лом улучшилось по сравнению с недавним прошлым, а их финансовые ресурсы значительно возросли. Развитие служб по уходу за пожилыми на дому и улучшение жилищных условий также способствовали более длительному проживанию стариков у себя дома. Самостоятельное одиночное проживание не является наиболее распространенной ситуацией. Оно достигает пика в возрасте 75-79 лет (в 1999 г. 78% вдов и вдовцов жили отдельно), но затем постепенно сокращается по мере увеличения возраста, нарастания физической немощи и болезней, которые затрудняют проживание без посторонней помощи. В итоге доля пожилых в домах престарелых быстро растет, особенно среди женщин.
В будущем достижение 60-летнего возраста поколениями, живущими в лучших условиях, должно способствовать дальнейшему росту автономности их жизни. Однако остается и даже усиливается неуверенность относительного будущего финансирования пенсий, с которым непосредственным образом связано экономическое положение стариков.
С.Н.Куликова
2005.01.057. БРАУН М., МЕЙЕР Ж.-Б. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.
BROWN M., MEYER J.-B. Le devellopment des competances et du marche du travail en Afrique du Sud // Problemes econ. - P., 2003. - N 2807. - P.26-32.
Специалисты по вопросам образования указывают на двойственность рынка рабочей силы в Южно-Африканской Республике (ЮАР), которая выражается в нехватке высококвалифицированного персонала и избытке неквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы. Отмечается, что со времен демократических выборов 1994 г. политика в области образования в ЮАР направлена на содействие интеграции образования и профессиональной подготовки. Однако для того, чтобы образовательная система готовила достаточное количество дипломированных специалистов, ее первоочередной задачей должно оставаться сокращение неравенства между белым и цветным населением. Системы образования и профессиональной подготовки в ЮАР всегда были насыщены противоречиями, но они вышли на первый план только с началом демократического перехода. С одной стороны, интеграция ЮАР в мировую экономику вынуждает страну развивать свои ресурсы квалифицированных кадров, чтобы стать конкурентоспособной в международном плане. С другой стороны, ей нужно разрушить наследие системы апартеида,
которое еще сохраняется на рынке труда, в частности неравенства на всех уровнях, как в плане распределения квалифицированных рабочих мест, так и в плане доступа к высококвалифицированным профессиям для большинства экономически активного населения.
Авторы считают, что необходим глобальный подход, включающий реструктуризацию системы образования, в соответствии с потребностями рынка рабочей силы. При этом приоритетами реструктуризации должны быть достижение социальной справедливости и ликвидация сложившегося в прошлом неравенства, а не достижение международной конкурентоспособности.
Произошедшие за два последних десятилетия изменения свидетельствуют о нарастании двойственности рынка труда. Спрос на неквалифицированную рабочую силу постоянно снижается, а на высококвалифицированную - постоянно растет. Эти тенденции проявляются в различных отраслях экономики, но в третичном секторе отмечается самый значительный спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Во вторичном секторе высок спрос на дипломированных специалистов и управленцев, в то время как спрос на производственных рабочих сокращается. Такое изменение спроса в равной степени может объясняться изменением структуры экономики ЮАР. Традиционно первичный сектор составлял основу южноафриканской экономики. Добывающая промышленность и сельское хозяйство обеспечивали самый большой вклад в ВВП. Однако с середины 1990-х годов в первичном и вторичном секторах наблюдается значительный спад, в то время как третичный сектор стал быстро развиваться. Но занятость в третичном секторе требует более высокой квалификации рабочей силы. Потребности в высококвалифицированной рабочей силе с 1970 по 1995 г. возросли на 20,28%, в то время как спрос на рабочую силу, имеющую начальное образование, снизился на 24% (с.27). Эти сдвиги в спросе объясняются технологическими изменениями и либерализацией торговли в ЮАР. Однако образовательной системе не удалось обеспечить такой уровень знаний рабочей силы, который необходим экономике для достижения конкурентоспособности на мировых рынках.
С 1991 г. структура занятых в несельскохозяйственном секторе экономики по уровню образования была следующей: высококвалифицированная рабочая сила (специалисты и руководящие работники) составляла шестую часть, среднеквалифицированная (административные работники и обслуживающий персонал сферы услуг) - 1/3 и низкоквалифицированная - половину. Ученые и инженеры - ключевые работники, не-
обходимые для обеспечения конкурентоспособности страны, в ЮАР составляют незначительную часть населения - в 1991 г. 0,3% экономически активного населения ЮАР против 7,1% в Японии, 2,1% в США и 4,5% в Германии. В 1990-е годы нехватка высококвалифицированной рабочей силы постоянно возрастала и в настоящее время остро ощущается, особенно в области машиностроения, экономики, медицины и математики. Отмечается, что рост занятости не соответствует спросу на рабочую силу этих специальностей.
Официальный уровень безработицы в ЮАР достиг в 2000 г. 37,7% (с.28). Этот показатель подтверждает тот факт, что избыток неквалифицированной рабочей силы не удалось преодолеть за счет структурных сдвигов, произошедших в южноафриканской экономике за последние десятилетия. Двойственность рынка труда - это структурная проблема, которая в значительной мере является результатом политики на рынке рабочей силы, проводившейся при режиме апартеида. Эта политика характеризовалась недостаточными частными инвестициями в образование и профессиональную подготовку рабочей силы, фрагментарной системой профес-сионального образования и дискриминацией в сфере общего образования.
После ликвидации апартеида правительство ЮАР разработало ряд законов, регулирующих рынок рабочей силы. Так, в 1998 г. были приняты законы о профессиональном равенстве и закон о развитии знаний. В соответствии с законом о профессиональном равенстве на рабочем месте недопустима любая форма дискриминации по расовому, половому и религиозному признакам.
Закон о развитии знаний предусматривает создание специального органа, который должен разрабатывать национальную стратегию в области образования и учреждать отраслевые органы управления образованием и профессиональным обучением.
По мнению авторов, этих законодательных актов недостаточно для решения проблемы нехватки квалифицированной рабочей силы. Необходим глобальный подход к реструктуризации образования с тем, чтобы она могла удовлетворить потребности экономики. Политика в сфере образования стала предметом жарких споров и дискуссий. В последние годы государственные чиновники, ответственные за эту политику, осуществляют так называемую «переориентацию» образования и профессионального обучения. В соответствии с новой программой, продолжительность обязательного школьного обучения должна сократиться с 12 до 9
лет. Получение среднего образования перестало быть предварительным условием для поступления в университет. После окончания девяти классов обязательного школьного обучения молодые люди смогут непосредственно поступать в институт технического профиля.
Авторы считают, что курс на интеграцию образования и профессионального обучения не является чем-то новым, так как отдельные меры в сфере образования осуществлялись и при режиме апартеида, имели такую же направленность. Все они, несмотря на значительные различия в круге затрагиваемых ими лиц и в мотивациях, сходятся в одном: ориентации на развитие профессионального обучения и интеграции формального и неформального обучения. Задача развития профессионального обучения, с целью подготовки более квалифицированной рабочей силы, не является случайной. Она вписывается в более широкое движение по перестройке системы профессионального образования, наблюдающееся во многих странах мира. Речь идет, прежде всего, о развитии системы обучения в течение всей жизни и гибких форм обучения, которые вписываются в широкий процесс постфордистской реструктуризации и глобализации мировой экономики. Авторы указывают, что необходимо учитывать последствия глобализации и соблюдать принципы социальной справедливости при развития системы образования в целом и послешкольно-го профессионального образования в частности. Успех политики профессионального обучения основывается на установлении соответствия между профессиональной подготовкой, требуемой рынком, и эффективной координацией институционального и административного окружения со стороны государства.
С.Н.Куликова
2005.01.058. ДОСТОЙНАЯ РАБОТА НА СЛУЖБЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АФРИКИ.
Le travail decent au service du développement de l'Afrique: Des raisons d'esperer // Travail. - P., 2003. - N 49. - P.4-10.
В статье излагаются основные положения доклада Генерального директора МОТ Х.Сомавиа на Х региональной конференции по Африке (декабрь 2003 г.). Половина населения Африки, т.е. более 300 млн. человек, указывается в докладе, живут в условиях крайней бедности с доходом в один доллар или менее в день. Одновременно наблюдается огромный разрыв в доходах бедных и богатых жителей этого региона. Страте-