Научная статья на тему '2005. 01. 030. Яценюк А. П. Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности банковского сектора Украины. Яценюк А. П. Роль банкiвского нагляду в забезпеченнi фiнансовоi стiйкостi банкiвського сектора Украiни // Актуал. Пробл. Економiки. - Киiв, 2003. - № 10. - С. 92-98'

2005. 01. 030. Яценюк А. П. Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности банковского сектора Украины. Яценюк А. П. Роль банкiвского нагляду в забезпеченнi фiнансовоi стiйкостi банкiвського сектора Украiни // Актуал. Пробл. Економiки. - Киiв, 2003. - № 10. - С. 92-98 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ УКРАИНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 01. 030. Яценюк А. П. Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности банковского сектора Украины. Яценюк А. П. Роль банкiвского нагляду в забезпеченнi фiнансовоi стiйкостi банкiвського сектора Украiни // Актуал. Пробл. Економiки. - Киiв, 2003. - № 10. - С. 92-98»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

2005.01.030. ЯЦЕНЮК А.П. РОЛЬ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ.

ЯЦЕНЮК А.П. Роль банківского нагляду в забезпеченні фінансової стійкості банківського сектора України // Актуал. пробл. економіки. - Київ, 2003. - № 10. - С.92-98.

В статье первого заместителя председателя Национального банка Украины (НБУ) рассматриваются основные аспекты организация банковского надзора в системе НБУ.

Базовым элементом реформирования банковской системы в странах с переходной экономикой является организация банковского надзора, необходимого для обеспечения финансовой стабильности национальной банковской системы. Основные аспекты организации банковского надзора отражены в Комплексной программе развития банковской системы Украины на 2003-2005 гг., в том числе: цели банковского надзора; организационная структура и основные функции органа надзора; методы и нормы банковского надзора; методики оценки финансовой стабильности банковских учреждений.

К целям банковского надзора относится не только обеспечение финансовой стабильности банковской системы, но и защита банковских вкладчиков от риска невозвращения средств, создание и поддержание конкурентной среды в банковской системе. Объектами банковского надзора выступают любые кредитные учреждения, которые принимают вклады физических и юридических лиц и используют их для проведения собственных операций. При этом основное внимание уделяется банковским учреждениям, хотя в последнее время в Украине быстро развиваются небанковские кредитные организации, кредитные союзы и лизинговые компании. Эффективный банковский надзор должен быть направлен на поддержание коммерческой надежности кредитно-финансовых учрежде-

ний. Органы надзора не могут требовать от банков проведения операций, которые могут ослабить их финансовое положение.

В странах с развитой рыночной экономикой регулированию национальных банковских систем уделяется особое внимание. Эти системы при всем их различии характеризуются рядом общих черт, среди которых: открытый доступ на финансовые рынки; самостоятельность банков в обеспечении их финансового состояния; привлечение капитальных ресурсов; обеспечение рентабельности своей деятельности; поддержание ликвидности. В таких условиях процентные ставки по кредитам и депозитам определяются рынком, что отвечает интересам потребителей банковских услуг. В последнее время в странах Запада ведутся острые дискуссии по вопросу о том, должен ли орган банковского надзора подчиняться центральному банку страны или быть независимым от него. Эта проблема актуальная и для Украины. По мнению автора, целесообразно оставить за НБУ функции банковского надзора. Как известно, НБУ является эмиссионным центром, регулирующим денежный оборот в стране. Другая его главная функция состоит в том, что он является банком банков, который предоставляет кредиты банковским учреждениям и благодаря этому осуществляет анализ их деятельности. Кроме того, банки имеют в НБУ корреспондентские счета. Таким образом, функции банка банков обусловливают необходимость для НБУ осуществлять надзор за деятельностью своих клиентов - банковских учреждений.

Структура банковского надзора была создана в системе НБУ в 1992 г. С тех пор она неоднократно изменялась. Нынешняя структура банковского надзора определена в постановлении НБУ «Об организации деятельности банковского надзора» от 12 декабря 2000 г. в соответствии с принципами Базельского комитета по банковскому надзору и регулированию. Надзорная деятельность НБУ охватывает все банки, их отделения, филиалы и подразделения как на территории Украины, так и за рубежом, а также отделения иностранных банков, действующих в стране. При осуществлении банковского надзора НБУ требует от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, выполнения нормативно-правовых актов НБУ с целью недопущения или предупреждения последствий возможных нарушений, которые могут поставить под угрозу сохранность вкладов и нормальную деятельность банков. Система банковского надзора скоординирована по вертикали и функционирует как единый механизм в составе НБУ и его территориальных

управлений. В целом система банковского надзора НБУ соответствует требованиям и принципам Базельского комитета.

Одним из основных критериев надежности и стабильности банков, используемых органами надзора, является показатель достаточности капитала. В большинстве стран при создании нового банка выдвигается требование минимального размера капитала, а его достаточность с учетом рисков определяется при текущем контроле. В настоящее время Базельский комитет пересматривает свои правила определения достаточности капитала, при этом новые правила предусматривают более эффективное соблюдение банками рыночной дисциплины. Хотя методологическая база деятельности надзорных органов разрабатывается в каждой стране, существуют два основных подхода к организации этой деятельности: сбор и обработка отчетов и другой статистической информации; организация инспекционных проверок.

В системе НБУ эти подходы регулируют следующие документы: Правила организации финансовой и статистической отчетности банков Украины, утвержденные постановлением НБУ от 12 декабря 1997 г. N° 436; Методические указания по инспектированию банков Украины, одобренные постановлением НБУ от 18 мая 1999 г. № 241; Положение о планировании и порядке проведения инспекционных проверок, утвержденное постановлением правления НБУ от 17 июля 2001 г. № 276.

Обобщающая оценка стабильности банковских учреждений Украины осуществляется НБУ с 1995 г. с целью разделения их на категории и выявления проблемных банков. Методика оценки финансового состояния банков постоянно пересматривается и совершенствуется с учетом накопленного опыта и зарубежной практики. Нынешние методические подходы к оценке финансового состояния банков регламентируются положением «О порядке определения и использования комплексной рейтинговой оценки коммерческих банков CAMEL», утвержденным постановлением правления НБУ от 8 мая 2002 г. № 171. CAMEL (акроним от capital adequacy, asset quality, management quality, earnings, liquidity) обозначает основные критерии «здоровья» банка - достаточность капитала, качество активов, качество управления, доходность, ликвидность. В соответствии с этой методикой, финансовое положение банка определяется на основе следующих критериев:

1. Состояние собственного капитала: соблюдение положений нормативных актов (достаточность совокупного и собственного капитала); соответствие качества активов определенным требованиям; соблюдение

требований, касающихся соотношения собственного и заемного капиталов.

2. Качество активов банковского учреждения.

3. Ликвидность и платежеспособность банка: состояние и тенденции изменения показателей, характеризующих ликвидность, качество ресурсной базы банка, зависимость от внешних источников, политику управления активами и пассивами банка.

4. Финансовые результаты деятельности банка: соблюдение определенных требований, предъявляемых к коэффициентам доходности и рентабельности банка; оценка качества источников формирования банковской прибыли.

5. Система управления банком: качество активов банка, их ликвидность и доходность, соблюдение нормативных требований, профессиональный уровень руководства, наличие программ повышения квалификации персонала, оценка методики планирования финансовых показателей деятельности банка.

6. Чувствительность банка к рыночным рискам: оценка уровня рыночных рисков и системы управления рисками. При этом оцениваются как внешние, так и внутренние риски, влияющие на финансовые результаты деятельности банка.

Таким образом, при осуществлении банковского надзора в системе НБУ используется совокупность критериев аналитического и организационного характера. Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование системы надзора, в том числе разработка методики дистанционного надзора, проверки на местах, внешнего и внутреннего аудита с одновременным упорядочением информационных потоков между различными элементами системы регулирования деятельности банковских учреждений.

Л.А.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.