ния к вождям Рутенг Пуу. Это не были ни сестры, ни дети сестер, вернувшиеся к отчему дому, это не было воссоединение семьи; статусы и отношения этих людей были весьма неясны. Лидеры манггарайской церкви и правительства претендовали на то, что они дадут модель правильного поведения и отношений в духе адата, но они по сути сломали существовавшую модель.
Еще одним моментом, разрушающим старую модель, было присутствие на мероприятии нового лица - ведущего («рассказчика»), очень похожего на экскурсовода, с тем только отличием, что вместо туристов перед ним местные жители. Громадная толпа приезжих состояла не только из тех, кто хоть что-то знал о манггарайском адате, но и тех, кто давно уже был вне темы, и тех, кто приехал в регентство Манггараи, но соблюдал иные традиции и говорил на других языках. Особняком стояла группа почетных гостей из госадминистрации. В сумме собралась толпа, которая была мало связана с празднованием пенти в Рутенг Пуу и которая при других, нормальных обстоятельствах никогда не оказалась бы здесь. Всем все подробно объяснял ведущий - истрию Рутенга, клана основавшего его, символику разных мест в деревне. Все выглядело так, как будто у всех «вдруг отшибло память, и люди позабыли адат, свою историю, культуру. Похоже, что так оно и было на самом деле» (с. 136).
Впрочем, появление ведущего — отличительная черта последнего времени в деле проведения ритуалов. Сторонники такого нововведения говорят, что настали «другие времена», что людям мало просто участвовать в ритуале, что они должны еще и понимать его, т.е. происходит сознательная десакрализация, сдвиг от сверхъестественного к человеческому, однако то, что имело место в Рутенг Пуу, стало явным отходом от ясности (например « в отношениях между людьми, кто кому кем приходится) и уходом от концепции единой и духовно наполненной общины.
Ю.В. Чайников
2005.04.045. МАДЖУМДАР Р. В ПОИСКЕ ЖЕНИХОВ И НЕВЕСТ: ГХАТАКИ, МАТРИМОНИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И РЫНОК НЕВЕСТ В КАЛЬКУТТЕ 1875-1940.
MAJUMDAR R. Looking for brides and grooms: ghataks, matrimonials and the marriage market in colonial Calcutta, CIRCA 1875-1940 // J. of Asian studies. - Ann Arbor, 2004. - Vol. 63. - N 4. - Р. 911-935.
Профессор Р. Маджумдар (Университет Чикаго, США) анализирует изменения института брака в колониальной Индии на примере Калькутты.
Исследование, проводившееся на материале периодических изданий Бен-галии конца XIX - начала XX в., предваряет историографический обзор, посвященный проблеме изменения механизмов сватовства и организации брачных союзов в Бенгалии этого времени. Обзор позволяет судить о том, что большая часть исследователей склонна считать изменения института брака в колониальный период незначительными. Распространение практики сватовства через газетные объявления и понижение в связи с этим социального статуса сватов обычно связывается с частичной модификацией традиционных обычаев при сохранении консервативных представлений о браке.
Иного мнения придерживается Р. Маджумдар. Он стремится проследить историю возникновения брачных агентств и брачных объявлений, выявить изменения в представлениях о семейных отношениях и попытаться определить глубинные причины произошедших социальных трансформаций.
Браки в традиционной Индии заключались по договору. Обычно посредником между родителями жениха и родителями невесты выступал сват, или «гхатак», как его именовали в Бенгалии. Гхатаки составляли отдельную касту, не обладавшую высоким статусом в кастовой иерархии, но при этом они пользовались всеобщим почетом и уважением благодаря своей важной социальной функции в бенгальском обществе. В обязанности гха-така входило подобрать подходящую кандидатуру будущего супруга/супруги по запросу родителей жениха или невесты, провести переговоры с родственниками кандидата и осуществить необходимые приготовления к свадьбе. Подбор кандидата должен был осуществляться не только с учетом касты: также принимались в расчет статус рода в рамках отдельной касты, социальное положение семьи и мнение соседей. Таким образом, для того чтобы подобрать кандидатуру, устраивающую «заказчиков», профессиональный гхатак должен был обладать феноменальной памятью, знанием генеалогии многочисленных родов и семей и обширными связями в той местности, где он осуществлял свою посредническую деятельность. Соответственно, второй, но не менее важной функцией гхатаков являлось сохранение и передача исторического знания. В Бенгалии гхатаки порой приравнивались по статусу к пурохитам (семейные астрологи) и именовались не иначе как «учителя родов» (кц1асЬагуа).
С конца XIX в. ситуация начинает меняться, особенно быстро в городской среде, более всего подверженной влиянию англичан и европейской культуры. С этого времени в Калькутте и некоторых городах Бенга-
лии широкое распространение получает печатная продукция: пресса и данные статистики. Тогда же начинает публиковаться знаменитый сборник «Касты и племена» (СаБеБ and Tribes), в котором с присущей англичанам тщательностью отображалась кастовая иерархия и указывалась кастовая принадлежность подавляющего большинства бенгальских семей и родов. С появлением бумажных носителей информации необходимость в живых хранителях генеалогической памяти просто отпала. Вследствие этого акцент в деятельности гхатаков существенно смещается: уступив роль хранителя знания, он продолжает оставаться лишь посредником между семействами при заключении брачных союзов.
Своеобразное отражение этих изменений заключалось в увеличении количества свах и сокращении количества мужчин-гхатаков. В традиционной Бенгалии фигура женщины-свахи - явление достаточно редкое. Вероятно, это было связано с тем, что функции хранителей и трансляторов знания безоговорочно принадлежали мужчинам. Увеличение количества свах в Х1Х в. свидетельствует об изменении роли гхатаков. Во-первых, женщины могли более успешно играть роль посредников в свадебных переговорах, поскольку могли проходить на женскую половину дома и, соответственно, лично засвидетельствовать перед родителями жениха красоту и прочие достоинства потенциальной невесты (гхатакам-мужчинам приходилось полагаться в этом на рекомендации родственников девушки). Кроме того, женщины в Бенгалии считались более успешными переговорщиками в силу природной хитрости и изворотливости.
Постепенно отношение к фигуре гхатака значительно меняется. Образ «учителя родов» сменяется комичной, вызывающей недоверие и презрение фигурой толстяка, обжоры и мошенника. Перестав считаться хранителем значимой информации, гхатаки потеряли доверие в глазах определенной части населения, в первую очередь образованных горожан, имевших доступ к СМИ. Гхатаки начинают ассоциироваться с мошенниками и обманщиками, стремящимися любым путем заработать свои рупии. В условиях городской среды, сопряженной с рисками и нестабильностью, традиционные сваты с их неподтвержденными гарантиями и «устаревшими методами» автоматически причисляются возникающим «средним классом» к факторам повышенного риска.
В этом процессе «отторжения гхатаков» средним классом Бенгалии свою роль сыграло и повсеместное распространение практики поиска невест и женихов с помощью газетных объявлений. Впервые колонка брачных объявлений появилась в калькуттской газете «Prajapati» в 1909 г.
Эта рубрика называлась «Сват» и содержала заявки родителей женихов или невест. В них указывались интересующие качества кандидатов на брак: возраст, каста, уровень семьи в рамках касты и т.д. Брачные объявления очень быстро стали пользоваться популярностью среди среднего класса бенгальских городов как недорогой и доступный многим способ найти оптимальную партию. Газеты гарантировали конфиденциальность и быстроту поступления информации. Интересно, что издательства чаще всего нанимали тех же гхатаков для поиска кандидатов, удовлетворяющих требованиям, указанным в объявлениях. Эта практика, в свою очередь, активно разрушает традиционную индийскую систему взаимного обмена услугами (джаджмани), переводя деятельность гхатаков в капиталистическое русло. Теперь за свои услуги они получают фиксированную заработную плату от нанимателя в лице издательства той или иной газеты.
С 20-х годов XX в. в Калькутте появляются первые брачные агентства, не только оказывающие услуги в поиске выгодной партии для заключения брачного союза, но и помогающие проводить переговоры с семьей потенциального кандидата. Первоначально на них работают все те же гхата-ки, но с течением времени появляется профессиональная группа работников брачных агентств, которые формально выполняют функции сватов, но реально существенно от них отличаются: их посредническая деятельность основывается не на личном знании кастовой структуры Бенгалии, а на публикуемых англичанами отчетах.
Важно отметить и изменения в кастовом сознании среднего класса бенгальских городов, которые отчетливо отражаются в содержании брачных объявлений и в требованиях, предъявляемых к потенциальным кандидатам. Историки давно пишут о тенденции к унификации культурного контекста внутри каст в колониальный период. Это связано с распространением среди среднего класса культурных ценностей, более свойственных европейцам. Ценностная переориентация затронула и брачные отношения. С начала XX в. требования относительно внутрикастового статуса семьи заменяются указаниями на желаемый уровень дохода и уровень образования. Если первый аспект носит все еще семейно-родовой характер (указывается желаемый доход семьи), то требование относительно образования относится уже лично к кандидату на брак. Речь пока еще не идет о том, чтобы отказаться от требований по касте вообще, однако они носят уже менее категоричный характер. Эти трансформации представлений об «идеальной партии» в городской среде носят массовый характер: постепенно подобного рода представления начинают распространяться
среди всего бенгальского слоя bhadralok, соответствующего европейской буржуазии.
Ценностная переориентация оказала существенное влияние и на внутрисемейные отношения, в частности на структуру семейного господства-подчинения. Хозяином дома по-прежнему остается мужчина, однако основы его господства перестают носить родовой и даже кастовый характер: теперь показателем статуса мужчины становится образование и финансовый доход. Соответственно, изменяется представление об «идеальной жене». Основу женственности начинают составлять не только кротость, послушание и красота, но и так называемое знание современных искусств и по аналогии с мужчинами - «хорошее образование». Маджумдар именует этот процесс «изменением логики патриархального господства-подчинения» (с. 926), основанным на активном проникновении капиталистических отношений в такие «отдаленные уголки» индийской жизни, как семейные отношения и брак.
В начале XX в. на страницах бенгальских газет широко развернулась критика новых тенденций. Нападкам подвергалось желание родителей женихов получить как можно более выгодные финансовые предложения от родителей невесты. В традиционной Бенгалии вопрос о приданом (выплачиваемом, по обычаю, родителями невесты родителям жениха) решался компромиссным путем: этому предшествовали длительные переговоры, главной фигурой в которых был сват - именно его способности, статус и красноречие помогали обеим сторонам прийти к взаимовыгодному решению. Приданое выплачивалось натуральными продуктами (чаще всего драгоценностями). В начале XX в. родители жениха давали свое согласие на брак только после получения изрядной денежной суммы. Это фактически гарантировало разорение тех семейств, где были многочисленные дочери и ни одного сына. Сложившаяся тенденция получила название «монетаризация и формализация межсемейных отношений» (с. 932)
Тем не менее, несмотря на серьезную критику и обвинения в «жадности и готовности зарабатывать на детях» (с.932), начиная с XX в. процесс трансформации семейных ценностей бенгальского среднего класса принимает необратимый характер.
А.А. Бибикова