Научная статья на тему '2005. 02. 031. Гепхарт В. Две природы: к вопросу об отношении к природе в Германии и Франции. Gephart W. Die zwei Naturen: zum Naturverhaltnis in Deutschland und Frankreich // Unheimliche Aehnlichkeit: Gesellschaft und Identitaet in Deutschland und Frankreich / Hrsg. Von Kraman B. , Schmeling M. - opladen, 2002. - S. 87-103'

2005. 02. 031. Гепхарт В. Две природы: к вопросу об отношении к природе в Германии и Франции. Gephart W. Die zwei Naturen: zum Naturverhaltnis in Deutschland und Frankreich // Unheimliche Aehnlichkeit: Gesellschaft und Identitaet in Deutschland und Frankreich / Hrsg. Von Kraman B. , Schmeling M. - opladen, 2002. - S. 87-103 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 031. Гепхарт В. Две природы: к вопросу об отношении к природе в Германии и Франции. Gephart W. Die zwei Naturen: zum Naturverhaltnis in Deutschland und Frankreich // Unheimliche Aehnlichkeit: Gesellschaft und Identitaet in Deutschland und Frankreich / Hrsg. Von Kraman B. , Schmeling M. - opladen, 2002. - S. 87-103»

мецкий опыт. В пользу немецкой системы административных наказаний говорит следующее. Во-первых, штраф здесь налагается в административном порядке и, следовательно, является мерой административной (а не уголовной, как в Соединенном Королевстве) ответственности. Во-вторых, правила доказывания в немецком уголовном процессе более гибкие. В-третьих, решение о применении административного наказания может быть обжаловано в административный (а не уголовный) трибунал. В результате немецкая правоохранительная система, в отличие от британской, обеспечивает не только высокие статистические показатели привлечения виновных к ответственности, но и соответствующий причиненному вреду размер наказания, что, в свою очередь, позволяет минимизировать издержки принуждения и издержки непредотвращенного вреда.

В заключение авторы исследования делают вывод, что наделение Агентства полномочиями по взысканию штрафов в административном порядке позволило бы избежать сложностей и издержек, сопровождающих судебный процесс. Соответственно возросла бы веро-ятность наступления наказания и его эффективность. Исследователи рекомендуют также более интенсивно использовать в качестве меры ответственности приостановление и отзыв лицензии в тех случаях, когда иные средства уже не могут обеспечить сдерживающего эффекта.

Ю.В.Зайцева

2005.02.031. ГЕПХАРТ В. ДВЕ ПРИРОДЫ: К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ В ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ.

GEPHART W. Die zwei Naturen: Zum Naturverhaltnis in Deutschland und Frankreich // Unheimliche Aehnlichkeit: Gesellschaft und Identitaet in Deutschland und Frankreich / Hrsg. von Kraman B., Schmeling M. - Opladen, 2002. - S. 87-103.

Реферируемая статья профессора Боннского университета доктора Вернера Гепхарта посвящена исследованию экологического самосознания в Германии и Франции и причин различного отношения к природе в этих странах. Автор задает вопрос: почему в Германии так сильно движение по возвращению к природе и экологичному образу жизни, а во Франции к такому «романтичному культу природы» относятся скептически и даже иронично. То, что в Германии кажется совершенно логичным (например, пешие прогулки на природе для федерального президента являются частью работы), во Франции было бы немыслимо. Немцы хотят

жить не просто лучше или красивее, но и «экологичнее». Экологичность проявляется во всем - строительных материалах, способах строительства, любви к комнатным растениям в домах, офисах, официальных учреждениях и даже кабинетах врачей. Представить себе такие дикие заросли во французском салоне достаточно сложно.

Автор считает, что на основании различий в повседневной жизни этих двух стран выработалось два противоположных отношения к природе. Под «отношением к природе» понимается положение человека в мире внешней и внутренней природы. Под природой - не собственно «природа» как таковая, а то, что вкладывают в это понятие религиозные и культурные традиции общества. С другой стороны, та или иная трактовка природы характеризует уровень развития общества.

То, что мы называем «простым» обществом, чтобы избежать термина «примитивное», на самом деле комплексно и многосторонне. В процессе перехода от «природного состояния» к общественному человек определил свое отношение с природой. Современная наука уничтожила ее магический ореол. Фактически, с точки зрения социолога Дюркгейма, природа и общество поменялись местами: с природы сброшено покрывало таинственности, а общество «сакрализировано». Сейчас этот процесс повернулся вспять: высокоразвитое современное общество заново создает культ природы.

В естественном праве (по-немецки МаШггесЫ: - природное право. -Реф.) Лейбница и Руссо природа человека рассматривалась как отправная точка нормативного права как общественного порядка. Естественные права были закреплены во Французской декларации прав человека и Кодексе Наполеона, но германская правовая школа игнорировала ореол политической романтики естественного права.

Сейчас Германия возвращается к новому природному праву, которое нацелено, правда, не на изменение общества, а на консервацию природы. В огромном количестве норм конституционного, административного и уголовного права «природа» и «окружающая среда» стали правовыми понятиями. В §1 Федерального закона об охране природы закрепляется: «Природа и ландшафты в заселенных и незаселенных областях должны охраняться и развиваться таким образом, чтобы возможности природы, возможности использования природных благ, растения и животные, многообразие и красота природы и ландшафтов были сохранены как основа жизни человека и предпосылки для его отдыха на природе». Подчеркивается, в первую очередь, экономический аспект приро-

ды, которая представляется как благо. Французский исследователь Жак-Ив Кусто придерживался другой позиции. В своей статье о каталоге прав на природу он писал: «Будущие поколения имеют право на неповрежденную Землю и на дарящие радость окрестности, которые делают всех людей и поколения на основании человеческой истории, культуры и социальных связей членами одной человеческой семьи». Таким образом, встает вопрос: как же должно быть структурировано человеческое общество, чтобы, поддерживая технический прогресс, сохранять природу как основу человеческой культуры?

Автор утверждает, что понятие природы, отношение к ней зависят в большой степени от социальных факторов, которые основываются на истории и культуре народов и наций. Поэтому необходимо выявить культурное значение природы. Среди определяющих культурных факторов -религиозный компонент и, в частности, связь между протестантской этикой и духом экологизма. По крайней мере в Германии к духовным заботам протестантских священнослужителей относятся и экологические проблемы, что менее характерно для католицизма.

Конечно, речь не идет о том, что протестантизм ближе к природе, чем католицизм. Решающий фактор - иное отношение к миру, выраженное в протестантизме поддержкой методическо-рациональ-ной активности, систематизма как образа жизни. Этим объясняется тот факт, что на карте мира страны, в которых особенно развито экологическое движение, находятся под влиянием протестантизма, будь то Германия, США или Скандинавские страны, в то время как в католическом и азиатском регионах это движение менее распространено. Логика протестантской этики объединяет религиозные представления, религиозную практику, религиозные формы организации, образ жизни. Исходя из этой этики, забота о природе становится частью ежедневного труда.

Согласно опросам, особая чувствительность к шуму самолетов, выхлопным газам, ядерной опасности, загрязнениям воздуха заводами и транспортом выявляется в регионах, где протестанты составляют большинство населения. Религиозно активный человек проявляет большую озабоченность состоянием окружающей среды (это, однако, характерно и для католиков). Тем не менее есть и иная зависимость, нерелигиозные люди в вопросах окружающей среды еще более чувствительны, чем религиозные. Следовательно, вопрос отношения к природе объясняется не только религиозными и культурными мотивами, но и реальным состоянием загрязненности окружающей среды.

В заключение автор отмечает, что каждое общество находит собственное решение глобальных проблем в рамках характерных для него культурных традиций, политической истории и экономического положения. Вряд ли возможно применение германских схем во Франции и наоборот, тем важнее и ценнее диалог между двумя культурами.

В.Н.Гиряева

2GG5.G2.G32. БЕРЕНДЕС К. НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВОДНОМ ПРАВЕ. BERENDES K. Die neue Wasserrechtsordnung // Ztschr. fuer Wasserrecht. -Koeln etc., 2GG2. - N. 4. - S. i97-i2i.

Статья руководителя программы «Водное право в рамках ЕС» Водного отдела Федерального министерства окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов доктора Конрада Берендеса посвящена революционным изменениям в водном праве Германии, связанным с принятием ряда европейских и внутренних германских документов и в первую очередь Директивы 2GGG/6G/EG от 23.iG.2GGG «Для создания организационных рамок мероприятий сообщества в области водной политики» и «Седьмого закона по изменению Закона о водном хозяйстве» от 3.S.2GGi.

Автор коротко останавливается на истории федерального водного права Германии. Основной закон i949 г. закрепил за Федера-цией право рамочной законодательной компетенции в вопросах водного хозяйства\ В i96G г. вступил в силу Закон о водном хозяйстве от 27.G7.i957 г. Первая большая реформа водного права, базировавшаяся на Экологической программе федерального правительства i97i г., произошла в i976 г. и принесла четыре новеллы в Закон о водном хозяйстве, которые существенно продвинули вперед регулирование качества вод. После затишья i99G-i996 гг., вызванного конкуренцией политических интересов, в i997 г. началась новая фаза активного развития водного права на европейском уровне: Директива 96/6i/EG от 24.9.96. «Об интегрированном избежании и уменьшении загрязнения окружающей среды» (далее - Директива об интегрированной охране окружающей среды), Директива

1 Обладая рамочной законодательной компетенцией, Федерация имеет право издавать нормативные акты только общего характера, которые могут содержать непосредственное регулирование лишь в исключительных случаях. В настоящее время в Германии идут дебаты о необходимости предоставить Федерации в таком важном вопросе, как регулирование водного хозяйства, по крайней мере, право конкуриру-ющего законотворчества. -Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.