Научная статья на тему 'Современные протестантские фундаменталистские организации в США'

Современные протестантские фундаменталистские организации в США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1068
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРОТЕСТАНТСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ / "ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЫЕ" / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В США / "THE NEW CHRISTIAN RIGHT" / RELIGION / PROTESTANT CONSERVATISM / FUNDAMENTALISM / RELIGIOUS CONSERVATISM / RELIGIOUS ORGANIZATIONS IN USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кошко Мария Владимировна

В статье анализируется деятельность основных современных протестантских фундаменталистских организаций, сформировавшихся в рамках североамериканского протестантизма. Утверждается, что активное участие в электоральном процессе и социальной жизни делает протестантские фундаменталистские организации значительной силой на политической арене США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Protestant Fundamentalist Organizations in the U.S

The author analyses the activities of major modern Protestant fundamentalist organizations formed under the North American Protestantism and emphasizes their considerable politicization. On the basis of her analysis the author concludes that active participation in the electoral process and social life of the Americans makes Protestant fundamentalist organizations a considerable force on the U.S. political arena.

Текст научной работы на тему «Современные протестантские фундаменталистские организации в США»

УДК 274 - 376 (73)

М. В. Кошко

Современные протестантские фундаменталистские организации в США

В статье анализируется деятельность основных современных протестантских фундаменталистских организаций, сформировавшихся в рамках североамериканского протестантизма. Утверждается, что активное участие в электоральном процессе и социальной жизни делает протестантские фундаменталистские организации значительной силой на политической арене США.

The author analyses the activities of major modem Protestant fundamentalist organizations formed under the North American Protestantism and emphasizes their considerable politicization. On the basis of her analysis the author concludes that active participation in the electoral process and social life of the Americans makes Protestant fundamentalist organizations a considerable force on the U.S. political arena.

Ключевые слова: религия, протестантский консерватизм, фундаментализм, религиозный консерватизм, «христианские правые», религиозные организации в США.

Key words: religion, Protestant conservatism, fundamentalism, religious conservatism, «The New Christian Right», religious organizations in USA.

Религия в современном мире играет огромную роль во всех сферах человеческой жизни, начиная от глубоко личной и заканчивая политической и социальной. Население США, принадлежащее до сих пор преимущественно к протестантизму, активно участвует в деятельности различных церквей и деноминаций. В США существует гораздо больше религиозных организаций, чем в любой другой промышленно развитой стране. Одной из наиболее примечательных особенностей религиозного развития этой страны за последние 20 лет является рост консервативных религиозных протестантских организаций.

Особый интерес для нас представляет феномен протестантского фундаментализма как разновидность религиозного консерватизма. Именно в рамках протестантизма зародилось само понятие «религиозный фундаментализм». Необходимо сказать, что все фундамен-

© Кошко М.В., 2014

талистские религиозные организации в американской исследовательской и публицистической литературе называются «религиозными правыми» или - чаще всего - «новыми религиозными правыми», «новыми христианскими правыми», несмотря на то, что последний термин употребляется даже для тех организаций, которые созданы в 70-е гг. XX в. Впрочем, сейчас в газетных статьях чаще всего можно встретить название «неоконы», или «неоконсерваторы».

Определение «христианские правые», или «новые христианские правые» восходит к названию организации The New Christian Right (NCR), возникшей в США в конце 1970-х гг. Ядро ее составляли евангелисты, но делались попытки привлечь и консервативно настроенных католиков. С 1980 по 2000 г. NCR пытались влиять на результаты выборов, лоббировали решения судов и Конгресса. Они не утратили влияния и сегодня, хотя исследователи расходятся во мнениях относительно степени этого влияния [15, p. 118]. В связи с вопросом идентификации и самоидентификации «религиозных правых» Сара Пулиам (Sarah Pulliam), редактор он-лайн издания «Chris-tianity Today», замечает, что представители многих христианских консервативных политических групп называют себя «христианскими правыми» за пределами собственных организаций. Около 15 % электората США причисляют себя к консервативному блоку христиан, составляющему мощную опору Республиканской партии. Так, создатель религиозно-политической организации «Моральное большинство» Джерри Фолуэлл называл своих последователей «религиозными правыми», пока у этого определения не появились негативные коннотации бескомпромиссности и нетерпимости [23].

«Христианский голос» (1978) - это организация, представляющая традиционные американские ценности в Конгрессе и по всей стране. Обеспокоенный тем, что большинство христиан на президентских выборах 1976 г. голосовало за Дж. Картера, Р. Грант основал эту организацию для христианской поддержки кандидатов, защищавших консервативные ценности. О своей миссии «Христианский голос» он говорит так:

«Стандарты библейской морали, неприкосновенность наших семей, невинность нашей молодежи и моральные устои нашего народа рушатся под натиском либеральной этики. Необходимо противостоять им для того, чтобы защитить наш народ от дальнейшего морального упадка» [5].

Моральное разложение нации «Христианский голос» связывал с пренебрежением браком, семьей, родительскими обязанностями, распространением половой распущенности, порнографии: «Все это

процветает в наших школах, нашей культуре, правительстве и даже во многих церквях» [5]. Он обвиняет «популярных» либералов в попустительстве самым разным формам социального поведения, включая «девиантные». На своем сайте «Христианский голос» регулярно помещает результаты проводимых им опросов об отношении к СМИ, политическим событиям, налоговой политике, проблемам образования, страховому обеспечению, абортам, гомосексуализму и т. д. Однако эти результаты не могут считаться достоверными, поскольку желающие принять участие в опросах - это в основном посетители сайта.

«Моральное большинство» (1979) - консервативная политическая организация, состоящая преимущественно из евангелических протестантов и лоббирующая вопросы морали. Идейным вдохновителем и главой ее был преподобный Дж. Фолуэлл, пастор баптистской церкви Томас Роуд в штате «Вирджиния», талантливый оратор и ведущий популярной программы «Евангельский час доброго старого времени», которая воспринималась как национальная. Ориентированная, прежде всего, на южные штаты, организация быстро росла благодаря массовой рассылке, пропаганде в церквях и по телевидению [31, р. 205]. Специалисты по телеевангелизму отмечают, что росту «Морального большинства» особенно помогли списки рассылок, собранные «Евангельским часом» [13, р. 162]. Фолуэлл настаивал на привлечении в организацию католиков и иудеев, хотя не все члены организации его поддерживали [29, р. 316].

Причинами успеха «Морального большинства» Р. Либман считает: 1) сильную финансовую поддержку; 2) постоянную связь лидеров и членов организации; 3) имеющийся организационный опыт у лидеров организации; 4) актуальность поднятых ими проблем [17, р. 55]. «Моральное большинство» предлагало ввести цензуру СМИ, чтобы прекратить распространение антисемейных ценностей; возражало против поправок о равных правах женщин и об ограничении стратегических вооружений; против признания гомосексуализма. Оно выступало за запрещение абортов, даже в случае риска для жизни матери [17, р. 57]. Организация имела сторонников в двух основных политических партиях - республиканцев и демократов, но в большей степени ориентировалась на первую. Политическая активность выражалась в поддержке национальных кампаний в СМИ и кандидатов на выборах, а также в поддержке организаций «простых» людей. Первыми политическими действиями стала поддержка сенатора Джесси Хелмса, выступавшего за законодательное утверждение школьных молитв [30]. Вскоре организация сосредо-

точилась на политической деятельности, в частности, на поддержке кандидатов на президентских выборах. Так, «Моральное большинство» во многом обеспечило победу Р. Рейгана в 1980-м и его переизбрание в 1984 г.1 [27]. Фолуэлл сумел убедить проголосовать за него регулярно посещавший церковь, но политически неактивный пласт населения [17, p. 60]. Однако его ожидания по вопросам абортов и молитв в школах не оправдались.

На президентских выборах 1988 г. «Моральное большинство», вопреки предположениям, поддержало не Пэта Робертсона, а Джорджа Буша старшего - решение, на которое могла повлиять личная конкуренция Фолуэлла и Робертсона: оба они были знаменитыми телепроповедниками. К концу 1980-х гг. деятельность «Морального большинства» была подвергнута острой критике. Заговорили о «фашистском» уклоне организации, которую стали называть «не моральное не большинство», резко упал объем пожертвований. Тем не менее, объявляя о роспуске «Морального большинства» в 1989 г. в Лас-Вегасе, Фоллуэл был настроен оптимистически: «Наша цель достигнута, религиозные консерваторы прочно стоят на ногах, и это движение консервативных христиан сейчас продолжает жить, ничего не прервалось» [30].

«Моральное большинство» вошло в состав новой организации «Федерация Свободы», объединившей около 20 различных крупных религиозно-политических организаций, преследующих одни и те же цели: запрет абортов, однополых браков и порнографии. Помимо этого, они выступают за религиозную свободу, уменьшение налогового гнета и право владения огнестрельным оружием. «Федерация Свободы» заявляет, что представители различных религиозных групп, включая женские и молодежные консервативно-религиозные организации, смогут подойти к решению этих вопросов более профессионально [3].

Следующей крупной организацией христианских правых стала «Христианская коалиция Америки», созданная П. Робертсоном в 1989 г. из христианских фундаменталистов и пятидесятников. Сын сенатора, Робертсон интересовался политикой больше, чем религией. К 1989 г. им была создана «Христианская телевизионная сеть» («Christian Broadcasting Network»), он был главным ведущим популярной телепрограммы «Клуб 700» («Club 700»). После поражения на президентских выборах 1988 г. он не ушел из политики, а на

1 В 1989 г. Time писал, что Фолуэлл считал главной победой «Морального большинства» избрание Рейгана в 1980 г.

деньги, оставшиеся от кампании, основал «Христианскую коалицию», президентом которой оставался до февраля 2001 г. Ее основой стал многомиллионный список консервативно настроенных христиан, интересующихся политикой, который был накоплен с помощью телепередач. В 1991-1997 гг. «Христианской коалицией» руководил талантливый политический стратег историк Ральф Рид.

Как сообщает сайт «Христианской коалиции» [4], в ее главные задачи входит: 1) подготовка и лоббирование на государственные должности консервативно настроенных кандидатов, защищающих семейные ценности, 2) распространение информации и агитация с помощью «руководств» для избирателей. Под руководством Рида и Робертсона «Коалиция» стала наиболее заметной среди консервативных христианских движений. Помимо основных вопросов в защиту семьи коалиция занимается продвижением вопросов здравоохранения, экономики, образования и преступности [20, p. 111]. «Христианская коалиция» имеет большие связи и представляет собой серьезную политическую силу. В частности, большое количество денежных средств уходит на то, чтобы создавать и распространять так называемые «руководства для избирателей» (voter guides) во время предвыборных кампаний и непосредственно выборов в каждом штате. Выпускать их Коалиция стала с 1990 г. В статье, посвященной «Христианской коалиции» в «Энциклопедии фундаментализма», говорится, что цель этих руководств - помочь избирателям получить четкое представление о том, кто из кандидатов разделяет подходы и ценности этой организации, прежде чем они придут на избирательные участки в день выборов [19, p. 98]. Только во время президентских кампаний в 1992 и 1996 гг. было роздано 40 миллионов буклетов. Однако жалобы на то, что «Христианская коалиция» в «руководствах» все же выступает как организация, призывающая голосовать за определенную партию, привели к тому, что в 1999 г. их лишили некоммерческого статуса за нарушение правил, регулирующих пропагандистскую деятельность НКО [6].

«Христианская коалиция» претерпела ряд изменений в руководстве после ухода Р. Рида в сентябре 1997 г. На сайте организации можно найти отчет о последних изменениях и проблемах, с которыми она сталкивается [6]. Резко сократились пожертвования - с 26,5 млн. долл. в 1996 г. до 3 млн. в 2000 г.; организации пришлось сократить персонал. Ряд сотрудников после увольнения в феврале 2001 г. подали в суд иск о расовой дискриминации.

Еще одним примером религиозной консервативной организации, сосредоточенной на проблеме сохранения семейных ценностей, является «Семья в фокусе» (Focus on Family). Эта НКО была основана в 1977 г. психологом Джеймсом Добсоном в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо. Она принадлежит к так называемым пара-церковным организациям - некоммерческим организациям или частным ассоциациям христиан, не подчиняющимся церковному надзору. Эта организация активно поддерживает межконфессио-нальную работу по поддержке консервативной политики в социальных вопросах. Ее миссией, постулированной на официальном сайте, является воспитание населения, защита института семьи и распространение библейских истин во всем мире путем радиовещания и издания журналов [10]. Идейной основой движения стали книги Добсона по различным проблемам семейной психологии: как предотвратить развод, о воспитании детей, о борьбе с различного рода зависимостями. Организация также предоставляет бесплатную горячую линию для звонков по всем семейным проблемам. Организация поддерживает восстановление обязательных школьных молитв и допускает телесные наказания детей [8]. Она решительно выступает против абортов, феминизма, гомосексуализма, порнографии, легализации азартных игр, добрачных и внебрачных сексуальных отношений [9]. Эти темы обсуждаются в еженедельных телепрограммах. Программы религиозно ориентированы и затрагивают различные семейные темы: воспитание трудных подростков, помощь жертвам насилия, усыновление детей, роли мужчины и женщины в семье, истории семьи и традиций, борьба с алкоголем, наркотиками и многие другие.

Позиция по отношению к однополым бракам достаточно предсказуема. Добсон утверждает, что брак должен быть определен как союз между одним мужчиной и одной женщиной. Традиционный брак является краеугольным камнем общества, а цель геев и лесбиянок - «уничтожить сам институт брака, что приведет к тому, что все будут пользоваться преимуществами брака без ограничения числа партнеров и их пола» [7]. В интервью «Christianity Today» Добсон высказался категорически против гражданских браков. «Это те же однополые браки только под другим названием», которые «исказят понимание подрастающим поколением основополагающих принципов брака и семьи» [26].

В радиопередачах также обсуждаются политические вопросы и текущие события, как правило, с консервативно-христианской точки зрения. Среди множества издаваемых ими журналов есть и журнал «Гражданин», который полностью посвящен политике.

На посту лидера организации в 2003 г. Дж. Добсона сменил Дональд Ходел. В 2008 г. в организации возникли финансовые трудности, приведшие к ликвидации 202 рабочих мест (18 % сотрудников). После резкого уменьшения пожертвований, составлявших около 80 % общего бюджета организации, он упал со 160 млн. долл. в 2008-м финансовом году до 138 млн. долл. в 2009-м [24]. 27 февраля 2009 года Добсон объявил, что покидает пост Председателя Совета директоров, но будет продолжать вести радиопередачу «Флагман» (flagship radio program) и выступать с еженедельным обращением к слушателям, затрагивая моральные вопросы современности [11].

«Чайная партия» (Tea Party movement) - популистское консервативное политическое движение, возникшее в США в 2009 г. в рамках протестов, вызванных актом 2008 г. о чрезвычайной экономической стабилизации и рядом реформ в области медицинского страхования. Как политическая сила они выступают за снижение налогов, государственного долга и дефицита федерального бюджета. Название организации отсылает к Бостонскому «чаепитию» 1773 г. - акции протеста против повышения налога на чай под лозунгом «Нет налогам без парламентского представительства» [16, p. 77], в ходе которого американские колонисты уничтожили английский груз чая.

Движение «чаепития» не является политической партией, и кандидаты от него не баллотируются ни в Конгресс, ни в другие выборные органы власти. Однако, как показало исследование агентства Gallop в 2010 г. [21], большая часть участников движения считает себя консервативно настроенными республиканцами. CBS News и газета New York Times провели опрос среди 1 500 респондентов [21], показавший, что 18 % опрошенных идентифицирует себя с этим движением. Большинство сторонников «Чайной партии» - белые люди, чаще всего это - мужчины 45 лет и более, относящие себя, скорее, к консерваторам (73 %), республиканцам (55 %), протестантам и евангеликам (75 %), имеющие высокий уровень образования. Преобладают в партии именно консервативные протестанты. Однако следует отметить, что с момента начала ее существования (2009) и по сегодняшний день представителей «Чайной партии» интересуют в большей степени не вопросы веры, а со-циоэкономические проблемы безработицы, высокого уровня налогов и государственных расходов.

Как мы видим, все фундаменталистские организации, рассмотренные выше, ведут активную политическую деятельность. Порой даже кажется, что данные организации занимаются только полити-

кой. Это объясняется тем, что фундаменталисты хотят, чтобы изменения в социальной жизни отражали их религиозные установки, например, молитва в школах. Путь к этому они видят только через лоббирование своих интересов в политике, чаще всего - через лоббирование конкретного кандидата, «своего человека» в правительстве. Этим и занимается большая часть описанных нами организаций, например, таких как организация «Христианская коалиция Америки» или, в прошлом, «Моральное большинство». Некоторые организации занимаются политикой в меньшей степени, к примеру, организация «Семья в фокусе» уделяет огромное значение именно работе по предоставлению психологической помощи и поддержке семьям.

Анализ деятельности рассмотренных нами организаций показал высокую вовлеченность религиозного консерватизма в электоральный процесс. Несмотря на официальное отделение Церкви от государства, на сегодняшний день взаимоотношения республиканских политических деятелей и большинства современных протестантских консервативных религиозных организаций в США представляют собой некий симбиоз. Религиозные организации поддерживают республиканских кандидатов на выборах, а те, в свою очередь, пытаются лоббировать их интересы в правительстве. С 1980 по 2000 гг. «новые религиозные правые» стремились влиять на результаты выборов, лоббировали решения Конгресса, а также судебные решения. Несмотря на то, что исследователи расходятся во мнениях относительно их силы влияния, «новые христианские правые» (NCR) остаются значительной силой на американской политической арене.

Список литературы

1. Гетманская Е.О. Северная баптистская конвенция. - СПб., 1994.

2. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (Филос.-социолог. очерки). - СПб.: РХГИ, 1997.

3. Banks A.M. Conservatives Launch New 'Freedom Federation' // Christianity Today Politics Blog. - URL:

http://blog.christianitytoday.com/ctpolitics/2009/07/conservatives_l.html (дата обращения: 7.03.2013).

4. Christian Coalition of America. [Электронный ресурс] // Christian Coalition of America. - URL: http://www.cc.org/ (дата обращения: 20.03.2013).

5. Christian voice. [Электронный ресурс] // Christian voice. - URL: http://www.christianvoiceonline.com (дата обращения: 19.03.2013).

6. Cooperman A., Thomas E. «Christian Coalition Shrinks as Debt Grows» //

The Washington Post. April 10, 2006 [Электронный ресурс] // The Washington Post. - URL: http://www.washingtonpost.com/wp-

dyn/content/article/2006/04/09/AR2006040901063 .html (дата обращения:

12.03.2013).

7. Dobson J. Dr. James Dobson's Newsletter Marriage on the Ropes. [Электронный ресурс] // Catholic Family Catalog. - URL: http://www.catholicfamilycatalog.com/dr-james-dobson-on-marriage.htm (дата обращения: 15.02.2013).

8. Focus on the Family Defends Parents' Right to Discipline. [Электронный ресурс] // Focus on the Family. - URL: http://replay.web.archive.org/20040501021208/http://www.family.org/welcome/pres s/a0021264.cfm (дата обращения: 8.02.2013).

9. Focus on the family. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.focusonthefamily.com/ (дата обращения: 15.02.2013).

10. Focus on the Family's Foundational Values. [Электронный ресурс]. -URL: //http://www.focusonthefamily.com/about_us/ guiding-principles.aspx (дата обращения: 4.03.2013).

11. Gorski E. Dobson Resigns as Chairman of Focus on the Family // The Christian Post. Feb. 27 2009 [Электронный ресурс] // The Christian Post. - URL: http://www.christianpost.com/news/dobson-resigns-as-chairman-of-focus-on-the-family-37228/ (дата обращения 4.02.2013).

12. Guth J. L. The New Christian Right // Encyclopedia of Fundamentalism/ B.E. Brasher (ed.) New York, London: Routledge, 2001.

13. Hadden J, Swann Ch. Prime Time Preachers: The Rising Power of Tele-

vangelism. - Addison-Wesley Pub. Co, 1981. [Электронный ресурс] // University of Virginia Library. - URL:

http://etext.virginia.edu/toc/modeng/public/HadPrim.html (дата обращения:

17.01.2013).

14. Hankins B. Southern Baptist Conservatives and American Culture. - The University of Alabama Press, 2002.

15. Lambert F. Religion in American Politics: A Short Story. - Princeton University Press, 2010.

16. Lepore J. The Whites of Their Eyes: The Tea Party's Revolution and the Battle over American History. - Princeton University Press, 2010.

17. Liebman R. The New Christian Right. - New York: Aldine Publishing Company. 1983.

18. Lindner E. (ed.) Yearbook of American and Canadian Churches. - National Council of Ch of Christ in USA, 2010.

19. Lupo S. Christian Coalition // Encyclopedia of Fundamentalism / B.E. Brasher (ed.) New York; London: Routledge, 2001.

20. Micklethwait J, Wooldridge A. The Right Nation: Conservative Power in America. - The Penguin Press HC, 2005.

21. Newport F. Tea Party Supporters Overlap Republican Base July 2, 2010. [Электронный ресурс] // Gallup International Association. - URL: http://www.gallup.com/poll/141098/Tea-Party-Supporters-0verlap-Republican-Base.aspx (дата обращения:17.02.2013).

22. Official web-site of Southern Baptist Convention [Электронный

ресурс] // Southern Baptist Convention. - URL:

http://www.sbc.net/resolutions/amresolution.asp?id=899 (дата обращения:

15.02.2013).

23. Pulliam S. Phrase 'Religious Right' Misused, Conservatives Say // Christi-

anity Today, February 12, 2009 [Электронный ресурс] // Christianity Today. -URL: http://www.christianitytoday. com/ct/2009/februaryweb-only/106-42.0.html

(дата обращения: 3.03.2013).

24. Reed B. Focus on the Family eliminating 202 jobs // The Gazette November 17, 2008 [Электронный ресурс] // The Gazette. - URL:

http://www.gazette.com/news/focus-43586-lays-eliminationg.html (дата

обращения: 4.02.2013).

25. Richardson V. Dobson steps down as FOF chairman // The Washington Times. February 27, 2009 [Электронный ресурс] // The Washington Times. -URL: http://www.washingtontimes.com/news/2009/feb/27/dobson-steps-down-fof-chairman/ (дата обращения: 4.02.2013).

26. Rutledge K. K. Dobson on the Gay Marriage Battle // Christianity Today. January 2005. V. 49. No. 1 [Электронный ресурс] // Christianity Today. - URL: http://www.christianitytoday.com/ct/2005/january/21.60.html (дата обращения:

15.01.2013).

27. Scrapping The Moral Majority // Time. Jun. 26, 1989. [Электронный ресурс] // Time US. - URL:

http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,958023,00.html (дата обращения: 12.02.2013).

28. The Concerned Women for America [Электронный ресурс] // The Concerned Women for America. - URL: http://www.cwfa.org/main.asp (дата обращения: 20.03.2013).

29. Whalen R. Moral Majority // Encyclopedia of Fundamentalism/ B.E. Brasher (ed.) New York; London: Routledge, 2001.

30. Wilcox C. Onward Christian Soldiers? The Religious Right in American

Politics. - Westview Press, 2006. [Электронный ресурс] // The Questia library. -URL: http://www.questia.com/PM.qst?a=o&d=37062245 (дата обращения:

14.02.2013).

31. Wuthnow R. The Restructuring of American Religion. - Princeton University Press, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.