ЯЗЫКИ МИРА
2005.03.034. ИССЛЕДОВАНИЕ ИМЕННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ЯЗЫКАХ МИРА НА МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ. (Сводный реферат).
В работе (1) предпринимается попытка семантической типологии именных классификаций с нигеро-конголезской спецификой. Автор выдвигает гипотезу первичности противопоставления личность/не-личность с дальнейшим развитием в противопоставление мужской/женский и считает, что она (гипотеза) коррелирует с некоторыми положениями контен-сивной типологии. Основные положения, обозначенные автором, следующие: если в языке есть именная классификация, то присутствует противопоставление личность/не-личность (одушевленность/неодушевленность), которое при определенных обстоятельствах часто бывает скрытым; если есть противопоставление кроме личность/не-личность, то это противопоставление — мужской/женский. Возникновение грамматикализованых классификаций, по мнению автора, было вызвано необходимостью выражения с помощью именных классифицирующих маркеров семантических ролей актантов — агентивов (личность) и не-агентивов (не-личность).
Исследуя типы конструкций со счетными словами, автор статьи (2) отмечает, что с синтаксической точки зрения утверждение, что нумератив находится с квантифицируемым именем в атрибутивном отношении, не всегда очевидно. Ландер отмечает случаи, когда в разных языках сочетание числительного с нумеративом действительно оказывается в позиции определения к квантифицируемому либо счетное слово может выступать в качестве вершины именной группы, либо нумератив или счетный комплекс могут быть как вершинами, так и определениями. Причину такой вариативности автор считает возможным объяснить в терминах категориальной грамматики и пытается сделать это на материале преимущественно языков Юго-Восточной Азии и Океании. Ответ предлагается понимать как гипотезу, требующую верификации на более широком языковом материа-
ле. Подводя итог своего исследования, автор приходит к выводу, что категориальная грамматика позволяет наглядно представить связь между типом конструкции со счетным словом и ее семантикой. Автор предполагает, что синтаксический статус счетного комплекса определяется его функциями и референциальным статусом вложенной именной группы. Иногда он (синтаксический статус) зависит от наличия в языке специальных показателей сферы действия именной группы.
В статье (3) автор рассматривает два основных вопроса: проблему классификаторов и их роль в отражении пространственной модели мира в языке. Автор указывает на термнологическое несоответствие классификатора и явлений, обозначаемых этим словом. В кратком обзоре работ, посвященных проблеме классификатора, автор показывает, что для обозначения языковых единиц, называемых классификаторами, используются разные термины: классификаторы, счетные слова, аффиксы единичности, вспомогательные существительные и т.д. В результате обзора автор приходит к выводу, что на современном этапе исследования классификаторов во вьетнамском языке ученые склоняются к мнению, что классификаторы не являются служебными словами, а, напротив, являются одной из категорий существительного, имеющей ряд специфических характеристик, что и позволяет выделить их в особую подгруппу. Исследуя роль классификаторов в отражении пространственной модели мира в языке, автор отмечает, что вьетнамские классификаторы имеют непосредственное отношение к пространственной модели мира вьетнамцев.
В работе (4) автор ставит задачу сопоставить и проанализировать данные исследований классификаторов разными авторами, и на этом основании обозначить причины появления классификаторов.
В статье (5) автор на примере системы именных классов в фула иллюстрирует и уточняет функции субморфов как значимых единиц языка, в определенном отношении альтернативных морфемам. Исходным положением является утверждение автора, что во многих парадигмах наряду с морфемами значимость приобретают единицы языка, не совпадающие с морфемами: показатели именных классов, местоимения, компактные лексико-семантические группы, аффиксы именной и глагольной деривации, парадигмы видовременной деривации. Такие маркеры наиболее часто формируются в результате диахронических изменений по аналогии. Подобные изменения знакомы компаративистам, но не изучены в плане их синхронной функции. По мнению автора, основная функция таких маркеров (субморфов) совпадает с основной функцией морфемных
нейтрализаций, которые интегрируют различные парадигмы в единую систему. Ту же функцию выполняют и субморфы. Появление в том или ином контексте морфемных или субморфных нейтрализаций как считает автор, не является произвольным. В типологическом отношении чаще наблюдается синкретизм маркеров рода/именного класса или маркеров лица во мн. ч., чем в ед. ч. В полифункциональных знаках действует следующее правило распределения нейтрализации: если знак активно «работает» на одну категорию, являясь маркированным членом оппозиции, то он менее активно работает на другую категорию, теряя именно в этой категории различительную силу и «предоставляя» свое пространство для реализации интегративной функции морфемы (нейтрализация оппозиции по лицу в маркерах мн.ч.). Морфемные и субморфные нейтрализации имеют тенденции к дополнительному распределению. Если, например, морфемные нейтрализации в парадигмах местоимений интегрируют в систему маркеры различных функций (nous субъектн. = nous объекта., vous субъектн. = vous объекта.), а также маркеры в парадигмах ед. и мн. числа (se ед. ч. = se мн. ч. в серии возвратных местоимений), то суб-морфная унификация затрагивает категорию лица (1-е л. = 2-е л.: сегмент -ous в nous, vous и др.). Автор считает, что такого рода правила тем лучше работают, чем сложнее устроена система, чем больше в ней парадигм и чем большее число функций совмещают знаки. В этом отношении именные классы фула представляют идеальный случай, являясь своеобразным эталоном сложности парадигматического устройства. Уникальность фула состоит в том, что это единственный язык, в котором морфемные маркеры именных классов не только коррелированы со ступенями чередования корневых согласных, но и сами имеют четыре ступени чередования начального согласного в составе маркера. Все эти сложные частные системы вместе и составляют систему именной классификации фула. Многочисленные классы в фула объединяются в три (возможно, четыре) группы, выделение которых имеет основания не только с точки зрения семантики классов, но и с точки зрения формальных признаков различных классных морфем. Внимание автора привлекает особая фонетическая структура маркеров деминутивных и аугментативных (размерных) классов в фула - большинство из них имеет слоговую структуру CVC, что отличает их от «не-размерных» маркеров.
Рассмотрев хорошо известные фуланистам языковые факты, автор высказывает мнение, что функционирование субморфов в системе именных классов в фула прямо противоречит соссюровскому тезису о син-
хронной немотивированности диахронических изменений. Факты скорее говорят об обратном: тенденция к сохранению определенного баланса нейтрализации в плане синхронии может служить фактором, который приводит в движение механизм диахронических изменений по аналогии.
В статье (6) автор рассматривает осуществление языком измерительной функции. Сравнение китайской системы прилагательных размера и формы с русской обнаруживает ряд особенностей, одной из которых является стремление китайского языка к структуризации наивных представлений о размере и форме. Это отражается в фиксации классов предметов, сходных по размеру и форме, с помощью счетных слов.
В работе (7) исследуется категория класса на материале нахских языков. Выявленная в лингвистике (науке о языке, а не о мышлении), она (категория) не нашла сколько-нибудь адекватной интерпретации своего референциального значения, поскольку задача определения когнитивного содержания решалась в терминах и понятиях лингвистики. Автор считает необходимым разведение двух значений категории класса - реляционного и референциального и объяснение второго в рамках междисциплинарных парадигм. Категория класса (еще не грамматического) онтологически является продуктом когнитивного структурирования действительности. Когнитивное и грамматическое содержания категории класса в исследуемых языках могут пересекаться, но не могут (и не должны) совпадать, поскольку релевантность этих значений определяется разными плоскостями. Исследуя грамматическое значение, автор обратила внимание на то, что нахские именные части речи имеют открытые валентности на онтологическую связку есть, которая одновременно является и показателем его классной принадлежности. И здесь, как считает автор, есть возможность объяснения категории класса через анализ аргу-ментно-предикатной структуры высказывания. Будучи классно-маркированным, глагол есть в нахских языках передает не только утверждение о субъекте/объекте, но и маркирует его классную принадлежность. Нейтральных связок в нахских языках нет, а имена не имеют никаких морфологических классных показателей. В становлении системы классов, по наблюдениям автора, четко прослеживается изначальная не-дифференцированность субъекта/объекта и предиката. Дальнейшая их дифференциация была обусловлена определенными коммуникативными условиями. В этих условиях и стало развиваться реляционное значение класса, референциальное же стало утрачивать связь с денотатом.
В статье (8) автор пытается построить теоретическую структуру нумеративов на основе человеческой способности счета в различной степени абстракции в разных языках и культурах. Основные вопросы, поставленные автором в реферируемой работе, следующие: 1. на чем нуме-ративы основаны; 2. что отличает языки с нумеративами от языков, не имеющих их; 3. исключают ли взаимно эти два типа языков; 4. что отличает языки с большим количеством нумеративов от языков с их малым количеством; 5. почему японская система классификаторов уникальна в их более широком семантическом многообразии. Обращаясь к человеческой способности счета, автор использует принципы подсчета, предложенные ранее Гельманом и Галистелом (1978), с небольшими их изменениями. Автор выдвигает гипотезу параметра абстракции, основными положениями которой является: 1. нумеративы развиваются в языках с низкой ценностью в параметре абстракции; 2. система счета (единственное У8. множественное и произвольно двойственное) развиваются в языках с высокой ценностью в параметре абстракции; 3. число базового уровня нумеративов коррелирует обратно пропорционально с ценностью параметра абстракции в языке. В результате исследования, автор отвечает на поставленные вопросы следующим образом: 1. нумеративы основаны на физических особенностях подсчета (т.е., «схватывание» внешних признаков); 2. язык с нумеративами имеет низкую ценность на шкале абстракции, в то время как языки без нумеративов имеют высокую ценность; 3. языки, которые расположены на границе между языками с нумеративами и языками без классификатора могут иметь системы примитивов классификаторов цифры и чисел. 4. языки с большим количеством нумеративов основного уровня расположены на более низкой точке на шкале абстракции, в то время как языки с меньшим количеством нумератитвов расположены на более высокой отметке. 5. японский язык - относительно высокое в масштабе абстракции. Поэтому нумеративы основного уровня должны покрывать больше семантических областей посредством расширения.
Список литературы
1. Желтов А.Ю. Семантическая типология именных классификаций (Специфика нигер-конго) // Третья зимняя типологическая школа: Международная школа по лингвистической типологии и антропологии. Московская область, 29 января — 6 февраля 2002 г. -Материалы лекций и семинаров. - М.: РГГУ, 2002. - С. 304.
2. Ландер Ю.А. Типы конструкций со счетными словами // Труды Международного семинара ДИАЛ0Г'2001, Аксаково. - М., 2001. - Т. 1: Теоретические проблемы / Ред. На-риньяни А. - С. 151-158.
3. Мишукова Д.Д. Классификаторы во вьетнамском языке и пространственная модель мира: Культурные особенности взаимодействия мышления и речи // 7-я Международная конференция по языкам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки: Доклады 7-й Международной конференции (Москва, 16-19 сентября 2003 г.) / Под общ. ред. Касевича В.Б. и Каплуна М.И. - М., 2003. - Ч. II. - С. 244-255.
4. Мишукова Д.Д. О природе и происхождении классификаторов во вьетнамском языке // Международный конгресс востоковедов: ICANAS XXXVII: Тез. - M., 2004. - Т. 1. - С. 116-118.
5. Поздняков К.И. О морфологии парадигмы: На примере «размерных» классов в фула // 7-я Международная конференция по языкам Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки: Доклады 7-й Международной конференции (Москва, 16-19 сентября 2003 г.) / Под общ. ред. Касевича В.Б. и Каплуна М.И. - М., 2003. - Ч. II. - С. 63-80.
6. Тань Аошуан. Семантика размера: Сходство и различия // Там же. - C. 126-128.
7. Шахбиева М.Х. Категория класса: Когнитивное и грамматическое содержание (На материале нахских языков) // Международный конгресс востоковедов: ICANAS XXXVII. Тез.
- М., 2004. - Т. 1. - С. 173-175.
8. Yoshihiro Nishimitsu. Theoretical Framework for Numeral Classifiers // Третья зимняя типологическая школа: Международная школа по лингвистической типологии и антропологии. Московская область, 29 января — 6 февраля 2002 г. Материалы лекций и семинаров.
- М.: РГГУ, 2002. - С. 61-64.
М.Х. Шахбиева