые социальные условия приводят к созданию абстрактных моделей, но объяснительная ценность этих моделей не универсальна, а является следствием породивших их конкретных условий. Поэтому необходимо сравнить эти модели с альтернативными, возникшими в других условиях. Важно подчеркнуть, что рефлексия Бурдье о взаимодействии между традиционной и высокой культурами является отражением взаимоотношения субъективного смысла и объективной реальности. В обоих случаях на мнение Бурдье оказал влияние Гуссерль. Бурдье пришел к выводу, что экономическая компетентность не является универсально распространенной способностью. Умение рассчитать риски и предвидеть будущую прибыль приобретается в конкретных социальных условиях.
С помощью понятия «культурный капитал» Бурдье описывает столкновение между культурами. Существующие теоретические понятия, подчеркивает Бурдье, хорошо работают в данный момент, но могут стать неадекватными в будущем. В связи с этим автор статьи отмечает, что социальное включение, возникающее вследствие выявления культурных различий, не является одновременно механизмом исключения, синонимом социального и культурного господства. Социологи не должны считать понятие «культурный капитал» инструментом закрепления социального неравенства, поскольку индивиды, отношения между ними и описывающие их понятия постоянно изменяются и наполняются новым смыслом, приходит к выводу Дерек Роббинс.
П.Н. Фомичев