2004.04.039. УОЛОЧ Н. ЖЕНЩИНЫ И АМЕРИКАНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
WOLOCH N. Women and the american experience. - N.Y.: The NcGraw-Hill companies, 2001. - XII, 636 p.
В конце 1960-х годов на книжном рынке появились труды, специально посвященные истории женщин. Главное место в них занимали проблемы женского труда, «ценностные ориентации», взаимоотношения в семье, на производстве, в быту, их участие в политической жизни.
Книга Нэнси Уолоч базируется главным образом на исследованиях последних десятилетий. Монография снабжена богатым научным справочным и библиографическим материалом. Читатель может ознакомиться с вопросами, которые задавались авторами используемых трудов в ходе бесед с женщинами. Их расспрашивали о семейной, экономической и общественной жизни. Акцент при этом делался на классовой и расовой принадлежности женщин.
Главы книги построены по хронологическому принципу с акцентом на тех или иных вопросах рассматриваемой проблемы. Первый блок (главы 1-4) охватывает период колониальной и революционной Америки, главы 5-8 - время с 1800 по 1860 г. Главы 9-14 относятся к 18601920 гг. Главы 15-22 живописуют жизнь в последующие годы, вплоть до современных дней. В реферате основное внимание уделено последним десятилетиям ХХ в.
В первых главах монографии представлены сюжеты из жизни уроженок Америки в XVIII в., афроамериканских женщин в периоды рабства и Реконструкции и др. Блок глав, охватывающих 1860-1920 гг., целиком посвящен трудящимся женщинам, а также женщинам из среднего класса, многие из которых принимали участие в борьбе за всеобщее избирательное право.
В последующий период все сильнее проявляла себя тенденция вовлечения в женские движения представителей самых разных слоев жителей Америки. Менялись моральные и религиозные устои, пересматривалась федеральная политика в женском вопросе, совершенствовалось законодательство, возникали новые коалиции из феминистских организаций, а чисто женские проблемы приобретали общенациональный характер. Вместе с тем изменяющийся статус женщин в обществе нес с собой и новые конфликты, противоречия, вопросы. Может ли законодательство, к примеру, обеспечить равенство полов, поскольку и теперь продолжает существовать неравенство? Допустимо ли предоставление равных воз-
можностей для трудящихся мужчин и женщин? В какой степени государство будет регулировать предоставление рабочих мест, исходя из количества членов семьи? В 1980-1990-е годы наиболее остро проявляла себя проблема «половой справедливости» («gender justice») и шел поиск ее решения.
Нэнси Уолоч подробно анализирует различного рода феминистские движения в 1970-1980-е годы. Одно из них - «Право на жизнь». Участницы этого движения выступали с требованием к федеральному правительству решить законодательно все вопросы, касающиеся абортов. Роль женщин стала определяющей при выработке соответствующей политики в общенациональном масштабе. В стане самих женщин не было единства в этом вопросе - либералы были «за», консерваторы - «против». И все же в июне 1983 г. Верховный суд США подтвердил конституционное право женщины на аборт.
Общественное мнение по этому сложному вопросу оставалось неоднозначным. Проведенный опрос общественного мнения в 1991 г. показал, что 40% опрошенных американок выступают за то, чтобы аборт был доступен для тех, кто в нем нуждается. 39% поддержали это право, но с оговорками, которые сводились к тому, что аборт могут совершать только абсолютно здоровые женщины. Диспут между «выбором» и «жизнью» продолжался.
В это же время в обществе начались дискуссии относительно порнографии. И здесь появились сторонники «за» и «против». Между тем индустрия порнографии приносила около 7 млрд. долл. дохода в год. Одна из лидеров феминисток Р.Морган заявляла: «Порнография - это теория, практика - изнасилование». Другие видные феминистки Маккинном и Дворкин включали в понятие порнографии «насилие над женщиной». Они приравнивали сексуальное насилие к сексуальной дискриминации, которая нарушала закон о гражданских правах. В конечном итоге, после слушания дела различными судебными инстанциями, в 1985 г. суд второй инстанции США посчитал, что запрет порнографии - это нарушение свободы слова. Сторонники такого решения заявляли, что порнография полностью соответствует первой поправке к Конституции США, что без свободы слова не было бы самого феминистского движения. Звучали и другие аргументы в пользу порнографии. Многие при этом заявляли, что конфликт по поводу порнографии неразрешим и будет иметь место в будущем.
Среди других феминистских движений заметным было начавшееся в 1960-е годы движение за равные права женщин на трудовую деятельность. В последние десятилетия это движение значительно разрослось за счет притока в различные сферы промышленности большого числа женщин. Женщины стали занимать престижные профессии, двинулись в наиболее динамично развивающиеся сферы общества, стали теснить занятых там мужчин. Так, в 1980-е годы женщины составляли большинство в страховых компаниях, строительных фирмах. Они успешно выступали в роли налоговиков. Более половины рабочих мест занимали женщины в качестве водителей автобусов и официанток. В целом к началу 1980-х годов женщины составляли 58% всей рабочей силы США. В эти же годы значительно возросла численность замужних женщин, имеющих детей. Работающая мать стала своего рода нормой на рынке труда.
В 1980-е годы в стране отмечался приток женщин в специфические области службы, доступные ранее только мужчинам. Так, после того как в 1973 г. военное министерство стало отдавать предпочтение службе в армии добровольцам, в нее хлынули женщины. Согласно опубликованным в 1987 г. данным, в Вооруженных силах США служило более 225 тыс. женщин. Они составляли 10,2% военного персонала, в то время как 20 лет назад этот процент равнялся единице. В армии не было дискриминации в оплате службы мужчин и женщин.
Отдельно автор останавливается на проблематике семейных «ценностей», которые в последние десятилетия претерпели значительные изменения. В 1980-е Бюро переписи, а также лица, занимающиеся социальными вопросами, констатировали заметный рост разводов, увеличение числа одиноких, оставленных детьми родителей, разрушение моральных и нравственных традиционных устоев. Анализируя изменения на «рынке заключения браков», Уолоч обращает внимание на вывод социологов из Гарвардского и Йельского университетов о растущих «тревожных тенденциях». Имеется в виду возраст женщин, выходящих замуж. Так, женщина, окончившая колледж и не вышедшая замуж до 25 лет, вряд ли станет женой в последующие годы. Таких женщин насчитывалось 50%. В 30 лет шансы стать замужней снижаются до 20%, в 35 - до 5, а в 40 - до 1%. Согласно исследователям, наметилась тенденция откладывать бракосочетание на неопределенное время или отказываться от брака вообще. Те же исследователи из Гарварда и Йела констатировали, что нынешние состоящие в браке мужчины начинают все чаще и чаще сторониться образованных и карьерных женщин.
Рассматривая проблемы, с которыми сталкиваются черные женщины, автор отмечает процесс быстрой «феминизации» афроамерикан-ских семей. Имеются в виду многочисленные факты, свидетельствующие о том, что главами в таких семьях все чаще становятся женщины, а не мужчины. Кроме того, число черных женщин, получающих высшее образование, превышает число черных мужчин. Было подсчитано, что в 1980-е годы количество студенток в колледжах для черных, а также в профессиональных учебных заведениях, превосходит число черных юношей. До этого все было наоборот.
С начала движения за гражданские права многие аналитики отмечали, что черные женщины успешно продвигаются по карьерной лестнице. В 1987 г., например, черные выпускницы колледжей зарабатывали больше белых, получивших адекватное образование, а черные молодые люди получали лишь 78% от зарплаты белых.
В 1965 г. в США был принят новый иммиграционный закон, открывший двери эмигрантам, особенно неевропейского происхождения. В период между 1960 и 1990 гг. 45% эмигрантов прибыли из Западного полушария и 30% из стран Азии. И здесь женщины шли впереди мужчин. Среди женщин было много филиппинок, кореянок, китаянок (из Тайваня).
Автор далее подробно рассматривает образ жизни в США крупнейших национальных и расовых групп. Отношение новых иммигрантов и других этнических американцев к многообразию форм бытия в Америке было довольно сложным. Многие иммигранты быстро ассимилировались и продвигались по карьерной лестнице. Они, как правило, старались не отождествлять себя с «угнетенными меньшинствами», как поступали, скажем, афроамериканцы, родившиеся в США. Но это, скорее, вопрос политики, считает автор.
В 1980-е годы на поверхности политической жизни Соединенных Штатов проявилась новая тенденция. Политики чуть ли не хором заговорили о возросшем значении избирателей женского пола. Голоса женщин во многом предопределили результат выборов 1986 г., когда демократы завоевали большинство в сенате США, где шесть лет господствовали республиканцы. Причем женщины принимали наибольшее участие в избирательных кампаниях, когда ключевым был вопрос о мире. Они больше мужчин выступали против участия США в военных конфликтах, против увеличения расходов на военные нужды, за контроль над вооружениями. Один политик как-то заметил, что идеальным демократическим
кандидатом была бы женщина, республиканским - генерал. Так, собственно, и произошло, когда на пост президента США был избран республиканец Р.Рейган и позже, когда в Белый дом вступил Дж.Буш-ст. Сейчас женщины стали отдавать предпочтение республиканцам.
Подводя итоги своему исследованию, Нэнси Уолоч отмечает, что современный феминизм еще не решил все проблемы, стоящие перед обществом. Их движения полны противоречий. Для одних феминизм - это упорная борьба за равенство мужчин и женщин, для других - средство для подчеркивания разницы между женщинами и мужчинами. Другими словами, противоречия, вытекающие из самой женской природы, как конфликтные ситуации вокруг прав женщин и их роли в жизни общества, еще не раз заявят о себе в будущем.
А.В.Валюженич
Страны Латинской Америки
2004.04.040. ИБЕРО-АМЕРИКАНСКИЙ МИР ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: Сб. докл. на научной конф. молодых ученых. — М.: ИЛА РАН, 2003. — 256 с.
Реферируемый сборник включает доклады молодых ученых, сделанных на конференции в институте латинской америки ран в 2002 г. в выступлениях затронут широкий спектр политических, экономических, внешнеполитических и социальных проблем современного развития стран латинской америки и иберийского полуострова в условиях глобализации, включая особенности протекающих там глобализационных процессов. публикации объединены в три раздела - «латинская америка во внешнем мире», «актуальные проблемы отдельных стран латинской америки», «испания на новом этапе развития».
«В начале 90-х годов с разрушением биполярной модели мирового устройства процессы глобализации всемирной истории, насчитывающие несколько веков, получили резкое ускорение и вышли на поверхность, стали доступны непосредственно, в наблюдении, в научном анализе», -отмечает А.Пятаков в докладе «Латиноамериканское измерение глобализации альтерглобализма»). Под термином «глобализация» он понимает «движение национальных экономик и государств в направлении интеграции во всемирном, т.е. глобальном, масштабе» (с.74). Само понятие, отмечает другая участница конференции, В.Кутузова, появилось в 1983 г. при обозначении феномена слияния рынков отдельных продуктов, произ-