Научная статья на тему '2005. 01. 058. Достойная работа на службе экономического развития Африки. Le travail decent au service du developpement de l`afrique: des raisons d`esperer // travail. - P. , 2003. - n 49. - P. 4-10'

2005. 01. 058. Достойная работа на службе экономического развития Африки. Le travail decent au service du developpement de l`afrique: des raisons d`esperer // travail. - P. , 2003. - n 49. - P. 4-10 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ БОРЬБА С НЕЙ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / СТРАХОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 01. 058. Достойная работа на службе экономического развития Африки. Le travail decent au service du developpement de l`afrique: des raisons d`esperer // travail. - P. , 2003. - n 49. - P. 4-10»

лет. Получение среднего образования перестало быть предварительным условием для поступления в университет. После окончания девяти классов обязательного школьного обучения молодые люди смогут непосредственно поступать в институт технического профиля.

Авторы считают, что курс на интеграцию образования и профессионального обучения не является чем-то новым, так как отдельные меры в сфере образования осуществлялись и при режиме апартеида, имели такую же направленность. Все они, несмотря на значительные различия в круге затрагиваемых ими лиц и в мотивациях, сходятся в одном: ориентации на развитие профессионального обучения и интеграции формального и неформального обучения. Задача развития профессионального обучения, с целью подготовки более квалифицированной рабочей силы, не является случайной. Она вписывается в более широкое движение по перестройке системы профессионального образования, наблюдающееся во многих странах мира. Речь идет, прежде всего, о развитии системы обучения в течение всей жизни и гибких форм обучения, которые вписываются в широкий процесс постфордистской реструктуризации и глобализации мировой экономики. Авторы указывают, что необходимо учитывать последствия глобализации и соблюдать принципы социальной справедливости при развития системы образования в целом и послешкольно-го профессионального образования в частности. Успех политики профессионального обучения основывается на установлении соответствия между профессиональной подготовкой, требуемой рынком, и эффективной координацией институционального и административного окружения со стороны государства.

С.Н.Куликова

2005.01.058. ДОСТОЙНАЯ РАБОТА НА СЛУЖБЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АФРИКИ.

Le travail decent au service du développement de l'Afrique: Des raisons d'esperer // Travail. - P., 2003. - N 49. - P.4-10.

В статье излагаются основные положения доклада Генерального директора МОТ Х.Сомавиа на Х региональной конференции по Африке (декабрь 2003 г.). Половина населения Африки, т.е. более 300 млн. человек, указывается в докладе, живут в условиях крайней бедности с доходом в один доллар или менее в день. Одновременно наблюдается огромный разрыв в доходах бедных и богатых жителей этого региона. Страте-

гический выбор, призванный снизить бедность и уменьшить разрыв в уровне благосостояния, предполагает создание рабочих мест.

Доклад пронизывают три основные идеи. Во-первых, бедные не создают бедности. Она является результатом структурных диспропорций и неэффективных экономической и социальной систем, а также неадекватной политики, отсутствия политического воображения и недостаточной международной помощи. Во-вторых, бедность стоит дорого. Она тормозит экономический рост, способствует нестабильности и препятствует бедным странам вступить на путь длительного устойчивого развития. В-третьих, те, кто живут в условиях недостаточности материальных средств, проявляют чудеса храбрости, изобретательности, стойкости и солидарности, чтобы выжить. Борьба с бедностью выявляет способности людей к сопротивлению и созиданию. Бедные трудящиеся являются хорошими предпринимателями.

В отличие от других частей света бедность в Африке приобрела особенно широкие размеры, и ситуация продолжает ухудшаться. В странах Африки южнее Сахары доля бедных в два раза превышает среднемировой уровень, составляющий 24% (с.5). На севере континента 2,8% населения, т.е. около 6 млн. человек, живут ниже этого уровня.

Безработица в официальном секторе экономики выросла с 13,7% в 2000 г. до 14,4% в 2002 г. Этот сектор уже в течение длительного времени не в состоянии создавать рабочие места на длительный срок. Данная проблема усугубляется, так как экономически активное население уже в настоящее время составляет 34% жителей, и оно удвоится через 25 лет. Африка южнее Сахары является вторым регионом в мире по темпам увеличения экономически активного населения - в среднем на 2,6% ежегодно (с.5). Наряду с безработицей неполная занятость также представляется очень опасным явлением, так как она связана с низкими производительностью и доходами. В большинстве случаев бедность является результатом не столько безработицы, сколько невозможности получить адекватное вознаграждение за работу, что особенно характерно для теневой экономики, сельского хозяйства и отраслей, связанных с сельскохозяйственным производством.

В докладе подчеркивается, что не следует недооценивать развитие производительной деятельности в сельских районах и сосредотачиваться только на развитии промышленности в городах.

Особенно страдают от бедности женщины и девушки в сельских районах, занятые, как правило, в сельском хозяйстве. В странах Африки

южнее Сахары, несмотря на более высокий уровень занятости женщин, чем средний по континенту, женский труд сосредоточен преимущественно в отраслях с самой низкой оплатой труда, где не требуется какой-либо квалификации и занятость носит нестабильный характер. При одинаковой работе заработная плата женщин на 30% ниже заработной платы мужчин. Помимо этого, несмотря на рост использования труда женщин, дискриминация по отношению к женщинам остается основным препятствием для роста и развития. В целом по региону занятость мужчин на 80% превышает занятость женщин.

Особое беспокойство вызывает безработица среди молодежи, которая достигает 80% от общего показателя безработицы в некоторых странах; среди молодых девушек этот показатель во всех странах Африки самый высокий. По оценкам, только 5-10% молодежи, выходящей на рынок труда, могут найти работу в официальном секторе экономики. Большинство молодых людей трудоустраивается в теневой экономике, где создается основная часть новых рабочих мест. Эта проблема очень серьезна, так как в целом около 55% африканского населения моложе 18 лет. Одной из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются в настоящее время власти, является эпидемия СПИДа. В некоторых африканских странах в связи с этим уровень экономической активности снижается. В ЮАР занятость мужчин сократилась с 79,1% в 1995 г. до 57,7% в 1999 г., в Лесото - с 85,2% в 1995 до 69,2% в 1997 г., в Ботсване - с 83,5% в 1995 г. до 60,1% в 1999 г. (с.6).

По мнению автора доклада, для снижения бедности наполовину, что соответствует целям развития ООН на текущее тысячелетие, африканские страны должны удвоить темпы экономического роста до уровня 7% в год. По данным Экономической комиссии ООН, для Африки темпы экономического роста в этом регионе возросли с 3,2% в 2002 г. до почти 4,2% в 2003 г. Однако необходимы более высокие темпы экономического роста для снижения безработицы, неполной занятости и бедности. Указывается, что, хотя бедность имеет множество проявлений, главное из них - невозможность получения достойного дохода. Миллионы африканских семей, живущих в бедности, 70% своих доходов тратят на предметы первой необходимости, т.е. на питание.

Последние политические решения, такие как создание Африканского союза (L'Union africaine) в 2002 г. и Нового партнерства для развития Африки (Nouveau partenariat pour le développement de l'Afrique -NEPAD) в 2001 г. открывают путь для переориентации стратегий разви-

тия с акцентом на обеспечение людей достойной работой. Отмечается, что социальные партнеры и африканские правительства должны считать занятость приоритетной целью своих программ развития. Разорвать «вечный круг бедности» можно, основываясь на решении четырех фундаментальных задач, а именно:

- преодоление дискриминации и социальной маргинализации миллионов африканских семей, что препятствует экономическому развитию;

- увеличение производительности труда и доходов занятых в сельскохозяйственном производстве и на мелких предприятиях, являющихся основными элементами производственной системы Африки;

- объединение всех африканских стран для улучшения их позиций в международной торговле и финансовой системе;

- усиление механизмов социального диалога, представительства рабочих и прозрачности действий предпринимателей на уровне предприятий, на национальном уровне и на уровне структур региональной кооперации.

Развитие социального диалога является одной из стратегических целей МОТ. Он способствует формулированию, применению и переориентации мер, касающихся занятости, включая меры, направленные на развитие. Социальный диалог расширяет возможности стран в области выбора собственного подхода к экономическому росту и развитию. Некоторые правительства констатировали, что социальный диалог с организациями предпринимателей и профсоюзами позволил определить общие задачи в области экономического развития. Содействию социального диалога в Африке способствуют деятельность Комиссии по согласованию, посредничеству и арбитражу (Commission de conciliation, de mediation et d'arbitrage - CCMA) и Региональная программа содействия социальному диалогу во франкоязычной Африке (Programme regional de promotion du dialogue social en Afrique francophone - PRODIAF).

Основным решением проблемы бедности является создание достойных рабочих мест для женщин. Факты свидетельствуют, что мелкие предприятия все в большей степени обеспечивают реальную и длительную занятость, особенно для женщин. Кроме этого, создание специальных финансовых структур открывает женщинам доступ к получению небольших кредитов и созданию сбережений за пределами традиционной банковской системы. Так, Программа оказания поддержки совместным или кооперативным структурам кредитования и накоплений (Programme d'appui aux structures mutualistes ou cooperatives d'epargne et de credit -

PASMEC), осуществляемая совместно МОТ и Центральным банком западно-африканских государств, помогает создавать деревенские (сельские) банки и женские объединения по накоплению сбережений. В настоящее время сектор микрокредитования динамично развивается в Бенине, Буркине Фасо, Кот-д'Ивуаре, Мали, Нигере, Сенегале и Того, где более 300 учреждений предлагают услуги 42 млн. человек, обслуживая каждое пятое домашнее хозяйство.

Определенную роль в решении проблем бедности играет обеспечение социальной защиты всех граждан Африки. Во многих странах Африки южнее Сахары менее 10% трудящихся охвачены социальным страхованием. Однако положение может быть улучшено. Так, с 1989 по 1999 г. в Тунисе был расширен охват населения страхованием по болезни и старости с 60 до 84%. В ЮАР 1,9 млн. человек, т.е. 85% граждан пенсионного возраста, пользуются режимом получения пенсий, финансируемых за счет налогов. В Западной Африке кооперативные организации предлагают базовое страхование здоровья все возрастающему количеству лиц.

В рамках мировой кампании по развитию социального страхования МОТ предлагает свою помощь правительствам и социальным партнерам при определении планов действий на национальном уровне, реализации местных инициатив в области социального страхования, освоении успешного зарубежного опыта и т. д.

С.Н.Куликова

2005.01.059-062. ДЕТСКИЙ ТРУД И РАЗВИТИЕ. (Сводный реферат) Child labor and development // World bank econ. rev. - Wash., 2003. - Vol.1, N 2. - P.145-314.

Cont.:

1. BASU K., TZANNATOS Z. Child labor and development: An introduction. - P.145-146.

2. BASU K., TZANNATOS Z. The global child labor problem: What do we know and what can we do? - P.147-171.

3. HUMPHRIES J. Child labor: Lessons from the historical experience of today's industrial economies. - P.175-196.

4. BHALOTRA S., HEADY Chr. Child farm labor: the wealth paradox. - P.197-227.

В журнале Всемирного банка опубликованы доклады, представленные на международной конференции «Экономика детского тру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.