Научная статья на тему '2005. 04. 011. Джулианотти Р. , Робертсон Р. Глобализация футбола. Проблемы исследования. Giulianotti R. , Robertson R. The globalisation of foоtball: a study in the glocalization of the «Serious life» // the Brit. J. of Sociology. - L. , 2004. - Vol. 55, n 4. - P. 545-568'

2005. 04. 011. Джулианотти Р. , Робертсон Р. Глобализация футбола. Проблемы исследования. Giulianotti R. , Robertson R. The globalisation of foоtball: a study in the glocalization of the «Serious life» // the Brit. J. of Sociology. - L. , 2004. - Vol. 55, n 4. - P. 545-568 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 04. 011. Джулианотти Р. , Робертсон Р. Глобализация футбола. Проблемы исследования. Giulianotti R. , Robertson R. The globalisation of foоtball: a study in the glocalization of the «Serious life» // the Brit. J. of Sociology. - L. , 2004. - Vol. 55, n 4. - P. 545-568»

2005.04.011. ДЖУЛИАНОТТИ Р., РОБЕРТСОН Р. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ФУТБОЛА. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

GIULIANOTTI R., ROBERTSON R. The globalisation of football: a study in the glocalization of the «serious life» // The Brit. J. of sociology. - L., 2004. -Vol. 55, N 4. - P. 545-568.

Авторы статьи Ричард Джулианотти и Роланд Робертсон (социологический факультет Абердинского университета) исходят из того, что спорт, являясь одной из наиболее изученных социологами областей, в то же время представляет собой сферу, где интенсивно проявляются процессы глобализации. Но в то время как социология спорта активно использует теоретический аппарат, описывающий процессы глобализации, исследователи, занимающиеся социологическим анализом глобальных изменений, до сих пор не рассматривают спорт (футбол) как релевантный объект исследований, изучение которого дало бы возможность внести ряд существенных уточнений в теорию глобализационных процессов. Исходя из этого, авторы статьи, опираясь на свои предыдущие работы по социологическому изучению глобализации, применяют разработанный ими ранее теоретический аппарат к исследованию глобальных аспектов такого феномена спортивной культуры, как игра в футбол.

Изучение культурных, социальных и экономических аспектов современного футбола дает возможность теоретически и эмпирически исследовать многообразные и долгосрочные проявления процессов глобализации в различных областях культурной сферы, поскольку эта игра в силу своего всемирного распространения способствует включению различных социальных сообществ, обладающих определенными идентичностями, в спортивные процессы на мировом уровне, вследствие чего эти идентичности претерпевают изменения и релятивизируются.

В соответствии с авторским подходом футбол рассматривается в перспективе таких теоретических представлений, связанных с глобализацией, как локальное/особенное и глобальное/универсальное. Исследуется также, что ценного в научном отношении такой анализ может дать для социологического понимания глобализации. В этой перспективе Джу-лианотти и Робертсон рассматривают главные темы и проблемы, относящиеся к роли футбола в распространении глобализационных процессов.

Глобализация характеризуется, по их мнению, двумя различными, но тесно связанными процессами. Больше всего эти процессы затрагивают социальных акторов и связаны с возрастанием потенциала субъективности в осознании мира как целого. Характеризуется она также интенси-

фикацией глобальных аспектов социальной и культурной взаимозависимости посредством распространения телекоммуникаций и международных путешествий.

Рассматривая процессы глобализации, авторы используют новое понятие глокализации. Этот термин помогает объяснить, каким именно образом симбиоз локального и глобального воплощается в реалиях данной конкретной культуры. Глобализация неизбежно сопровождается процессом глокализации, посредством которого локальные культуры адаптируют и осваивают любой культурный продукт, чтобы «встроить» его в совокупность своих конкретных, особенных потребностей, убеждений и обычаев.

Само слово «глокализация» появилось впервые в практике японского бизнеса в области микромаркетинга. Когда его применяют для объяснения широких культурных явлений, то обычно приводят в качестве аргумента, что процессы глокализации выражают одну из существенных тенденций современной глобализации. Заимствуя идею глокализации из практики японского микромаркетинга, авторы применяют ее сначала к культурной области, а затем снова возвращают в сферу политических и экономических отношений, обсуждая роль и влияние ТНК в сфере футбола.

Глобальное распространение футбола породило разнообразные типы культурной глокализации, что выразилось в модификациях этой игры в различных странах. Всемирному распространению футбола в XX в. способствовало то, что он имеет небольшое число простых правил, простым и недорогим является и его снаряжение (мячи). С начала распространения футбола в различных странах его правила легко поддавались радикальной трансформации в соответствии с местными условиями, так, например, были введены собственные футбольные правила в Австралии. Отдельные местные культуры в рамках общей универсальной футбольной культуры устанавливали свои собственные футбольные традиции, стили игры, связанные с ними представления о спортивной эстетике и административные структуры.

Проявление глокализации можно увидеть также в особенностях интерпретации футбольных матчей телевизионными комментаторами в различных странах.

Поясняя свое понимание соотношения универсального и партикулярного (особенного, частного) в сфере футбола, авторы выделяют две стороны этого процесса: «универсализацию партикуляризма» и «парти-

куляризацию универсализма». Под первым процессом имеется в виду, что все частные сообщества можно охарактеризовать как уникальные идентичности, существующие в рамках каких-либо более широких систем. Так, например, современные национально-социальные идентичности возникают в рамках международной политической и экономической системы, что делает их культурно релятивизированными.

Процесс культурной релятивизации превращает футбол как «глобальную игру» в «глокальную игру», поскольку именно в рамках таких «универсальных» событий, как международные футбольные турниры, каждый игрок представляет свою специфическую национальную команду и идентифицирует себя с ней. Другими словами, любой частный опыт, идентичность и социальный процесс всегда понимаются прежде всего через их отношение к универсальному феномену. Глобализация реляти-визирует, делает относительными все особенности (партикуляризмы), усиливая их, сталкивая между собой, сопоставляя и заставляя взаимодействовать.

Характеризуется глокализация футбола также и процессом «партикуляризации универсализма». Имеется в виду то, что мир в целом всегда предстает в форме конкретных социально-политических единиц. Именно это упорядочивает существование наций и создает политические предпосылки глобальной связанности. Если провести аналогию между политическим существованием наций и организациями, являющимися агентами управления в сфере футбола, то можно обнаружить проявление «партикуляризации универсализма» в этой сфере. Эти проявления можно наблюдать, например, в проведении международных турниров и установлении различных уровней управления в футбольных организациях.

Глобальная пирамида футбольного управления представляет собой всемирную сеть организаций, возглавляемую высшим органом управления БША и состоящую из управляющих организаций на континентальном уровне, национальных ассоциаций футбольных клубов и организаций, координирующих поведение футбольных фанатов, которые выступают в виде поддержки. Эти национальные футбольные ассоциации являются самостоятельными политическими единицами внутри футбольных международных структур управления. Деятельность всей этой пирамиды организаций регулируется всемирным футбольным календарем, ориентированным на даты международных футбольных турниров.

Подытоживая свое понимание соотношения универсализации и партикуляризации, авторы констатируют, что социальное осознание гло-

бализации провоцирует возникновение ложного ощущения того, что глобальное уничтожает локальное. Противопоставляя свое понимание гло-кализации такому подходу, авторы говорят о различных аспектах культурной рецепции футбола. Таким образом, несмотря на то, что универсализм и партикуляризм выглядят как противоположности, в реальности они являются взаимозависимыми, сплавляясь вместе в глобальной связи.

Авторов также интересуют культурные аспекты проявления глобализации в футболе. Они отмечают, что следствием глобализа-ционных процессов и проявлением соответствующей глокализационной реакции на эти процессы является возникновение настроений социальной ностальгии - переживаний по поводу исторического упадка и кризиса пар-тикуляристской коллективной идентичности, что отражает происходящие социальные изменения.

Различные исторические формы ностальгии, которые авторы выделяют на примере Великобритании XX в., служат выражением парти-куляристских форм культурной идентичности. Ностальгические настроения, связанные с футболом, выражаются в эстетизации его прошлого (создании футбольных музеев, написании биографий известных игроков, использовании классической музыки в футбольных соревнованиях и т.д.).

Начиная с 1960 г. в футболе усиливаются такие глобальные процессы, как транснациональная циркуляция труда, информации, капитала и товаров и, следовательно, все больше набирает силу тенденция глока-лизации. Глокализационные процессы в этом контексте реализуются через механизмы репрезентации национальных общностей, использования национальных или каких-либо других локальных символов в одежде, песнях, флагах. Но в целом, можно говорить о возникновении в футболе активно действующего космополитического всемирного сообщества болельщиков, которое сплочено межнациональными предпочтениями наиболее известных игроков и клубов мирового уровня.

Следующим измерением глобализации, которое можно проследить на примере отношений в сфере футбола, является экономическое измерение. Речь идет о различии моделей корпоративной деятельности футбольных клубов и свойственных им форм собственности. В различных странах эти модели и формы различаются между собой, свидетельствуя о сильнейших глокализационных тенденциях.

В рамках изучения механизмов этих тенденций в футболе авторы анализируют деятельность таких наиболее динамичных агентов в процессах современной футбольной глокализации, как различные транснациональные корпорации, к которым принадлежат в том числе и крупные футбольные клубы, обладающие всемирной инфраструктурой для производства, распределения и маркетинга относящихся к спорту товаров, таких как DVD, спортивное снаряжение и др. В первую очередь их интересует именно роль коммерческой деятельности крупных мировых футбольных клубов в качестве транснациональных корпораций в процессе глокализации. ТНК занимаются бизнесом, который пересекает национальные границы в торговле и инвестициях и имеет относительно слабые связи с «внутренними» корпоративными моделями, но включены в процессы взаимодействия универсального и партикуляристского уровней через комплекс институциональных структур и культурных практик.

Проводя микромаркетинг спортивных товаров с помощью использования локальных символов, футбольные ТНК создают тем самым собственные детерриторизированные глобальные сообщества сторонников, которые становятся потребителями бренда клуба.

Лидирующие в мире футбольные клубы поддерживают интенсивные легальные финансовые и символические связи с «родными» культурами. Различие между крупными футбольными клубами, равно вовлеченными в глобализацию футбола, сводится к тем культурным различиям, посредством которых эти клубы предлагают свои бренды местным потребителям, например, в то время как Манчестер Юнайтед (Великобритания) в своей родной стране отдает предпочтение рекламе клубных символических традиций, в азиатских странах этот клуб делает акцент на предпочтениях тамошних болельщиков, которых больше интересует игра наиболее знаменитых игроков. Таким образом, хотя крупные футбольные клубы-ТНК и являются этно-центричными и поддерживают основные символические связи с «домом», но в своей маркетинговой политике, проводимой в других странах, они имеют полицентристскую направленность.

На футбольном рынке труда ТНК также практикуют культурную глокализацию: ориентируясь в своей деятельности прежде всего на национальных игроков, они в то же самое время рекрутируют «иностранных» игроков из культурно близких наций, стремясь в то же самое время к глобальному признанию.

Таким образом, можно сравнить роль национальных футбольных управляющих организаций с ролью национальных государств, которые действуют скорее как агенты, а не жертвы глобализации.

Среди других проявлений глобализационных процессов в сфере футбола авторы рассматривают также изменение моделей собственности и контроля в лидирующих футбольных клубах, которые находятся в сложных комплексных отношениях с окружающими их экономическими условиями. Оставаясь связанной с родной деловой культурой, свойственная им система собственности и инвестиций в последнее время претерпевает значительные изменения. Например, в английский футбол, являвшийся до этого сферой национальной гордости и национальных приоритетов, были сделаны беспрецедентные вложения такими иностранными бизнесменами, как Джек Уолкер в начале 1990-х годов и Роман Абрамович в 2003 г., что означает все большее втягивание английского футбола в процесс глобализации. В итальянском футболе также можно выделить тенденцию к переходу собственности и контроля к иностранным владельцам.

Проявления глобализации можно выделить и в политике распространения бренда ТНК. Как правило, использование бренда продукта в рамках ТНК на уровне политики микромаркетинга следует принципам регионального маркетинга. В любых действиях, направленных на международный эффект (например, на международных турнирах), футбольные команды всегда подчеркивают свои национальные приоритеты, хотя в то же самое время маркетинговая политика футбольных ТНК в последнее время все больше ориентируется на американские стандарты брендов товаров, хотя футбол в этой стране имеет свои чрезвычайно специфические черты, далекие от европейского футбола, и положение начинает меняться только в последнее время. Именно с этим связано и возникновение еще одной социальной проблемы, которой также касаются авторы.

Речь идет о такой проблеме, как ограничивающее влияние международной коммерческой деятельности футбольных клубов, рассматриваемых в качестве ТНК, на глокализационные культуры болельщиков. Это рыночное влияние неизбежно ведет к исключению ряда социальных групп из участия в конструктивной релятивизации их культурных идентичностей и практик через спорт и неотвратимо инициирует политические конфликты по поводу политики социального исключения. Причина этого заключается в том, что возникновение новых потребителей на глобальном уровне и ориентация на них футбольных ТНК в маркетинговой

политике приводит к выпадению из сферы их интересов и обслуживания прежних уже установившихся, локальных общностей болельщиков.

Таким образом, возникает отчетливая элитаристская ориентация в деятельности ТНК и исключение части фанатов из футбольной аудитории, вследствие чего идентифицировать себя с клубом начинает все более ограниченное количество болельщиков.

Авторы считают, что наметившееся отчуждение болельщиков и ему подобные проявления как следствие разрушающего влияния глобальных процессов на локальные формы существования имеют тенденцию превращения в экстремистскую политику, чреватую возникновением проявлений расизма и неорасизма. Из этого они делают вывод о необходимости постановки проблемы радикальной реформации футбольной системы управления в соответствии с принципами демократического гражданства.

Затрагивают авторы и тему общечеловеческих аспектов глобализации, рассматривая футбол с точки зрения соотношений и противоречий между такими уровнями, как индивид, национальные сообщества, международные отношения и человечество в целом.

Джулианотти и Робертсон исходят из того, что распространение глобализации способствует росту измерения человечности, что не гарантирует гармонию в человеческих отношениях, а скорее ставит вопрос об открытости возможностей для конструктивного межкультурного диалога и осуществления принципов гражданского общества внутри глобального космополиса. Авторы считают, что футбольная игра со всей ее всемирной организационной структурой должна способствовать увеличению этого измерения общечеловеческого, а составляющие эту структуру организации должны ставить выше коммерческих целей цели справедливости при распределении различных благ, связанных с игрой. Однако современная политика БША, направленная на увеличение цен на билеты и телетрансляцию футбольных матчей, способствует исключению ряда групп болельщиков из футбольной аудитории, их маргинализации, и следовательно, нарушению социальной интеграции. Упоминают авторы также и дискриминирующую позицию футбольных клубов по отношению к женскому футболу, хотя и не развивают эту тему более подробно.

Для того чтобы мировой футбол в качестве своего приоритета выбрал демократические ценности и ориентацию на самую широкую аудиторию вместо коммерческих целей требуется, чтобы БША провела институциональную, политическую и интеллектуальную реорганизацию,

которая способствовала бы утверждению институциональной демократизации политических структур в футбольной публичной сфере в противоположность тем современным подходам, которые ориентированы на рынок и консумеристские ценности.

В заключение авторы подтверждают свою точку зрения на то, что спорт и особенно футбол является значительной сферой проявления современных глобализационных процессов. Социологический анализ спорта может быть весьма плодотворным для эмпирического и теоретического понимания глобализации в целом.

М.Е. Соколова

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

2005.04.012-015. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛЬСКОЙ СЕМЬИ. (Сводный реферат).

1. ZYROMSKI M. Zasadnicze etapy rozwoju rodziny polskiej // Wspolczesne rodziny polkie-ich stan i kierunek przemian. - Poznan: Wydaw. nauk. UAM, 2001. - S. 25-36.

2. OGRYZKO-WEIEWIOROWSKA M. Rodzina polska u progu nowego wieku // Ibid. - S. 37-45.

3. TYSZKA Zb. Stan I przeobrazenia rodzin polskich na przelomie wiekow XX i XXI. Niedawna przeszlosc I terazniejszosc // Ibid. - S. 15-24.

4. TYSZKA Zb. Rodzina we uspolczesnym swiecie. - Poznan: Wydaw-nauk. UAM, 2003. - 135 s. - (Ser. Sociologia; N 31).

Ниже реферируются три статьи из сборника, опубликованного по материалам конференции, организованной Институтом социологии Познаньского университета им. А.Мицкевича, и монографическое исследование Збигнева Тышки.

Профессор Института политических наук Познаньского университета им. А.Мицкевича Марек Жиромский в статье «Основные этапы развития польской семьи» (1) обращается к вопросам методологического характера, без которых невозможно проследить эволюцию польской семьи в периоды Средних веков (X-XV вв.), Возрождения и Просвещения (XVI-XVIII вв.) и разделов Польши, в первую очередь на протяжении XIX в.

М.Жиромский присоединяется к взглядам тех историков, по мнению которых эпоха окончательно уходит в прошлое, когда она непосредственно уже не влияет на нынешнее состояние общества. Такое прошлое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.