В Южной Корее новый режим социального обеспечения позволил преодолеть без больших трудностей последствия финансового кризиса конца 1990-х годов; особенно важную роль сыграла новая программа страхования на случай безработицы, позволившая стране противостоять возросшему в 4 раза уровню безработицы. Пример Южной Кореи показывает, что ССО не является ни роскошью, ни тяжким бременем для правительства. Наоборот, она способствует увеличению производительности труда и социальной солидарности и служит амортизатором для экономики в период кризиса или сильных потрясений. В эпоху глобализации ССО необходима для гарантии устойчивого экономического и социального развития.
Международная кампания, объявленная МОТ, имеет целью помочь странам со средним уровнем доходов продолжить их развитие, а менее развитым странам - определить тип ССО, который позволит им в наибольшей степени охватить население социальным обеспечением. Кроме того, одной из задач кампании является тестирование новых идей и оценка действий, предпринятых государствами для обеспечения доступа к ССО более широкого круга населения. МОТ использует свой опыт ведения социального диалога и трехсторонних консультаций для решения проблем, которые ставит расширение ССО в странах с низким уровнем защиты от социальных рисков и с высоким уровнем занятости населения в неформальной экономике.
С.Н.Куликова
2004.04.035. БЕРГ Э., КРЮГЕР Э. ТОРГОВЛЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И БЕДНОСТЬ.
BERG A., KRUEGER A. Trade, growth, and poverty: A seletive survey. -Wash.: IMF, 2003. - 50 p. - (IMF working paper; WP/03/30). - Bibliogr.: p.41-50.
Авторы рассматривают влияние открытости экономики на бедность, в том числе на рост средних доходов населения и на систему распределения доходов.
Имеющиеся исследования, указывают авторы, подтверждают тезис о том, что открытость в торговле в значительной степени способствует экономическому росту и не оказывает прямого и систематического негативного воздействия на положение бедняков. Еще 20 лет назад был достигнут консенсус в вопросе, что либерализация торговли способствует экономическому росту и сокращению бедности, в частности через воз-
действие на рост среднего уровня дохода на душу населения и на распределение богатства. Изменения в среднем доходе на душу населения стали главным определяющим фактором динамики уровня бедности. За 19781998 гг. доля мирового населения, живущего в крайней бедности (т.е. имеющего ежедневные расходы на душу населения менее двух долларов в ценах 1985 г.), резко сократилась - с 38 до 19% (с.3). В то же время при общем увеличении населения земного шара абсолютное число бедняков сократилось - с 1,4 млрд. до 1 млрд. человек, что было обусловлено почти исключительно экономическим ростом, а не перераспределением доходов на мировом уровне. Доходы бедняков имели тенденцию роста пропорционально росту среднего дохода на душу населения.
Изменения в распределении доходов могут стать важным фактором снижения уровня бедности внутри отдельных стран. В то же время если быстрый рост бедности связан с ухудшением распределения доходов, то это означает, что повышение темпов экономического роста недостаточно для сокращения бедности. Изменения в распределении доходов с течением времени значительно отстают от темпов изменения среднего дохода на душу населения. Более того, изменения в распределении дохода и реальном доходе на душу населения со временем все слабее связаны друг с другом, если вообще такая связь существует. Иными словами, при наличии причинно-следственных взаимосвязей между экономическим ростом и изменениями в распределении доходов большинство изменений в доходах бедняков обусловлено динамикой средних темпов роста, а не изменениями в распределении доходов.
Как указывают авторы, в Китае не произошло сколько-нибудь сильного увеличения неравенства, которое могло бы нейтрализовать быстрый рост дохода на душу населения в период с 1980 по 1992 г. В этот период средний доход на душу населения ежегодно увеличивался на 3,6%. В то же время коэффициент Джини для Китая вырос очень существенно по международным меркам - с 0,32 до 0,38 (с.4). Несмотря на рост неравенства, число бедняков, живущих на доход менее двух долларов в день, сократилось примерно на 250 млн. человек, поскольку быстрый рост доходов нейтрализовал влияние увеличения неравенства. В противном случае неравенство в Китае росло бы вдвое быстрее, чем это имело место в действительности, и значительно быстрее, чем это отмечалось в любой другой стране в послевоенный период.
В Индии также произошло значительное сокращение абсолютной бедности. Как показал ряд исследований, доля живущих в бедности упала
с 35% в 1987/88 г. до 29% в 1993/94 г. и до 23% в 1999/2000 г. (с.4). Во многих случаях увеличение доходов было обусловлено сдвигами в распределении доходов.
По мнению авторов, хотя в ряде случаев сокращение бедности было в основном связано с изменением величины средних доходов, рост доходов мог быть вызван и либерализацией торговли. Последняя создает свой специфический тип роста, который направлен против бедности или, наоборот, может ее стимулировать. Либерализация торговли может принести пользу беднякам в той же степени, как и среднему гражданину страны.
Рассматривая проблему открытости экономики в более широком контексте экономических реформ, авторы подчеркивают, что трудно вычленить ее воздействие на бедность из всей совокупности последствий реформ. Хотя либерализация торговли действительно является только частью реформ, она часто играет ключевую роль и является первоначальным инструментом стимулирования экономического роста.
В.Г.Былов